Искусство стеклоделия было известно многим славянским племенам, населявшим территорию Руси. Этот вид ремесла был широко распространен не только в Киеве, но и в Рязанском, Владимиро-Суздальском, Черниговском княжествах, а по некоторым данным, и в Смоленском, а также в Полоцком.
Начиная как минимум с IV в., именно стеклоделие и производство эмалей (легкоплавкого стекла) стали предшественниками древнерусской мозаичной живописи, основанной на применении цветных смальт, получившей широкое распространение в отделке храмов и светских архитектурных сооружений в X – XII вв. Подобный декор на Руси в этот период достаточно часто использовался при оформлении княжеских гражданских сооружений. Доказательством тому служат обнаруженные при раскопках в Киеве (вблизи от Десятинной церкви) прямоугольные фрагменты каменных зданий – «гридниц» (X – XI вв.), служивших местом собраний княжеской дружины. Судя по частично сохранившимся фрескам и мозаикам, эти дворцовые сооружения имели очень богатую отделку. Однако гораздо больше известно примеров смальтового оформления интерьеров в древнерусском храмовом зодчестве.
Архитектура православных храмов
Мозаика древнерусских храмов
При оформлении храмов мастерами Древней Руси использовалось в основном два вида мозаики.
• Мозаика пола. Такая отделка фрагментарно сохранилась в некоторых киевских и черниговских храмах, а также в церквях Новгорода Великого и в ряде других городов.
• Мозаика сводов, куполов и стен. В качестве примера подобного декора можно привести прекрасно сохранившиеся шедевры Софии Киевской (1037 – 1067). Также до наших дней дошли фрагменты подобных мозаик в Михайловском Златоверхом соборе в Киеве (вторая половина XI в.) и в Софии Новгородской (1048 – 1050).
Мозаика украшала и стены таких храмов, как Благовещенский (1186) и Спасский (XI в.) соборы в Чернигове и Успенский собор Киево-Печерской Лавры (1073 – 1078). К сожалению, смальтовые композиции этих церквей до наших дней не сохранились.
Техника древнерусской мозаики полов
Различают две разновидности техник набора мозаичных полов. Первая использовалась в X столетии. Примером такого способа оформления могут служить полы Десятинной церкви. Мозаика в этом храме выложена непосредственно на черновой пол. При этом пластинки мрамора, порфира и яшмы вдавлены в довольно толстый слой известково-цемяночного раствора.
Примером второго способа укладки мозаики, который начал использоваться в XI в., может служить оформление собора св. Софии в Новгороде. В этом случае площадь пола предварительно покрывалась большими плитами известняка или шифера. Далее в них делались углубления, которые и заполнялись мозаичным набором, выполненным из кубиков смальты.
При использовании обеих техник мозаикой украшался не весь пол целиком, а лишь центральная его часть. Остальная площадь заполнялась керамической плиткой с цветной поливкой.
Мозаичные ансамбли Софии Киевской и Софии Новгородской
В самом первом на Руси христианском соборе, построенным, по некоторым данным, князем крестителем Владимиром – Софии Киевской – сохранилось несколько мозаичных панно.
часть 1. Фильм 2. Архитектура Древней Руси. XI — XIV вв.
• Богородица Оранта или «Нерушимая стена». Эта огромная мозаика расположена над главным алтарем и встречает каждого, входящего в храм.
• Господь Вседержитель. Доминирующее панно интерьера, украшающее главный купол. По краям древними мастерами были выложены изображения четырех архангелов, из которых до наших дней сохранился только один.
• Фрагментарно сохранившиеся фигуры апостолов на барабане купола.
• Изображение евангелиста Марка в парусах.
• Мозаика «Причастие» на фризе под Орантой. Еще ниже идет пояс из мозаичных изображений отцов церкви и святых.
• Несколько медальонов с поясным портретом Христа и святых в подпружинных арках.
• Фрагменты мозаичных орнаментальных украшений в разных частях храма.
Панно и декоры Софии Киевской были выложены русскими мастерами с использованием цветной смальты более 150 оттенков. В качестве основы для выполнения мозаик при этом был взят декор главного христианского храма Византии – Софии Константинопольской.
Еще одним примером мозаичного оформления древнерусских храмов может служить отделка собора св. Софии Новгородской, построенного несколько позднее Софии Киевской. Декор этого храма не отличается таким богатством красок, однако также заслуживает внимания.
Мастерам удалось использовать всего несколько разных оттенков, но отделка ни в коем случае не выглядит монохромной и неброской. Мозаичными плитами в этом храме украшены «горнее место» (место владыки), нижняя часть алтарной аспиды, а также седалище (места для духовенства). Необыкновенно впечатляют наборные мозаичные полы, а также орнаменты стен, доминирующим мотивом которых является крест.
Дошедшие до наших дней мозаики храмов и гражданских сооружений выполнены с огромным мастерством и представляют собой доказательство бесспорного таланта древних русских художников, а также высокого уровня развития производств по изготовлению цветной смальты.
Древнерусская мозаика
Источник: galamosaic.ru
Резонанс души. На Руси дерево использовали для переговоров с духами. Как из него создавались архитектурные шедевры?
Деревянное зодчество — самобытное и уникальное архитектурное направление, которое часто называют «квинтэссенцией всего русского». Веками деревянные города горели и отстраивались вновь, церкви разрушались по велению царей и вождей. Сейчас памятники архитектурного наследия раскиданы по всей России — знакомые силуэты храмов с куполами-маковками, изб с покатыми крышами и наличниками можно увидеть и в Мурманске, и в Оренбурге, и в Иркутске. О том, как зодчество пришло в Россию, где увидеть самые знаковые шедевры и как расшифровать резьбу, — в материале «Ленты.ру».
Все начинается со сруба
На Руси дерево было единственным материалом для строительства, а топор — единственным инструментом. Мастера относились к дереву не только как к сырью для строительства, но и как к материалу для создания предметов искусства. Его теплоемкость, легкость в обработке и доступность давали резчикам простор для творчества.
Далеко не каждое дерево подходило для строительства — зодчие обращали внимание на его породу, толщину и мифологическое значение. Например, крышу часто делали из тонкоствольной ели — в дохристианских верованиях она соотносилась с миром усопших, поэтому через ель люди вели диалог с умершими родственниками.
Любое строение, будь то изба или храм, начиналось с обычного сруба. Самые простые деревянные церкви относились к шатровому типу построек и представляли собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех. Первые упоминания о шатровых храмах в летописях датируются XII веком.
Более сложные храмы имели ярусный тип конструкции. Их начали возводить в Центральной России в XIV веке, они представляли собой поставленные друг на друга четверики и восьмерики, постепенно уменьшающиеся к куполу. Как правило, церкви венчались нарядными большими куполами и маленькими маковками, формой напоминающими луковицы, — с ювелирной точностью они покрывались маленькими чешуйками из осинового лемеха.
Кострома. Дом на улице Симановского
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Все функциональное делалось одновременно архитектурно-художественным. Конструктивные приемы оттачивались веками, мастера передавали секреты искусной резьбы ученикам. Именитыми творцами были, как правило, свободные земледельцы и ремесленники. Такая преемственность позволила реставраторам воссоздавать утраченные памятники XII-XIII веков.
В XVII-XVIII веках приверженцы древнерусских религиозных обрядов подвергались гонениям, а вместе с ними разрушались бревенчатые храмы и часовни под предлогом обновления. Указами Петра I коренным образом менялся уклад жизни, но западноевропейские ценности и эстетика не обошли стороной и деревянное зодчество.
Стены церквей обшивали и красили, тесовые кровли стали делать из железа, а шатровые крыши увенчивали шпилями. Декоративные элементы упрощались до самых примитивных форм, навыки обработки дерева постепенно терялись. Реформы не коснулись лишь самых труднодоступных территорий — просторов Русского Севера и Сибири.
Интерес к самобытной крестьянской народной культуре начал возрождаться только к концу XIX века. Архитекторы и искусствоведы отправлялись в Карелию, Архангельскую область и Сибирь, чтобы сделать обмеры и зарисовки старинных деревянных построек.
Азбука резьбы
Как писал религиозный философ Павел Флоренский, основной принцип русского деревянного зодчества можно охарактеризовать фразой «неповторяемость повторяемого». Любое строение из дерева, будь то изба, купеческий дом или храм, можно собрать, как конструктор, и расшифровать, как послание. Арсенал декоративных приемов ограничен, однако комбинаций — бесконечное множество, как в музыке из семи нот.
Российско-немецкий дом в Томске
Фото: Евгений Епанчинцев / РИА Новости
В Древней Руси через символы на фасаде дома люди обращались к могучим светлым силам с просьбой защитить жилище от темных начал. Они играли роль посредников между земным и потусторонним. В качестве главных «переговорщиков» обычно выступали наличники, карнизы и крыльцо.
Например, самым распространенным элементом считается «солнышко», или солярный знак: круглая розетка в виде небесного светила олицетворяла бога Солнца, способного отогнать нечисть. Ее можно было встретить в любой части дома — программа минимум обычно включала от шести элементов: восходящее, полуденное, заходящее, зашедшее, полуночное и предвосходное солнце.
Изображение конской головы трактовалось как путь к бессмертию, петух обозначал защиту от молний, утки и гуси — материальное благополучие. Еще один элемент, пришедший из древней славянской мифологии, — образ Берегини. Изображавшаяся с раскинутыми в стороны руками и ногами, она олицетворяла богиню-мать, дарующую жизнь.
Еще один женский образ — богиня плодородия Мокошь — представляет собой фигуру с поднятыми к солнцу или опущенными к земле руками. Постепенно, по мере забвения исходного символического смысла, Мокошь приобретала черты растительного и зооморфного орнамента.
С особой ответственностью подходили к резьбе для окон, которые, согласно верованиям, играли роль посредников между земным и потусторонним. Поэтому у наличников была не только весьма понятная и практичная функция не впускать в дом сквозняк, они еще и служили оберегом
Оконный проем воспринимался как мир в миниатюре. В верхней части небо, которое в славянских верованиях делилось на две части. С верхней «небесной тверди» стекают в виде волнистых линий и капель «хляби небесные» — символы живительной влаги и плодородия. Нижняя часть наличника — «твердь земная» — изображалась в виде вспаханного и засеянного поля. Ромбы, перекрещивающиеся линии и их чередование сулили сытую жизнь и достаток.
В украшении домов использовались также изображения мифических зверей. Фигуры драконов на коньках крыши, заимствованные у норвежского стиля, воплощали просьбы о благосостоянии и мире.
Со временем декоративные приемы утратили первоначальный сакральный и охранительный смысл, мастера XVIII, XIX и ХХ веков использовали резьбу в качестве украшения, исходя из моды на определенный орнамент или пожеланий заказчика.
«Бревенчатый Иерусалим»
Самым большим сосредоточением шедевров деревянного зодчества принято считать территорию нынешней Республики Карелии. Земли в бассейне Онежского и Белого моря, рек Северной Двины, Онеги, Сухоны, Мезени и Вычегды осваивались новгородцами с XI века.
Здесь же расположена Преображенская церковь в Кижах, которую считают самой нарядной и сложной среди себе подобных и называют вершиной плотницкого искусства. Построенный в 1714 году храм стоял на месте старинного Спасского погоста, он был духовным центром для 130 деревень, раскиданным по ближайшим островам.
«Этот храм есть последний этап на пути развития национальной русской архитектуры. Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое новшество современной ему эпохи и богатое наследие созданных народом форм», — отмечали реставраторы.
Интерес к северному зодчеству возродил советский архитектор и реставратор Александр Викторович Ополовников. Ученый лично собрал около ста объектов деревянного зодчества Карелии и Заонежья. Одержимый подвижник своего дела и идейный вдохновитель 47 лет жизни посвятил сохранению Кижского архитектурного ансамбля.
«Скажем сразу, нет адекватных средств, чтобы описать Кижское чудо. Никакие словесные, самые подробные портреты и описания, никакие цветные фотографии и слайды не могут вызвать и передать то особое волнение, которое испытываешь в поле его тяготения. Это резонанс души, это эффект шедевра, где ни убавить, ни прибавить», — писал инженер и краевед Яков Вениаминович Малков
Ополовников проводил активное исследование памятников деревянного зодчества в разных районах Карелии, был автором проектов реставрации. Как писала его дочь, архитектор Елена Ополовникова, «с учетом того, что настоящих древнерусских бревенчатых памятников на обширной территории России почти не осталось, правомерность их образного воскрешения в современном строительстве сомнений не вызывает». Кроме того, наследница известного культурного деятеля в своей книге «Бревенчатый дом: архитектурное причастие к русской вечности» упоминала, что среди архитекторов деревянное русское зодчество, которому в мире нет аналогов, называлось «Бревенчатым Иерусалимом».
Помимо Карелии, сегодня уникальные деревянные храмы можно встретить в деревнях соседней Архангельской области. Например, церковь Василия Блаженного в Чухчерьме — один из пяти крупных сохранившихся приходов Русского Севера. Некогда ансамбль Чухчемско-Ильинского погоста украшал еще и девятиглавый Ильинский храм, сейчас здесь остались шатровая колокольня 1783 года и церковь Василия Блаженного, построенная в 1824 году.
Подобных бревенчатых башен в регионе много. Еще одним музеем под открытым небом считается исторический город Каргополь на левом берегу Онеги. В его окрестностях церкви XVII-XVIII веков сохранились почти в первозданном виде. Церковь Богоявления в Ошевенске и церковь Иоанна Златоуста в Саунино — примеры классических шатровых храмов с колокольней, поражающие сдержанностью и лаконичностью форм. А церковь Богоявления в Лядино, наоборот, знаменита круглым, широко раскинутым шатром — его поддерживают резные стойки, а изнутри он расписан под синее звездное небо.
«В какую сторону ни отправились бы вы от Каргополя по разбегающимся от города дорогам, везде вас ждет находка, открытие», — писал исследователь Русского Севера Генрих Павлович Гунн.
Источник: lenta.ru
СЕКРЕТ БЕЛОКАМЕННОЙ РЕЗЬБЫ
Рассказывая о каменном зодчестве Древней Руси, нельзя пройти мимо уникального творения человечества — белокаменной резьбы. Резные узоры на соборах Владимирской земли поражают воображение даже самого искушённого зрителя.
Своего расцвета белокаменная резьба на храмах достигла во времена правления Андрея Боголюбского. В то время, кроме орнаментального декора (аркатуры, поребрика, орнамента) во Владимиро-Суздальском княжестве возникает зооантропоморфный декор. Стоит отметить, что изображения людей и животных в декоре храмов были запрещены византийскими архитектурными традициями. А это значит, что такой декор пришёл к нам с Западной Европы.
Андрей Боголюбский был довольно загадочной личностью в своё время. Во время одного из Крестовых походов он завязал дружбу с императором Священной Римской Империи Фридрихом Барбароссой. Поговаривают, что Фридрих часто делал подарки владимирскому князю. И однажды в качестве подарка Фридрих прислал во Владимир зодчего и мастеров по скульптурному декору.
Секрет белокаменного кружева на стенах храмов состоит в том, что для строительства в то время применяли белый известняк.
Нарезанный крупными блоками камень укладывался в стены, образуя их наружную и внутреннюю поверхности; пустоты заполнялись каменным же ломом и всё скреплялось известковым раствором. Белый камень поддавался обработке — и на стенах новых соборов появлялось всё больше искусной резьбы, изображавшей цветы, узоры, диковинных животных, христианских святых и самих князей-основателей.
Для стройки Владимирских и Суздальских храмов возили подмосковный известняк, причём конкретный сорт, добытый в селе Мячкове. Мячковский известняк был самым мягким и шёл на резной декор. А добытый чуть дальше по руслу реки Пахры пахорский и подольский известняки были уже потвёрже, из них выкладывали основу строения.
У известняка есть любопытное свойство – вынутый из каменоломни камень некоторое время очень податлив к обработке из-за большой водонасыщенности. Обтачивать из него элементы стен или вырезать сложные узоры даже легче, чем по дереву. Но зато со временем известняк затвердевает, причём продолжает набирать крепости много-много лет.
Самыми известными храмами, на стенах которых до сих можно увидеть невероятные кружевные узоры, остаются Церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьев-Польском . На Дмитриевском соборе резные орнаменты складываются в картину рая, Нового Иерусалима, в котором уживаются сказочные звери и птицы, святые и герои древности, например, Александр Македонский и царь Давид, играющий на псалтыри.
Однако, о первом и втором соборах мы ранее уже писали:
Источник: dzen.ru