Как произвести первое впечатление на мужчину, если ты – город.
Вот как думаете, что было первым, что видел замученный странник на покрытой пылью дорог лошади, приближающийся к лежащему на холмах могучему граду? Правильно, стена. Высокая и крепкая каменная стена, желательно на цоколе с уклоном, со стрелковыми башнями, рвом спереди, гласисом перед ним, со слепыми стрелками бойниц и амбразур, зубчатой галереей наверху, прерываемой машикулями. С такой стеной город и манил, и внушал уважение одновременно.
Ну а что видел наш странник, когда решился на въезд в этот город?
Не следует думать, что ворота – это всего лишь проем в стене с массивными створками. Также не стоит полагать, что они являются только частью укреплений цитадели без каких-либо излишеств. Ворота – это наиболее укрепленная часть первой линии обороны, но одновременно и визитная карточка замка или города, то есть, они должны производить впечатление. Быть неповторимыми и в то же время по мощи и красоте превосходить видимых соседей.
Кованые ворота💥
Ну примерно как корма корабля века так 17-18. Или, очень грубо, как украшенный фасад современного дома.
Кенигсберг, как центровой город в своем регионе, прекрасно осознавал все описанное. А потому ворота его представляли собою настоящие произведения искусства. Большинство из них дошли до наших дней.
В этом выпуске я не буду останавливаться на тех образцах, что не дожили до наших дней, поскольку уже ничто в городе не напоминает об их существовании. Скажу лишь, что было их немало. Вот, например, Штайндаммские ворота – стояли примерно на современной площади Победы.
Штайндаммские ворота. Здесь должна быть подпись «Кенигсберг, который мы потеряли», поскольку от них не осталось и следа, но нет, снесли их еще немцы в начале ХХ века в связи с ростом города.
Ограничимся тем, что есть, благо и этого немало, и пойдем по внутреннему фортовому кольцу города по часовой стрелке.
Фридландские ворота.
Эти ворота в свое время прикрывали (или открывали, как кому нравится) дорогу на Фридланд (современный г. Правдинск), откуда и название. Пусть вас не смущает, что современная дорога на Правдинск находится не совсем там. Дело в том, что и ворота изначально стояли в другом месте, и дорога шла не так, как сейчас.
Сооружение имело очень узнаваемый профиль из двух больших арок для транспорта, казематов по краям и пяти контрфорсов (это вот те башенки). Наверху – зубчатая галерея. Традиционно для «кенигсбергской неоготики» украшением ворот является орнамент (сетка), выполненный не окраской или штукатуркой, а за счет фигурной кладки другого цвета.
Такое украшение здесь тоже встречается повсеместно. Две скульптуры – это великий комтур (комтур – это звание и должность одновременно, примерно как комендант крепости) Тевтонского ордена Фридрих фон Цоллерн на фасаде (теперь со стороны улицы) и великий магистр Зигфрид фон Фейхтванген (выговорили?) со стороны парка.
Первый – это великий комтур крепости Бальга (первого поселения крестоносцев в этой области) в 15 веке, а второй – магистр Тевтонского ордена, считающийся основателем замка Мариенборг (ныне Мальборк). Какое отношение он имеет к городу – лично мне выяснить не удалось. Думаю, у немцев просто закончились наличные герои, а кого-то изваять было надо. Бедного Зигфрида даже поместили так, что чтобы его увидеть, надо специально идти в парк. Скульптуры, кстати, восстановили в 2000-х годах.
Красивые ворота из профнастила.
Фото 1910-х годов. Сзади — бастион «Прегель», выходящий к одноименной реке
Как и все описываемые, ворота были возведены в середине 19 века, причем последними из всех. Уже полстолетия спустя город разросся далеко за их пределы, поэтому прусские военные продали ворота магистрату, который прекратил через них движение, а саму конструкцию оставили как украшение города. В принципе, все это справедливо для всех ворот.
Затем грянула война, в которой ворота уцелели (как раз потому, что никакого оборонительного значения не несли), а после нее стали армейским складом.
Уже в новое время (годах в 80х или начале 90х) здесь открыли музей из тех многочисленных находок, что попадались в окрестном парке им. 40-летия ВЛКСМ (вспомните, как это расшифровывается?).
Сейчас вот так. Вид со стороны улицы — это как бы внутренняя сторона. Фото из открытых источников.
Ну а сейчас здесь располагается знаменитый городской музей «Фридландские ворота» с несколькими экспозициями. Тут и виртуальная прогулка по Кенигсбергу (город-крепость, город-сад).
И «эхо войны»: почувствуйте, каково это – пересидеть бомбежку в подземном убежище с мигающим светом, воем сирен, далеким ревом моторов и звуками разрывов сверху (кто не знает – Кенигсберг очень плотно бомбили англо-американцы, от чего он и пострадал больше, чем от штурма в сорок пятом). И экспозиция обычных предметов быта начала XX века. И «Цивилизация начинается с канализации» (да-да, история канализации и водоснабжения, между прочим, занятнейшая выставка, не недооценивайте!). В общем, здесь можно причаститься именно быту города до войны, увидеть простые и естественные в то время вещи без великих имен и громких свершений и почувствовать себя кенигсбержцем 1920х – 1940х годов.
Собственно вход в музей стоит всего 200 рублей с человека. Тематические выставки (то же «эхо войны» или виртуальная прогулка) – 50-100 рублей.
Бранденбургские ворота.
На данный момент это единственные ворота в городе, которые используются по прямому назначению. Через них ездят машины, а до недавнего времени еще и ходил трамвай.
Ворота в их нынешнем состоянии построены в середине 18 века, а до того на этом месте сто лет стоял их деревянный предок. Названы так по имени замка Бранденбург, дорога к которому через них и пролегала. Теперь это поселок Ушаково, а от замка остались законсервированные руины без перспектив восстановления.
Ворота на самом деле одни из самых старых из всех, возможно, этим объясняется их необычная для архитектуры города легкость и даже воздушность конструкции. Две арки и казематы по фланкам – стандартная компоновка, но арки венчаются изящными стрельчатыми сводами с тремя контрфорсами между ними. Ничего лишнего и в то же время визуальное ощущение высоты и законченности «низкорослого», в общем-то, строения.
Фото рубежа прошлого и позапрошлого веков. Рельсы проложены еще не для трамвая, а для конки.
Также здесь наличествует очень интересный орнамент в виде цветков, которые как бы вышили крестиком, обрамляющий арки. Еще на них присутствуют два барельефа (вернее, горельефа, если кому важно). Изображают они фельдмаршала Леопольда фон Бойена, знаменитого прусского армейского реформатора (слева, если стоять лицом) и военного инженера генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера, одного из авторов собственно внутреннего пояса укреплений (справа).
Так они выглядят сегодня. Фото из открытых источников.
Внутри ворот очень мало что есть. Недавно здесь открыли небольшой музей-магазин марципана. Дело в том, что марципан, помимо прочего – известный символ Кенигсберга, те из них, что производили здесь, славились на всю Германию. Вход туда бесплатный, но в целом это больше небольшой магазин или выставка, чем собственно музей.
Фридрихсбургские ворота.
Ну как, ворота. Фридрихсбург — это такая фирменная кенигсбергская «фишка»: укрепленные ворота с казематами и сторожевыми башнями, совмещенные с бастионом и цитаделью. Конструкция настолько хитрая, что в фортификации ей даже названия нет. А вот здесь такое встречается не единожды.
Раньше, в 17 веке это была целая полноценная крепость бастионного типа имени своего основателя, гроссер курфюрста Прусского Фридриха Вильгельма (ага, именно того, чьим именем назван 5й форт). В ней, в частности, останавливался в конце столетия Петр I, да не погостить, а изучить устройство и, так сказать, функционал. Несколькими годами позже, по возвращении Великого Посольства в Россию, на острове Котлин было построено несколько бастионных фортов аналогичного типа, в том числе Кроншлот, но это, конечно же, просто совпадение.
Карта 1815 года. «Стрелочки» по углам крепости — это и есть бастионы.
Крепость, в итоге, городу не понадобилась ни разу. В середине 19 века ее «повысили» до бастиона в составе внутреннего пояса, причем больше декоративного, чем боевого, а к началу XX века срыли все укрепления, кроме, собственно, главного бастиона и ворот. Внутри были вспомогательные помещения и традиционные для ворот казематы. Четыре башенки – характерная особенность строения – были больше украшением, чем реальной боевой силой, служа напоминанием о том, что когда-то здесь была квадратная крепость. На их зубчатых парапетах было элементарно не развернуться.
Вот столько от ставшей ненужной крепости оставили сами практичные немцы
В войну здание пострадало и тихо себе разрушалось. В 60-х годах ему присвоили статус памятника, но разрушаться оно от этого почему-то не перестало. А вот в 2000-х его полностью отреставрировали отстроили недостающие элементы, в том числе одну из башен, заново. В обновленном виде ворота передали Музею Мирового океана и теперь здесь Ладейный двор и выставка «Корабельное воскресенье», о которой я писал ранее в статье «Музейный Калининград» .
Источник: dzen.ru
Городские ворота городов мира
Сегодня путешественников, прибывших в новый город, чаще всего встречает безликий терминал аэропорта, похожий на сотни других, или здание вокзала, или скучная надпись при въезде по шоссе, больше похожая на знак дорожного движения. А ведь можно войти в город через ворота, как делали когда-то наши предки и великие победители.
Золотые ворота (Киев, Украина)
Когда-то Золотые ворота служили парадным въездом в город и были важным фортификационным сооружением Древнего Киева. По одной версии, свое название они получили по золотому куполу церкви, которая венчала их, по другой — в честь Золотых ворот Константинополя в Византии. Строительство ворот, как и Софийского собора, упоминается в летописи 1037 г. Конечно, то, что можно увидеть в настоящее время, — это новодел: Золотые ворота были реконструированы в 1982 г. к 1500-летию Киева. Однако сохранились древние фундаменты, которые сегодня выставлены в музее внутри ворот, а улица Ярославов Вал проложена вдоль одного из валов Древнего Киева.
Пусть и восстановленная, эта достопримечательность позволяет хотя бы немного представить, как выглядел город много веков назад. Рядом с воротами в сквере установлен памятник Ярославу Мудрому, который очень много сделал для развития города и Киевской Руси: именно при нем были построены многие оборонительные сооружения, в том числе и Золотые ворота. Другие Золотые ворота периода Древней Руси находятся во Владимире — они появились в 1164 г. при князе Андрее Боголюбском и, претерпев значительные перестройки, сохранились до наших дней.
Триумфальная арка Константина (Рим, Италия)
Триумфальная арка Константина была возведена в 315 г. в честь победы правителя Константина I над императором Максенцием в битве у Мульвиева моста. Находится арка рядом с Колизеем и до сих пор поражает величием и великолепием работы древних мастеров, а в античности здесь проходила Триумфальная дорога, по которой римские императоры входили в город после одержанных военных побед.
Считается, что изначально арку венчала квадрига, но она была утрачена во время нашествия вестготов в начале V в. В эпоху Средневековья и арка, и Колизей были частью городских укреплений. В Риме сохранились всего три античные арки вокруг Форума, и Триумфальная арка Константина — самая большая из них (ее высота составляет 21 м, ширина — 25,7 м, а глубина пролетов превышает 7 м) и самая поздняя по времени создания. Кроме того, при строительстве арки использовались элементы декора и коринфские колонны от других зданий, поэтому ее можно считать учебником по истории римской архитектуры за почти двухвековой период.
Триумфальная арка (Париж, Франция)
Один из символов Парижа, Триумфальная арка, находится на площади Шарля де Голля, известной также как Этуаль. Еще со времен Людовика XIV здесь проходила дорога, связывающая Лувр и Версальский дворец. Построить триумфальную арку в честь военных побед Франции распорядился Наполеон сразу после Аустерлицкого сражения. За образец архитектор Ж.-Ф.
Шальгрен взял древнеримские триумфальные арки, но значительно увеличил раз меры: его творение получилось 50 м в высоту и 45 м в ширину. Рельефные изображения рассказывают историю походов и побед наполеоновской армии. Внутри арки работает музей, а на крыше расположена смотровая площадка. Под аркой находится могила Неизвестного солдата и горит вечный огонь в память о погибших в Первой мировой войне. Подробнее о посещении музея Триумфальной арки можно узнать на сайте www.arc-detriomphe.monuments-nationaux.fr.
Ворота в Индию (Мумбаи, Индия)
Ворота в Индию были построены на набережной Мумбаи, в те времена называемого Бомбеем, в 1924 г. в честь визита английского короля Георга V и королевы Марии. Сооружение получилось очень интересным: арка в мусульманском стиле, а украшения — в индийском.
Последние британские войска, покидая Индию, прошли через эту арку 28 февраля 1948 г., что символизировало обретенную независимость страны. Арка находится напротив шикарного отеля «Тадж-Махал», ставшего одной из достопримечательностей города. В пяти минутах ходьбы расположен район Колаба, очень популярный у европейских путешественников в течение нескольких веков: там множество отелей, ресторанов и сувенирных магазинов. Если толкаться среди туристов не хочется, можно отправиться на лодке на остров Элефанта, чтобы увидеть настенную живопись в пещерах.
Арка Адриана (Джераш, Иордания)
Расположенный на территории современной Иордании, Джераш когда-то был одним из самых важных городов в провинции Аравия, принадлежавшей Римской империи. В 129–130 гг. император Адриан посетил Аравию, и в честь его визита была выстроена роскошная триумфальная арка, которая должна была стать и главными городскими воротами. Период римского владычества оказался для Джераша временем расцвета, и сегодня это один из наиболее сохранившихся провинциальных римских городов в мире. По соседству с современным Джерашем в 1920-х гг. под тоннами песка был открыт древний город с мощеными улицами, колоннадами, храмами, амфитеатрами, банями и фонтанами.
Источник: sitekid.ru
Самые красивые ворота в мире, с которыми связаны многие эпохальные события: Вавилон, Иерусалим и другие (фото)
От позолоченных дворцовых ворот и внушительных въездов в город до красивых порталов в священные места — мы покажем вам некоторые из самых удивительных сооружений по всему миру. Эти 10 невероятных ворот сами по себе являются произведениями искусства и стоят того, чтобы посмотреть на их величие.
Екатерининский дворец, Пушкин, Россия
Фантастика в стиле рококо Екатерининского дворца, роскошной летней резиденции Екатерины Великой, завораживает. Особенно впечатляют дворцовые ворота, перекликающиеся с яркими сине-белыми фасадами здания с их полосатыми колоннами и тщательно продуманными позолоченными деталями. Они представляют собой вход на обширную королевскую площадь, которая была первоначально построена для предшественницы императрицы Екатерины I в городке под Санкт-Петербургом в 1717 году.
Micklegate Bar, Йорк, Великобритания
Ворота Micklegate Bar служили главным входом для всех, кто приезжал с юга, и самыми важными из четырех средневековых ворот Йорка, куда входили члены королевской семьи. Впервые информация об этих воротах была задокументирована во время правления Генриха II (1154–1189). Они также имеют ужасную историю, поскольку в средние века отрубленные головы предателей выставлялись на пиках.
Эта практика продолжалась до 1754 года. Ворота были увеличены в 14-м веке для размещения решеток и барбакана, хотя с тех пор они были снесены. Щиты изображают герб города Йорка, а также королевский герб.
Буланд Дарваза, Индия
Великолепный вход в мечеть Джама Масджид в Фатехпур-Сикри — столице империи Великих Моголов с 1571 по 1585 год — является самыми высокими воротами в мире с высотой 40 метров. Огромные ворота, вырезанные из красного песчаника с 42 крутыми ступенями, ведущими к ним спереди, были построены в 1576 году императором Акбаром. Его название Буланд Дарваза переводится как Ворота Победы.
Источник: fb.ru