Якутские женские украшения название

Якутские гривны по своему происхождению – пожалуй, одно из самых загадочных украшений. Они представляют собой древнейший вид металлических обручей, широко бытовавших у многих племен и народов Ближнего и Среднего Востока, Западной и Восточной Европы. Давно исчезнувшие в этих странах металлические гривны сохранились только у якутов вплоть до ХХ в., подобные украшения не были известны у других сибирских народов*.[5]

Уникальная афганская гривна — «Ямни гер». Афганистан, Нуристан, 19-й — серединна 20-го века.

Якутские обручи типологически (по форме и конструкции) весьма близки к витым гривнам, встречающимся в восточно — славянских курганах Х-ХIII вв. Одно из характерных сходств якутских и древнеславянских гривен-витость или ее имитации в виде косой винтообразной нарезки, что, видимо, является древним и устойчивым художественным приемом, характерным для данного вида украшения, их сближает и функциональная сторона украшений вятичей. Якутские гривны, как и когда-то на Древней Руси, были «принадлежностью женского наряда».

Якутские красавицы, украшения и национальная одежда

Архаичная гривна (кылдьыы)

Наиболее ранние гривны из археологических раскопок древних якутских могил относятся к первой половине ХVII в. В. П. Дьяконова описывала гривны, хранящиеся в коллекциях МАЭ, в основном датируемые ХVIII-началом ХIХ в. И. В. Константинов исследовал археологические материалы, извлеченные из древних якутских захоронений ХVIII в. Сравнивая найденные им гривны из древних захоронений с музейными экземплярами, описанными В. П. Дьяконовым он отмечал их тождественность. Исходя из имеющегося материала, они выделили три типа якутских шейных гривен.

Гривна в виде массивного кольца с сужающимися несомкнутыми концами, которые загнуты в наружную сторону и образуют маленькие петельки для завязок. По кольцу проходит витой рельеф. Концы гладкие, четырехугольные, иногда на лицевой стороне имеют узор в виде кружков, точек, зигзага и т.п. Гривны латунные с большой примесью меди, литые.

Многими исследователями отмечено бытование их вплоть до начала ХХ в. Гривны этого типа имеют одну конструктивную основу, отличаются лишь размерами и небольшим декором на концах в виде гравированного или штампованного рисунка. Более позднее кылджы изготовлено из низкопробного серебра.

Гривны с петлеобразными изгибами, по-видимому, очень рано вышли из употребления, так как данных об их бытовании крайне мало. Судя по всему, подробнее гривны не характерны для ХIХ в. Это подтверждает Р. Маак, посетивший Вилюйский округ в середине ХIХ в., он писал: «Шейный обруч, употребляемый в настоящее время (50-е годы ХIХ в.) якутами, отличается от того, который носили в прошлом столетии. Главное различие состоит в том, что прежде к обручу не прикреплялась пластина, а украшения привязывались к четырем или пяти петлям, находившимся на обруче». Гривны этого типа найдены в основном в древних захоронениях, относящихся к ХVIII в., и представлены относительно небольшим количеством образцов.

Якутские украшения в стиле бохо

Одно из наиболее древних самобытных женских украшений, занимавших центральное место в их традиционном комплекте. Отличается монументальностью форм, сложной конструкцией и разнообразием видов. Следует отметить, что для этой группы украшений данное название довольно условно, так как отдельные их виды некогда назывались кылджыбыата.

Читайте также:
Вышитое украшение из бисера как

Имеющийся материал по данному виду украшения позволяет выделить в нем два основных типа: состоит из головного ременного ободка-начельника и собственно украшения, спущенных от него на грудь полос из металлических цепей и серебряной круглой бляхи в середине. Две полосы цепей прикреплены к затылочной части головного ободка и, слегка огибая уши сзади, опуская на грудь, соединяются в большую круглую бляху.

С которой также ниспадают полоски цепей. Оканчивается украшение различными щеркунцами и мелькими подвесками. Длина украшения обычно до или ниже пояса. Формы цепей такие же, как в других украшениях. Круглая бляха (кун) имеет слегка выпуклую форму, в центре ее обычно штампованная выпуклина или прикрепленный медный кружочек.

Диаметр бляхи в среднем 7-8 см. Бляхи имеют богатый орнаментальный декор в виде розеток, заполненных криволинейными и растительными мотивами узора. Форма цепей, количество звеньев, размер и декор круглой бляхи часто варьируются

Украшение широко бытовало вплоть до начало ХХ в. Данный тип следует считать одним из наиболее древних, украшения подобной конструкции найдены в дохристианских захоронениях ХVII-ХVIII вв.

Наиболее распространенной разновидностью данного украшения является комплект, состоящий из гривны центральной части – широкой системы цепей – подвесок, вплетенных вперемежку с цветными стеклярусом, бусами, и двух параллельно к ним опущенных боковых полосок цепей.

Центральная часть обычно состоит из двух деталей:

а) металлической (серебряной) пластинки прямоугольной формы, прикрепляемой ровдужными ремешками к передней части гривны. Пластинки обычно имеют богато гравированный или прорезной орнамент;

б) серебряных цепей, ниспадающих от пластинки в несколько рядов, чередующихся различными формами мелких звеньев. Их длина зависит от формы украшения, обычно 30-50 см, цепи опускаются ниже талии. Украшение оканчивается различными мелкими подвесками и пластинками.

Две боковые узкие полосы цепей прикрепляются к задней части гривны и перебрасываются на грудь и параллельно располагаются в центральной части. Боковые полосы обычно длиннее, чем центральная часть. Встречаются несколько вариантов этого вида украшений, различающихся по форме, технике, и размеру и составу мелких деталей.

Данный тип нагрудных украшений, видимо более позднего происхождения, во всяком случае, в ранних дохристианских захоронениях ХVIII в. археологами не обнаружено подобных украшений. По некоторым данным этот тип украшений назывался кылджыбыата. Разновидность этого подтипа представлена образцом из коллекции Якутского государственного музея. Главное отличие от типа 2- наличие круглой выпуклой бляхи, находящейся в центре цепей и подвесок. Серебряная бляха имеет гладкую выпуклую поверхность, по краям проходит орнаментированная полоска, в центре – медная заклепка. Вместе типичной прямоугольной пластинки присутствуют три орнаментированные пластинки трапециевидной формы, прикрепленные к гривне и придерживающие всю систему цепей*.[5]

Источник: cyberpedia.su

История якутских украшений: что означают узоры на серьгах?

С наступлением долгожданного праздника для всех якутян – Ысыаха многие гости и жители Якутии надевают на себя национальную одежду народа саха. Мужчины примеряют на себя строгие камзолы с натянутыми роскошными поясами из серебра и кожи, женщины же наряжаются в красивые, легкие халадаи, дополняя образ жилетами и традиционными украшениями.

Но знают ли эти женщины, что означают их украшения и почему они именно такой формы? Мы не будем рассматривать весь национальный комплект, а остановимся на самом универсальном украшении – серьгах. Итак, что же означают орнаменты, узоры на якутских серьгах? И имеют ли они магические свойства? Попробуем ответить на вышеуказанные вопросы в этом материале.

Читайте также:
Как мыть натуральные камни в украшениях

История якутских украшений: что означают узоры на серьгах?

О якутских украшениях, по большому счету, известно немного. Хотя упоминания о металлических изделиях якутов встречаются, начиная с самых ранних письменных источников путешественников и первооткрывателей Ленского края, но в этнографической литературе дореволюционной Якутии сведения о них во многом отрывочны и носят фрагментарный характер.

В целом, как пишет в своих трудах «Традиционные металлические украшения якутов XIX — начала ХХ вв.: Историко-этнографическое исследование» Саввинов Анатолий Иванович, якутские украшения отличаются архаичностью форм, самобытностью конструкции и художественного стиля. Характерной особенностью являются строгая ансамблевость форм, торжественность. Якутские серьги в основном были трех видов: бусиные серьги (туорах ытар5а), серьги-колечки (колооско ытар5а), серьги с подвеской (тугэхтээх ытар5а). Традиционные якутские серьги обычно делались из серебра, как и все украшения, обычно низкопробного. В отличие от среднеазиатских и других народов якутские традиционные серьги не имели вставок из цветных камней.

— До влияния русской культуры якутские серьги были проволочными в виде знака вопроса, — рассказала нам Капитолина Яковлева, доцент кафедры всемирной истории и этнологии исторического факультета СВФУ, кандидат исторических наук. — Они часто шли с черными, белыми и синими бусинами. Но такие серьги также были распространены по всей Евразии.

В Сибири такие украшения были у алтайцев, хакасов, тувинцев. Женщины носили такие серьги по две-три в каждом ухе. К сожалению, наши исследователи не пишут, что в якутской культуре это что-то обозначало. Но, например, у народов Амура это имело особое значение, вплоть до того, есть ли у женщины дети. Кстати, у них еще были серьги в носу, которые означали, что женщина бездетная.

Позже такие якутские серьги начинают усложняться, бусины заменяются полыми подвесками. Они могли быть даже монетой. Далее появилось очень много различных форм. Исследователи пишут, что имеется более 30 вариантов.

Серьги-цветочки, колокольчики, елочки, сиэль, ханха и т. д. Есть мнение, что традиционной формой якутских сережек считается лировидная фигура, состоящая из двух зеркально образованных S-образных форм. В быту мы привыкли называть ее «в форме женщины».

Стоит отметить, что многие люди связывают украшения такой формы с оберегами под покровительством богинь плодородия, чадолюбия, хранительниц природы и материнства — Иэйэхсит и Айыысыт. Известно, что в якутской культуре данная форма олицетворяет женское начало, а подвески по середине и снизу — детей. Лировидный орнамент подходит молодым девушкам, для замужних женщин и невест.

Если рассматривать историю возникновения самой формы лиры, то она достаточно спорного характера. Существует множество предположений о происхождении, семантике орнаментального мотива. В целом традиционный состав якутского орнамента носит самобытный характер, хотя в нем нетрудно обнаружить отдельные элементы восточных стилей и характерные мотивы русского народного искусства. Это сейчас мы видим женщину, а исследователи говорят, что серьги в форме лиры пришли в якутскую культуру под влиянием русской культуры.

Читайте также:
Что подходит весам из украшений

— В старину на Руси существовали такие русские серьги под названием «голубцы». Их форма состояла из образов двух птичек, соединенных и смотрящих в разные стороны. По одной из версий, именно эти «голубцы» и сформировали форму лиры. К слову, такие же украшения есть и у татар. Они такие серьги называют «русскими серьгами».

Но татары называют их не лировидными, а миндалевидными. Такие же украшения есть у алтайцев. У них серьги один в один похожи с якутскими, но если наши выполнены полностью из металла, то у них подвески из бусин, — рассказывает Капитолина Максимовна.

У якутов существует целый ряд поверий и обычаев, связанных с использованием металлических украшений. Помимо известной лировидной формы, которая означает плодородие, в современности также используются узоры в виде оленя и стерхов. Так, например, олень – дух леса и защитник природы в якутской мифологии. Украшение с ним олицетворяет неразрывную связь человека и природы, благородство, величие и грацию.

Также наиболее часто можно встретить на молодых девушках серьги с фигурой стерхов. Украшения с ними означают чистоту и свободу. Серебряные сережки с танцующими стерхами призваны оберегать женское счастье. Считается, что они должны быть обязательно парными и их нельзя ни в коем случае разделять, чтобы не разрушить семейную жизнь.

Имеется также мнение по поводу якутских серег, что количество подвесок снизу символизирует будущее потомство женщины. То есть сколько висюлек – столько детей хочет иметь молодая девушка. Но есть и другая версия, согласно которой, это не будущие отпрыски, а уже рожденные.

— Все эти интерпретации, я думаю, люди придумывают сами. Культуре свойственно меняться, обогащаться. Значение символики всегда изменяется. Украшения диктуют и декларируют поведение владельца, а также воздействуют на сознание окружающих, организуя, в свою очередь, их поведение, — считает Капитолина Яковлева.

В настоящее время, как правило, не носят старинные украшения за исключением отдельных их видов. В основном в большом ходу несколько видоизмененные, осовремененные серебряные и золотые украшения в национальном стиле. Настоящие стопроцентные традиционные украшения хранятся в музеях. В современных реалиях их сложно носить не только из-за вида, но и из-за веса.

Сейчас современные мастера изготавливают облегченные варианты, добавляя к традиционным формам свою фантазию. Но тем не менее сохраняя основные мотивы.

Материал подготовлен с использованием материалов диссертации кандидата исторических наук Саввинова А.И. «Традиционные металлические украшения якутов XIX — начала ХХ вв.: Историко-этнографическое исследование»

Источник: exo-ykt.ru

Культура

Якутские национальные украшения сегодня известны по всему миру, прежде всего, из-за своей удивительной красоты и высокого качества исполнения. Как отмечают историки, в старину тонким и сложным кузнечным ремеслом занимались почти повсеместно.

В каждом наслеге существовали свои династии мастеров серебряного дела – кемюс ууhа, искусными руками которых делались разнообразные женские украшения, луки седел, посуда, мелкие декоративные детали для костюма и конского убранства. Коллекция изделий из серебра, представленная на выставке «Якутское серебро XIX – начала XXI вв.» в Якутском государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, является еще одним подтверждением высокого мастерства старинных якутских кузнецов-ювелиров.

Читайте также:
Из чего сделать лилии для украшения салата

Информация о материале Ирина Романова Ирина Романова 15.01.21 21:10 1564

  • Наглядно

Якутские национальные украшения сегодня известны по всему миру, прежде всего, из-за своей удивительной красоты и высокого качества исполнения. Как отмечают историки, в старину тонким и сложным кузнечным ремеслом занимались почти повсеместно.

В каждом наслеге существовали свои династии мастеров серебряного дела – кемюс ууhа, искусными руками которых делались разнообразные женские украшения, луки седел, посуда, мелкие декоративные детали для костюма и конского убранства. Коллекция изделий из серебра, представленная на выставке «Якутское серебро XIX – начала XXI вв.» в Якутском государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, является еще одним подтверждением высокого мастерства старинных якутских кузнецов-ювелиров.

За что кузнецы ценили серебро? Основным материалом для изготовления якутских ювелирных изделий являлось серебро. Кузнецы-ювелиры ценили его за замечательные пластические свойства: оно легко поддавалось ковке, чеканке, литью, резьбе, гравировке и, вместе с тем, оно было довольно твердым и весомым.

IMG 9972 копия 1 Коллекция якутских серебряных изделий и украшений, представленная на выставке, включает полный традиционный перечень изделий — украшения, предметы личного обихода, элементы праздничного убранства верхового коня, предметы культового назначения, посуда и предметы быта. По словам сотрудника музея, экскурсовода Виктора Васильева, особенно богатый набор серебряных украшений был в якутском нарядном женском костюме.

К примеру, на выставке можно увидеть разнообразные илин-кэлин кэбиhэр (женские нагрудно-наспинные украшения), бастынга (начельник), моой симэгэ (шейные украшения), витые и плоские кылдьыы (гривны), якутские серьги – древние, с подвесками из бусин и крупные с множественными подвесками XIX века, браслеты, а также ныне забытые суох симэгэ — накосные украшения, их в старину вплетали в косы незамужние девушки. IMG 7254 копия 1

Якутская гривна – кылдьыы – является наиболее древним и устойчивым видом традиционного женского украшения.

Она широко бытовала у многих народов Ближнего и Среднего Востока, западной и восточной Европы. Из всех тюркоязычных народов гривна сохранилась только у якутов. В XIX веке гривна являлась составной частью женских украшений, к ней подвешивались передняя и наспинная части украшения илин-кэлин кэбиhэр.

Данное украшение считалось атрибутом замужних женщин, знаком их зрелости и в какой-то степени знатности. IMG 0117 копия 1Напоминают конструкцию кольчуги… — У ученых довольно много мнений насчет происхождения илин-кэбиhэр, который является наиболее древним якутским женским украшением и занимает центральное место в традиционном комплекте, — говорит Виктор Васильев. – Среди мнений ученых есть довольно любопытный вариант – это происхождение илин-кэбиhэр от кольчуги.

Если присмотреться к илин-кэбиhэр, то можно обратить внимание, что его звенья очень напоминают конструкцию кольчуги, такое же соединение кольцами и т.д. И есть предположение, что в те далекие времена, когда наши предки, как говорят историки, были степным народом, это где-то во времена Чингиз-хана, они носили железные кольчуги, которые по прошествии времени могли трансформироваться в женские украшения — в илин-кэлин-кэбиhэр.

Говорят, есть даже старинные фотографии, где илин кэбиhэр полностью закрывает туловище, от одного плеча до другого, и ниспадает вплоть до щиколоток… IMG 0118 копия 1 На выставке можно увидеть и национальные нарядные пояса – мужские и женские. – Если сейчас в якутском мужском национальном костюме используются широкие пояса, то в XIX веке якутские мужчины носили очень узкие, шириной примерно в 5 см, пояса, — рассказывает экскурсовод. — А женские пояса, наоборот, были очень широкие – порядка более 10 см, т.е. в два раза шире, нежели мужские. IMG 0120 копия 1

IMG 7268 копия 1 При этом, женские пояса имели больше серебра, были более богато украшены, а мужские – были попроще, в них использовалось очень мало серебра.

Читайте также:
Где учиться на дизайнера ювелирных украшений

Сейчас же мода изменилась и женщины стали предпочитать более изящные, узкие пояса, а мужчины, наоборот, брутальные, широкие. Что носили в качестве набедренных подвесок? В старину на нарядных поясах – сирэй кемус кур – якутские женщины носили набедренные подвески – еттук симэ5э, которые прикреплялись на кольцах с двух боков.

Более яркие по колориту, благодаря разноцветным бусам вперемешку с металлическими трубочками и разнообразными подвесками внизу, они придавали женскому костюму богатый нарядный вид. IMG 9974 копия 1 Такие женские набедренные подвески имели также и утилитарное назначение.

Поскольку традиционная одежда якутов, как и одежда тюркомонгольских народов не имела карманов, то вещи первой необходимости, такие, как кисет для хранения табака, огниво, игольница, ухочистка, щипчик, недельный календарь становились частью украшения. К поясу женщины могли прикрепить и другие вещи, к примеру, колокольчики, нарядную сумочку для хранения различных мелочей (хаппар), мешочек для хранения кремня и трута (кыалык) и др.

А мужчины к своему поясу подвешивали нож. IMG 9975 копия 4Украшены якутским орнаментом Внимание посетителей выставки «Якутское серебро XIX – начала XXI веков», безусловно, привлечет и представленная здесь коллекция старинных христианских крестов. — В XVII — XVIII веках, когда активно шла христианизация населения Якутии, стали приобретать популярность нательные кресты, — говорит Виктор Васильев. — Они были лаконичными, на их изготовление требовалось гораздо меньше металла, чем, скажем, на илин-кэбиhэр, поэтому даже бедные слои населения могли себе позволить такую покупку.

При этом мы видим, что христианские кресты украшены якутским орнаментом, а, как известно, у всех народов мира орнамент имеет сакральный, защитный смысл. И, соответственно, вот это говорит нам о взаимовлиянии культур православия и язычества. Священнослужители все это видели, но ничего не имели против, поскольку был принят указ, который разрешал местным таким образом украшать кресты. Этот указ был издан, чтобы избежать различных религиозных конфликтов. На мой взгляд, это было очень мудрым решением… Глядя на всю эту красоту и великолепие — коллекцию якутских серебряных изделий и украшений XIX – XX веков, которая представлена на выставке в Якутском музее — не перестаешь удивляться высочайшему мастерству и художественному таланту наших предков — якутских кузнецов-ювелиров, которые в те далекие времена творили, создавали настоящие произведения искусства, которыми народ саха гордится и до сего времени. IMG 7256 копия 1

  • 1

SAKHAPARLIAMENT.RU

Подписывайтесь
на наш канал в telegram
и Будьте всегда в курсе
свежих новостей!

Источник: www.sakhaparliament.ru

Рейтинг
Загрузка ...