Элокуция (украшение) — это третий этап работы над речью, на котором оратор доводит свою работу по ее подготовке до логического конца. Содержание речи уже определено (это было сделано на этапе изобретения), план составлен (на этапе расположения), осталось только написать речь, «навести необходимый блеск». Именно эту задачу должен решить оратор на этапе элокуции.
В самом общем виде эту задачу можно определить как выбор языкового выражения. Образно ее удобно представить как наращение плоти на скелет, который был создан ранее. Знания о «хорошем» языковом выражении, сформированные риторикой и смежными дисциплинами, достаточно объемны. Чтобы последовательно изложить их, мы будем опираться на учение о качествах речи.
Это учение также древне, как сама риторика; о качествах речи писали Аристотель, Теофраст; наиболее известное описание качеств речи содержится в трактате Цицерона «Об ораторе». Качества речи описываются и другими науками, изучающими язык; с небольшими изменениями список этих качеств сохранился в рамках такой современной дисциплины, как культура речи.
Курс риторика. Часть 15. Элокуция. Фигуры мысли.
Предварительно необходимо отметить лишь то, что в дальнейшем нас будут интересовать качества речи с точки зрения риторики. А это предполагает совершенно особый ракурс их рассмотрения. Каким образом качества речи способствуют тому, что она оказывает необходимое воздействие на слушателей? Что наиболее важно с этой точки зрения?
Какой смысл с этой точки зрения мы можем вложить в понятие «хорошая речь»? Как сделать речь хорошей? К чему следует стремиться, а чего, наоборот, избегать? Именно на эти вопросы мы и попытаемся ответить в этой главе.
Какими качествами должна обладать хорошая речь?
1. Красота — способность речи вызывать эстетические переживания. Мы можем рассматривать красоту речи как самоценную категорию. Однако такая точка зрения вряд ли имеет прямое отношение к риторике (даже несмотря на то, что некоторое время она принималась многими ее теоретиками). Риторика возникла из потребностей в воздействии на других людей, а потому красота речи также должна рассматриваться в связи с этой «генеральной» линией.
Кроме того, речь должна привлекать внимание. Оратор только тогда сможет достичь целей, которые он перед собой поставил, когда он сможет вынудить аудиторию услышать то, что он говорит. Необычно построенная речь представляет собой одно из средств, которые могут применяться в данном случае.
2. Правильность — соответствие речи стандартам, существующим в рамках общности носителей языка.
Правильность как особе качество речи имеет очень важное значение в связи с риторическим этосом. Напомним, что вслед за Аристотелем этосом называют те средства убеждения, которые исходят от самого говорящего в момент речи. Очевидно, что неправильная, неграмотная речь вряд ли поможет оратору расположить аудиторию к себе.
При этом требование правильности применимо к речи, которая произносится в любой аудитории. Если эта аудитория состоит из образованных людей, они смогут оценить речь с точки зрения ее правильности. Но даже если аудитория состоит из людей недостаточно образованных, оратор все равно должен говорить правильно, поскольку не исключено, что в этой аудитории найдется хотя бы один человек, который заметит ошибки и обратит на это внимание остальных людей. Вообще стремление к постоянному повышению своей грамотности — едва ли не единственная настоящая гарантия того, что эффект от выступления оратора не будет испорчен тем, что он говорит неправильно.
Элокуция как раздел классической риторики
3. Уместность. Речь должна соответствовать ситуации, в которой она произносится, а также ожиданиям аудитории. Именно этот ее аспект связан с таким качеством, как уместность. В самом широком смысле речь идет о том, что в некоторых ситуациях то или иное речевое поведение неуместно. Например, не стоит рассказывать анекдоты на похоронах, говорить о недостатках человека на его юбилее, нельзя обращаться к вышестоящему лицу с приказом и т. д. Такое поведение будет воспринято как неуместное, возможно, даже оскорбляющее.
В более узком смысле уместность — это категория языковая. С этой точки зрения уместность касается соответствия слов и выражений, с одной стороны, объекту речи и, с другой — ситуации. Вряд ли в аудитории, которая не имеет высшего образования, будут уместны научные термины (вроде «экстраполировать», «проекция» или «атрибутивный»).
В этом проявляется уместность относительно ситуации. Так же неуместны такие слова, как, например, просторечные выражения, в религиозной проповеди, которая всегда соотносится с высоким, духовным. В этом проявляется уместность относительно объекта речи. Если оратор не хочет выглядеть глупо или смешно, он должен учитывать требования, которые были выработаны многими людьми в процессе длительной речевой деятельности.
4. Ясность. Требование ясности — очень важное для оратора. В воздействии при помощи речи заинтересован в первую очередь сам оратор, желание «быть убежденной» у аудитории встречается крайне редко. Не соблюдая требования ясности, оратор сам воздвигает на своем пути препятствие.
Здесь нельзя не вспомнить совета известного русского адвоката П. С. Пороховщикова, который так писал о необходимости ясности: «. не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья». Хотя эта рекомендация была высказана судебным ораторам, ее можно и нужно распространить на любую публичную речь.
Источник: psyera.ru
Раздел классической риторики — элокуция
Переход пафоса в логос есть выражение — словесное воплощение замысла (целеустановки), осуществление речевой коммуникации, когда автор выразил замысел своего текста, а адресат получает возможность понять этот замысел и оценить его.
Продуманный план, подобранные примеры и доказательства, выверенные зачин и концовка подводят автора к непосредственному написанию текста, к его словесному воплощению.
Элокуция как раздел риторики
Элокуция — (словесное выражение) — это третий раздел традиционной риторики, который связан с собственно написанием письменного или устного текста, т.е. его словесным оформлением.
В него входили сведения по теории словесности, стилистики, культуре речи, он был не только связан со словесным оформлением речи, но и с ее «украшением».
Сам этап словесного выражения текста (элокуцию) можно подразделить на несколько подэтапов:
- Первый подэтап подразумевает подбор необходимых слов, словосочетаний и предложений, письменное составление смысловых фрагментов текста и, наконец, само написание текста.
- Вторым подэтапом станет работа над стилем написанного и украшение текста, если оно необходимо.
- Третьим — совершенствование текста, т.е. его редактирование.
При написании текста автор должен заботиться о том, чтобы его текст отвечал требованиям правильной речи.
Наша презентация:
Источник: velikayakultura.ru
Главные составляющие речи по Аристотелю. Элокуция (элоквенция).
Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!
Греческое слово «Элокуция» (элоквенция во франц. варианте) переводится как «украшение», «красноречие» — этап работы над речью, который доводит ее до логического конца.
Содержание речи заключено в инвенции, план её составлен в диспозиции, осталось только написать речь, или, как говорили древние, облечь в слова, украсить.
Именно эти занимается оратор в ходе элокуции.
Другими словами, элокуция – это раздел риторики, рассматривающий средства и приемы словесного выражения замысла.
В своей третьей книге «Риторике» Аристотель посвящает элокуции раздел «О стиле», или словесное выражение речи. Выдвинутое Аристотелем учение о стиле стало нормой для ораторов и поэтов вплоть до наших дней. Он, в частности, советует оратору:
«Следует заботиться о стиле не как о чём-то заключающем в себе истину, а как о чём-то неизбежном».
Достоинство стиля заключается в ясности, ибо неясные слова не делают своего дела, а речь не достигает своей цели. Говорить следует, то принижая, то возвышая слог сообразно с толкуемым предметом, и это следует делать незаметно, чтобы казалось, будто говоришь не искусственно, а естественно, потому что естественное способно убеждать, а искусственное – напротив.
Стиль — это совокупность целесообразных выразительных средств языка, создающая устойчивый образ речи, служащий основанием эстетической оценки речи.
Кроме того, для эстетической оценки речи употребляется и совокупность выразительных качеств речи – слог.
Причем, хороший слог – это основа, на которой строиться стиль, как особая манера речи, порой нарушающая норму.
Но, надо иметь в виду, не всякая специфическая манера выражения может считаться стилем, под которым понимают совокупность особенных свойств речи, позволяющих читателю или слушателю речи опознавать и ценить речь именно данного автора.
Здесь сразу же на ум приходит риторический вопрос о «сленге» — языке общения неформалов, молодежных субкультур, маргиналов — следует ли его считать особенной манерой выражения, стилем речи?
С одной стороны, это уникальная манера общения, отличающаяся от общепризнанных норм общения, но, с другой стороны, по этой речи нельзя определить ее автора, принадлежность ее кому-либо. Это повсеместный язык общения, но в рамках одной определенной группы. Лично я, не отнесла бы его, ни в коей мере, к стилю языка. Это, скорее, стиль неформального языка, о котором в нашей теме речь не идет.
Тем более, что качества слога определяются отношением авторской речи к общим нормам литературного языка (правильность и чистота) и к нормам ведения речи (ясность, уместность, красота), что изучается в рамках дисциплины, именуемой культура речи.
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
Источник: rithelp.ru