В России день работника стекольной промышленности отмечают ежегодно с 19 ноября 2002 года, в день рождения выдающегося русского ученого Михаила Ломоносова (1711-1765) — создателя химического производства глазури, стекла, фарфора.
Русский хрусталь XIX века несмотря на монументальность и торжественность форм, отличался изяществом и тонким вкусом граненого декора. Это объясняется привлечением на Императорский Стеклянный завод крупнейших архитекторов того времени – А. Воронихина, К. Росси, Тома де Томона, В. Стасова, И. Иванова и А. Брюллова разработки которых заложили художественно-стилистические основы в развитии русского хрусталя ХIХ века.
К профессиональному празднику стеклоделов, производителей художественного стекла мы подготовили обзор
«Основные виды граней, применяемых в русском художественном стекле XIX века»
- «Алмазная» грань, или «простой алмаз» (англ. plain diamond) — названа по сходству с огранкой алмаза. Появилась впервые в ирландском стеклоделии в конце ХVIII века и с начала XIX века стала самым распространенным типом резного декора, первоначально называлась «английской» гранью.
- «Бахметьевская» грань — в виде вертикальных линий «валиком», разделенных на три пояса: чередующиеся звездочка и круглая оптическая шлифовка; нижний и верхний четырехгранный «камень». Подобная грань известна в первой четверти XIX века ИСЗ. Названия получила в связи с исполнением по императорскому заказу сервиза с такой гранью на Никольско-Пестровском заводе Бахметьевых в 1830-40-х годах. На протяжении второй половины XIX века изделии я с такой гранью выпускались на ИСЗ, на частных предприятиях – Бахметьевском и Гусевском заводах.
- «Бриллиант», или «Трельяжный камень» — усеченный четырехгранник со звездочкой-крестиком на срезе вершины. Грань получила распространение со второй четверти ХIХ века, в первую очередь на ИСЗ.
- «Веерная» грань (англ. fan) – известна с начала ХIХ века, использовалась главным образом для оформления борта изделий фигурным резным краем, что было распространено на протяжении всего ХIХ века.
- «Земляничный алмаз» (англ. strawberry diamond) — усеченный четырехгранник с мелкими порезками «простым алмазом» на срезе вершины. В России появился с начала 1800-х годов, особенно был популярен на Гусевском заводе Мальцовых.
- «Камнем» — грань в виде усеченного четырехгранника с отшлифованным срезом вершины. Название общее для всех многогранников с различной обработкой среза. Огранки «камнем» были особенно распространены в русском стеклоделии с начала 1800-х годов и на протяжении первой половины XIX века.
- «Листья бамбука» — фигурная грань в виде косых узких листьев с разделкой «прожилок». Существует версия, что образцами для такой грани послужили купленные в Париже в королевском магазине изделия, шлифованные таким образом.
- «Лучевая розетка» или «звездой» (англ. star) — розетка из узких лучей, расходящихся из центра основания предмета. Появилась в 1800-х годах. Декоративный элемент, создающий дополнительную игру света в донышке предмета.
- «Оливером» — оптическая грань в виде вытянутых овалов, расположенных поясами или в шахматном порядке. Получила широкое распространение в продукции завода Мальцовых во второй половине ХIX века, войдя в фабричные прейскуранты.
- «Мальцовская грань» — пышное эклектическое сочетание разнообразных орнаментов из розеток, камней, кустов и т.д. Характерна для изделий Гусевского завода Мальцовых ХIX – начала XX веков, в особенности в изделиях, предназначенных для восточного рынка.
- «Павлинье перо» — изысканный орнамент из оптических линз и легких насечек, применялся на ИСЗ в первой четверти ХIХ века. В силу сложности исполнения и отсутствия должного эффекта в сравнении с игрой резной грани применялся редко.
- «Пальцем» — грань в виде вертикальных плоских граней с закругленным или усеченным завершением. Распространена в русском стеклоделии с первой четверти ХIХ века – сначала на ИЗС, а затем особенно широко использовалась на Гусевском заводе Мальцовых.
- «Призматическая» грань («ступенчатая», «шаговая») – V-образная, вертикальная, горизонтальная или косая. На ИСЗ известна уже в 1820-х годах, использовалась на всех крупных стекольных заводах.
- «Русская грань» — в 1885 году русским посольством в Вашингтоне и американским — в Санкт-Петербурге были приобретены в Нью-Йорке одинаковые банкетные сервизы, изготовленные на заводе Т. Хоукса в Корнинге (штат Нью-Йорк, США). После этого богатая резная грань из сложных композиций многоконечных «звезд-розеток» стала называться «Русской гранью».
- «Русский камень» — усеченный восьмигранник с гладкой шлифовкой на срезе вершины. На предметах «камни» располагались в шахматном порядке и дополнялись «простым алмазом» в точках пересечений линий рисунка. Орнамент декоративен, дает богатую лучистую игру полированных граней. Появился с середины 1820-х годов.
- «Широкая» грань – известна в европейском стеклоделии конца XVIII века, в частности в Британии. В России использовалась на ИСЗ уже в первой четверти XIXвека. В 1830-40-x года была особенно популярна.
- «Ямкой» — оптическая грань в виде круглых ямок, располагавшихся на предмете поясами или в шахматном порядке. Появилась в 1820-е годы на ИСЗ, но широкое распространение получила в продукции завода Мальцовых (Гусевском, Дятьковском) в последней четверти ХIХ – начале ХХ века.
Источник: Поляшова О.М. Русское стекло XIX – начала XX века, из собрания ВМДПИ, 2014, стр. 341-343
Алмазная грань! Лучший декор окон!
Стекло 5 мм. Алмазная грань. Заливка серебром.
Источник: mus-col.com
Алмазная грань
Алмазная грань – новый способ разделки стекла в художественном стеклоделии, появившийся в России и Европе в начале XIX века и способствовавший распространению моды на бесцветный свинцовый хрусталь. При новом гранении поверхность изделия украшалась пересекающимися под разными углами глубокими бороздками, клиновидными в профиле. В зависимости от расположения бороздок внешняя сторона хрустальных изделий покрывалась геометрически правильно расположенными небольшими четырехугольниками, шестиугольниками, пирамидальными выпуклостями, похожими на граненые драгоценные камни – поэтому техника и была названа «алмазная грань» или «грань камнем».
Компотница. Первая четверть XIX века. Императорский стекольный завод. Бесцветный хрусталь, алмазная грань, роспись золотом.
Цветное стекло и цветной хрусталь, преобладавшие в художественном стеклоделии в XVIII веке, не отвечали требованиям нового способа разделки. Только бесцветный свинцовый хрусталь, благодаря своей толщине, прозрачности и высокой преломляемости света, блестел и переливался всеми цветами радуги.
При новом способе разделки стекло прорезывалось на глубину, еще более значительную, чем при гравировке или фацетном гранении, поэтому стенки сосудов должны были быть толстыми, а формы монументальными. Новые формы и новый декор вполне отвечали господствующему в первой третиXIX века в русском искусстве стилю ампир.
Хотя алмазная грань появилась как способ декора бесцветного хрусталя, в России этот способ гранения активно использовали и для цветного стекла, в частности – для двух- и трехслойного, когда с помощью глубокой резьбы в нужных для узора местах обнажался нижний слой, имеющий иной цвет, чем верхний, создавая тем самым цветовую игру.
Источник: goodcoins.su
Украшение стеклоизделий
На основную массу стеклянной выдувной посуды наносят украшения, т. е. производится их декорирование. Изделия украшают или в процессе их выработки (в горячем состоянии), или когда они готовы (в холодном состоянии).
Украшения, наносимые на стеклоизделия в процессе их выработки (в горячем состоянии), характеризуются большим разнообразием.
Цветное стекло получают при добавлении красителей в стекломассу.
Изделия с нацеетом изготавливают из одного слоя стекла и покрывают одним или двумя слоями интенсивно окрашенного стекла.
Украшение под мрамор получают в процессе варки молочного стекла, к которому добавляют молотое неразмешанное цветное
стекло, за счет чего создается впечатление прожилок в мраморе. Аналогичным способом украшают стеклянные изделия под малахит.
Украшение стеклотканями является интересным решением декора изделий. Стеклоткань определенного размера накладывают на почти готовое изделие, ткань сплавляют с поверхностью стекла, а изделие довыдувают.
Украшение цветной насыпью заключается в следующем: разогретую заготовку прокатывают на столе по насыпанному измельченному цветному стеклу, которое обволакивает заготовку и приплавляется к ее поверхности, после этого заготовку еще раз разогревают.
Гутенская работа характерна для изделий, изготавливаемых выдуванием без формы. По замыслу художника поверхность изделия может иметь углубления, выпуклости и прилепы.
Украшение «кракле» получают в том случае, когда заготовку опускают в холодную воду, затем разогревают ее в печи и довыдувают. Поверхность изделия при этом покрывается маленькими и крупными трещинами, создающими своеобразный узор.
Украшение филигранью, или витьем, придает изделию ажурность, имеет вид двух или трех цветных спиралевидных нитей.
Люстры получают путем нанесения на поверхность изделий растворов органических соединений металлов в органических растворителях и последующего обжига. При обжиге растворители выгорают, а пленка металлов или их оксидов закрепляется на поверхности.
Поверхность изделий с разделкой «иризация » имеет радужные переливы. Изделия нагревают в муфельной печи в атмосфере паров смеси хлористого олова, азотнокислого стронция и хлорного бария, которые, оседая на поверхности изделия, прочно соединяются с ней и придают различные оттенки с переливами (напоминают перламутр).
Украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии), выполняются механическим, химическим способами и керамическими красками.
Силикатные товары
Механическим способом на изделия наносят матовую ленту, номерную шлифовку, алмазную грань, гравировку, прямую широкую грань,
Матовая лента — это самый несложный вид украшения. К поверхности изделия при его вращении прижимают металлическую полоску, под которую подают песок с водой; песчинки царапают стекло, и получается матовая полоска.
Номерная шлифовка представляет собой рисунок в виде ямок, желобков, соединенных наклонными прорезями. Наносится рисунок с помощью песчаных, корундовых и наждачных кругов.
Алмазная грань — это резьба на стекле. Рисунки состоят из глубоких прорезей и канавок трехгранной формы, образующих сложный геометрический узор. Алмазная грань наносится с помощью корундовых и электро корундовых одно- и многожальных кругов, заточенных под определенным углом. Затем изделие полируют смесью, состоящей из 40% плавиковой кислоты и 95% серной кислоты.
Гравировка — рисунок плоский, без больших углублений, матовый, чаще растительной тематики; наносят рисунок с помощью медных или алундовых дисков разных диаметров.
Прямая широкая грань является одной из разновидностей гранения. Наносят ее на изделия чугунными или песчаными шайбами.
Химическим способом на изделия наносят травление простое, сложное (пантограф) и глубокое.
Простое и сложное травление выполняется следующим образом: изделие покрывают мастикой, состоящей из воска, парафина, канифоли и скип@$нормальной формулой стекла» (К2О • КО • 63Ю2), представляющей собой три-силикат, причем, под К2О подразумеваются оксиды одновалентных натрия и калия: Ыа2О, Ка2О; КО — оксиды двухвалентных металлов — кальция, магния, свинца и др.: СаО, М§О, РЬО и др., наряду с оксидами кремния в состав стекла входят А12О3, Ре2О3 и др. В наиболее распространенных составах стекол содержится 14-16% оксидов одновалентных металлов; двухвалентных -11-12% и кремнезема — 71-75%.
Стекло относится к химически устойчивым материалам, способным противостоять разрушающему действию многих химических реагентов.
К важнейшим физическим свойствам стекол относятся: вязкость, плотность, прочность, хрупкость, твердость, термостойкость и др.
Вязкость для каждого типа стекла при определенной температуре является константой.
Плотность различных стекол колеблется от 2200 кг/м 3 до 6000 кг/м 3 . Известково-натриевое стекло имеет плотность 2500, а хрусталь — около 3000 кг/м 3 и выше.
Силикатные товары
Прочность стекла при растяжении небольшая — от 35 до 90 Мн/м 2 , а при сжатии — от 500 до 2000 Мн/м 2 .
Хрупкость — свойство стекла разрушаться под действием ударной нагрузки без пластической деформации. Стекло обладает повышенной хрупкостью, оксиды М§О и А12О3 понижают ее.
Твердость — способность стекла сопротивляться проникновению в него другого тела. По минералогической шкале твердость стекла 4,5-7,5.
Теплопроводность стекла очень мала и колеблется от 0,7 до 1,34 вт/м-град.
Термическое расширение стекла характеризуется коэффициентом линейного расширения, который для различных стекол колеблется от 5,8• 10″ 7 до 151 • 10″ 7 , у многих стекол массового применения он равен 100-10″ 7 .
Из оптических свойств стекла основными являются прозрачность и показатель преломления стекла. Прозрачность стекла зависит от химического состава стекла и присутствия в нем оксидов железа. Показатель преломления стекол различного состава колеблется от 1,475 до 1,96; для обыкновенного стекла он составляет 1,5, для хрусталя- 1,55 и выше.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru