Виды монументальной живописи используемые для украшения соборов на Руси

Основные традиции украшения стен древнерусских храмов связаны с монументальной живописью и иконописью.

Монументальная живопись

Древнерусская монументальная живопись складывалась на основе византийских традиций. Мастера, оформляя соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику (изображение, сложенное из небольших кусочков окрашенного стекла — смальты) и фреску (роспись водяными красками по сырой штукатурке).

Согласно византийской системе росписи, пространство храма следует воспринимать как «земное небо», в котором присутствует Бог. Оно мысленно делится на две зоны — небесную (купол и апсида) и земную (стены и западные столбы). Само богослужение символически уподобляется небесной службе, совершаемой Христом и его ангелами.

Персонажи Священной истории в росписи собора размещаются в строгом порядке, обусловленном ходом литургии (христианского богослужения, во время которого совершается причащение). В небесной зоне царит изображение Христа. Христос Пантократор с Евангелием в руках обычно располагается в центральном куполе.

В Ярославле откроется выставка работ художника храмовой монументальной живописи Евгения Максимова

Его мощная полуфигура заключена в медальон, который окружают архангелы — небесное воинство. В барабане центрального купола, как правило, изображают апостолов. На столбах, поддерживающих купол, могут быть представлены фигуры четырех евангелистов — главных авторов Нового Завета.

По византийской системе росписи большую часть стен храма занимают последовательно идущие сцены земной жизни Христа, рассказы о чудесах и его страстях (мучениях). В нижней части стен и столбов располагаются многочисленные изображения святых воинов и отцов церкви, мучеников и праведников. Они находятся на высоте, приблизительно равной человеческому росту, и как бы вместе со всеми возносят молитвы к Богу.

«Золотой» XV в. древнерусской живописи начинается творчеством Андрея Рублева, а заканчивается фресками Дионисия. Этот период условно называют «русским Ренессансом».

Читайте также:
Отзывы о украшениях салманова

В XVI—XVII вв. сюжеты фресковых росписей церквей усложнялись, их повествовательное начало и декоративность усиливались. Все это привело к утрате монументальности и более активному развитию иконописи.

Имена многих выдающихся русских иконописцев неизвестны, потому что единственным творцом всего сущего считали Бога, а иконописцы были лишь орудием воплощения его замыслов, но некоторые сведения дошли до наших дней.

Источник: studme.org

Монументальная живопись

Древнерусская монументальность живопись складывалась на основе византийских традиций. Киев стал учеником Константинополя — столицы Византийской империи. Оттуда приезжали на Русь митрополиты, епископы, священники, а также архитекторы и живописцы, которые привозили иконы и украшенные миниатюрами церковные книги. На протяжении нескольких столетий русские мастера перенимали тонкое искусство «греков» — так называли на Руси всех подданных Василева вне зависимости от их национальности.

Евдокия Алекс — Орнамент в монументальной живописи

Монументальная живопись была призвана не только украсить храм, но еще в большей степени должна была максимально просто и лаконично раскрыть перед молящимися основные положения христианского вероучения — о Боге как Творце и Судье мира, Христе как Спасителе человечества, пути спасения для людей, единстве небесной и земной церкви.

Мастера, оформляя древнерусские соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Мозаика отличается наибольшей роскошью и нарядностью. Сложенная из смальты — небольших кусочков окрашенного стекла, она менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет первоначальной свежести красок.

Смальта хорошо отражает солнечный свет, который наполняет храм цветовыми переливами, подобными мерцанию драгоценных камней. Для украшения киевских церквей мозаикой, была построена мастерская, где изготовляли смальту. Кубики смальты окрашивались в разные цвета: ученые насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии 177 оттенков.

Читайте также:
Объемные цветы из бумаги своими руками для украшения группы в детском саду

В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Остальные части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке — фресками. Благодаря замечательным свойствам этой техники, а также мастерству живописцев, знавших все её тонкости, некоторые фресковые ансамбли, созданные много столетий назад, сохранились до наших дней.

Конечно, произведения, исполненные в технике фрески, менее долговечны, чем мозаики, однако они также весьма устойчивы к разрушительному воздействию уходящих веков. Рецепты составления красок хранились в секрете и передавались только от мастера к ученику — из поколения в поколение. Масляной живописи Русь не знала.

Собор Святой Софии в Киеве — древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси. Великолепное внутреннее убранство собора выполнили, соединив мозаику и фреску, греческие мастера, поэтому она в наибольшей степени соответствует византийской системе росписи.

На фресках изображались картины из Евангелия. Но также среди фресок Софийского собора сохранилось несколько изображений не церковного, светского, содержания. Например, два групповых портрета семьи великого князя киевского Ярослава Мудрого и несколько бытовых сценок — охота на медведя, выступления скоморохов и акробатов.

Источник: vuzlit.com

Древнерусская живопись: мозаика, фреска

Древнерусская живопись: мозаика, фреска

Мозаика и фреска относятся к монументальным видам изобразительного искусства. Монументальная живопись Древней Руси имела свои особенности в каждый период своей истории. Если живописцы X-XI веков старались отойти от плоского изображения фигур и придать им объёмность, то изобразительное искусство в период феодальной раздробленности использовало приёмы статичного, неподвижного изображения человеческих фигур и лиц; при этом головы персонажей при их групповом изображении находились на одной горизонтальной линии.

Мозаика Древней Руси: «мерцающая живопись»

Об использовании мозаики для украшения светских зданий в Древней Руси известно немного: в светском строительстве мозаика применялась для убранства княжеских дворцов. Один из фрагментов дворцовых мозаичных изображений был обнаружен археологами в Киеве, в районе Десятинной церкви. Основным местом применения мозаики были храмовые сооружения.

Читайте также:
К валютным ценностям не относятся ювелирные украшения

Изображения или узоры в мозаичном искусстве создаются подбором разноцветных кусочков керамики, камней и смальты – цветного полупрозрачного или прозрачного стекла. Стеклоделие было известно восточным славянам еще в IV веке, поэтому получение смальты не вызывало трудностей. Смальта плавилась в специальных печах в мастерских при храмах; различная окраска придавалась стеклу с помощью примесей окиси металлов; существовали также золотые и серебряные смальты.

Известны два варианта применения мозаичного украшения храмов. Один из них – покрытие мозаикой пола в храме, когда кусочки камня или стекла вдавливалась в сырой толстый слой цементирующего раствора на полу. Фрагменты такой мозаики обнаружены в церквях и соборах Киева, Чернигова, Новгорода Великого и ряда других городов. В киевской Десятинной церкви, например, для мозаики использовались кусочки мрамора, порфира и яшмы.

В Софии Новгородской был применён другой вариант укладки мозаики: на пол укладывались листы шифера или плиты известняка, в которых проделывались углубления – кусочки камня или кубики смальты прочно вдавливались в эти углубления.

Другой вид мозаичного храмового искусства – покрытие мозаикой внутренней поверхности стен храма – имел более широкое распространение. Мозаика наносилась на купола, апсиды (алтарные выступы), стены и своды. Примером могут служить мозаичные шедевры Софии Киевской, Софии Новгородской, мозаичное убранство Благовещенского и Спасского соборов в Чернигове и многих других храмов.

София Киевская была украшена многокрасочной мозаикой, включающей набор из смальты более 170 цветов, при различном освещении сверкающих тысячами оттенков. Кусочки смальты были изготовлены в форме квадратов, прямоугольников, ромбов и лепестков, из которых выкладывали фигуры библейских персонажей, апостолов и святых.

Центральное место на куполе храма Софии Киевской занимало мозаичное изображение Христоса Пантократора («Вседержителя») в окружении четырёх ангелов. В своде главного алтаря находилось изображение Богоматери Оранты («Молящейся») в сине-золотых одеждах, окруженной сиянием золотой смальты. Внутри алтарной арки располагался четырёхугольный крест. Мозаичные узоры сплетены в виде ромба, круга, цветка или лепестка.

Читайте также:
Стиль барокко в украшениях это

Одной из самых знаменитых мозаик собора киевского Михайловского Златоверхого монастыря (1113 год) является изображение покровителя древнерусских князей святого Дмитрия Солунского, в честь которого князья давали имя своему первенцу. Фигура святого Дмитрия в полный рост в одеянии воина с щитом, копьём и мечом в ножнах выложена на золотом фоне матовыми разноцветными камнями.

Сложность составления узоров из мелких кусочков и дороговизна смальты явились основной причиной небольших масштабов распространения мозаики в Древней Руси. Искусство мозаики было вытеснено фресками, допускавшими более гибкую технику, не ограниченную необходимостью подбора цветных камней и стёкол.

Фрески Древней Руси

Фресковая живопись была тесно связана с архитектурой, подчёркивая строение здания и подчиняясь его композиции. Тематика изображений в храмах в краткой форме отражала историю христианства и его основные догматы.

Фрески писались водяными красками по сырой штукатурке поверх предварительно нанесённых контуров рисунка. Традиционно использовалась двухэтапная подготовка фона: первым слоем была рефть – краска чёрного или серого цвета, получаемая из толчёного елового угля и известкового раствора; второй слой наносился голубой или синей краской.

Первоначально фрески располагались на менее значимых частях храма – башнях и башенных лестницах, уступая первенство мозаикам, но постепенно фресками стало заполняться всё храмовое пространство. Сюжеты фресок выбирались не произвольно, а в логической последовательности, которая легко читалась. В центре композиций помещались главные персонажи христианского вероучения, визуально выделяемые на основном фоне яркими одеждами.

Фрески киевского Софийского собора содержали много портретных изображений евангелистов и святых, передающих индивидуальные характеристики. К примеру, лица апостола Павла и святого Пантелеймона строги и выразительны, их фигуры свободны, складки одежды естественны. Фигура князя Ярослава, стоявшего у истоков строительства собора, была возвеличена: одна из фресок изображала парадный выход его семьи, возглавляемой князем с моделью Софийского храма в руке. Портретные характеристики княжеской семьи дополнены тщательно вырисованными деталями одежды и головных уборов.

Читайте также:
Украшения из соленого теста своими руками для начинающих пошагово

Башни Софийского собора, ведущие на хоры, содержали фрески светского характера, сюжетами которых являлись охота, цирковые состязания, выступления акробатов.

Храмом домонгольского периода, где фресковые росписи сохранились почти в полном объёме, является Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове (XII век). Богатая палитра красок достигалась за счёт смешивания различных природных минералов: рефти, лазурита, малахита, охры, известковых белил. Светостойкие лазурит и малахит создавали эффект свечения фресок. Центральной композицией храма является фреска «Рождество Богородицы», выполненная яркими красками на лазурно-синем фоне; белоснежный фон, символизирующий рай, выделял главные фигуры фрески.

Образцы древнерусской монументальной живописи являются свидетельствами высокого мастерства древнерусских живописцев.

Источник: mednolit.com

Рейтинг
Загрузка ...