1. Метрология как СИД и ее задачи. Две группы метрологических источников.
2. Внешние признаки письменных источников Древней Руси (IX-XII века) Элементы украшения рукописных книг. Орудия письма. Материал письма.
Министерство образования и науки РФ Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Исторический факультет Кафедра всеобщей истории, философии и социальных наук | |
«Утверждаю» Зав. кафедрой Боброва Г.Е. ______________________ (ФИО) (подпись) __ 20 _ / _ декабря_ _______ 2015__ г. | Дисциплина Специальные исторические дисциплины_____________________________________ Направление 44.03.05 Педагогическое образование |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № __5___ |
Происхождение гербов и теоретическая геральдика (составные части герба, разновидности щитов и др.).
Рукописная книжность в России XVIII–XX веков — Борис Морозов
Меры сыпучих тел, меры жидкостей и меры веса в XVI-XVII.
Министерство образования и науки РФ Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Исторический факультет Кафедра всеобщей истории, философии и социальных наук | |
«Утверждаю» Зав. кафедрой Боброва Г.Е. ______________________ (ФИО) (подпись) __ 20 _ / _ декабря_ _______ 2015__ г. | Дисциплина Специальные исторические дисциплины_____________________________________ Направление 44.03.05 Педагогическое образование |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № __6___ |
Вексиллография. История Российского флага.
Юлианский календарь. Взаимоотношение юлианского и григорианского календарей.
Внешние признаки письменных источников российского государства конца XV вв. Элементы украшения рукописных книг. Водяные знаки.
Русская метрология XVIII-XX вв. и создание Международной метрической (десятичной) системы.
Денежная реформа Петра I.
Министерство образования и науки РФ Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Исторический факультет Кафедра всеобщей истории, философии и социальных наук | |
«Утверждаю» Зав. кафедрой Боброва Г.Е. ______________________ (ФИО) (подпись) __ 20 _ / _ декабря_ _______ 2015__ г. | Дисциплина Специальные исторические дисциплины_____________________________________ Направление 44.03.05 Педагогическое образование |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № _10__ |
Хиджра.
Индийский календарь
Министерство образования и науки РФ Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Исторический факультет Кафедра всеобщей истории, философии и социальных наук | |
«Утверждаю» Зав. кафедрой Боброва Г.Е. ______________________ (ФИО) (подпись) __ 20 _ / _ декабря_ _______ 2015__ г. | Дисциплина Специальные исторические дисциплины_____________________________________ Направление 44.03.05 Педагогическое образование |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № __16___ |
Все про задание №5 | Литература ОГЭ 2023 | Умскул
Древнееврейский календарь.
Министерство образования и науки РФ Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Исторический факультет Кафедра всеобщей истории, философии и социальных наук | |
«Утверждаю» Зав. кафедрой Боброва Г.Е. ______________________ (ФИО) (подпись) __ 20 _ / _ декабря_ _______ 2015__ г. | Дисциплина Специальные исторические дисциплины_____________________________________ Направление 44.03.05 Педагогическое образование |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № _17____ |
Календарь Древней Греции
Министерство образования и науки РФ Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Исторический факультет Кафедра всеобщей истории, философии и социальных наук | |
«Утверждаю» Зав. кафедрой Боброва Г.Е. ______________________ (ФИО) (подпись) __ 20 _ / _ декабря_ _______ 2015__ г. | Дисциплина Специальные исторические дисциплины_____________________________________ Направление 44.03.05 Педагогическое образование |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № _18____ 1. Монеты России и СССР XX века. 2. Календарь древней Месопотамии. | |
Министерство образования и науки РФ Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Исторический факультет Кафедра всеобщей истории, философии и социальных наук | |
«Утверждаю» Зав. кафедрой Боброва Г.Е. ______________________ (ФИО) (подпись) __ 20 _ / _ декабря_ _______ 2015__ г. | Дисциплина Специальные исторические дисциплины_____________________________________ Направление 44.03.05 Педагогическое образование |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № __19___ 1. Российские дворянские гербы, гербы губерний и городов XVIII-XX вв. 2. Китайский календарь. | |
Министерство образования и науки РФ Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Исторический факультет Кафедра всеобщей истории, философии и социальных наук | |
«Утверждаю» Зав. кафедрой Боброва Г.Е. ______________________ (ФИО) (подпись) __ 20 _ / _ декабря_ _______ 2015__ г. | Дисциплина Специальные исторические дисциплины_____________________________________ Направление 44.03.05 Педагогическое образование |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № _20____ |
Календарь Майя.
Внешние признаки письменных источников Руси XII-конца XV вв. Элементы украшения рукописных книг. Орудия письма. Чернило. Краски.
Министерство образования и науки РФ Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Исторический факультет Кафедра всеобщей истории, философии и социальных наук | |
«Утверждаю» Зав. кафедрой Боброва Г.Е. ______________________ (ФИО) (подпись) __ 20 _ / _ декабря_ _______ 2015__ г. | Дисциплина Специальные исторические дисциплины_____________________________________ Направление 44.03.05 Педагогическое образование |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № _2_ |
1. Нумизматика как СИД. Основные термины. Происхождение денег.
Источник: infopedia.su
Материал и орудия письма. Оформление рукописных книг
Материалом для письма до XIV в. служил в основном пергамен, носивший на Руси также названия «харатья», «кожа», «телятина». Пергамен выделывался из кожи молодых ягнят, телят, коз и других животных.
Кроме пергамена, для письма на Руси употреблялась (как уже говорилось) береста. Буквы процарапывали, точнее выдавливали на поверхности бересты костяными, металлическими и даже деревянными стержнями с острием на одном конце и с лопаточкой на другом. Такие «писала», как их называли в Древней Руси, подвешивали к поясу и хранили в специальных кожаных чехлах.
Рукописи писались чернилами и различными красками. Чернила древних русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они были либо железистого происхождения, либо приготовлялись из сажи, из отвара ольховой или дубовой коры.
Заголовки, инициалы, заглавные буквы или буквицы писали красной краской. Отсюда ведет свое происхождение термин «красная строка». Писать с красной строки — значит начинать строку с абзаца, т.е. с небольшого отступления вправо. Употреблялись также охра — светло-желтая краска, лазурь — ультрамариновая, зеленая, черная и свинцовые белила. Как особая роскошь, использовались золото и реже серебро.
Орудием письма служило перо. Перья были преимущественно гусиные, иногда лебединые и даже павьи (павлиньи). Листы перед письмом разлиновывались линейкой и цепочкой в один или два столбца.
Книга составлялась из отдельных тетрадей, состоявших из четырех сложенных вместе листов. Формат книги определялся долей листа: в десть — в лист, в полдесть — в пол-листа, в четверть, восьмушку и т.д. Преобладали рукописи большого формата.
Все рукописные книги переплетались, или, как тогда выражались, «крылись». Переплеты изготовляли из деревянных досок, которые обтягивали кожей. Часто вместо кожи употребляли парчу, узорчатый бархат, атлас и другие дорогие ткани. Поверх кожи для предохранения переплета от порчи и для украшения прикрепляли металлические бляхи — жуки или жуковины, угольники, средники.
Переплеты некоторых роскошных рукописей заключали в золотые и серебряные оклады. Верхнюю крышку переплета порою украшали драгоценными камнями, жемчугом.
В русских рукописных книгах и в некнижной письменности (акты и т.п.) сменилось три типа письма: устав, полуустав и скоропись.
Устав — древнейшая форма кириллического письма, характерная для рукописей XI-XIII вв. Буквы уставного письма отличались прямолинейностью и тщательностью написания. Одна буква писалась отдельно от другой, без разделения текста на отдельные слова. Форма букв древнейшего устава приближалась к квадрату. В уставе почти нет сокращений (аббревиатур) и надстрочных знаков.
С середины XIV в. появляется почерк более мелкий и более округлый — полуустав. В полууставе нет той тщательности выполнения букв, которая была присуща уставу. Нарушается правильность расстояния между буквами, так как полууставом писали быстрее и несколько размашистее. Появились слитные буквы (лигатуры).
Надстрочные знаки — титла — обозначают сокращенные слова. По греческому образцу применялись знаки ударения — «силы».
В деловой переписке получил распространение третий тип письма — скоропись. С середины XIV в. скоропись употребляется все чаще и в XV в. начинает уже вытеснять полуустав. Распространение скорописи было вызвано ростом деловой переписки в условиях образования централизованного русского государства и стремлением к экономии времени.
Скоропись отличается многообразными начертаниями одних и тех же букв, связным написанием соседних букв, вытянутостью оконечностей букв за пределами строки, вызванною свободным нажимом и взмахом пера. Ускорение письма достигалось также сокращением слов и выноской букв над строкой.
В XV в. на Руси получило распространение особое декоративное письмо — вязь. Вязью писали названия рукописей. Отличительные черты вязи — различные сочетания букв, сокращения и орнаментальные украшения.
Художественные изображения рукописных книг состояли из украшений и миниатюр. Украшения были орнаментальными (слово «орнамент» происходит от латинского ото — «украшаю») и сюжетно-шрифтовыми. В украшения входили:
1. заставки — графические декоративные или сюжетные изображения в начале главы или крупного раздела книги, перед текстом;
2. концовки — подобные же, но меньших размеров украшения в конце книги или ее глав и разделов;
3. инициалы (от латинского initium — начало) — разрисованные и увеличенные первые заглавные буквы, начинающие текст книги, ее раздела, главы, реже абзаца;
4. украшения на полях (цветки).
Раскрашенная от руки иллюстрация в тексте или на отдельных листах получила название миниатюра. Термин этот произошел от латинского слова «minium», т.е. сурик, красная краска; miniatus — значит «раскрашенный». В настоящее время слово «миниатюра» понимается в смысле «очень маленький», что соответствует другому латинскому термину — «minimum».
Рукописи, украшенные миниатюрами, назывались «лицевыми» или «обряженными», т.е. иллюстрированными. Вносили украшения уже после написания текста. Поэтому часто встречаются рукописные книги с незаполненными местами или черновыми набросками.
В древних рукописных книгах несколько орнаментных стилей:
1. орнамент XI-XII вв., геометрический или растительный. Этот стиль отличается простотой и естественностью в изображении растений, переплетенных геометрическими фигурами (кругами, квадратами, ромбами и т.д.). На заставках и на инициалах — изображения птиц, животных, человеческих лиц и фигур. По времени этот стиль совпадает с преобладанием уставного письма;
2. орнамент XIII-XIV вв., известный под названием «чудовищного», или тератологического (от греческого слова «терас», «тератос» — чудовище). Для этого стиля характерны изображения фантастических зверей и птиц (драконов, единорогов, змей, грифов), а также людей, перевитые сложными сплетениями ремней или ветвей. В ряде инициалов «чудовищного» орнамента отражены бытовые мотивы. Так, например, буква «М» могла изображать двух рыбаков, тянущих сеть и ссорящихся между собою (об этом говорит пояснительная подпись). Буква «Р» изображает человека, держащего за ноги зайца, и т.д.;
3. орнамент XV в., называемый жгутовым, или плетеным. Заставки плетеного орнамента состоят из кругов или прямоугольников. Растительный орнамент XV в. характеризуется стилизацией цветов и растений, обрамленных геометрическими фигурами. Это дальнейшее развитие древнерусского орнамента XI-XII вв.;
4. орнамент XVI-XVII вв. — цветной, или травной. Характеризуется усилением реализма в изображении трав и цветов (букеты в вазах, гирлянды и т.п.);
5. старопечатный. Свое название он получил по сходству с книжной гравюрой. В заставках старопечатного орнамента — черные травы и цветы на белом фоне или белые травы на черном фоне. В таком же духе выполнены инициалы. В рукописных книгах подобный орнамент появился еще до возникновения на Руси книгопечатания.
В дальнейшем рукописный орнамент подвергся влиянию книжной гравюры.
Оформляли книгу замечательные мастера, среди них великие художники XIV в. — Феофан Грек и Андрей Рублев. Им приписывают создание четырех шедевров искусства русской книги конца XIV — начала XV в. — Евангелий, названных позднее по именам заказчиков и владельцев — бояр Федора Кошки, Богдана Хитрово и Бориса Морозова. Влияние Рублева ощутимо в миниатюрах небольшого Евангелия начала XV в. из Успенского собора Московского Кремля.
В конце XV в. на оформление книг оказала влияние школа знаменитого русского художника Дионисия и его сыновей Владимира и Феодосия Изографа. С именем последнего связывают появление старопечатного орнамента. Установлено участие Феодосия в изготовлении книжных заставок, гравированных на металле.
Книги писались долго и заканчивались обычно послесловием — писец просил читателя не осуждать его за ошибки. Многие приписки свидетельствуют о большой любви к книгам и содержат наставления, как с ними обращаться. Так, «Изборник Святослава» 1073 г. заканчивается словами: «А коньць вьсем книгам: оже ти собе не любо того и другому не твори» (А конец всем книгам: что тебе не любо, того и другому не твори). «Яко радуется жених о невесте, — читаем в послесловии к Евангелию 1164 г. — тако радуется писец, видя последний лист».
Многие книги сохранили приписки на полях, сделанные либо самими писцами, либо читателями книги. Эти приписки содержат сведения о владельцах книг, о покупателях, о цене и т.п. Особенно важны те из них, в которых встречаются сведения об исторических событиях.
Книжной торговли в нашем смысле слова в Древней Руси не было. Вплоть до XV в. книги чаще обменивали, дарили и лишь в редких случаях продавали и покупали. Продавали книги на торгу или на дому сами переписчики.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Внешние признаки рукописных источников
2.2. Внешние признаки рукописных источников XI – первой трети XII вв. Письменность в Древней Руси была уделом не только господствующего класса, она проникает в среду ремесленников, торговцев, входит в быт простых людей. Свидетельство тому берестяные грамоты, наиболее ранние из которых относятся к XI в. Берестяные грамоты использовались только для бытовых нужд.
Наиболее ранние рукописные источники, написанные уставным текстом, относятся ко второй половине XI–XII вв.: «Остромирово Евангелие» (1056-1057), два «Изборника» Святослава (1073, 1076 гг.), «Мстиславово Евангелие» (1115), грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича Новгородскому Юрьеву монастырю (около 1130 г.). Названные Евангелия и изборники (сборники статей нравоучительного и богослужебного характера) – великолепные образцы книжного искусства Руси.
Они сохранили имена писцов и заказчиков. Написаны уставным текстом на пергаменте. Страницы книг богато орнаментированы, имеют иллюстрации (миниатюры). Грамота Мстислава Владимировича – образец актовой письменности Киевской Руси.
Поскольку она была «жалованной», оформлявшей богатый дар князей Мстислава и его сына Всеволода по случаю освящения храма святого Георгия, «внешность» документа украшалась торжественно: буквы устава были написаны золотом, разведенным на камеди, документ удостоверяла вислая серебряная печать великого князя. Материал для письма.
Книги и актовые документы писались на пергаменте, особым образом обработанной телячьей коже. Пергамент был основным материалом для письма до XIV в. Пергамент получил своё название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во II в. до н.э. была усовершенствована технология его изготовления.
Он представлял собой особым способом обработанную кожу животных (преимущественно мелкого рогатого скота), причем считалось, что лучшие сорта пергамента получались из кож новорожденных телят, поскольку их кожа была тонкой и не испорчена укусами оводов и слепней. Снятую шкуру животного обрабатывали: счищали острым ножом шерсть и мясо, затем натягивали на раму, выстругивали, золили и обрезали для получения листов.
Выделанный пергамент был белого или желтоватого цвета. На Русь пергамент попал через Византию. Первоначально его называли «кожами», «телятинами». Слово «пергамент» вошло в употребление в XVII в. (из польского языка). Наряду с высококачественными листами пергамента для письма использовались и менее удачные экземпляры.
Они имели разрезы, сделанные ножом при начальной обработке и выскабливании кожи («дырявый пергамент»), или участки, с которых был плохо удален жир и поэтому они не впитывали чернила («зализы»). Пергамент был дорогим материалом, и именно его дороговизной объясняется тот факт, что одни и те же листы пергамента могли использоваться два, три и более раз после предварительного соскабливания и смывания ранее написанного на них текста.
Палимпсесты – (греч. «снова стираю») – рукописи, написанные несколько раз на одном и том же материале. Для прочтения палимпсестов разработаны разные способы. Наиболее ранний по времени и эффективный сводился к обработке их химическими реактивами. Этот способ был не безвреден для источников и мог привести к их безвременной утрате.
В настоящее время при прочтении палимпсестов широко используются рентгеноскопия, инфракрасное и ультрафиолетовое просвечивание и фотографирование. Много палимпсестов сохранилось в библиотеках стран Западной Европы. Среди русских рукописей палимпсесты встречаются редко. В качестве материала для письма Древняя Русь использовала также бересту.
Грамоты из бересты были обнаружены в ходе археологических раскопок в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе, Москве. Береста – кора берез, менее прочный, но более дешевый, чем пергамент, материал. Она лучше пергамента сохраняется в земле. Перед употреблением береста обрабатывалась и обрезалась сверху, снизу и с боков.
Берестяные грамоты, найденные в земле, промывались в горячей воде с содой, затем расправлялись и помещались между стеклами, где высыхали. Графика письма. Известны три типа кирилловского письма: устав, полуустав и скоропись, последовательно сменяющие друг друга и отличающиеся графическим характером письма. Пергаментные документы и книги ХI–ХIV вв. написаны уставом, причем отдельные памятники, написанные уставом, встречаются и в более позднее время.
Рекомендуемые материалы
Казачество в революции и гражданской войне 1917 — 1922 гг.
Интервенция и гражданская война в России (1918—1922)
Гражданская война в России в 1918-1922 гг.
Классификации исторических источников в отечественной историографии
Г.Я.
Сокольников — организатор денежной реформы 1922-1924 г
Административно-территориальное устройство среднего жуза по «Уставу» 1822 года
Каноны уставного письма: · геометричность графики букв; · отсутствие наклона букв; · отсутствие расстояний между отдельными словами в строке. Вертикальные части букв стояли перпендикулярно, горизонтальные – параллельно строке. Буквы почти не выходили за линию строки. Лист, написанный уставом, имел справа и слева поля и разлиновывался.
Устав знал знак препинания – точку, употребление которой в строке было произвольным. Точками с двух сторон могли выделяться и буквы-цифры. Уставные тексты знают сокращение слов, которое достигалось путем исключения из слов гласных букв. Сокращались, как правило, слова духовного содержания, часто встречающиеся в тексте: бог, святой, дева.
Над сокращенными словами ставился знак «титло». Различался устав древнейший и поздний. Источники ХI–ХII вв. писались древнейшим уставом, который в большей степени, чем поздний устав, соответствовал правилам, принятым для уставного письма. Буква «И» писалась с горизонтальной перекладиной «Н». Обе петли буквы «В», половинки буквы «Ж» были одинаковыми. «Ч» писалась в виде чаши.
Графика берестяных грамот этого периода отличалась от графики букв, написанных на пергаменте. Поскольку на бересте буквы не писались, а выдавливались, их графика характеризовалась большой заостренностью, угловатостью, наклоном к строке, выходом сверху и снизу за ее пределы.
Наличие этих особенностей позволило утверждать, что графика букв берестяных грамот ХI–ХII вв. напоминала прототип полуустава и даже ранней скорописи. Чернила, которыми писались древние русские рукописи, были плотными, густыми, обычно коричневого или бурого оттенка. Они глубоко проникали в пергамент и с трудом размывались, даже если смочить письмо.
В основе их приготовления лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. В практике встречались и черные чернила. В этом случае в их состав добавлялась сажа. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения.
Для датировки рукописей важен не только анализ цвета чернил, но и их химический состав, характерный для разного времени и, вероятно, для различных рукописных центров. Кроме чернил использовались краски, которыми писались заголовки, заглавные буквы и различные украшения.
Древние писцы знали киноварь – краску оранжево-красного цвета, охру – краску желтого цвета, черную краску, свинцовые белила, лазурь. В богато украшенных рукописях использовалась золотая краска, приготовляемая из истертого в порошок золота, замешанного на камеди. Это было так называемое «твореное золото». Орудия письма.
В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные перья. Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до ХIХ в. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие и влажные песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила.
На берестяных грамотах записи выдавливались острым костяным или железным предметом. Украшения рукописей. Основными средствами украшения русских рукописей были орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы, а также вязь, миниатюры и полевые цветки. Заставка – это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы.
Концовка – рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон, представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки. Инициалом называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением.
Полевой цветок и вязь – украшения на поле рукописи в виде цветка или узора. 26 Социальная стратификация населения России — лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию. Впервые последовательную классификацию художественных стилей и периоды их бытования дал В.Н. Щепкин. Эта классификация принята почти всеми учеными, в том числе и южнославянскими.
Древнейшим орнаментом русских рукописей является старовизантийский, или древнерусский (иногда его называют геометрическим). Он держался в рукописях на всем протяжении ХI–ХII вв. и совпадал по времени с пергаментом и древнейшим уставом.
Этот орнамент пришел на Русь с болгарскими книгами в конце Х в., но был видоизменен русскими книжниками в соответствии с национальным вкусом и традициями. Типичные образцы древнерусского (старовизантийского) орнамента, позволяющие наметить его общие черты и особенности, имеются в «Остромировом Евангелии», «Изборнике» Святослава, «Мстиславовом Евангелии» и других книгах.
В основе древнерусского орнамента лежат два мотива: растительный и геометрический. Заставка орнамента очерчена рамой характерной геометрической формы: в виде квадрата, прямоугольника, буквы «П», в виде схемы храма в разрезе.
Внутреннюю часть рамы заполняют простейшие геометрические фигуры: прямоугольники, четырехугольники, ромбы, круги, полукружия, в которые врисовываются растительные мотивы: цветы и листья. Сочетание геометрических и природных мотивов было характерно и для оформления инициалов, которые четки по форме и легко узнаваемы.
Часто на полях за пределами заставки рисовались разные звери и птицы, имеющие реалистические изображения. В простых рукописях орнамент рисовался одной киноварью, в роскошных он был многоцветным, с использованием золота: золотой фон, обводка или написание букв и цветов – золотом. Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатюрами, т.е. иллюстрациями.
Простейшими формами миниатюр являются так называемые выходные, на фронтисписе. Согласно еще античной традиции, на выходной миниатюре давалось изображение автора, а иногда и заказчика. Так, в Остромировом Евангелии перед началом повествования евангелистов Иоанна, Луки, Марка были даны их изображения.
На одной из миниатюр «Изборника» Святослава (1073) изображен сам князь Святослав с женой и сыновьями. Отличительной особенностью древнейших миниатюр является их статичность, простота изображения и композиции, небольшое количество фигур. Древнерусские книги, как правило, состояли из отдельных тетрадей, переплетенных вместе.
Переплет книг делался из деревянных досок, которые обтягивались кожей или тканью. Переплет дорогих книг мог быть окован серебряным или золотым окладом, украшен драгоценными камнями. Так как кожаные листы древних книг стремились свернуться в трубочку, использовались застежки для книг.
Поделитесь ссылкой:
Рекомендуемые лекции
- Владимир Мономах
- 4 — Истечение жидкости через отверстие
- 9 Оператор присваивания
- 10. Исследование рынка покупателей информации
- 26 Социальная стратификация населения России
Источник: studizba.com