В культуре Индии все символично, все — метафора. Для многих индусок красивая одежда — один из способов поклонения Богу.
Изящно одетая женщина — олицетворение идеальной красоты и тайны, присущей природе и музыке. Каждая часть убранства оправдана и последовательно вплетена в общий узор символических форм и образов.
Считается, что красиво только то, что украшено узором. Глагол alamkara (алам-кара) буквально означает «украсить», «сделать достаточно». Соответственно, простой вид, без орнамента, это «недостаточно», плохо, стыдно, шокирующее, подходит лишь аскету.
Шрингар — так называется полное убранство женщины. Оно включает 16 атрибутов, связанных с шестнадцатью фазами луны, которые, в свою очередь, связаны с женским лунным циклом. Таким образом, 16 — особое число.
Название Шрингар связано с Шри-Лакшми — богиней женской красоты, удачи, процветания и плодородия, идеальной женой Вишну.
В духовном мире полубогам вечные 16 лет.
1. Бинди-небольшая декоративная точка в центре лба между глазами
БУРГА: ❤️❤️❤️❤️
На метафизическом языке это место бесконечного потенциала, из которого возникает все проявленное существование. Это мистический третий глаз — канал мудрости и возвышенной интуиции, божественного знания. Глаза часто сравнивают с солнцем и луной. Другое символическое значение — огонь. Два глаза способны видеть только прошлое и настоящее.
Третий глаз наделен полномочием видеть будущее.
2. Синдур — глубокий, кроваво-красный порошок, с помощью которого рисуют красную полосу в проборе прически
Используется это украшение исключительно замужними женщинами. Синдур — важный компонент в индуистских поклонениях божествам (пуджах). Красный цвет — символ плодородия и восстановления власти, женской энергии Сати и Парвати. Сати является идеалом жены в индуизме из-за жертвоприношений, которые она совершает для защиты чести своего мужа.
Богиня Парвати дарует пожизненное счастье замужним женщинам, которые наносят синдур на пробор в своих волосах. Ко всему прочему считается, что нанесенный синдур помогает избежать проблем с морщинами и вообще с кожей, также он защищает от злых умыслов.
На более практическом уровне (особенно в Индии, где браки, как говорят, заключаются на небесах), синдур громко и страстно провозглашает статус женщины как принадлежащей лишь одному мужчине.
Первый опыт обращения с синдуром женщины получают во время своей свадебной церемонии. Жених приглашает всех гостей прийти и благословить свою невесту.
Когда все собираются, он под слова благословения совершает синдурадану, то есть наносит синдур на голове своей невесты. Иногда эта церемония называется «сумангали». Синдурадана является отличительной чертой современных свадеб в Индии.
Мусульманки в Индии также наносят синдур на свои причёски для обозначения замужнего положения.
жених ударил невесту прямо на свадьбе
3. Тика-подвеска, состоящая из цепочки с крючком на одном конце и кулоном на другом
Носится, так же, как и синдур, в проборе.
Подвеска должна попадать точно в центр лба. Это место считается домом аджна-чакры. Таким образом женщина повторяет свой статус как замужней.
С тантрической точки зрения это означает соединение мужского и женского начал в природе на всех уровнях, включая и физический. Следовательно, тика — символ женщины, сохраняющей обеты брака, дающей новую жизнь клану и ставшей ее частью.
4. Анджана (Коля)-широкая черная линя вокруг глаз, где стрелки соединяются, придавая особую резкость взгляду.
Каждое чувство сердца передается через глаза. Они могут выражать благоговение, сочувствие, любовь, похоть.
Индийские поэты обычно хотят утонуть «в глубинах глаз своей возлюбленной». Большинство поэтических сравнений о глазах взяты из природы.
Глаза как нарцисс, миндаль, лилия, как «рыба, сверкающая в скольжении», как моря и океаны, бездны, огонь.
5. Нат-кольцо или другое украшение в носу.
Мы привыкли думать, что нос отвечает исключительно за обоняние. Однако еще древние знали, что нос тесно связан с эмоциональной чувствительностью. Оккультисты пошли дальше и полагают, что нос — место шестого чувства. Известны тесные связи носа и сексуальных рефлесов.
Нат считается самым соблазнительным украшением. Серьги для носа принимают самые различные формы, начиная от драгоценных шпилек до больших золотых обручей во всю щеку.
6. Хаара-колье, бусы, ожерелье.
Шея — один из важных мистических центров. Поэтому считается, что ожерелье привлекает и сохраняет любовь, приносит удачу, предохраняет от сглаза.
Среди других видов ювелирных изделий ожерелья всегда имели максимум магических чар. Вероятно, яркое и богатое ожерелье отвлекало недоброжелателя от лица владельца и таким образом защищало от опасности сглаза, гипнотического воздействия.
Скорее всего, предшественницей бус была обычная цветочная гирлянда. А ведь аромат многих цветов, например, жасмина, розы имеет четкий эротический подтекст.
7. Карн Пхул-серьги. Дословно, цветок в ухе.
С древнейших времен мочка уха рассматривалась как признак духовного развития и высокого социального статуса.
Существует тесная связь между ушами и сексуальными рефлексами.
Прокалывае мочки уха было широко распространено во всех частях мира с древнейших времен. Целью операции являлось не только декоративное украшение, но и защита владельца от злых влияний. Серьги выступали в качестве талисманов.
Сегодня считается, что прокалывание ушей полезно для улучшения зрения и обострения внимания. Акупунктурная точка находится в центре мочки.
По преданиям серьги — утешение в боли и страданиях. Чем более декоративны и дороги серьги, тем больше человек получает утешения.
Большие серьги очень благоприятны для замужней женщины, они заявляют о ее статусе и власти. Некоторые серьги столь тяжелы, что их приходится крепить цепочками за волосы. Добавляя все новые и новые украшения, женщина привлекает благополучие в дом.
Наибольшей популярностью с древних времен до сегодняшнего дня пользуются серьги в виде цветов и фруктов. Они отражают нежность, молодость, духовное совершенство, бесхитростность, невинность — основные атрибуты женского характера.
8. Мехенди-рисунок хной
В отличие от татуировки является временным украшением тела и держится около трех недель. Наиболее распространена в арабских странах, Индии, Северной Африке и Индонезии.
Менди появилось около 5000 лет назад. Ещё в Древнем Египте знатные дамы украшали своё тело и ногти рисунком. В XII веке она закрепилась в Индии, став не только лишь украшением. Например, многие арабские женщины считают, что менди приносит счастье и защищает от неудач. Так за день до свадьбы (в девичник) невесту расписывают рисунком, а оставшуюся хну закапывают в землю, чтобы защитить брак и избежать неверности мужа.
Мехенди означает силу любви в браке. Чем темнее менди, тем сильнее любовь. Красный цвет — цвет плодородия, власти.
В рисунке используются только растительные орнаменты, они символически связывают женщину с природой, понятиями рождения, питания, роста, регенерации.
Мехенди защищает от злых духов, несчастий, болезней и даже смерти.
9. Наручные браслеты
Поэты называют их блестящими жетонами лучистой жизни, кругами света для счастливой дочери и счастливой жены.
Браслеты символизируют мощную энергию солнца. Выполняются из любого материала, поддающегося обработке: терракоты, камня, раковин, меди, бронзы, золота, серебра и т. д.
Браслеты — знак замужней женщины. Они имеют множество романтических и любовных аллюзий. Звенящий звук браслета сообщает о присутствии женщины, о том, что ей требуется внимание, что она гневается или желает обменяться взглядами.
Замужняя женщина никогда не позволит себе появиться в обществе без браслетов. Как правило, носят 8, 12 или 24 браслета на каждом запястье.
10. Бааджюбанд-повязка, браслет или нить с амулетом на предплечье.
В зависимости от традиций, принятых в общине, и от статуса женщины в браке бааджюбанд может покрывать всю верхнюю часть руки от локтя до плеча. Бааджюбанд должен жестко сидеть на руке. Выполняется из различных материалов, богато украшается орнаментом. Служит кавачей — защитой от дурных взглядов и считается символом безупречной красоты.
11. Арси- кольцо с зеркалом, носится на большом пальце.
По преданию, первое, что должна увидеть женщина, просыпаясь — свое лицо. Для этого всегда нужно зеркальце под рукой. Такое кольцо-дозорный бережет красоту и психику женщины.
Большой палец — царь ладони. В китайской хиромантии большой палец считается настолько важным, что часто по нему можно определить характер человека, состояние здоровья и будущее.
На другие пальцы надеваются золотые кольца, либо украшения, состоящие из центрального медальона, к которому прикреплены 8 цепочек — три из них крепятся к браслету, пять — к кольцам, надеваемым на пальцы.
12. Кешапашарачна-убранство волос.
Волосы относят к элементу земли как нечто твердое и материальное; к элементу воды, так как они свободны, текучи; к стихии огня, потому что поступают из печи головного мозга к элементу воздуха, поскольку они легки и могут быть унесены ветром. Волосы имеют свою собственную жизнь. Растут быстрее, чем все другие части тела. Они представляют связь между этим миром и будущим.
Волосы — источник жизненной и магической силы. Они образуют корону вокруг головы — самой святой части человека. Часто волосы предлагались богам в качестве сублимированной человеческой жертвы.
Волосы, заплетенные в косу, считаются наиболее благоприятным символом. Согласно мифологии. Три плети волос в косе обозначают три наиболее почитаемые индийские реки — Гангу, Ямуну и Сарасвати, а так же троицу богов — Брахму, Вишну и Шиву.
Дабы не соблазнять мужчин, женщинам предписано посещать храмы с покрытой головой.
Во многих местах в Европе невесты ходили до свадьбы с длинной косой. После замужества коса собиралась в пучок или пряталась в головной убор, что означало ограничение власти и независимости, новые обязанности.
13. Камарбанд-поясной ремень, удерживающий и украшающий сари.
Защищает манипуру-чакру. Удерживает связку ключей, что означает символическую передачу правления от свекрови к невестке, новые полномочия и обязанности.
14. Ножные браслеты — от тонких цепочек до тяжелых, толстых жестких браслетов.
Иногда к ножным браслетам крепят бубенцы.
15. Кольца для пальцев ног
Пальцы на ногах украшаются кольцами, простыми или сложного дизайна. Некоторые кольца украшают бубенцами. Также иногда на ноги надевают украшения из медальона с цепочками.
16. Сари. Это украшение заслуживает отдельного рассказа.
Источник: www.mycharm.ru
Бурга, красивое украшение мусульманок
3 Декабря 2021
Бурга, красивое украшение мусульманок
«Таинственные» маски на женщинах Востока и не только
Под бургой (буркой) мы привыкли воспринимать лишь чадру, покрывала на женщинах Ближнего Востока, Средней Азии и некоторых арабских стран (но это бурка). На самом деле это еще и «та самая» чарующая маска на восточных лицах. Маска для лица, которая скрывает примерно 1/5 лиц мусульманок и оставляет видными только глаза. Принцип один и тот же – закрыть все то, что может восхитить прохожего. Но история и применение разные.
Мы привыкли видеть различные экзотичные приспособления, аксессуары у жителей разных стран: кольца для удлинения шеи, кольца в языке, и специально наносимые пигменты на лицах женщин для отпугивания духов. Однако бурга – это нечто прекрасное, это традиция, которая переживет остальные традиционные украшения.
Как все начиналось?
Эмиратский ученый высказал теорию о том, что во время столкновения арабских племен друг с другом, из-за нехватки мужчин, женщин попросили надеть маски, чтобы сойти за «сильную» половину человечества. В связи с чем, другое племя испугалось и не стало идти против оппозиции. Еще одна теория гласит о том, что в жарких странах маска защищает лицо от знойного палящего солнца. Некоторые же уверены, что женщины начали носить бургу, чтобы отпугивать некоторых лиц противоположенного пола.
В 1500 г. до н.э. ассирийским женщинам было запрещено появляться на публике без одежды, а рабыням — закрывать лицо. Обычай скрывать статус и честь распространился по всему Аравийскому полуострову через торговлю и взаимодействие с Персией и Византией в доисламские времена.
Исторически термин бургху относился к форме хиджаба, закрывающего лицо от кончика носа. Он прикреплялся к голове шнурками или лентой на лбу и с обеих сторон лица и доходил до колен. Он был сделан из белого муслина или тонкого льна и носился вне дома.
В Турции он был сделан из шелка и был известен как паранджа. В Египте женщины среднего класса носили белый муслин, простолюдины носили толстый черный креп, а потомки Пророка (мир ему) носили зеленый бурху. Иногда центральную ленту, тянувшуюся от носа до лба, украшали жемчугом, полудрагоценными бусами или золотыми монетами.
(Фото из https://islam.ru/content/kultura/51491)
Сегодня термин бурга относится к другому стилю покрытия лица, которое чаще всего встречается в ОАЭ, Катаре, некоторых частях Омана, на острове Файлака в Кувейте и в некоторых районах южного побережья Ирана. Точное происхождение бургу неясно, но у ученых есть две теории.
1. Он возник в Персии и попал в Персидский залив в результате торговли между общинами Персидского залива и соседним Бандар-Тахири (Сираф), важным торговым центром в Персидском заливе и крупнейшим портом в Иране.
2. Оно основано на санскритском происхождении слова batulah . После упадка Сирафа люди белуджи из Южного Ирана начали мигрировать через залив в Оман. Они говорили на смеси персидского и индийского урду. Они стали последователями султана Омана и в процессе познакомили своих хозяев с коренным арабским населением с некоторыми из своих обычаев и традиций. Благодаря взаимодействию белуджей с классом рабов возможно, что рабыни были первыми, кто начал носить бургу / батула в попытке поднять свой социальный статус. Сияющий характер маски имитировал сияние золота вместо более дорогих золотых украшений.
Из чего они сделаны?
Несмотря на то, что маска выглядит алюминиевой, это не совсем так. Материал, из которого сделано украшение – обычная льняная ткань, которую доставляют из Индии. Оно красится в синий или пурпурный цвет, позже обрабатывается жестяными крышками или донышком кофейника, чтобы получился металлический блеск. Для достижения роскошного благородного цвета использовались и перламутровые раковины.
Как сообщается в статье «Золотая эмиратская бурка, или Секреты женских масок в ОАЭ»: «В XVIII веке бурка закрывала почти все женское лицо. Однако со временем ее внешний вид значительно изменился. По словам умм Джасем, дизайн бурки отличается как в разных эмиратах ОАЭ, так и по странам Персидского залива.
Она пояснила, что дубайский дизайн, который также используют женщины в столичном эмирате Абу-Даби, так называемый разрез Заабиль, представляет собой в верхней части тонкую полоску и широкий закругленный низ. В Аль-Айне предпочитают носить бурки с узким верхом и низом. В других странах Персидского залива, например в Бахрейне и Катаре, бурки квадратные, там не обрезают и не закругляют концы под прорезями для глаз, как делают в Эмиратах. В соседнем с ОАЭ султанате Оман и граничащем с ним эмирате Фуджейра бурка больше по размеру и шире в верхней части, чем дубайская, а ее конец выступает за пределы лба [1] ».
Маска городского стиля, используемая в ОАЭ, Бахрейне, Катаре и Омане известна как burghu (ОАЭ) или batulah (Бахрейн, Катар и Оман) и отличаются от маски бедуинского стиля, известной как аль-maghrun или аль-никаб или аль-багра, который сделан из более мягкой ткани.
Аль-бургху или батула: бурку на арабском языке означает «то, что скрывает лицо женщины» и чаще всего используется в ОАЭ как аль-бургху.
Батула – это слово, более часто используемое в Омане, Бахрейне и Катаре, и имеет два возможных происхождения:
Ba ta la, означающее «делать что-то отличное от других вещей», возможно, функция – возможно, разделение глаз от всего остального;
Батола, персидское слово санскритского происхождения, обозначающее тканевые покрывала, ширмы или перегородки. [2]
Катарский batulah, как правило, имеют общую форму миндаля с прямоугольными глазных щелей и секции щеки / рот, проходящей чуть выше линии губ. Катарские и белуджские женщины привязывали веревки батула к шейле .
Бургу в ОАЭ более нежный и изысканный, с большими отверстиями для глаз и более пышной формой. Женщины из ОАЭ завязывают бургу прямо на волосы, а их шайла закрывает завязки.
Лайфхаки: как сделать бургу за пару часов
Ранее некоторые женщины получали признание за свое мастерство, ведь бургу было очень популярно. Для начала рисуется общая форма или обводится от существующей. Затем его обрезают, края загибают и сшивают. Другой метод — начать с прямоугольного куска ткани, сложенного и прошитого посередине, образуя складку. Затем вырезаются две прорези для глаз и аккуратно сшиваются их края.
Почему именно бурга?
Некоторые люди также считают, что бургу помогает при общении, поскольку при бурге человек уделяет особое внимание глазам говорящего, легче читается язык тела.
«Очертания маски гармонируют линии носа, смягчают контур ноздрей, укорачивают длинный подбородок, удлиняют плоский подбородок, сглаживают подчеркнутые челюсти и скрывают более крупный рот. Кроме того, маска … скрывает плохие зубы и скрывает различные дефекты кожи, такие как морщины, прыщи, родинки и шрамы», – говорил некий А. С. Канафани.
Некоторые рассмотрели бургу также со стороны семейной психологии. В течение всего дня муж не видит полностью лицо жены. Поэтому лицо вызывает интригу, ожидание со стороны супруга, в тот момент, когда жена открывается ему.
Старшее поколение граждан ОАЭ по-прежнему воспринимает бургу как символ национальной идентичности.
( Фото из Pinterist )
Сегодняшние дни
На самом деле бурга переживает революцию: все меньше женщин подвластны традициям, и некоторые люди даже волнуются о том, что это поколение – последнее, которое будет носить бургу. Хотя, возможно, как и все новое – хорошо забытое старое, бурга перейдет в разряд переродившихся украшений для женщин, так же, как и винтаж, поп-арт и др.
История одной девушки
«Мне всегда было интересно, как выглядит моя бабушка. Я вижу ее каждую неделю: мы болтаем, едим и смеемся вместе, но я никогда не видела ее лица, потому что оно всегда скрыто под золотой маской, которая называется Баттоолах (бурга). Я увидела лишь мельком ее лицо, когда она брала омовение перед молитвой. В этот момент она застыдилась и сразу же закрыла нижнюю часть лица . Я помню, когда я была ребенком, я думала, что каждая женщина, которая носит Баттоолу, – моя бабушка.
Традиционно девушки начинают носить баттоолу, когда они достигают половой зрелости. После того, как баттоолу надето, его никогда нельзя снимать на публике. Женщины носят его дома и даже не показывают лица своим сыновьям и дочерям. Технически баттоолах – это золотая маска разных форм.
В Эмиратах его до сих пор носят молодые девушки, однако они не обязаны постоянно носить его на публике. Например, в Абудаби это знак престижа и показатель того, что семья женщины является традиционной. Более того, Эмиратская баттоолах намного меньше и тоньше катарской. Иногда мне кажется, что это похоже на золотые усы. В Омане его используют как аксессуар.
Баттоолах стал символом мудрости былых времен. Когда я сижу с бабушкой, я слежу за своим поведением и словами из-за уважения к ней. Но в то же время она переполняет меня своей добротой и теплотой. Вот что значит для меня баттоолах: это целое поколение традиций и мудрости, это определенно больше, чем золотая маска» [3] .
ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала
Фото из Pinterist
Источник: www.islam-portal.ru
Бурга: эффект «усатости» или украшение арабских женщин?
Бурга — это своеобразная матерчатая полумаска, закрывающая часть лица, исторически распространенная среди женщин стран Персидского залива, за исключением Саудовской Аравии, Ирана. Её делают из накрахмаленной льняной ткани, отполированной до металлического блеска. Форма бурги может варьироваться и отличается в зависимости от региона. Мода на цвета тоже меняется: какое то время были модны золотые и красные бурги, потом серебристые и чёрные, но традиционны для них фиолетовый и коричневые цвета.
Местные краеведы утверждают, что ношение бурги не религиозный, а культурный обычай и произошёл он исторически из чисто утилитарных соображений: для защиты от солнца и песка. Но солнце в тех краях видимо светило избирательно и только для женщин и девочек старше 9 лет, когда им приходила пора закрывать лицо. Всем остальным солнце таких неудобств не доставляло и нужды в бургах, чтобы закрывать лица, они не испытывали. В Эмиратах ещё до 70-х годов прошлого века бургу носили повсеместно, но с приходом нефтедолларов и какой никакой интеграции мода на неё стала стремительно уходить и сейчас она в ходу в основном у женщин старшего поколения и сельских жительниц.
Семейство аль-Мактумов
А более молодое поколение, из придерживающихся фундаменталистских взглядов, чтобы закрыть лицо, решило вопрос радикально и переняло моду Саудовской Аравии на никаб. Ярким адептом ношения бурги среди известных дам можно назвать тещу и одновременно тетю эмира Дубай шейха Мухаммеда аль-Мактума, шейху Нур бинт Саид бен Мактум аль-Мактум, мать его главной жены шейхи Хинд.
А более молодое поколение из придерживающихся фундаменталистских взглядов, чтобы закрыть лицо, решило вопрос радикально и переняло моду Саудовской Аравии на никаб. Ярким адептом ношения бурги среди известных дам можно назвать тещу и одновременно тетю эмира Дубай шейха Мухаммеда аль-Мактума, Шейху Нур бинт Саид бен Мактум аль-Мактум, мать его главной жены шейхи Хинд.
Источник: dzen.ru