Вид стекол главным украшением которых является алмазная грань

В России день работника стекольной промышленности отмечают ежегодно с 19 ноября 2002 года, в день рождения выдающегося русского ученого Михаила Ломоносова (1711-1765) — создателя химического производства глазури, стекла, фарфора.

Русский хрусталь XIX века несмотря на монументальность и торжественность форм, отличался изяществом и тонким вкусом граненого декора. Это объясняется привлечением на Императорский Стеклянный завод крупнейших архитекторов того времени – А. Воронихина, К. Росси, Тома де Томона, В. Стасова, И. Иванова и А. Брюллова разработки которых заложили художественно-стилистические основы в развитии русского хрусталя ХIХ века.

К профессиональному празднику стеклоделов, производителей художественного стекла мы подготовили обзор
«Основные виды граней, применяемых в русском художественном стекле XIX века»

  • «Алмазная» грань, или «простой алмаз» (англ. plain diamond) — названа по сходству с огранкой алмаза. Появилась впервые в ирландском стеклоделии в конце ХVIII века и с начала XIX века стала самым распространенным типом резного декора, первоначально называлась «английской» гранью.
  • «Бахметьевская» грань — в виде вертикальных линий «валиком», разделенных на три пояса: чередующиеся звездочка и круглая оптическая шлифовка; нижний и верхний четырехгранный «камень». Подобная грань известна в первой четверти XIX века ИСЗ. Названия получила в связи с исполнением по императорскому заказу сервиза с такой гранью на Никольско-Пестровском заводе Бахметьевых в 1830-40-х годах. На протяжении второй половины XIX века изделии я с такой гранью выпускались на ИСЗ, на частных предприятиях – Бахметьевском и Гусевском заводах.
  • «Бриллиант», или «Трельяжный камень» — усеченный четырехгранник со звездочкой-крестиком на срезе вершины. Грань получила распространение со второй четверти ХIХ века, в первую очередь на ИСЗ.
  • «Веерная» грань (англ. fan) – известна с начала ХIХ века, использовалась главным образом для оформления борта изделий фигурным резным краем, что было распространено на протяжении всего ХIХ века.
  • «Земляничный алмаз» (англ. strawberry diamond) — усеченный четырехгранник с мелкими порезками «простым алмазом» на срезе вершины. В России появился с начала 1800-х годов, особенно был популярен на Гусевском заводе Мальцовых.
  • «Камнем» — грань в виде усеченного четырехгранника с отшлифованным срезом вершины. Название общее для всех многогранников с различной обработкой среза. Огранки «камнем» были особенно распространены в русском стеклоделии с начала 1800-х годов и на протяжении первой половины XIX века.
  • «Листья бамбука» — фигурная грань в виде косых узких листьев с разделкой «прожилок». Существует версия, что образцами для такой грани послужили купленные в Париже в королевском магазине изделия, шлифованные таким образом.
  • «Лучевая розетка» или «звездой» (англ. star) — розетка из узких лучей, расходящихся из центра основания предмета. Появилась в 1800-х годах. Декоративный элемент, создающий дополнительную игру света в донышке предмета.
  • «Оливером» — оптическая грань в виде вытянутых овалов, расположенных поясами или в шахматном порядке. Получила широкое распространение в продукции завода Мальцовых во второй половине ХIX века, войдя в фабричные прейскуранты.
  • «Мальцовская грань» — пышное эклектическое сочетание разнообразных орнаментов из розеток, камней, кустов и т.д. Характерна для изделий Гусевского завода Мальцовых ХIX – начала XX веков, в особенности в изделиях, предназначенных для восточного рынка.
  • «Павлинье перо» — изысканный орнамент из оптических линз и легких насечек, применялся на ИСЗ в первой четверти ХIХ века. В силу сложности исполнения и отсутствия должного эффекта в сравнении с игрой резной грани применялся редко.
  • «Пальцем» — грань в виде вертикальных плоских граней с закругленным или усеченным завершением. Распространена в русском стеклоделии с первой четверти ХIХ века – сначала на ИЗС, а затем особенно широко использовалась на Гусевском заводе Мальцовых.
  • «Призматическая» грань («ступенчатая», «шаговая») – V-образная, вертикальная, горизонтальная или косая. На ИСЗ известна уже в 1820-х годах, использовалась на всех крупных стекольных заводах.
  • «Русская грань» — в 1885 году русским посольством в Вашингтоне и американским — в Санкт-Петербурге были приобретены в Нью-Йорке одинаковые банкетные сервизы, изготовленные на заводе Т. Хоукса в Корнинге (штат Нью-Йорк, США). После этого богатая резная грань из сложных композиций многоконечных «звезд-розеток» стала называться «Русской гранью».
  • «Русский камень» — усеченный восьмигранник с гладкой шлифовкой на срезе вершины. На предметах «камни» располагались в шахматном порядке и дополнялись «простым алмазом» в точках пересечений линий рисунка. Орнамент декоративен, дает богатую лучистую игру полированных граней. Появился с середины 1820-х годов.
  • «Широкая» грань – известна в европейском стеклоделии конца XVIII века, в частности в Британии. В России использовалась на ИСЗ уже в первой четверти XIXвека. В 1830-40-x года была особенно популярна.
  • «Ямкой» — оптическая грань в виде круглых ямок, располагавшихся на предмете поясами или в шахматном порядке. Появилась в 1820-е годы на ИСЗ, но широкое распространение получила в продукции завода Мальцовых (Гусевском, Дятьковском) в последней четверти ХIХ – начале ХХ века.
Читайте также:
Как сделать бантик для украшения подарка из бумаги

Источник: Поляшова О.М. Русское стекло XIX – начала XX века, из собрания ВМДПИ, 2014, стр. 341-343

Алмазная грань! Лучший декор окон!

Стекло 5 мм. Алмазная грань. Заливка серебром.

Источник: mus-col.com

Алмазная грань

Алмазная грань – новый способ разделки стекла в художественном стеклоделии, появившийся в России и Европе в начале XIX века и способствовавший распространению моды на бесцветный свинцовый хрусталь. При новом гранении поверхность изделия украшалась пересекающимися под разными углами глубокими бороздками, клиновидными в профиле. В зависимости от расположения бороздок внешняя сторона хрустальных изделий покрывалась геометрически правильно расположенными небольшими четырехугольниками, шестиугольниками, пирамидальными выпуклостями, похожими на граненые драгоценные камни – поэтому техника и была названа «алмазная грань» или «грань камнем».

Компотница. Первая четверть XIX века. Императорский стекольный завод. Бесцветный хрусталь, алмазная грань, роспись золотом.

Цветное стекло и цветной хрусталь, преобладавшие в художественном стеклоделии в XVIII веке, не отвечали требованиям нового способа разделки. Только бесцветный свинцовый хрусталь, благодаря своей толщине, прозрачности и высокой преломляемости света, блестел и переливался всеми цветами радуги.

При новом способе разделки стекло прорезывалось на глубину, еще более значительную, чем при гравировке или фацетном гранении, поэтому стенки сосудов должны были быть толстыми, а формы монументальными. Новые формы и новый декор вполне отвечали господствующему в первой третиXIX века в русском искусстве стилю ампир.

Хотя алмазная грань появилась как способ декора бесцветного хрусталя, в России этот способ гранения активно использовали и для цветного стекла, в частности – для двух- и трехслойного, когда с помощью глубокой резьбы в нужных для узора местах обнажался нижний слой, имеющий иной цвет, чем верхний, создавая тем самым цветовую игру.

Читайте также:
Шары из бумаги для украшения своими руками пошагово

Источник: goodcoins.su

Украшение стеклоизделий

На основную массу стеклянной выдувной посуды наносят ук­рашения, т. е. производится их декорирование. Изделия украшают или в процессе их выработки (в горячем состоянии), или когда они готовы (в холодном состоянии).

Украшения, наносимые на стеклоизделия в процессе их вы­работки (в горячем состоянии), характеризуются большим разно­образием.

Цветное стекло получают при добавлении красителей в стек­ломассу.

Изделия с нацеетом изготавливают из одного слоя стекла и покрывают одним или двумя слоями интенсивно окрашенного стекла.

Украшение под мрамор получают в процессе варки молочного стекла, к которому добавляют молотое неразмешанное цветное

стекло, за счет чего создается впечатление прожилок в мраморе. Аналогичным способом украшают стеклянные изделия под ма­лахит.

Украшение стеклотканями является интересным решением декора изделий. Стеклоткань определенного размера накладывают на почти готовое изделие, ткань сплавляют с поверхностью стекла, а изделие довыдувают.

Украшение цветной насыпью заключается в следующем: ра­зогретую заготовку прокатывают на столе по насыпанному из­мельченному цветному стеклу, которое обволакивает заготовку и приплавляется к ее поверхности, после этого заготовку еще раз разогревают.

Гутенская работа характерна для изделий, изготавливаемых выдуванием без формы. По замыслу художника поверхность из­делия может иметь углубления, выпуклости и прилепы.

Украшение «кракле» получают в том случае, когда заготовку опускают в холодную воду, затем разогревают ее в печи и довы­дувают. Поверхность изделия при этом покрывается маленькими и крупными трещинами, создающими своеобразный узор.

Украшение филигранью, или витьем, придает изделию ажур­ность, имеет вид двух или трех цветных спиралевидных нитей.

Люстры получают путем нанесения на поверхность изделий растворов органических соединений металлов в органических растворителях и последующего обжига. При обжиге растворите­ли выгорают, а пленка металлов или их оксидов закрепляется на поверхности.

Читайте также:
Новогодние украшения для самых маленьких

Поверхность изделий с разделкой «иризация » имеет радужные переливы. Изделия нагревают в муфельной печи в атмосфере паров смеси хлористого олова, азотнокислого стронция и хлорного ба­рия, которые, оседая на поверхности изделия, прочно соединяются с ней и придают различные оттенки с переливами (напоминают перламутр).

Украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном со­стоянии), выполняются механическим, химическим способами и керамическими красками.

Силикатные товары

Механическим способом на изделия наносят матовую ленту, номерную шлифовку, алмазную грань, гравировку, прямую ши­рокую грань,

Матовая лента — это самый несложный вид украшения. К по­верхности изделия при его вращении прижимают металлическую полоску, под которую подают песок с водой; песчинки царапают стекло, и получается матовая полоска.

Номерная шлифовка представляет собой рисунок в виде ямок, желобков, соединенных наклонными прорезями. Нано­сится рисунок с помощью песчаных, корундовых и наждачных кругов.

Алмазная грань — это резьба на стекле. Рисунки состоят из глубоких прорезей и канавок трехгранной формы, образующих сложный геометрический узор. Алмазная грань наносится с по­мощью корундовых и электро корундовых одно- и многожальных кругов, заточенных под определенным углом. Затем изделие по­лируют смесью, состоящей из 40% плавиковой кислоты и 95% серной кислоты.

Гравировка — рисунок плоский, без больших углублений, ма­товый, чаще растительной тематики; наносят рисунок с помощью медных или алундовых дисков разных диаметров.

Прямая широкая грань является одной из разновидностей гра­нения. Наносят ее на изделия чугунными или песчаными шай­бами.

Химическим способом на изделия наносят травление простое, сложное (пантограф) и глубокое.

Простое и сложное травление выполняется следующим обра­зом: изделие покрывают мастикой, состоящей из воска, парафина, канифоли и скип@$нормальной формулой стекла» (К2О • КО • 63Ю2), представляющей собой три-силикат, причем, под К2О подразумеваются оксиды одновален­тных натрия и калия: Ыа2О, Ка2О; КО — оксиды двухвалентных металлов — кальция, магния, свинца и др.: СаО, М§О, РЬО и др., наряду с оксидами кремния в состав стекла входят А12О3, Ре2О3 и др. В наиболее распространенных составах стекол содержит­ся 14-16% оксидов одновалентных металлов; двухвалентных -11-12% и кремнезема — 71-75%.

Читайте также:
На машину украшения новогодние своими руками

Стекло относится к химически устойчивым материалам, спо­собным противостоять разрушающему действию многих хими­ческих реагентов.

К важнейшим физическим свойствам стекол относятся: вяз­кость, плотность, прочность, хрупкость, твердость, термостойкость и др.

Вязкость для каждого типа стекла при определенной темпера­туре является константой.

Плотность различных стекол колеблется от 2200 кг/м 3 до 6000 кг/м 3 . Известково-натриевое стекло имеет плотность 2500, а хрусталь — около 3000 кг/м 3 и выше.

Силикатные товары

Прочность стекла при растяжении небольшая — от 35 до 90 Мн/м 2 , а при сжатии — от 500 до 2000 Мн/м 2 .

Хрупкость — свойство стекла разрушаться под действием удар­ной нагрузки без пластической деформации. Стекло обладает по­вышенной хрупкостью, оксиды М§О и А12О3 понижают ее.

Твердость — способность стекла сопротивляться проникнове­нию в него другого тела. По минералогической шкале твердость стекла 4,5-7,5.

Теплопроводность стекла очень мала и колеблется от 0,7 до 1,34 вт/м-град.

Термическое расширение стекла характеризуется коэффициен­том линейного расширения, который для различных стекол колеб­лется от 5,8• 10″ 7 до 151 • 10″ 7 , у многих стекол массового применения он равен 100-10″ 7 .

Из оптических свойств стекла основными являются прозрач­ность и показатель преломления стекла. Прозрачность стекла за­висит от химического состава стекла и присутствия в нем оксидов железа. Показатель преломления стекол различного состава колеб­лется от 1,475 до 1,96; для обыкновенного стекла он составляет 1,5, для хрусталя- 1,55 и выше.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
Загрузка ...