В прошлых статьях я писала о том, как в средневековом европейском искусстве утвердился романский стиль и о его характерных чертах. Настало время поговорить о том, чем же эта художественная эпоха сменилась.
Время шло, жизнь в Западной Европе постепенно начинала меняться. Практически на всей европейской территории уже прочно утвердилась христианская религия. Благодаря крестовым походам Европа приобщалась к богатейшей культуре Востока и Византии. Европейские феодалы становились всё состоятельней, культурнее и образованнее и это не могло не сказаться на искусстве, которое приобретало новые черты.
С XII века романский стиль постепенно уступает место новой художественной системе, получившей название го́тика (от итал. Gotico – готский) по наименованию германского варварского племени го́тов. Так этот стиль стали называть в последующие эпохи, когда в моде была античная классика, а всё не похожее на неё считалось уродливым, нецивилизованным – варварским.
Городская культура в Западной Европе.
Возникновение готического стиля, связывают с появлением и бурным ростом городов на всей территории Западной Европы. Они зарождались как центры ремёсел и торговли и привлекали всех тех, кто хотел освободиться от крепостной зависимости. Формально города подчинялись какому-либо феодалу, королю или даже церкви, но сами жители города не были крепостными, то есть лично не зависели от сюзерена. Это была своеобразная вольница, куда стремились многие. «Воздух города делает свободным» — говорили тогда.
Как строились города в Средневековье?
Чтобы выжить в городе человек должен был владеть какой-либо профессией — ремеслом. Представители одной специальности объединялись в цеха , в каждом из которых действовал свой устав, была разработана иерархическая лестница (от учеников-подмастерьев до мастеров) и правила «приёма» тех, кто желал заниматься этим видом деятельности.
Представители одного цеха часто проживали в городе компактно, поэтому для средневековых городов весьма характерны такие названия улиц как, например, «гончарная», «каменщиков», «ткачей», «кожевенная», «кузнечная» и т.п. Цеховые ремесленные организации были весьма значимым и авторитетным органом городского самоуправления, влиявшим на все проходившие в городе процессы.
Немецкие кузнецы (первая половина XIV века).
Именно в городах появились первые в Западной Европе университе́ты (от лат. universitas — совокупность, общность) – учебные заведения, где могли получать образование все желающие (за исключением женщин), даже не имеющие духовного звания. Первый западноевропейский университет был открыт в Болонье (Италия) в конце XI века, затем подобные учебные заведения появились в Кембридже, Оксфорде и Париже. Со временем их число продолжало увеличиваться.
Университеты конкурировали с официальной церковью, претендуя на первенство в научном познании. Постепенно, в Западной Европе начинает формироваться система светского образования , а также база, на которой, в будущем, будет строиться вся европейская наука.
На основе системы управления и общественного устройства, все европейские средневековые города можно разделить на три группы:
1. Столичные города, развивающиеся вокруг рыцарских (королевских или княжеских) замков. Как правило, в названии такого города присутствуют слова, переводящиеся как «крепость» или «замок», например, немецкое – «бург»;
2. Вольные «имперские» города-коммуны. Это были торгово-ремесленные центры, становящиеся свободными (самоуправляемыми) купеческими республиками;
3. Университетские города – возникавшие вокруг университетов, центры образования и развития науки.
Все средневековые города, независимо от их типа, строились согласно общему принципу. Как правило, вокруг города возводилась высокая крепостная стена с дозорными башнями и закрывавшимися на ночь воротами, которые охранялись стражниками, не пропускающими «подозрительных» лиц.
Застройка жилых домов была очень тесной (так как городские стены не позволяли расти городу вширь), так что дома строились вплотную друг другу, а ширина улиц, редко превышала длину копья.
Верхние этажи жилых зданий снабжались навесами и балконами, стоя на которых, соседи, проживающие на разных сторонах улицы, могли запросто пожать друг другу руку.
Как правило, средневековые европейские города имели радиальную стихийную планировку, где многочисленные узкие извилистые улочки, часто представляющие собой лабиринт, в конце концов, сходились на центральной площади, являвшейся сосредоточением общественной жизни.
Здесь проводились собрания и праздники, располагались все самые важные социальные объекты и главные здания, такие как рынок, дом (дворец или замок) правителя, а также здание административной власти города, называемое в зависимости от страны магистра́том, ра́тушей , мэ́рией или сеньо́рией . Ратуша была видна издалека, так как над ней, как правило, возводилась высокая башня.
Если город был процветающим, то на деньги, собранные его жителями, приобретались часы с боем, которые затем торжественно устанавливались на башню ратуши и являлись предметом гордости горожан (кстати, средневековые часы не имели минутной стрелки).
Главной городской достопримечательностью, средоточием общественной, культурной и духовной жизни города был собор. Если в романский период собор часто становился крепостью и был частью монастырского (сельского) ансамбля, то в период готики предназначение и философия храмовой архитектуры существенно изменились. Именно это послужило толчком к рождению нового художественного стиля. Как именно? Об этом читайте в следующей публикации .
А сейчас предлагаю посмотреть видео на моем youtube-канале :
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.
Больше о средневековой культуре Западной Европы читайте здесь:
Источник: dzen.ru
§ 16. Сердце средневекового города
Центром средневекового города, как и современного, была площадь. Только в случае средневекового города на площади протекала вся жизнь города: там проводились торги, люди обменивались новостями, наказывали преступников, на площади проходили театральные выступления и представления.
В отличие от современного города в средневековом городе не было водопровода и канализации.
2. Ратуша.
1. Какие предметы и документы хранились в ратуше? Какое значение они имели для города?
В ратуше хранились городское знамя, ключи от городских ворот, городская печать. Там же, в прочных сундуках за многими замками, сберегали казну и архив. Архивные документы охранялись особенно тщательно, так как содержали грамоты, в которых были записаны права, вольности и привилегии города.
2. Какой из трёх перечисленных способов формирования городского правительства представляется вам более демократичным? Какие группы городского населения в любом случае не допускались к городскому управлению?
Наиболее демократичным способом формирования городского совета было избрание его членов на узком собрании «уважаемых» горожан.
В любом случае к городскому управлению не допускались бедняки и даже многие состоятельные ремесленники.
3. Городской собор.
Почему горожане тратили столько средств, сил и времени на возведение соборов?
Горожане тратили столько средств, сил и времени на возведение соборов для того, чтобы показать величие, красоту и богатство своего города, чтобы гордиться им. Кроме того, соборы строились в честь святых, которые должны были помогать городу и охранять им.
4. Романские и готические соборы.
1. Как вы думаете, почему романские храмы напоминали крепости? Почему они названы романскими? Чем они напоминают архитектурные памятники Древнего Рима?
Потому что период, когда строились соборы – 9 – 12 век – был периодом междоусобных войн и постоянных нападений соседних племен (норманнов, венгров и т.д.), поэтому они имели толстые стены, чтобы в случае нападения жители города могли укрыться за ними.
Романскими эти соборы называются, потому что зодчие, которые их строили, использовали приемы древнеримских строителей. Архитектуру Древнего Рима данные соборы напоминали использованием колонн, арок и сводов.
2. Какое настроение создавала у верующих архитектура готического собора?
Архитектура готического собора создавала впечатление легкости и невесомости, как-будто собор тянется ввысь.
Вопросы в конце параграфа.
1. Представьте себе, что вы путешественник, прибывший в средневековый город. Опишите, что вы увидели в городе. Что показалось вам необычным?
Внешний вид средневековых городов был отличен от современных. Город окружали высокими стенами с башнями и глубокими рвами, наполненными водой для защиты от нападений, городские ворота запирались на ночь. Стены, окружавшие город, ограничивали его территорию; по мере притока населения из деревень и увеличения числа жителей она не вмещала всех живущих, и ее приходилось расширять, сооружая новые стены. Так возникали предместья, в которых селились преимущественно ремесленники.
Из-за ограниченности городской территории улицы были очень узки. Дома строились в несколько этажей, причем каждый верхний этаж нависал над нижним, так что на улице всегда был полумрак. Архитектура домов была несложной и однообразной, основными строительными материалами служили дерево, камень и солома. Исключение составляли дома феодалов и богатых купцов.
Резко выделялись два здания на городской площади — кафедральный собор и ратуша. Это был центр города и одновременно рыночная площадь. Улицы населялись ремесленниками одной специальности. Окна каждой мастерской обычно выходили на улицу: днем ставни открывались, верхняя превращалась в навес, а нижняя становилась прилавком.
Кроме того, через открытое окно можно было видеть, как изготавливаются изделия. Уличного освещения долгое время не существовало. Тротуаров тоже не было, улицы были немощеными, поэтому летом в жару было очень пыльно, а весной и осенью — грязно. Отбросы выбрасывали прямо на улицы.
Пройти и проехать по улице средневекового города можно было с трудом, лужи бывали столь глубокими, что через них нельзя было даже проехать на лошади. Скученность населения, антисанитарное состояние, отсутствие больниц превращало город в рассадник всех болезней и эпидемий, от которых иногда умирало от 1/2 до 1/3 населения городов, особенно во время чумы, которую называли черной смертью. Города с их деревянными постройками и крышами, крытыми соломой, часто подвергались опустошительным пожарам, поэтому существовало правило с наступлением темноты гасить огни в домах.
2. С помощью дополнительных материалов подготовьте сообщение об одном из знаменитых средневековых соборов.
Шартрский собор – католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года.
От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.
Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.
Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.
Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).
Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.
Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.
Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла.
На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.
Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами.
Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».
Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.
Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь.
Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада (но не повторяет его в точности, как многие ошибочно считают), а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна. Лабиринт насчитывает одиннадцать концентрических кругов, общая длина пути по лабиринту – приблизительно 260 метров. В его центре цветок с шестью лепестками, контуры которого напоминают розы собора.
Согласно псевдодокументальному фильму «Далёкая синяя высь», рисунки на полу Шартрского собора помогли математикам открыть «гравитационные тоннели».
В Шартрском соборе хорошо сохранились средневековые витражи, в том числе и окно-роза. Общая площадь остекления в соборе — 2044 кв.м. В витражах этого периода преобладают глубокие синий и красные цвета, а светлые оттенки встречаются редко.
Вопросы к дополнительному материалы.
Какое значение имела деятельность менял в средневековом обществе?
Благодаря деятельности менял развивалась торговля, так как это давало возможность покупать/продавать товары другого государства, что способствовало развитию обороту товаров.
1. Как вы думаете, в каком архитектурном стиле возводилась башня?
Я думаю, что в готическом стиле, для него характерна стремление ввысь.
2. Чем объяснить, что мастера допустили при строительстве столь серьёзные ошибки и к тому же не обращали внимания на предупреждения?
Возможно, что мастера растеряли знания по архитектуре и зодчеству, которые были известны во время римской империи.
Источник: resheba.me
Что такое ратуша
Люди, увлекающиеся историей и архитектурой знают, что такое ратуша. Также с этим понятием знакомы путешественники и туристы, побывавшие в старинных европейских городах и предместьях.
Статьи по теме:
- Что такое ратуша
- Что посмотреть в Литве
- Как раньше строили дома
Что такое ратуша
Ратуша – это старинное здание, в котором раньше обитали купцы и чиновники. В настоящее время подобные сооружения считаются памятниками архитектуры.
Слово «ратуша» в славянском языке было позаимствовано от немцев. Исторически первые ратуши были построены именно в Германии. В немецком языке слово Rathaus состоит из двух составляющих: raten и Haus, что в переводе означает «советовать» и «дом», а вместе — дом советов.
В России также существовали аналогичные сооружения. Например, Орган городского самоуправления, который был создан Петром I в 1699 году. Главной его задачей было представлять деловые интересы купечества. Он просуществовал вплоть до 1720 года.
Еще со средних веков (12-14 века) сложился определенный архитектурный стиль ратуши. Выглядело оно как простое двухэтажное здание с большим залом для совещаний, красивым балконом и часовой башней в несколько ярусов.
В 16-17 веках на средневековую архитектурную базу накладывались ренессансные и барочные элементы.
В 19-20 веках ратуши строили в романтическом стиле с примесью национальных мотивов.
Современные ратуши – это административные здания, иногда сочетающиеся с исторически сложившейся городской архитектурной стилистикой. На территории бывшего Советского союза ратуши строились в Украине, Белоруссии, а также в Прибалтике. По сложившейся традиции большинство зданий ратуш строили с башнями, на которых размещали колокола или часы.
Знаменитые исторические ратуши
Крупные старинные ратуши можно встретить в Праге, Мюнхене, Бремене, Антверпене, Таллине и других городах.
Небольшие городские ратуши, построенные 200-300 лет назад, есть во многих старых европейских городах.
В перечень культурного наследия ЮНЕСКО входит Бременская ратуша. Она была построена в начале 15 века.
Ратуша находится в Бремене и является классическим образцом готической архитектуры. Сооружение расположено на рыночной площади в самом центре города.
Спустя сто лет местные власти приняли решение о реставрации здания. В итоге сооружению был придан облик «Везерского Ренессанса».
Во время второй Мировой войны ратуша чудом уцелела, несмотря на то, что большая часть города лежала в руинах.
Последняя на данный момент времени реставрация Бременской ратуши была проведена в 2003 году.
Одной из главных исторических достопримечательностей Праги является Староместская ратуша. Сооружение было построено еще в 1338 году и расположено в старой части города. Каждый год тысячи туристов посещают эту древнюю ратушу и любуются интересной архитектурой постройки.
Однако здание не сохранилось в первозданном виде со времен Средневековья, ратушу несколько раз перестраивали. В 1360 году у западной стороны постройки появился второй корпус, а в 19 веке на верху ратуши установили часы. В 1945 году пожар нанес большой ущерб Староместской ратуше.
Одной из наиболее старейших считается Таллинская ратуша. В 2004 году зданию исполнилось 600 лет. В северной Европе это единственная старинная ратуша, построенная в готическом стиле. Она состоит из нескольких больших залов, казначейства, кухни и подсобных помещений.
Если будете путешествовать по Европе, непременно поинтересуйтесь, есть ли в городе старинная ратуша. По большей части, это очень красивые здания, которые непременно стоит посетить самостоятельно или с экскурсией.
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Как строили дома раньше
- Казанская татарская ратуша
- Необычная архитектура современности
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Что посмотреть в Мюнхене
- Сказочные замки Баварии
- Достопримечательности Мюнхена
- Как построить башню
- «Умное» здание внутри и снаружи
- Уникальные европейские замки
- Самые красивые архитектурные памятники мира
- Английский дом — какой он?
- Что посмотреть в Неаполе
- Аккерманская крепость
- В каком европейском городке нет дорожных знаков
- Какие достопримечательности Берлина стоит посмотреть
- Бельгийское королевство. Антверпен.
- Как оформлены выставочные залы Эрмитажа
- Столица Филиппин: что посмотреть?
- Как построить профиль рельефа местности
- Как строили крепость Свияжск
- Как раньше строили дом
- Что посмотреть в Люксембурге и окрестностях
Источник: www.kakprosto.ru