Покачивая перьями на шляпах.
Когда-то в одном из постов моего дневника возник вопрос о перьях на шляпах дам эпохи модерна. Какие использовались, как изготовливались сами шляпы. Ни к чему по-моему существенному, мы тогда не пришли. Я решила немного расширить тему, ведь украшения в виде перьев на шляпах, и вообще птичьи перья как аксессуар, использовались человеком в течении столетий.Поэтому,вашему вниманию два небольших поста. Модерн,столь любимы мною, тоже естественно будет на изображениях, но ,следую хронологии, в конце второго поста.
В религиозной атрибутике, сформировавшейся в период правления древнеегипетских фараонов, корона из перьен, венчавшая голову бога Амона-Ра, символизировала луч и Солнца. Вера египтян в сушествование загробной жизни была основана на постулате, который гласил, что каждый человек помимо своего тела обладает еше и бессмертной душой.
Эта душа (bai) изображалась в виде птицы с человеческой головой. Бог мертвых Осирис судил души умерших, взвешивая человеческие сердца и используя в качестве противовеса «перья Истины». Крылатого греческого бога Гермеса почитали и в Древнем Риме, дав ему новое имя — Меркурий. Он являлся покровителем всех, кто занимался торговлей.
КАК НОСИТЬ ШЛЯПЫ? | С ЧЕМ НОСИТЬ ШЛЯПЫ? | КАК ПЕРЕСТАТЬ СТЕСНЯТЬСЯ? | MEGRACE Q&A
Меркурия всегда изображали держащим в руке жезл-кадуцей, обвитый двумя змеями и увенчанный двумя крылышками, который являлся символом торговли. Шлемы греческих лучников и воинов римских когорт украшали пучки пестрых перьев, которые обозначали их принадлежность к определенному воинскому подразделению. Каждый римский легион нес, как знамя, водруженное на древко изображение орла с расправленными крыльями.
Henri, roi de Navarre (vers 1575)
Немаловажную роль играли украшения из перьев у первобытных народов Северной, Центральной и Южной Америки — Океании, используемые и и ритуальных танцах, и во время междоусобных войн. В период Средневековья перья служили роскошным декором для мужских головных уборов. Пышные перья украшали рыцарские шлемы и бархатные береты сановников, авантюрные шляпы с широкими полями времен Тридцатилетней войны и традиционные треуголки, которые были обязательным галопным убором офицеров высокого ранга, служивших при дворе короля Людовика XIV. Эти разноцветные плюмажи красовались на парадных головных уборах высшего офицерства до начала XIX века.
La Tour Georges de (1593-1652)
Начиная с XIII века изготовление головных уборов, так же как и декора для них, являлось привилегией шляпников. А в 1480 году в уставе гильдии шляпников изготовление украшений из перьев было впервые упомянуто как самостоятельное ремесло. С того времени гильдия почтенных торговцев пером и пухом пользовалась преимущественным правом на создание украшений из разноцветных перьев для мужских и женских шляп, беретов и других головных уборов.
Lawrence Thomas, Sir (1769-1830)
Marie Caroline de Bourbon-Sicile, duchesse de Berry (1798-1870)
Начиная с 1600 года, согласно решению верховного цехового совета, гильдия получила возможность изготавливать из перьев и декоративные аксессуары для Одежды — цветы, банты, воротники и манжеты. Перья домашней птицы — петухов, уток, гусей, индюков и павлинов — собирали на птичьих дворах.
Руководство по Мужским Шляпам | RMRS
Пестрые перья диких голубей, перепелов, куропаток, фазанов, соколов, канюков, ястребов, сов или беркутов добывали на охоте. Роскошные перья самцов страусов, цапель или жураплей, пуховое оперение марабу, а также драгоценные наряды райских птиц привозились из заморских стран и стоили очень дорого.
Портновское и шляпное ремесло французов достигло нового расцвета в 1770 годы во многом благодаря Марии-Антуанетте. Своим «министром моды» королева сделала модистку Розу Бертен, и именно в это время в европейские княжеские дома курьерской службой начали доставлять кукол («пандор»), одетых в новейшие парижские модели. При этом настоящий фурор производили искусные творения из пуха и перьев! В самом конце XVIII века во время похода в Италию генерал Наполеон Бонапарт ввел в армии новый головной убор — украшенную перьями «треуголку», шляпу с приподнятыми вверх углами. Подобные шляпы, выполненные из фетра или бархата и отличавшиеся особой элегантностью, предлагались в парижских салопах и горожанам.
Grimou Alexis (vers 1680-1740)
Благодаря новому увлечению романтизмом в конце XIX и начале XX веков шляпы с роскошным декором, украшенные цветными перьями, вновь появились в коллекциях парижской haute couture. В 1912 году мода на перья достигла своей кульминации. Плотно облегающие платья со шлейфами, в которых блистали элегантные парижанки, дополняли короткие жакетики из перьев марабу, гармонирующие с ними по цвету боа, а также фантазийные головные уборы. Спрос был настолько велик, что частные ателье, изготавливающие изделия из перьев, едва справлялись с огромными заказами.
Le Caravage, Merisi da Caravaggio Michelangelo (v 1571-1610)
La Diseuse de bonne aventure
Но уже после Первой мировой войны о перьях почти не вспоминали. Благодаря Коко Шанель в моде появился новый символ элегантности — «маленькое черное платье». В 1926 году в американском издании Vogue был впервые опубликован эскиз этой модели, сопровождаемый пророческими словами, что «маленькое черное платье станет своего рода униформой для всех женщин с хорошим вкусом».
В результате экономического краха в конце 20-х годов индустрия моды и текстиля оказалась в драматичной ситуации. Были закрыты многие из больших парижских Домов моды и множество шляпных салонов. Кризис смогли пережить лишь те модные предприятия, которые сумели найти новые формы работы или которые возникли благодаря слиянию нескольких маленьких фирм в одну более крупную.
Gros Antoine-Jean (baron) (1771-1835)
Jérôme Bonaparte, roi de Westphalie (1784-1860), portrait équestre
После Второй мировой войны облик моды определял стиль new look Кристиана Диора. На этот раз мода сравнительно быстро преодолела трудности кризисных послевоенных лет: весной 1950 года на Сене работало уже около 300 ателье, вновь специализировавшихся на изготовлении изделий из перьев! Они регулярно получали заказы от Домов молы и ателье, входящих в Парижскую палату моды. Мода на шляпы и аксессуары переживала новый подъем, В своей коллекции haute couture сезона весна-лето 1955 года Кристобаль Баленсиага представил шляпу из белых страусиных перьев, ставшую изысканным образцом парижской шляпной моды!
Gros Antoine-Jean (baron) (1771-1835)
Fréderique-Catherine de Wurtemberg, reine de Westphalie (1782-1835), devant le château de Wilhemshôhe, portrait équestre
К сожалению, тенденция отказа от шляп, возникшая в 60-е годы вследствие импортированной из США джинсовой моды, утвердившей свои стандарты, как и появление подчеркнуто функциональной одежды в спортивном стиле, нанесла смертельный удар салонам и ателье на берегах Сены, изготавливающим шляпы и плюмажи из перьев.
Кроме того, принятая в 70-е годы XX века Вашингтонская конвенция установила в международной торговле жесткие ограничения, особенно по отношению к исчезающим видам дикой флоры и фауны, что сделало практически невозможным использование оперения экзотических птиц.
Vignon Claude (1593-1670)
Le Jeune chanteur
Тем не менее знаменитый парижский шляпный салон Андре Лемари работает до сих пор. Сегодня генеральным директором этого производства с богатыми традициями является мадам Женсвъев Рено. Неоценимую поддержку ей оказывает Бруно Марчини, который долгие годы работал ассистентом мэтра Лемари, который и сам по-прежнему предоставляет в распоряжение ателье свой огромный творческий опыт. Высокий профессионализм и тонкое чутье опытного мастера по работе с пером и пухом позволяют создавать настоящие произведения искусства. Среди этих шедевров — очаровательная аппликация из экзотических перьев, выполненная на изящной тонкой сетке для Жана-Поля Готье, золотистое болеро, расшитое вручную петушиными и голубиными перьями, а также пухом марабу, созданное для коллекции haute couture Givenchy.
Bunel Jacob (1558-1614)
Искусные мастерицы ателье на специальных машинах закрепляют окрашенные перья марабу, создавая ностальгические боа и воздушные шелковые воланы, украшающие платья для коктейля и вечерние туалеты в коллекциях Дома Chanel. В складском помещении, переполненном ценным сырьем, производится сортировка каждой новой партии белых страусиных перьев. Перед окрашиванием их сначала подвергают чистке и сушке. Огромный склад, где в больших картонных коробках хранятся экзотические перья, требует регулярного проветривания и обработки средствами для зашиты от вредителей, иначе личинки моли полностью съедят пестрые перья, прежде чем те попадут в ателье.
Marie-Anne Mozart, dite Nannerl (1751-1829)
Модный дом Андре Лемари известен в кругах специалистов своими роскошными безделушками и аксессуарами, выполненными из уникальных дизайнерских материалов fine couture. Они пользуются большой популярностью у создателей коллекций прет-а-порте де люкс, демонстрируемых на лучших подиумах мира. Но если раньше коллекции готовились в течение долгого времени, сейчас стилисты и дизайнеры лишь незадолго до премьеры принимают окончательное решение относительно форм или цветовых сочетаний для аксессуаров. Поэтому ателье, изготавливающие необходимые модные украшения из перьев, должны их выполнить за очень короткий срок. Как правило, такие заказы, полученные в последнюю минуту, делаются только за счет сверхурочной работы ночью или в выходные дни.
Cranach Lucas (l’Ancien) (1472-1553)
С незапамятных времен люди использовали для украшения разноцветные перья петухов, гусей, павлинов, лебедей, страусов, цапель или экзотических птиц. В Египте страусиные перья считались привилегией фараонов, а римским легионерам они служили в качестве знаков различия. В далеком X веке арабские караваны доставляли ценный товар на побережье Средиземного моря, где его грузили на торговые суда и поставляли европейским княжеским домам. Халиф Абдар-Рахман III (912—961 годы) ввел в своей резиденции в Кордове использование больших вееров из переплетенных страусиных перьев. В ХУ1-ХУ11 веках известные художники Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Франс Хальс, Рембрандт или Ян Вермеер изображали вельмож, прелатов и магистратов в широкополых шляпах или беретах, украшенных развевающимися страусиными перьями.
Ducluzeau Marie-Adélaide, née Durand (1787-1849)
Portrait de la Reine Marie-Amélie
Дамы эпохи барокко и рококо предпочитали высокие замысловатые прически, отделанные окрашенными перьями и драгоценными камнями: в 1777 году Франсуа Жанине написал портрет тщеславной Марии-Антуанетты п высокой прическе с искусно вплетенными страусиными перьями. После Французской революции такие страусиные плюмажи сохранились только на треуголках магистратов и военных. В 1803 году Джеймс Гилрей, мастер политической сатиры, нарисовал карикатуру, изображавшую леди в лондонском Гайд-паркс в восточном тюрбане с очень длинным страусиным пером.
Hanneman Adriaan (vers 1601-1671)
В середине XIX века парижские и берлинские модные журналы публиковали изображения помпезных дамских шляп с плюмажами из страусиных перьев, а также сложных причесок с развевающимися перьями. Во время экстравагантной эпохи конца XIX века и романтичного стиля модерн парижская высокая мода переживала большой подъем. В 1892 году парижский Journal des Demoiselles опубликовал серию театральных головных уборов, пышно украшенных перьями, которые делали их обладательниц выше ростом, а в 1899 году Тулуз-Лотрек на знаменитой картине «Танец в Мулен Руж» увековечил дам парижского полусвета в боа из страусиных перьев и сложных «прическах с перьями».
Gerrit van Honthorst — De vrolijke speelman
В 1910 году элегантные парижанки носили классические костюмы от Редфсрна, к которым кутюрье предлагал шляпу с украшением из перьев. Поль Пуаре, братья Борт, Дусе и мадам Пакен в своих коллекциях также отдавали дань внимания декоративным перьям страуса. Эксклюзивные бальные костюмы предвоенной моды от Поля и Дениз Пуаре становились мировыми сенсациями.
Растущий спрос на страусиные перья в 1913 году обеспечил Южной Африке рекордный экспорт. После Первой мировой войны роскошный аксессуар пережил последний всплеск популярности. Братья Ворт в 1924 году рекламировали в Gazette du Bon Ton модные веера из плетеных страусиных перьев, а Сергей Дягилев использовал разноцветные перья для украшения костюмов и декораций для своего «Русского балета». Однако эти украшения стали легендой. Ностальгическая роскошь исчезла из моды, атридцатые годы стали зеркалом функционального стиля жизни.
Натуральные перья распространяют особую атмосферу, расставляя оригинальные акценты на общем сдержанном фоне современной элегантности. Перья всех видов вновь становятся любимой игрушкой дизайнеров и поражают своим разнообразием — в виде отделки подола, в роли окантовки, на лацканах, в качестве декоративного обрамления трикотажа, причем отделку из перьев используют не только в нарядной, но и в повседневной одежде. Полное неги боа из перьев также вновь пробирается в моду. Первые венецианские маски из перьев завоевывают подиумы.
Птичьи перья — это образования из кератина или рогового вещества, подобно нашей коже или волосам. Перьевой покров защищает птиц от воды и холода, а также создает маскировочную окраску, позволяющую птице уберечься от возможных врагов. Кроме того, оперение используется в качестве средства визуальной коммуникации во время брачного сезона. Хотя каждое отдельное перо имеет крайне незначительный вес, оперение птицы весит в два-три раза больше, чем ее скелет.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: volkovagp.livejournal.com
pyshki_plyushki
Этот стишок я помню ещё с детства. Он был помещён в «Иллюстрированной энциклопедии моды» под картинкой средневекового щёголя в длинноносых туфлях, с кокетливо провисающими на попе штанами. Но речь пойдёт не о тех, кто следил за модой, до того, как появилось понятие «мейнстрим», а о тирольских шляпах.
. .
«Мужчинам, — пишет Гёте, — на фоне серых гор зелёные шляпы придают весёлый вид. Они носят их украшенными лентами или широкими шарфами из тафты с бахромой, изящно заколотыми булавками». Это было написано в 1786 году, по случаю процессии в день праздника Рождества Марии в Вильтене. Однако эти зелёные и жёлтые широкополые шляпы, считавшиеся за границей частью традиционного тирольского костюма, скоро исчезли. Совершенно и полностью из гардероба каждого тирольца.
Варьировались не только цвета, от чёрного к зелёному или жёлтому, но и материалы. Могли быть использованы как солома, так и фетр. Самому большому изменению поверглась форма шляпы. Стрелки, например, загибали поля на одной стороне шляпы, что придавало им особенно удалой вид.
Не смотря на все изменения, основной факт оставался неизменным: каждый тиролец или тиролька, как правило, владели шляпой, которая по тем временам стоила целое состояние и поэтому носилась в течение всей жизни. Чтобы создавать впечатление, что шляпа или новая, или каждый раз разная, она украшалась лентами, шарфами и перьями. Как Гёте и описал.
С исчезновением крестьянской одежды в конце 19 века шляпа потеряла своё значение. Однако благодаря песням, рассказам путешественников и литературным упоминаниям укрепившаяся узнаваемость тирольской шляпы смогла сохраниться.
Внимательный гость при посещении Тироля может и сегодня наблюдать, что к костюму жителя Випперталя прилагается совершенно другая шляпа, чем к костюму жителя Инсбрука. В каждом уголке страны искуссные шляпники до сих пор знают толк в изготавлении традиционных шляп. Тому кто решится пуститься по следам этого истинно тирольского предмета, рекоммендуется начать свою экскурсию с одного из многочисленных деревенских этнографических музеев.
Шляпа альпийского горца — предмет особой гордости и заботы. Шляпу нельзя было никому другому давать поносить. Шляпу нельзя было снимать с головы, кроме как для приветствия дам и уважаемых людей. И то, в этом случае шляпа или слегка приподнималась, или просто бралась пальцами за край, обозначая приветствие.
Снятие шляпы с головы чужого человека означало ссору и оканчивалось, как правило, дракой. Полностью шляпа снималась только во время еды или при посещении церкви или церковного праздника.
По поводу Германии и горцев сразу вспоминается Бавария, а если верить Википедии, верхнебаварский костюм. Он подразделяется на несколько типов: Мизбахский (Miesbacher Tracht), Верденфельзский (Werdenfelser Tracht), Иннтальский (Inntaler Tracht), Химгаузкий (Chiemgauer Tracht), Берхтесгаденский (Berchtesgadener Tracht) и Изарвинкльский (Isarwinkler Tracht) костюмы. Шляпы и их декор соответственно различаются.
Мизбахская шляпа называется «шайблинг» (Scheibling) и похожа на шляпу-котелок. Изготавливается из шерсти зайца. Благодаря долгому расчёсыванию её поверхность становится похожей на велюр. Также шляпа может изготавливаться из фетра. В качестве основного украшения используется плетёный шнур, который оборачивается вокруг шляпы от одного до трёх раз.
Шляпа носится слегка надвинутой на лоб. Цвет серый.
Верденфельзская шляпа тёмно зелёного цвета, округлой формы, с широкими полями. Украшается лентой, двумя шнурами, а также пухом и перьями тетерева или пером орла. Женская шляпа носится похожим образом. Волосы не должны выбиваться из-под шляпы и нависать над ушами и лбом. Они должны оканчиваться примерно на 1 см выше края шляпы.
В Химгаузком костюме используется три вида шляп:
— регион Ашау — остроконечная верхушка, полученная сдавливанием шляпы по бокам (пример). Цвет зелёный. Велюр.
— регион Берхтесгаден — шляпа похожа на мизбахский шайблинг
— регион Хоенашау — шляпа с высокими стенками и узким доннышком (пример). Вики пишет, что тот вариант носят преимущественно члены Общества по Сохранению Горского Народного Костюма «D’Griabinga Hohenaschau».
В Берхтенсгаденском костюме используется два вида шляп — стрелковаая и шайблинг. Женщины носят шайблинг из зелёного фетра с уложенным на стенки шляпы золотым шнуром, оканчивающимся золотыми кистями (пример). Также шляпа украшается перьями орла. Про стрелков я расскажу чуть позже.
Изарвинкльская шляпа похожа на шайблинг, но есть пару отличий в декоре. Женская шляпа изготавливается из зелёного велюра и украшается маленьким гамсбартом. Мужская отличается от мизбахского варианта только зелёным цветом.
Теперь о тирольских стрелках. Что же это за колоритные усачи с винтовками и офигительными шляпами? Для начала следует упомянуть восстание тирольцев против баварской и французской оккупации во время австро-французской войны 1809 года.
В результате поражения Австрии в войне Третьей Коалиции Тироль в 1805-1806 гг. перешёл под власть Баварии, начавшей в новоприобретённой провинции проводить различные конституционные и церковные реформы, которые горцам совсем не пришлись по нраву. Последней каплей стало насильственное рекрутирование тирольцев в Баварскую армию. После чего в апреле 1809г. в столице тирольского края Инсбруке началось восстание. Его возглавил Андреас Хофер, избранный главнокомандующим на волне борьбы против Баварии.
Андреас Хофер — легендарный герой Тирольских земель. Народное ополчение, которое он возглавлял, называлось «Тирольские стрелки» и делилось на отряды, так называемые «компании». История появления стрелков начинается в 13-ом веке. В Тироле в то время имелся управленческий орган, Ландтаг, в который входили не только знать и духовенство, но и представители горожан и крестьян.
Им всем разрешалось носить оружие. Вместе с правом принимать политические решения, эти люди также получили обязанность защищать родную землю. Ландтаг в 1323 г. принял старейшую конституцию, составленную на немецком языке. Согласно этой конституции в случае необходимости в армию призывались все годные и обороноспособные мужчины. Однако самым важным было то, что призываться тирольцы могли только для защиты собственной земли.
слева интересные защитные чехлы на шляпы, наверное, от дождя
С 1400-х гг. начали проводиться мероприятия по обучению мужчин стрельбе и тогда же возникло название «Стрелки» для людей, вооружённых арбалетами. Впервые стрелки поделились на 16 компаний (отрядов) в 1704 г., согласно указу кайзера Леопольда I. В эти компании вошли снайперы, принявшие участие в «Баварском переполохе» (Boarischer Rummel), когда баварские войска в очередной раз пытались завоевать Тироль.
В 1738 г. был издан указ о создании общественных тиров в Тироле. После первой мировой войны с закатом монархии призыв стрелков из Тироля для защиты родной земли прекратился. Однако тирольские стрелки остались негосударственным объединением стрелковых обществ. К 1965 г. в Союзе Тирольских Стрелковых Компаний числилось 204 объединения.
Это я к чему всё вела. Каждый год тирольцы Австрии и Германии празднуют победу над французскими и баварскими войсками, годовщину борьбы за свою независимость, вспоминают героя Андреаса Хофера, проходят по улицам городов с парадами, одетые в исторические и народные костюмы. Вот у них обычно самые крутые и колоритные шляпы.
Для желающих: у австрийского Объединения Стрелковых Компаний есть сайт — tiroler-schuetzen.at, где можно, например, на карте выбрать область и прочитать историю батальона, действующего на этой территории. Или посмотреть на колоритные фото Комитета Управления объединения. А также сравнить шляпы стрелков из разных районов (например, раз, два, три, четыре, пять).
Теперь пару слов об украшениях для шляпы. В качестве украшений использовались охотничьи трофеи. В зависимости от принадлежности к какому-либо обществу к шляпе прикреплялись гамсбарты, связка из перьев и пуха тетерева, длинные перья из крыльев змеешейки. Орлиный пух используется только жителями Мюнхена и окрестностей. Некоторые виды украшений пали жертвой защиты прав животных.
Пожалуй, самым известным украшение является гамсбарт (Gamsbart или Gämsbart). Эта пышная метёлка изготавливается из волосинок со спины серны, которые особым образом с друг другом связываются, чтобы образовывалась веероподобная форма. Концы волосинок должны быть светлого цвета на пару миллиметров. Крупные экземпляры гамсбартов стоят дорого.
Есть варианты дешевле, но они менее распространены. Делаются из шерсти оленя. У них светлая часть на конце волоска может занимать до двух сантиметров. В некоторых регионах используется шерсть барсука или дикого кабана.
Изготовление бартов считается высоким искусством. Для того, чтобы сбрить нужное количество волосков и правильно их связать требуется много часов. Наряду с профессиональными производителями связыванием гамсбартов занимаются некоторые охотники. В зависимости от способностей и умений вязальщика на один гамсбарт идут волоски от одного до десяти серн. Тут можно посмотреть производство гамсбарта.
Ремарка по поводу ношения: если перья или гамсбарт были приколоты к шляпе с лёгким наклоном вперёд, это означало, что владелец шляпы сигнализирует о своём желании вступить в драку.
Также встречаются шляпы в разной степени густоты усыпанные значками. Кроме просто декоративных значков, на шляпе могут оказаться значки «Народного марша» (Volksmarsch), не соревновательного вида спорта, выражающегося в многокилометровых (от 10 км.) походах на природе. Ассоциации этого вида спорта выдают награды в виде значков и нашивок, которые следует собирать, участвуя в определённом количестве соревнований. Достижения участников записываются в международную книгу рекордов.
Дальше фото клёвых шляп с парой восторженных комментариев. На этом фото нравится дяденька с тематическим шляпным украшением по поводу Октоберфеста — перьями фазана и пучком хмеля. Справа — два австрийских стрелка.
Опять австрийские стрелки.
Тут вид пары шляп поближе. Можно рассмотреть и булавку с перьями, и цветы.
Тут троица клёвых дедушек, украсивших шляпы, кто чем смог, и заодно ограбившими музей средневековой истории.
Тут два примера, когда барт крепится к шляпе спереди. И много=много цветов. Очень праздничные варианты, ин май хамбл опинион.
Источник: pyshki-plyushki.livejournal.com
Шляпно — перьевая история
Удивительный материал для рукоделия — перья. Изделия из перьев издавна были популярными в Китае, Индии.
Их ценили на Востоке и Западе,
в Европе, Америке и Азии. Перья некоторых птиц стоили очень дорого. Страусиные, например, продавали от 5 до 10 рублей за перо. Из перьев делали искусственные цветы, веера, абажуры, ширмы, они использовались как украшение
в шляпках, на сумочках.
С особым искусством применяли перья в вышивке для изображения птиц, цветов и узоров. Их раскладывали по узору, закрепляли тонкой проволокой, нашивали шелком. В Древнем Египте знак, изображавший перо страуса, был символом справедливости. Дело в том, что у всех птиц опахало пера справа и слева от стержня неодинаковой ширины. Лишь у страуса стержень делит перо на две равные половинки.
С этой же целью широко использовались дорогие шкурки райских птиц. Большую ценность представляет «птичий мех» — шкурки гагар, которые идут на изготовление шапок, воротников и отделку платьев. Люди также всегда высоко ценили светлое оперение и уникальное качество пуха лебедей.
Но мода на перья страусов, лебедей, белых цапель в конце XIX — начале XX вв. способствовала резкому сокращению этих когда-то распространенных видов. Перьями были украшены и древнеегипетские божества Амон-Ра, Озирис, Гор, Апис. У кельтов украшенные перьями накидки олицетворяли путь в другой мир, их носили только священнослужители.
Интересна символика пера у американских индейцев, чьи легендарные головные уборы из перьев заинтриговали не одно поколение европейцев. Индейцы считают, что национальный головной убор из перьев заключает невероятную силу и может творить чудеса, делая его обладателя неуязвимым для врагов.
Но для изготовления такого убора годились перья далеко не всех птиц. Предпочтение отдавалось перьям орла, потому что они олицетворяют Великий Дух, Дух Вселенной, а также лучи света. Более того, существовали строгие правила, как эти перья нужно добывать. Например, нельзя было убивать птицу из ружья или лука. Орла нужно было поймать на приманку голыми руками.
Такая охота была ремеслом тяжелым и опасным, поэтому ловцы орлов всегда были уважаемы и почитаемы окружающими. Орлиные перья можно было выгодно обменять даже на лошадей — главное богатство индейцев. Убор из орлиных перьев является военной деталью. Его надевали индейцы, вступившие на тропу войны.
Если же в убор вместо орлиных перьев вплеталось оперение совы и вороны, это свидетельствовало о мирном характере убора, и его надевали в дни празднеств и религиозных церемоний. Убор из орлиных перьев символизировал также святость и власть, поэтому его могли носить лишь воины, отличившиеся в сражениях, совершившие подвиги.
На пере, которое являлось своеобразным орденом, делались отметки, по поводу какого подвига оно носится. По перьям также можно было узнать, был ли индеец ранен, сколько раз и когда. Убор мог еще рассказать, отчего пострадал его владелец (от стрелы или пули) и сколько врагов убил он сам. Кроме воинов, убор из перьев носили шаманы. В этом случае перья дополнялись рогами бизона и антилопы.
Если индейские вожди носили перья орлов, то китайские мандарины украшали свои шляпы перьями хоки. Хоки — это горные фазаны, обитающие в центральных районах Китая. На их щеках растут пучки очень длинных жестких перьев, которые торчат над головой сзади и похожи на большие остроконечные уши.
Но известностью своей хоки обязаны не этим украшениям, а крупным хвостовым перьям, которые напоминают кружево. Когда-то давным-давно матери, провожая сыновей на войну, надевали им на шею ладанки с цыплячьим пухом. Считалось, что такая ладанка спасет и от меча, и от пули. Как оказалось, они были не так далеки от истины. Ряд исследований, проведенных английскими учеными, позволяет утверждать, что птичьи перья способны отражать пули и осколки снарядов.
В XIX веке эти перья полюбились и законодателям европейской моды. Его перьями украшали одежду еще древние египтяне. Позже рыцари носили страусовые перья на шляпах, а затем эти перья полюбились и дамам в виде вееров и украшений в прическе или на шляпе. Веками пользовались большим спросом шикарные эгретки (длинные брачные перья белых цапель). Они украшали кивера и шлемы военных, использовались для отделки женских шляп и украшений.
Неожиданная версия англичан нашла подтверждение в свидетельстве жительницы г. Николаева Надежды Рудаковой, которая во время Великой Отечественной войны осталась жива, только потому, что накрылась подушкой, когда ее в числе других беженцев расстреливали из пулеметов немецкие самолеты. С тех пор при всех вражеских авианалетах Надежда Петровна и ее родные накрывались подушками.
Пули делали дырки в подушках, из которых вовсю летели пух и перья, но пробить не пробивали. Так что вполне возможно, что в скором времени появятся бронежилеты. из птичьих перьев. А пока что в случае надобности можно приложить к любой ране, даже очень запущенной, цыплячий пух. И она моментально заживет.
В 1910 году «Дамский листок» писал, что последним писком сезона стали перья на шляпах необыкновенной длины: «Дамы украсили свои шляпы длинными перьями, рвущимися к небу, составляя продолжение всей фигуры. Как наши дамы с подобными украшениями будут садиться под кожух пролетки во время дождя? Вопрос весьма любопытный». Букеты из перьев были очень популярны, они хорошо чистились и не выцветали. Особенно красивыми получались розы и ромашки.
Фазаньи перья использовали для абажуров. На бумажный абажур перья наклеивали сначала по нижнему краю. Начинали с бахромчатых перьев, затем наклеивали длинные перья так, чтобы гладкая часть пера располагалась сверху, а пушистая снизу. Первые два-три ряда — прямо, последующие — наискось, закрывая «корешки» перьев, торчащих сверху.
Перья аиста и цапли называли «марабу», райской птицы — «эспри». Но и те и другие были слишком дороги, поэтому мастера перешли на более доступный подручный материал — перья сорок, голубей, подкрашивая их по собственному вкусу.
Обработка пера осуществлялась следующим образом: с пера удаляли грязь, жир, промывали сначала в пене, сбитой из 1 части мыла и 32 частей воды, затем — в чистой воде. После этих процедур перо погружали в воду с добавлением крахмала, встряхивали и сушили. И это еще не все. Для отбеливания перо опускали в перекись водорода, скип@$марабу», «эспри» или нечто фантазийное.
Шляпный словарик
БОЛЕРО – небольшая круглая шляпка, поля которой загнуты вверх
БОЛИВАР – мужская широкополая шляпа, модная в 20-х гг. 19 в.
БОРСАЛИНО – названная по имени миланского шляпника Джованни Борсалино, элегантная мужская шляпа из мягкого фетра, которая была популярна среди женщин вплоть до 30-х годов
КАЛАБРИЙСКАЯ ШЛЯПА – остроконечный головной убор с широкими, мягкими полями
КАНОТЬЕ – соломенная шляпа с жесткой плоской круглой тульей и ровными полями
КАПОТ – небольшая, высоко надетая дамская шляпа
КОЛЕСО – женская шляпа с плоской тульей и очень широкими круглыми полями, была в моде около 1910 года, а также и в 50-е
КОТЕЛОК – твердая мужская шляпа с круглым выпуклым дном и небольшими полями СЛАУЧ – фетровая шляпа с небольшими опущенными полями
СОМБРЕРО – лёгкая широкополая шляпа (у жителей Латинской Америки, Испании).
ТАБЛЕТКА – крохотная круглая или овальная шляпка без полей, закрепляемая на волосах специальной булавкой
ТРЕУГОЛКА – шляпа с полями, сдавленными в три угла
ТОК – жесткая, обыкновенно плоская шляпка без полей, часто красиво отделанная перьями, нитками жемчуга или вуалью
ФЕДОРА – шляпа со средней тульей и прямыми, относительно узкими полями. Обычно изготавливается из фетра
ЦИЛИНДР – высокая мужская шляпа из шелкового плюша с небольшими твердыми полями
ШАПОКЛЯК – складная шляпа-цилиндр
Рубрики: | История,ЖЗЛ Это интересно,чтиво, обо всём и ни о чём |
Метки: история
Процитировано 19 раз
Понравилось: 14 пользователям
Комментировать | обратиться по имени Суббота, 08 Сентября 2012 г. 03:39 (ссылка)
Интересно. Спасибо. Sergey1958 0% —> обратиться по имени Суббота, 08 Сентября 2012 г. 09:01 (ссылка) Очень хороший пост с красивыми иллюстрациями. Молодчинка! БОБРЫШЕВА_НАТАЛЬЯ 42 0 0% —> обратиться по имени Суббота, 08 Сентября 2012 г. 09:18 (ссылка) Как интересно,а позавательно,для меня по крайней мере,да!Спасибо огромное! АЛЬФИЯ_ГАБДУЛЛОВНА 48 0 +1% —> обратиться по имени Суббота, 08 Сентября 2012 г. 09:23 (ссылка) Спасибо!Интересно! НаталинаЯ 367 0 +1% —> обратиться по имени Суббота, 08 Сентября 2012 г. 13:10 (ссылка) Спасибо! Люблю шляпки. vit4109 214 1 0% —> обратиться по имени Суббота, 08 Сентября 2012 г. 13:28 (ссылка) Спасибо большое. Фирдаус_Мухтаровна 34 0 0% —> обратиться по имени Суббота, 08 Сентября 2012 г. 18:12 (ссылка) Огромное спасибо за красивый, познавательный и полезный пост! Забрала. Источник: www.liveinternet.ru
Загрузка ...
|