Так же как кисти и краски в руках художника – это инструменты для создания живописного полотна, так и средства выразительности – инструменты для создания ярких, уникальных образов в словесных картинах. Без них текст становится бедным, скучным, однообразным.
Проза и поэзия призваны пробуждать воображение читателя, создавать объёмные яркие, живые образы. Именно средства выразительности дают подобную возможность.
Виды художественных средств выразительности речи
Языковые возможности обширны и многообразны. Красивая выразительная речь помогает донести информацию, поделится впечатлениями, убедить читателя или слушателя, воссоздать картины прошлого. Художественные средства выразительности придают речи и устной, и письменной лёгкость, яркость, красочность, эмоциональность.
Можно разделить словарный фонд выразительных средств на следующие группы:
- Фонетические (звукозапись).
- Лексические (тропы).
- Синтаксические (стилистические фигуры).
Преимущества использования средств выразительности
В русском языке более 200 тысяч слов, наиболее часто в речи используется около 30 тысяч слов.
1. Виды речи
Лексикон обычного человека в среднем 2000-2500 тысячи слов. Речь красноречивого человека всегда выглядит убедительнее, чем скудный словарный запас человека косноязычного. Обладая красноречием можно излагать свои мысли наиболее точно, складно, гладко, красиво.
Если отсутствует умение правильно подбирать слова, ясно выражать своё мнение, образно аргументировать складывается впечатление, будто человек несведущ в теме или может быть даже попросту глуп.
Навык сцеплять вагоны красноречия в стройный состав поезда окажется полезным и обретёт несомненную ценность в рамках политических технологий. Политический трибун способный увлечь идей и направить массы в нужном направлении всегда в выигрыше.
Навык общительности, развитый регулярным применением и использованием средств выразительности, поможет в проведении филигранных бизнес-переговоров, заключении договоров, проведении презентаций по услугам и товарам в бизнесе. Речь, наполненная художественными образами, несомненно, научит вести неявную беседу, словно бы исподволь, но на языке выгод.
Мастерство публичного красноречия не всегда приносит счастье, но счастья без мастерства владения живым убеждающим словом не бывает.
Чтобы не превратиться в аутсайдера, занимаясь делом своей жизни, необходимо прорабатывать умение художественно применять средства выразительности.
Лексические средства
Это совокупность художественных слов и выражений, которые придают литературному авторскому стилю или разговорной речи эмоциональную выразительность в переносном смысле.
Тропы — слова и обороты речи, используемые в иносказательном значении. Применяются авторами с целью усилить образ, произвести на читателя или слушателя эффект, перенося признак одного предмета на другой.
Основные виды троп:
· Метафора; · Метонимия; · Синекдоха; · Эпитет; · Гипербола; · Дисфемизм; · Каламбур; · Литота; |
· Перифраз; · Аллегория; · Пафос; · Олицетворение; · Сарказм; · Ирония; · Эвфемизм. |
Жестовые украшения речи
Синтаксические приёмы
Соединение слов в связный текст —это основной принцип синтаксического приёма. Автор по-особенному строит предложения или языковые конструкции в произведении, тем самым производя эмоциональное воздействие на читателя, при помощи способа организации высказывания.
Основные синтаксические приёмы:
· Анафора; · Эпифора; · Оксюморон; · Парцелляция; · Цитирование; |
· Противопоставление; · Лексический повтор; · Умолчание; · Риторический вопрос; · Хиазм; |
Фонетические средства
Работают со звучанием языка. Звучание вызывает определённые ассоциации, помогает запомнить образ, более полно осмыслить его. Применяются в поэзии, чтобы наиболее полно передать атмосферу меньшим количеством языковых конструкций.
- Аллитерация;
- Ассонанс;
- Рифма.
Фразеологические обороты
Устойчивые словосочетания или идиомы, смысл которых невозможно определить отдельно взятым словом из данной конструкции. Не переводится дословно на иностранные языки без потери смысла. Неразделимая, слитная фраза.
- Фразеологические сокращения (идиомы);
- Фразеологические выражения;
- Фразеологические сочетания (коллокации);
- Фразеологические единства.
Стилистические фигуры
Употребляются, как и синтаксические приёмы, для усиления поэтической речи. Строятся на сочетании слов, выходящих за рамки обычного употребления.
- Антитеза
- Инверсия
- Повтор
- Плеоназм
- Градация.
Специализированные средства выразительности
Данные средства выразительности нехарактерны для разговорной речи. Специализированные средства чаще всего эстетически украшают поэтическую речь патетикой и расцвечиванием фраз, усиливают её.
Особенности применения средств выразительности
Во всём хорошо чувствовать меру и ответственность. Не нужно стараться применять все виды средств выразительности сразу, одномоментно. Слова для украшения речи должны быть уместны. Речевые излишества, как и ограниченность, уродуют художественную картину русского языка.
Таблица средств выразительности
Лексические средства | |
Аллегория— Белый голубь — мир во всём мире | Иносказание. Замена отвлечённого понятия конкретным образом |
Метафора — Вьюга злится, вьюга плачет | Слово в переносном значении, основанное на сходстве между явлениями |
Гипербола— Море по колено | Чрезмерное преувеличение |
Ирония— Отколе, умная, бредёшь ты голова (Про осла) | Насмешка, разоблачающая отрицательные черты |
Литота— От горшка два вершка | Нарочитое преуменьшение описываемого предмета |
Метонимия— читал Толстого | Обозначение предмета по одному из его признаков |
Олицетворение — Купаясь в небе голубом | Неживые предметы наделяются свойствами живых |
Перифраз — Чёрное золото — нефть | Замена прямого названия предмета описанием существенных признаков |
Сарказм— Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков (А.С. Пушкин) | Высшая форма иронии, язвительная насмешка |
Синекдоха — Всё спит — и человек, и зверь, и птица (М. Горький) | Перенос значения по количественному признаку |
Эпитет— Томительный свет белой ночи | Красочные определения предмета |
Дисфемизм — лицо-морда | Грубое обозначение нейтрального понятия |
Эвфемизм— обменялись любезностями, вместо разругались | Замена грубых слов нейтральными |
Каламбур— Весна хоть кого сведёт с ума. Лёд — и тот тронулся. | Шутка, основанная на смысловом объединении |
Пафос— Героический пафос в романе Гоголя Тарас Бульба» | Эмоционально-оценочное отношение автора |
Синтаксические приёмы | |
Анафора— Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза (С. Есенин) | Повторение начальных слов в начале отрывка |
Эпифора — Други его, не тревожьте его! Слуги его, не тревожьте его! | Одинаковая концовка нескольких предложений |
Оксюморон— Богатый бедняк. Умный глупец. | Сочетание несочетаемых по смыслу слов |
Парцелляция— А лес шумит. Тихо, проникновенно. | Дробление предложения на мелкие фрагменты |
Цитирование — «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела; оглянуться не успела, как зима катит в глаза». | Точная, дословная выдержка из какого-либо текста |
Противопоставление— Они сошлись, волна и камень. | Резкое противопоставление понятий |
Лексический повтор— Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака! | Намеренное повторение одного и того же слова |
Умолчание— Но этот крест, но этот ковшик белый… | Намеренно не до конца выраженная мысль |
Риторический вопрос — Какой же русский не любит быстрой езды? | Вопрос, не требующий ответа |
Хиазм — Рассудку вопреки, наперекор стихиям. | Обратный параллелизм |
Фонетические средства | |
Аллитерация— Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам. | Повторение в стихотворении одинаковых согласных звуков |
Ассонанс — Забил снаряд я в пушку туго и думал, угощу я друга. | Повторение в стихотворении одинаковых гласных звуков |
Рифма — Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился. | Созвучие окончаний стихотворных строк |
Фразеологические обороты | |
Фразеологические сокращения (идиомы) — Свинья под дубом. Дойти до ручки. | Устойчивое выражение |
Фразеологические выражения — Свежо предание, да верится с трудом. | Выражения из книжного языка |
Фразеологические сочетания (коллокации) — сгорать от любви, ненависти, стыда, нетерпения | Устойчивый оборот, в который входят слова со свободным значением |
Фразеологические единства — Держать камень за пазухой. | Более самостоятельные, чем идиомы |
Стилистические фигуры | |
Антитеза — Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. | Риторическое противопоставление |
Инверсия — Швейцара мимо он стрелой влетел по мраморным ступеням. | Нарушение естественного порядка слов |
Повтор — Сияй, сияй прощальный свет любви последней. | Повтор одного слова на протяжении строки |
Плеоназм— Военный госпиталь. Правильный рацион | Употребление лишнего бессмысленного слова |
Градация— Не жалею, не зову, не плачу. | Цепь определений с нарастанием или убыванием значимости |
Русский язык — сокровище культуры, бесценный дар неисчерпаемого богатства. Многие средства выразительности прочно вошли в обиход и люди применяют их в повседневной речи неосознанно, но палитра средств настолько многообразна, что совершенствовать знания можно и нужно на протяжении всей жизни.
Для наработки навыков необходимо выполнение регулярных разнообразных упражнений и практических занятий по анализу языковых средств выразительности.
Источник: logoprav.ru
Все виды украшения речи
Тропы — употребление слова в переносном значении.
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)
Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)
Откуда, умная , бредёшь ты голова? (И. Крылов).
Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов… (А.Пушкин)
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.)
На серебре, на золоте едал.
Ну, скушай еще тарелочку, сынок.
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)
Швед, русский колет, рубит, режет.
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)
Да, есть слова, что жгут, как пламя . (А.Твардовский)
Фигуры речи
Фигуры речи — обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
А новое так отрицает старое . Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее ! Вожди моложе . Вот уже старее ! Добрее нравы.
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова.
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.
(Ф. Тютчев.)
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской…
Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А. Крылов)
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
Изобразительные возможности лексики
Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.
Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.
Болван, вертихвостка, вихлять
Экспрессивно-эмоциональная лексика
Разговорная | Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. | Грязнуля, крикун, бородач |
Эмоционально окрашенные слова | Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. |
Изобразительные возможности морфологии
Сколько Плюшкиных развелось!
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!
Со мной произошла преудивительнейшая история!
Я получил неприятное сообщение.
Я был в гостях у ней . Не минует тебя чаша сия .
Испо льзование междометий, звукоподражательных слов.
Звуковые средства выразительности
С ви щ ет ветер, с еребряный ветер
В ш ёлковом ш елесте с не ж ного ш ума… (С. Есенин)
Ш ипенье пенистых бокалов И пун ш а пламень голубой…
Изобразительные возможности синтаксиса
— Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…
— Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
— Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
— С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)
Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен.
Никогда. (А. Володин.)
Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.
Швед, русский колет, рубит, режет.
Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.
Волков бояться – в лес не ходить.
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
Источник: russkiiyazyk.ru
12 способов расширить словарный запас и начать говорить красиво
Расчистите место для новых выражений. Выкиньте из своей речи «э-э-э», «ну», «как бы», «это самое» и им подобное, а также нецензурную лексику и клише. К ним же отправьте чрезмерно ёмкие выражения вроде «реально», «зафигачить» и «круто».
Беда с ними в том, что они способны заменить существенную часть лексикона и делают речь скудной.
Замечайте за собой нежелательные слова. Запишите собственную речь на камеру или диктофон, представьте, что вы на собеседовании или презентации. Перечитайте свои сообщения в социальных сетях.
Всё это проанализируйте и выпишите слова и выражения, от которых хотите избавиться. Этим перечнем поделитесь с другом или коллегой, попросите его одёргивать вас каждый раз, когда услышит запретную лексику.
2. Добавьте разнообразия в чтение
Логично, что для того, чтобы знать больше слов, нужно больше читать. Но не цепляйтесь только за высокую литературу. Не брезгуйте низкопробными романами, пролистывайте посты в соцсетях, блоги незнакомых вам людей и журналы, которые не отвечают вашим интересам.
Вы должны одинаково хорошо знать, что значит «индифферентный», «эмансипация» и «симулякр» и что такое «хайп», «краудфандинг» и «панчлайн».
3. Узнавайте значение непонятных слов
Не ленитесь заглядывать в словарь и не стесняйтесь переспрашивать собеседника, если вам непонятно, о чём он говорит. Ничего стыдного в том, чтобы признаться в своём незнании, нет. Это лучше, чем сделать вид, что вы всё поняли, продолжить непродуктивную беседу и лишиться шанса узнать что-то новое.
4. Общайтесь с людьми, непохожими на вас
Ваш привычный круг общения постоянно «варится» в одном и том же лексиконе, потому что у вас одни интересы и темы для обсуждения. Вы наверняка замечали: когда кто-то из вашей компании находит другую работу или знакомится с новыми людьми, меняется его речь. Он сыплет необычными словечками, шуточками, и даже манера разговора может стать совсем другой.
Каждый новый человек меняет вас. Поэтому стремитесь постоянно расширять круг своих знакомств. Общайтесь в спортзале, в магазине, посещайте больше мероприятий и находите собеседников в интернете. Не отталкивайте тех, кто от вас отличается.
5. Носите с собой записную книжку
В ней не откладывая отмечайте интересные слова, которые вам встретились, и нежелательные выражения, которые вы заметили за собой. Но просто делать записи мало — регулярно их просматривайте и делайте выводы.
6. Изучайте иностранный язык
Это заставит вас обратить внимание на свой родной. Вы станете аккуратнее обращаться с грамматикой и синтаксисом, начнёте тщательнее подбирать слова.
Кроме этого, изучая иностранный язык, вы уже отрабатываете механизм запоминания новых слов, а также введения их в активный лексикон.
7. Пишите
Заведите личный дневник или блог в социальных сетях. Каждый день описывайте свои мысли и события в мельчайших подробностях. Пишите о своих целях и желаниях, придумывайте истории и рассказы. Общаясь с друзьями, избегайте рваных сообщений и не используйте эмодзи вместо слов.
Во-первых, письмо — отличный способ найти применение изученному и закрепить его. Во-вторых, если вы пишете от руки, это поможет ещё лучше запомнить новые слова.
8. Заучивайте афоризмы, стихи, цитаты
Тронувшие за душу крылатые фразы учить гораздо приятнее, чем зубрить пункты словаря по очереди. Отмечайте и выписывайте всё, что зацепило. Учите, повторяйте и перечитывайте. Со временем интересных выражений в вашем лексиконе будет становиться больше.
Дело не только в украшении речи. Представьте, как здорово будет блеснуть своими знаниями в беседе. Только не усердствуйте с цитатами и высокопарными строками: вас могут принять за выскочку.
9. Используйте карточки
Если никак не можете запомнить очень сложное и интересное слово, используйте метод флеш-карточек. Многим этот способ знаком ещё со школы.
На одной стороне карточки вы пишете слово, на другой — его значение. Сначала нужно попытаться самостоятельно вспомнить ответ, а потом перевернуть элемент и проверить себя.
Этот способ очень прост и эффективен: процесс запоминания начинается уже с подготовки. Поэтому лучше не использовать приложения, а создавать карточки самому и писать на них от руки. Да и небольшую стопку вы можете взять с собой куда угодно.
10. Упражняйтесь
- Составляйте предложения, где каждое слово начинается со следующей буквы алфавита. Например: «Аист был великолепным гармонистом. Даже еноты жалобно завывали и кивали любопытными мордочками, наслаждаясь очаровательными песнями. Роковым стало то умение, фатальным. Хмурая цапля честолюбиво швырнула щуплому эгоистичному юнцу яд».
- Придумывайте истории из слов, принадлежащих одной части речи. Опишите своё утро, используя только существительные. «Звонок, пробуждение, будильник, выключение. Подъём, поиск, одежда. Приближение, окно, открытие, свежесть. Бодрость, одухотворение, радость». По такому же принципу составляйте рассказы с одними глаголами, прилагательными или причастиями. Это занятие кажется простым только поначалу: если задаться целью добавлять всё больше деталей, придётся научиться аккуратно подбирать слова и вытаскивать их из пассивного лексикона.
- Составляйте тавтограммы. Так называются предложения, все слова которых начинаются с одной буквы. Вот пример из произведения «Ольгин Остров» Николая Культяпова: «Отец Онуфрия, Осип Остромирович Ордынский, очно окончил Оксфорд. Оставаться отдалённо от Отечества он однозначно отказался, отправившись обратно. Одержимый Ордынский объявил об обследовании отдельных округов, областей, обширных окраин».
- Подбирайте синонимы и антонимы к словам. Это упражнение можно выполнять где и когда угодно. Заскучали в очереди или на обеде — придумайте синоним к слову. Например, «красивый» — это живописный, чудесный, отрадный, прекрасный и так далее. То же самое проделайте с антонимами.
11. Играйте
Учить новые слова можно и развлекаясь. Решайте головоломки, разгадывайте ребусы и кроссворды — это практически отдых. Не считая, конечно, усердной работы мозга.
12. Следите за «словом дня»
Установите на смартфон приложения наподобие «Слова дня», подпишитесь на соответствующие блоги и рассылки. Как правило, в таких рубриках сложные и необычные лексемы представляются с объяснением и примером употребления.
Это поможет, если вы никак не можете выделить время на поиск новых интересных слов и их значений. Вам останется только их выучить и закрепить на практике.
- Как изменить свою речь, чтобы казаться более уверенным
- 20 слов, которые пишут неправильно даже грамотные люди
- 10 выражений, которым не место в вашем лексиконе
Источник: lifehacker.ru