Что делает мелодию красивее? Добавляет особенный почерк и стиль, делает переливчатой и ласкающей слух? Конечно, мелизмы, или фиоритуры. Фигуры, добавляющие к звуку «соловьиные трели», добавочные тона, которые используются при игре на музыкальных инструментах и в пении. Наверное, каждый музыкант любит украшать своё исполнение фиоритурами, чтобы звук лился мягче, душевнее, эмоциональнее.
Кто придумал мелизмы и их обозначения? Как они вошли в музыкальный обиход и поселились практически в каждом классическом произведении? Какие бывают разновидности мелизмов для разных музыкальных инструментов и человеческого голоса?
- История орнаментики
- Как научиться владеть техникой мелизма?
История орнаментики
Орнамент – это украшение в виде узора на предметах или стенах здания, на оружии и даже на теле человека. Он призван сделать связанную с ним поверхность особенной, выполнить тематический акцент. Такие же орнаменты музыканты издревле решили делать в своих мелодиях, только не красками и камнями, а звуками. Такое «прихорашивание» музыки вспомогательными тонами назвали орнаментированием, а учение о способах и приемах украшения – орнаментикой.
МЕЛИЗМЫ: как правильно играть украшения? ФОРШЛАГ, МОРДЕНТ, ТРЕЛЬ, ГРУППЕТТО
Традиционно орнаментика связывается с импровизацией. Это позволяет выстроить немудреную цепочку эволюции от вольной орнаментики в народном музыкальном творчестве до средневекового импровизированного дисканта и диминуций эпохи Возрождения. Однако церковная музыка не очень располагает к «соловьиным трелям» и предпочитает строгое следование канонам, поэтому решим, что отправной точкой развития истории мелизмов стал XVI век в Италии.
Мелизматический вокал в классическом исполнении иллюстрирует американская оперная дива Joyce di Donato. Итак, ария Элен «Tanti affetti» из оперы «Дева озера» Дж. Россини:
Гуманизм и антропоцентризм того времени, интерес к глубоким душевным переживаниям человека и тяга к красоте привели к распространению мелодических украшений в музыке. Именно из ренессансной техники «выкристаллизовались» мелизмы, которые мы используем и поныне. Большую популярность имели музыкальные орнаменты в произведениях для клавесина. Из-за специфического устройства этого инструмента звуки, извлекаемые музыкантом, быстро затухали. Мелизмы позволяли продлить звучание, сделать его более льющимся.
Разновидности современных мелизмов
Основные виды мелизмов:
- Трель. Быстрое повторяющееся чередование двух коротких звуков. Дополнительная нота, с волнистой линией, обозначается на нотном стане над основной. Именно этот мелизм сильнее всего напоминает пенье птиц. Слово «трель» используется и для обозначения недолгого мелодичного звука.
- Форшлаг. Стоит на нотном стане непосредственно над основной нотой и исполняется за счет её длительности. Бывает короткий – один звук, и длинный – несколько звуков.
- Группетто. Самое сложное, но и красивое, музыкальное дополнение. Суть в том, что основная нота «расширяется» верхними и нижними вспомогательными звуками. Обознается завитком по типу математической бесконечности.
- Мордент. Чередование основного звука со вспомогательным. На него указывает линия, напоминающая кардиограмму человека под наклоном.
- Вибрато. Изменение высоты или тембра звука, обозначается плавной волнистой линией.
Вокал, фортепиано, скрипка, гитара – мелизмы присутствуют в обиходе любого музыканта. Самое любимое мелодическое украшение гитаристов – апподжатура, это «прислоненная» нота, похожая на форшлаг, однако более длительная.
Как научиться владеть техникой мелизма?
Овладение мелизмами в совершенстве – непростая задача. Главное правило для музыкантов – многочасовые упражнения и развитие техники, скорости игры.
Вокалистам, чтобы владеть спецификой опевания нот, необходимо тренировать и укреплять связки, развивать дыхание при помощи диафрагмы.
Источник: propianino.ru
Мелизмы в музыке: основные виды украшений
Мелизмы в музыке – это так называемые украшения. Знаки мелизмов относятся к знакам сокращённого нотного письма, а задачей употребления этих самых украшений является расцвечивание основного рисунка исполняемой мелодии.
Изначально мелизмы возникли в пении. В европейской культуре некогда существовал, а в некоторых восточных культурах и до сих пор сохранился мелизматический стиль пения – пения с большим числом распевов отдельных слогов текста.
Мелизмы играли большую роль в старинной оперной музыке, в той области к ним относились различные виды вокальной орнаментики: например, рулады и колоратуры, которые певцы и певицы с большим удовольствием втавляли в свои виртуозные арии. Примерно с того же времени, то есть с XVII века украшения достаточно широко начали использоваться и в инструментальной музыке.
Какие есть виды мелизмов?
Данные мелодические фигуры обычно исполняются за счёт времени звучания предыдущих нот, или за счёт непосредственно тех нот, которые украшаются мелизмом. Именно поэтому длительность такого оборота обычно не учитывается в длительности такта.
Основные виды мелизмов это: трель; группетто; долгий и короткий форшлаг; мордент.
Каждый из видов мелизмов в музыке имеет свои установленные и заранее известные правила для исполнения, и собственный знак в системе нотных символов.
Что такое трель?
Трель представляет собой быстрое повторяющееся чередование двух мелких по длительности звуков. Один из звуков трели, обычно нижний, назначается основным, а второй – вспомогательным. Знак, обозначающий трель, как правило, с небольшим продолжением в виде волнистой линии, ставится над основным звуком.
Длительность исполнения трели всегда равна длительности ноты, избранной основным звуком мелизма. Если трель необходимо начать со вспомогательного звука, то его обозначают маленькой нотой, идущей перед основным.
Относительно трелей сущесвует красивое поэтическое сравнение их с пением стиц, кое, впрочем, возможно отнести и к остальным мелизмам. но только при соблюдении соответствующей образности – например, в музыкальных произведениях о природе. Просто есть и другие трели – дъявольские, злые, например.
Как исполнять группетто?
Украшение «группетто» заключается в достаточно быстром исполнении последовательности нот, которая представляет собой опевание основного звука верхним и нижним вспомогательным. Расстояние, между основным и вспомогательными звуками обычно равняется секундному интервалу (то есть это соседние звуки или соседние клавиши).
Группетто обычно обозначается завитком, напоминающим знак математической бесконечности. Этих завитков два вида: начинающийся сверху и начинающийся снизу. В первом случае музыкант должен начинать исполнение с верхнего вспомогательного звука, а во втором (когда завиток начинается внизу) – с нижнего.
Кроме того, длительность звучания мелизма также зависит от места расположения знака, который его обозначает. Если он расположен над нотой, то мелизм должен исполняться все время его длительности, однако если он стоит между нотами, то его длительность равна второй половине звучания указанной ноты.
Короткий и длинный форшлаг
Этот мелизм – один или несколько звуков, которые стоят непосредственно перед украшаемым звуком. Форшлаг бывает как «коротким», так и «длинным» (нередко его также называют «долгий»).
Короткий форшлаг порой (и даже чаще всего бывает именно так) может состоять из всего-то лишь одного звука, который в этом случае обозначается маленькой восьмой нотой с перечеркнутым штилем. В случае наличия в коротком форшлаге нескольких нот, их обозначают меленькими шестнадцатыми и ничего не перечеркивают.
Длинный или долгий форшлаг всегда образуется при помощи одного звука и входит в длительность основного звука (как бы разделяет с ним одно время на двоих). Обычно обозначается маленькой нотой длительностью вдвое меньшей, чем основная нота, и с неперечеркнутым штилем.
Мордент перечёркнутый и неперечёркнутый
Мордент образуется от интересного дробления какой-нибудь ноты, в результате которого нота как бы рассыпается на три звука. Ими являются два основных и один вспомогательный (тот, который вклинивается и, собственно, дробит) звуки.
Вспомогательный звук – это верхний или нижний соседний звук, какой положен по гамме, иногда для большей остроты расстояние между основным и вспомогательным звуком с помощью дополнительных диезов и бемолей сжимают до полутона.
Какой играть вспомогательный звук – верхний или нижний – можно понять по тому, как изображён символ мордента. Если он не перечёркнут, то вспомогательный звук должен быть на секунду выше, а если, наоборот, перечёркнут, то ниже.
Мелизмы в музыке являются отличным способом придать мелодии лёгкость, своеобразную прихотливость характера, стилевую окрашенность под старинную музыку, не используя изменения ритмического рисунка (по крайней мере, в нотной записи).
Автор – Виталий Гончаров
Источник: music-education.ru
Мелизмы в музыке и вокале
Мелизмы — украшения мелодии и их условные обозначения; отдельные музыкальные фразы или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. К мелизмам относятся различные виды колоратур, рулад и других вокальных украшений: форшлаг, групетто, мордент, двойной мордент, трель, перечеркнутый мордент, двойной перечеркнутый мордент; свободно-импровизационные украшения (фиоритура — украшение, которое имеет виртуозный характер, пассаж — восходящее или нисходящее быстрое следование звуков), орнаментика.
Что такое мелизмы?
Мелизмы (от гр. мелизмос — особый способ пения и мелос — мелодия, песня) — это небольшие мелодические обороты устойчивой формы, которые выписывают как дополнение к основной мелодии мелкими нотами или специальными условными знаками. Применяют их как украшения мелодии или других голосов музыкального произведения.
Мелизматическое пение (дав.-гр. μέλισμα — песня, напев), также Мелизматический распев — способ распевания текста, при котором на один его слог приходится четыре и более звуков мелодии.
Мелизмы в вокале
Мелизматическое пение свойственно для литургической музыки мировых религий. В католических песнопениях мелизматично распеваются Kyrie, Аллилуйя, псалмовые стихи градуалов, великих респонсориев. В православных песнопениях широкий распев характерен для 11 евангельских стихир. Образцом мелизматического пения в византийской музыке считается кондак. Мелизматический распев культивировался в стиле, называемом калофония.
Мелизмы народной музыки всегда нужно выписывать мелкими нотами над словом или отдельным слогом, на который они поются. Иногда народные певцы пользуются методом постепенного сползания звука от верхней до нижней ноты или постепенному, без прыжка, подъема от нижней до верхней ноты. «Подъезды», форшлаги, глиссандо и предъемы исполняются в поспевках или отдельных характерных народной манере пения фразах песен непринужденно, свободно, игриво; легким «скольжением» голоса сверху к основному тону мелодии и наоборот.
В музыкальной литературе былых времен существовало много видов мелизмов.
Виды мелизмов
Современные композиторы употребляют некоторые виды мелизмов в расшифрованном виде. Из тех видов мелизмов, что остались, чаще всего встречаются четыре:
Форшлаг
Форшлаг бывает двух видов: короткий и длинный. Наиболее распространенным является короткий форшлаг. Состоит он из одного или нескольких звуков. Одночленный форшлаг обозначается мелкой восьмой нотой, хвостик которой перечеркнут вкось. Ставят его всегда перед основной нотой и связывают с ней коротенькой лигой.
Продолжительность форшлага невелика.
Выполняется он очень коротко за счет времени, нужного для выполнения предыдущего звука(см. рис. ниже):
Короткий форшлаг из нескольких звуков условно обозначается мелко написанными шестнадцатыми нотами. Он также выполняется очень кратко за счет времени, нужного для выполнения предыдущего звука.(см. рис. ниже):
В музыкальных произведениях, написанных до XIX века, короткий форшлаг исполняли за счет звука, перед которым он стоял (см. рис. ниже):
Другой вид форшлага — долгий форшлаг — встречается в литературе прошлых веков. Обозначался он мелко написанной нотой соответствующей длительности, выполнялся за счет главного звука, как правило, половины его продолжительности (см. рис. ниже):
Фрагмент «Турецкий марш», Моцарт
Современные композиторы длинный форшлаг как вид мелизма не применяют и мелодический рисунок в случае необходимости выписывают расшифрованным — нотными знаками соответствующей продолжительности.
Трель
Трель — очень распространенный вид мелизма. Это быстрое чередование главного и верхнего вспомогательного (соседнего сверху) звуков. Скорость выполнение трели зависит от технической сноровки исполнителя. Обозначается трель начальными двумя латинскими буквами полного названия trillo — tr., ставящиеся над нотой, иногда с приданием волнистой линии.
Волнистая линия пишется тогда, когда трель стоит над нотами одинаковой высоты, связанными лигой (см. прим. выше) или когда к знаку трели добавляется еще выписанный мелкими потами ее —
нахшлаг (см. пример ниже).
В других случаях знак трели пишут над нотой без волнистой линии. В некоторых случаях к трели добавляется еще и форшлаг, который также выписывается мелкими нотами (см. прим. выше).
Мордент
Мордент — быстрое чередование главного, верхнего или нижнего вспомогательного и снова главного звуков. Обозначается он особым знаком, который ставится над нотой. Продолжительность ноты, над которой стоит мордент, условно делится на две равные части: первая приходится на главную и верхнюю или нижнюю вспомогательную, вторая — снова на главную. Ударение — на первой главной ноте. Знак альтерации над или под мордентом указывает, что вспомогательная (верхняя или нижняя) соответственно изменяются (см. рис. ниже буква д).
Мордент бывает просты м (чередуются главный и верхний вспомогательный звуки, см. рисунок выше буква а), простым перечеркнутым (чередуются главный и нижний вспомогательный звуки, см. рисунок выше б), двойным (дважды повторенный простой мордент, см. пример выше в) и двойным перечеркнутым (дважды повторен простой перечеркнутый мордент, см. рисунок выше г).
Групетто
Групетто — воспроизводится особым знаком, который передает чередование верхнего вспомогательного, главного, нижнего вспомогательного и снова главного звуков. Его пишут или над нотой — тогда продолжительность ее делится на четыре равные части (см. рисунок ниже а), или меж нотами одинаковой или разной высоты — тогда группу выполняют за счет длительности первого звука ровно или за счет второй половины главного звука (см. пример ниже б и в). Знак альтерации над или под знаком групетто означает соответствующее изменение вспомогательных звуков (см. рисунок ниже г).
Упражнения для развития мелизматики:
Трель (от. trillo, от trillace – дребезжать) – мелодичное украшение, которое состоит из двух быстро чередующихся смежных звуков, из которых нижний – основной, определяющий высоту трели, и верхний — вспомогательный. Как обычно, трель выполняется в интервале тона и полутона.
В наше время владения техникой трели является обязательным только для лирико-колоратурного и колоратурного сопрано. Техника трели бывает естественной, но может быть выработана специальными упражнениями. Выполнение трели достигается не отдельным интонирования верхнего и нижнего звуков, а умением увеличить свое вибрато, «раскачать» его до такой степени, чтобы в нем отчетливо было слышно верхний и нижний звуки в интервале секунды. Выполнение трели требует свободной и подвижной гортани. Трель – один из сложных видов техники мелизматики.
Форшлаг (нем. vorschlag) — вид мелизма, или мелодичное украшение, что состоит из одного или нескольких звуков, предшествующих основному звуку мелодии, и исполняются более короткой долей, чем основной звук. Форшлаг, по большей части, поется легким звуком, так называемым звуком «прикосновения».
Групетто (итал. gruppetto, уменьшенное от gruppe – буквально группа) – мелодичное украшение, состоящее из 4-5 нот и представляющее собой чередование основного звука с соседними – верхним и нижним — вспомогательными звуками.
Мордент (итал, mordente, буквально – кусачий, едкий, острый, от mordere-кусать) — мелодичное украшение, состоящее из чередования основного звука, затем верхнего или нижнего вспомогательного и снова основного
Источник: musicnotes.info