Виды украшений древней Руси

Привет, салатницы!
Я знаю, что вы любите смотреть на красивые украшения, поэтому долго томить не буду. Ну и поскольку у нас российская неделя, то это будут и украшения наших предков. Древнерусские украшения относятся к X-XIII векам. Вообще было два типа украшений: парадный и затрапезный из золота и серебра. Дорогие украшение встречались по большей части в городах, в селах использовали обычный металл.

Парадный набор украшений включал диадемы с перегородчатой эмалью или с камнями и жемчугом, очелья, колты с эмалями или звездчатые зерненые, рясны из круглых бляшек, колоколовидные рясны с подвесками, трехбусинные и перстневидные височные кольца, витые плетеные шейные гривны, плетеные цепи с драконьими головками, ожерелья из бус и медальонов или криновидных подвесок, ажурные сканые браслеты, перстни с гравированными орнаментами и печатные. В состав серебряного набора украшений входили венчики из трехбусинных дужек, колты с черневым узором и звездчатые с зернью, рясны, 3-бусинные перстневидные и половецкие серьги, рясны с коническим верхом, витые гривны, ожерелья из бус и медальонов с каменными вставками или черневым орнаментом, браслеты-наручи с с черневым орнаментом, наручи с львиными головами, витые браслеты с наконечниками, перстни, бляшки.

Клады Древней Руси

Самые распространенные ювелирные украшениями, которые изготавливали не только из золота и серебра, но и меди — височные кольца, перстни, мужские пряжки. Среди разновидностей ювелирных украшений больше встречаются украшения головных уборов — височные кольца, венчики, среди нагрудных — гривны из серебра, бронзы и железа а также кольца и браслеты.

Волынские височные кольца, Южная Русь, X-XI веков Также в Древней руси носили обереги. Например, лунницы надевали на ночь, чтобы уберечься от злых духов. Лунница. Южная Русь, X-XI веков Монисто богатое ожерелье-нагрудник из нескольких нитей бус, монет иили подвесок. Монисто было особенно распространено в южно-русских землях.

Наши предки считали, что душа покидает тело через рот, а шейное украшение не дает ей это сделать. Для этого и носились гривны, ожерелья и монисты. Трехбусинные височные кольца Клад шейных гривен, X-XII вв, найден на территории Белорусии Браслеты-наручи из кремлевского клада А вот оплечье носили представители княжеских и царских родов, и мужчины и женщины.

Читайте также:
Как связать украшение на летнюю шапочку

Поручи носили священники и знать. А XVII век отмечен искусством эмали и орнамента, что в сочетании друг с другом даёт потрясающей красоты декор, так называемое русское узорочье. Парные серьги. Конец XVII — начало XVIII вв. Россия, Сольвычегодск. Серебро, жемчуг, перламутр, эмаль, недраг. металл, золочение. Фото: Государственный Исторический музей.

И снова Петр 1. Из-за западных веяний, так сказать, исконно русские украшения на полтора столетия отошли на второй план и лишь после восшествия на престол Николая 1 всё начало возвращаться в моду.
Этот период называют то неорусским , то псевдорусским стилем. В первом случае имеется в виду возрождение корпуса древнерусских мотивов, во втором – его имитация, при том не всегда умелая. Малая корона дома Романовых. Диадема. Около 1890 г. Фирма «К.Э.Болин», Санкт-Петербург.

Усерязи, колты и другие украшения, которые носили модницы-простолюдинки в Древней Руси

Золото, бриллианты, алмазы огранки «роза», рубины. Фото: Государственный Эрмитаж.
В моду входят древнерусские сюжеты. На рубеже XIX-XX веков расцветает Фаберже, очень известный российский завод на западе. Фирма Фаберже. Ожерелье из миниатюрных пасхальных яиц. Россия, 1900-е гг. Фото: Государственный Эрмитаж. В 1990-е годы расцвели частные предприятия, работающие в неорусском стиле.

Например, московская фирма «Сирин». Однако сегодня многие ювелиры по-прежнему вдохновляются древними традициями, которые формировались веками. https://chk-jewelry.ru/wp-content/uploads/2020/09/full.jpgРинго. Подвеска из белого золота
Коллекция «Matryana De Ural» https://chk-jewelry.ru/wp-content/uploads/2020/09/Screen-Shot-2020-09-06-at-18.17.18.jpgРинго. Кольцо из белого золота
Коллекция «Русские царевны» https://chk-jewelry.ru/wp-content/uploads/2020/09/full-2.jpgКолье из белого золота
Коллекция «Русские царевны» От 630 р. На alltime Искусная роспись и тончайшая ручная работа ювелиров, традиционные мотивы и актуальные оттенки – дизайнеры с трепетом хранят дорогие сердцу образы и сочетают самобытность и современность. От 1120 р. На alltime Соколов Ещё Соколов делает украшения потмотивам русских сказок.

Культовая русская сказка на языке популярных трендов. Яркие, ироничные, пронзительно стильные модели по мотивам «Царевны-лягушки» созданы специально для современных принцесс. Эти сказочные украшения поведают окружающим, что все сердца и стрелы — у ваших ног!

https://pmdn.sokolov.io/pics/EC/0E/2E7076CE8B27F8D838E247156687.jpg4490 р. https://pmdn.sokolov.io/pics/09/A1/0D62B614D3ED0ACB691252D8DD02.jpg4340 р. https://pmdn.sokolov.io/pics/09/26/4FC4CB1CDAED62A640A8DAB0F6D5.jpg4180 р. Коллекция Соколов Русские мотивы.

Связь прошлого с настоящим: легендарная матрёшка, вдохновляющая главных модных дизайнеров, и элементы русской живописи в актуальных украшениях с эмалью.

https://pmdn.sokolov.io/pics/13/85/DA8754401EFA1F29D0EF8D3C967F.jpg6200 р. https://pmdn.sokolov.io/pics/2C/EE/D05CA1B2CEFE0EA555A90C9795C8.jpg5270 р. https://pmdn.sokolov.io/pics/3F/38/0B414393B20A0311AB8023787610.jpg4340 р. Коллекция Соколов Look a more, yeah.

Восхищаясь смелостью и творческой свободой Пушкина, мы переосмыслили русскую классику в дерзких украшения по мотивам пролога к поэме «Руслан и Людмила».

https://pmdn.sokolov.io/pics/4B/78/415B791EBA6A53E8918D689CB290.jpg14570 р. https://pmdn.sokolov.io/pics/C2/FF/1FE3BB10DD534E3CA3AD5BA36A50.jpg8680 р. https://pmdn.sokolov.io/pics/67/F6/9D105E431521A2E1DAA7216030CD.jpg3410 р. https://pmdn.sokolov.io/pics/F1/67/BD38E67832944816543D2F22AA6D.jpg3560 р. Коллекция Соколов Красочные трели.

Привычные воробьи и синички, знакомые с детства снегири и малиновки предстают во всей своей красе в яркой линейке ювелирных украшений.

Источник: salatnik.blog

Читайте также:
Что такое украшение нитками

Ювелирное искусство Древней Руси — наследие поколений

Ювелирное искусство Древней Руси - наследие поколений

Ювелирное искусство Руси производило впечатление как на мастеров древней Европы, так и на современных дизайнеров, которые все чаще заимствуют старинные техники и украшения для создания собственных шедевров.

Так, распространенные на Руси височные кольца и колты плавно трансформировались в крупные серьги, а обереги и гривны вошли в моду в виде кулонов, и все это совместно с техниками чернения, скани и перегородчатой эмали, которые используются по сей день.

Старинные техники

Ювелирное искусство Древней Руси издревле поражало европейцев, ведь на работу и отделку повлияли не только западные технологии — пересечение с восточными купцами также сыграло решающую роль в развитии русского мастерства. Правда, в отличие от изысканных геометрических узоров, которые чаще всего использовались на Востоке, русские дизайнеры смешивали различные техники, получая изделия с необычным колоритом.

Одним из самых известных направлений можно считать зернь, когда тысячи мелких металлических бусин наплавлялись на одно изделие, создавая волшебную игру света без использования драгоценных камней. При этом основы ювелирных работ выполнялись с помощью литья: для более дорогих и штучных экземпляров использовался воск, а для изделий массового потребления — каменные формочки.

Благодаря употреблению техники скани, накладной и ажурной, создавался легкий, динамический рельефный орнамент. В современном мире это называется филигрань, и в последнее время особым спросом пользуются браслеты с использованием подобной техники (например, в сезоне 2010 года такие вещи можно встретить у Sabrina’s Wide Ornate Diamond CZ Brace). В XII веке, когда возросло производство вещей массового потребления, одними из наиболее распространенных работ стали гравирование и чернение по серебру, при этом темным делался только фон, тогда как сама картинка оставалась светлой. Это позволяло создавать изысканные и утонченные миниатюры.

Читайте также:
Отзывы украшения с ярмарки мастеров

Ювелирные эксклюзивы Древней Руси

Несмотря на то, что множество работ было утеряно во время татаро-монгольского нашествия, археологам удалось восстановить некоторые действительно уникальные ювелирные украшения. Например, колты (парные полые золотые и серебряные подвески, крепившиеся цепочками или лентами к головному убору), которые носили горожанки в XI-XIII веках, могут своей тонкой работой заинтересовать многих модниц. Особенно михайловские золотые колты, украшенные речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами в технике перегородчатой эмали.

Не менее известна и «Черниговская гривна» (она же «Гривна Владимира Мономаха»), которая была утеряна владельцем, а позже найдена археологами. На этом чеканном медальоне XI века с одной стороны изображена женская голова в клубке из восьми змей с молитвой против болезней на греческом языке, а с другой — архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны от дьявольских козней. Тончайшая работа медальона настолько высока, что по записям того времени оценивалась примерно как размер княжеской дани со среднего города.

Расцвет ювелирного искусства в XVIII веке

Именно в XIII веке в России появился термин «ювелир» вместо «золотых и серебряных дел мастер», а благодаря новым технологиям и активному использованию драгоценных камней началась эпоха расцвета ювелирного искусства. В начале XIX века русские дизайнеры выработали свой собственный, отличный от европейского стиль работ, при этом практически у каждого ювелира были свои особенности. В то время появляются такие известные и в наше время имена, как фирма Овчинникова, братьев Грачевых, Фаберже.

У каждого свой стиль, свои уникальные украшения, которые ценились как при дворе российского императора, так и среди королевских дворов других стран. При этом ювелирное искусство даже самых известных мастеров оставалось доступным русскому народу. Например, пасхальные яйца Фаберже, каждое из которых не похоже на другие, заказывал Император для себя и своей семьи, и при этом некоторые работы этого ювелира (сравнительно недорогие портсигары) могли позволить себе и менее обеспеченные люди. Современные российские дизайнеры не потеряли своей самобытности и уникальности, поэтому многие русские ювелирные украшения до сих пор высоко котируются на мировом рынке.

Читайте также:
Украшение забора из сетки рабицы своими руками

Болотова Леля

Источник: uvelir.info

Киевская Русь — перекресток древности («ювелирное» исследование)

Просто поразительно, насколько торговля (и захватнические набеги, конечно) влияла на распространение культуры на огромных территориях! Ведь нынешних средств транспорта и связи не было и в помине, а расстояния, отдалявшие одно государство от другого, были просто бесконечны для людей того времени. Предлагаю сравнить предметы ювелирного искусства 9-13 века (домонгольский период) разных государств.

Начнем со своего, родного.

Киевская Русь:

Трехбусинные подвески для головного убора (их еще называют височные кольца, но это не совсем правильно в данном случае) — очень типичны именно для Киевского региона.

Фибула, подвески, поясной набор из серебра

Серебрянные колты на ряснах, браслеты (Чернигов)

Украшения лошадиной сбруи

Клад Михайловского Златоверхого монастыря

Кирилловский клад, колт на рясне

Кирилловский клад

Ожерелье с подвеской-лунницей

Интересно, что лунницы женщины носили еще в Древней Греции (1-2 век. д.н.э._

Клад Десятинной церкви

Клад Десятинной церкви

Клад Михайловского Златоверхого

Черепаховидные фибулы 9-10 века (определенно скандинавские), найденные на территории Черниговской области

Теперь самих скандинавов посмотрим, находки, датированные 9-12 веком.

СКАНДИНАВИЯ (викинги, норманы, варяги):

Были у них популярны очень крупные броши на пол-пуза. Носили и женщины, и мужчины

Опять броши (имиация крглого щита викингов)

Подвески-лунницы, как и у нас

Фибула — застежка для плаща

Этот клад 10 века найден в Дании. Похож на тот, что нашли в Михайловском Златоверхом монастыре, просто до неприличия.

Шейное украшение-гривна

Браслеты

Несомненно, варяги и Русь оказали сильное взаимопроникающее влияние друг на друга. Интересно, что на территории бывшей Киевской Руси находили браслеты и фибулы варяжского типа задолго до ее создание — с датировко 7-9 век.

Читайте также:
Украшение поверхности предмета одежды это

Еще одно государство, оказавшее влияние на культуру соседних и даже отделенных стран —

Изысканные изделия из перегородчатой эмали распространились именно отсюда. Сережка очень похожа на наши колты.

Удивительное для меня открытие — сходство украшений арабских фатимидов (10-12 век), захвативших Египет и Южное Средиземноморье, с нашими, киевскими. Похоже, соседняя Византия и на них тоже оказала влияние. Вернее, вообще не понятно, кто на кого. Кажется, все просто — в то время просто все носили одинаковыые украшения.

На наши трехбусинные подвески смахивает

Это уже не фатимиды, это сельджуки, далеко на Восток.

А это политическая карта мира 1040 года:

Недолго это все было, но все равно круто!

Источник: agritura.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...