Ювелирное украшение как предмет культуры

Содержание

Ювелирное искусство позволяет человеку в относительно доступной форме решать основные культурные задачи — осмысление действительности и её творческое преобразование. Поэтому ювелирные изделия следует рассматривать как фактический материал для культурологических исследований, когда отдельно взятое изделие может читаться как культурный текст (с выявлением явных и скрытых смыслов), а совокупность изделий позволяет определять общие тенденции в формировании и развитии тех или иных культурных контекстов и парадигм.

See Full PDF
See Full PDF

Издание посвящено уникальным золотым изделиям – височным подвескам, изготавливавшимся в столице Волжской Булгарии Великом городе – Биляре в XI – XII вв. Эти подвески практически не встречаются за пределами Волжской Булгарии и могут считаться предметами исключительно булгарского производства. В книге представлен уникальный каталог, в котором подробно описано несколько десятков золотых булгарских изделий. Издание содержит большое количество иллюстраций.

А вам нравится плетение ШОПАРД?

Download Free PDF View PDF

В монографии исследуется коллекция серебряных изделий Х – начала XV вв. из археологических памятников эпохи Волжской Булгарии и Булгарского улуса Золотой Орды из музеев Казани, Елабуги, Болгарского и Билярского музеев-заповедников; а также других музеев Татарстана и России. Основу издания составляет каталог из 414 предметов, его предваряет исследовательская часть, в которой систематизированы и атрибутированы данные изделия. В книге также рассмотрены предметы, найденные за пределами Волжской Булгарии и считающиеся булгарскими. На основе этих данных автор раскрывает специфику булгарского ювелирного дела, особенности художественного и стилистического оформления изготавливавшихся предметов, выдвигает гипотезу о локализации центров производства различных категорий ювелирных изделий.

Download Free PDF View PDF

В сборник включены доклады участников XI-й научно-практической конференции «Наш край в истории России», проходившей 8 апреля 2016 г. в пос. Струги Красные, а также статьи из различных научных изданий и архивные материалы, освещающие археологическое изучение Стругокрасненской земли в период со 2-й половины XIX по начало XXI вв. Материалы сборника будут полезны всем тем, кто занимается научными проблемами археологического изучения территории Северо-Запада России.

Читайте также:
Украшение как у жади как называется

Download Free PDF View PDF

Книга, написанная коллективом авторов.

Download Free PDF View PDF

В сборник включены доклады участников XI-й научно-практической конференции «Наш край в истории России», проходившей 8 апреля 2016 г. в пос. Струги Красные, а также статьи из различных научных изданий и архивные материалы, освещающие археологическое изучение Стругокрасненской земли в период со 2-й половины XIX по начало XXI вв. Материалы сборника будут полезны всем тем, кто занимается научными проблемами археологического изучения территории Северо-Запада России. The history of archaeological research of the Strugokrasnensky district of the Pskov region, articles and archival sources are published

Подбор вставок по оттенкам цвета. Производство ювелирных украшений NEWGOLD.

Download Free PDF View PDF

Музейні читання. Матеріали наукової конференції «Ювелірне мистецтво — погляд крізь віки». Київ, Музей історичних коштовностей України, 10-12 листопада 2008 р. — Київ: 2009. — 272 с. — ISBN 966-95004-5-1.

Download Free PDF View PDF

Innovative technologies in the formation and development of human capital: Monograph 16

Abstract. It is shown that the coding of information is a universal cultural practice in those areas where texts are created. A comparative analysis of two approaches in the coding of information is conducted: by means of symbols in cryptography and by means of mythopoetic images/personages in folklore. For the second approach, the general coding scheme is proposed to be supplemented with the “decryption/interpretation” step. Key words: information, coding, cryptography, folklore, symbols, mythopoetic images. Аннотация.

Показано, что кодирование информации является универсальной культурной практикой в тех сферах, где создаются тексты. Проведён сравнительный анализ двух подходов в кодировании информации: посредством знаков в криптографии и через мифопоэтические образы / символы в фольклоре. Для второго подхода предложено общую схему кодирования дополнить этапом «расшифровка / интерпретация». Ключевые слова: информация, кодирование, криптография, фольклор, символы, мифопоэтические образы.

Download Free PDF View PDF

The scientific heritage

Исследуются интерпретации и межкультурная диффузия семантики Карпа кои как мифопоэтического образа. Результаты анализа распространения этого образа за пределы восточных культур указывают на востребованность его символики в более широких культурно-географических контекстах.

Его можно рас-сматривать как семантически универсальный образ/символ для современного культурного пространства. Interpretations and intercultural diffusion of Carp koi semantics as a mythological image are explored. An analysis of the distribution of this image beyond the limits of eastern cultures indicates the increase in its symbol-ism in wider cultural and geographical contexts. It can be considered as a semantically universal image/symbol for the modern cultural space.

Download Free PDF View PDF

The paper considers gold adornments dating back to the 10th –14th centuries and associated with Volga Bolgaria and the Bolgar Ulus of the Golden Horde. The author determined that the range of products was stable during the period under study. The Bolgars wore signet rings, bracelets, pendants, temple rings and earrings. In the Golden Horde period, gold was used to produce belt details and clothing decorations. However, the design and technology of crafting the artefacts were different.

The Bolgars developed Golden adornments during the 11th –12th century on the basis of local traditions with the application of technologies practices by the jewellers of the Middle East (Syria, Egypt), and perhaps with their direct participation. A portion of golden jewellery was imported to Bolgaria in the 12th – early 13th centuries from Oriental countries. In the Golden Horde period, golden adornments were an indicator of the social status of the wearer. Most of them were imported, and other artefacts were produced in accordance with the jewellery traditions of the Golden Horde.

Download Free PDF View PDF

Источник: www.academia.edu

Ювелирные изделия как предмет коллекционирования

Цель работы – выявить особенности приобретения, хранения и обнародования ювелирных коллекций (на примере РЭМ)
Задачи:
Определить критерии ювелирных коллекций.
Охарактеризовать историю появления коллекции из драгоценных материалов в РЭМ

Прикрепленные файлы: 1 файл

Музеи возникали в связи с определенной потребностью общества в сохранении ценностей материальной культуры. Являясь отражением своей эпохи, они в разное время то отражали вкусы и эстетические предпочтения своих создателей, то становились своеобразным контекстом определенного исторического времени в динамике его политического, экономического и социального выбора. [34; с.10]

Ценность любого музея определяется объемом, составов его коллекций, а собрания ювелирных изделий придают каждому музею их имеющему, особую значимость и популярность. В Санкт-Петербурге многие музеи имеют предметы из драгоценных и полудрагоценных металлов и камней, в данном исследовании будут рассмотрены коллекции драгоценностей из Российского этнографического музея.

Категория ювелирных коллекций в этнографическом музее имеет достаточно широкую трактовку. Это не только вещи, выполненные из драгоценных материалов, это вещи, которые могли быть выполнены из простых материалов, но в сознании народа они имели большую ценность, часто это определялось их функцией в жизни этноса, их духовной значимостью. В «Российской музейной энциклопедии» и «Своде этнографических понятий и терминов» об этой категории музейных предметов статей нет, что затрудняет работу исследователей. В каждой науке выбирается в качестве приоритетного один из аспектов этой категории предметов. Народы мира создали огромный спектр изделий, которые попадают в вышеназванную категорию.

Читайте также:
Украшения своими руками из бумаги на окна

Публикации этнографических изделий из драгоценных материалов в Этнографическом отделе Русского музея начались уже в начале ХХв. В 1910 г. увидел свет первый выпуск серийного сборника «Материалы по этнографии России». Там началась публикация ювелирных и пр. изделий, в том числе их изображений.

По отдельным категориям ювелирного дела, украшений, художественной обработки металла в каждом регионе существуют множество разработок. Список публикаций сотрудников РЭМ выложен на официальном сайте РЭМ в разделе «Отделы музея» [60]. Из него видно, что в музейных изданиях, сборниках докладов конференций, научно-популярных журналах, каталогах и т.д. опубликованы статьи Дмитриева С.В., Дмитриева.А., Засецкой М.Л., Калашниковой Н.М., Калининой О.В., Карповой О.В., Кондратьевой О.А., Лойко Л.М., Марголиной Н.Б., Романовой С. и других сотрудников РЭМ, которые рассказывают о вещевых материалах РЭМ, в том числе и о ювелирных изделиях. Отдельные темы ими раскрыты в докладах на ежегодном семинаре «Ювелирное искусство и материальная культура», проходившим в 1990-200-е гг. на базе Золотой Кладовой Государственного Эрмитажа [49].

История коллекций РЭМ может быть прослежена по официальным альбомам «Государственный музей этнографии народов СССР» [10], каталогам выставок – «Императорские коллекции в собрании РЭМ» [15], «Дары вождям» [11] (2006). Особые категории ювелирных изделий опубликованы в альбомах «Ювелирные украшения народов СССР», «Холодное оружие в собрании Российского этнографического музея», др.

Особо выделим публикации А.В. Ратниковой – хранителя Особой кладовой РЭМ о составе предметов этого хранилища.[24,24]. Важным источником является официальный сайт РЭМ, на котором в разделах Галереи экспонатов и Сокровища Особой кладовой выложено много ранее не публиковавших изображений и комментариев к ним. Многолетний опыт работы Российского этнографического музея в описании экспонатов обстоятельно изложен в справочнике «Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология» (2003). Заднепровская А.Ю., Карпова О.В., Лойко Л.М., Ратникова А.В., Сластникова Л.А., Федорова М.В. являются авторами раздела «Ювелирные украшения» [33;55-76].

К сожалению, круг специалистов в музее, специализирующихся по данной теме, весьма узок, источники скупы и труднодоступны. Печатного сводного каталога РЭМ пока нет, история коллекций требует особого исследования по каждому отделу. Нет сводного каталога и по ювелирным изделиям РЭМ, поэтому любое исследование этой категории вещей в музее является актуальным.

Для написания работы использовались различные научные изданияи учебная литература по музееведению такие как «Основы музейного дела» Шляхтиной Л.М. и Фокина С.В., «Музееведение» Юреневой Т.Ю., «Музей в пространстве художественной культуры» Столяров Б.А.,по истории ювелирного дела работы Уткина П.И. «Русские ювелирные украшения», Фахрегдинова Д. «Декоративно — прикладное искусство», Халикова Н. «Промыслы и ремесла татар Поволжья и Урала», и др.

Источниковой базой работы являются также законодательные акты и нормативные документы, такие как Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1463). [5], Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.08.2001 № 68н (зарегистрировано Минюстом России 22.10.2001 № 2986) [2].

Основная база исследования – Российский Этнографический музей.

Сравнительная база – Галерея драгоценностей Государственного Эрмитажа.

Объект исследования – ювелирные коллекции РЭМ.принципы хранения и обнародования ювелирных коллекций.

Предмет исследования – принципы хранения, описания и презентации ювелирных изделий в РЭМ

Цель работы – выявить особенности приобретения, хранения и обнародования ювелирных коллекций (на примере РЭМ)

Задачи:

  1. Определить критерии ювелирных коллекций.
  2. Охарактеризовать историю появления коллекции из драгоценных материалов в РЭМ

3. Представить ювелирную коллекцию РЭМ

4. Изучить опыт работы РЭМ по показу, хранению и публикации ювелирных коллекций.

Методы исследования: сравнительно-исторический, аналитический, метод наблюдения.

Новизна исследования состоит в том, что комплексно рассматриваются особенности формирования, хранения, экспонирования ювелирных коллекций одного из крупнейших музеев нашего города – РЭМ.

Практическое значение – акцентировать внимание хранителей и специалистов на критерии описания, изучения и атрибуции ювелирных изделий, выработанных в РЭМ.

Гипотеза: если применять систему описания ювелирных изделий, разработанную в РЭМ, то это облегчит и ускорит работу специалистов по атрибуции этих изделий.

Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, сопровождается списком литературы и источников, снабжена приложениями.

В первой главе рассмотрены вопросы истории коллекционирования драгоценностей, вопросы экспертизы ювелирных коллекций и оборудования для хранения, рассмотрен опыт презентации ювелирных коллекций в других музеях, в частности на выставках и экспозициях Эрмитажа. Во 2-й главе рассмотрены вопросы истории создания фонда драгоценностей в РЭМ, особенности их показа и публикации, рассмотрены системы описания и атрибуции ювелирных изделий в РЭМ.

Читайте также:
Золотые украшения лучший подарок

Глава 1. Ювелирные изделия как предмет коллекционирования

    1. Коллекционирование ювелирных изделий — исторический контекст

    Украшения костюма и человеческого тела известны с древнейших времен, их носили женщины, мужчины и дети, но не все украшения можно назвать ювелирными изделиями.

    Энциклопедические словари дают следующее определение ювелирного изделия – это изделие из драгоценных металлов и камней (кольцо, серьги, браслет, колье, брошь, настольные украшения и пр.). Основной характеристикой ювелирных изделий является наличие работы мастера (ювелира), который создаёт изделия. [21; с. 13]

    Или вот такое определение: ювелирными изделиями называются изделия, изготовленные из драгоценных металлов и камней, а также из других долговечных материалов, при условии их высокохудожественной обработки. [340; с.76]

    В этнографии термин «украшения» – это съемное, подвижное убранство из постоянных или приходящих элементов. Этнограф рассматривает в своем единстве общность всех украшающих элементов (съемные украшения, одежда, разрисовка тела, татуировка, деформирование тела, укладывание волос). Украшения связаны сущностью человека. Они являются информацией для окружающих, средством передачи специфического образа поведения от одного поколения к следующему внутри одного сообщества. Многие украшения были составными частями одежды, не всегда можно обнаружить разницу между ними и собственно самостоятельными украшениями. [31; с. 196-197]

    В соответствии с действующим законодательством России (Приказ Роскомдрагмета от 30 октября 1996 г. № 146 «О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным») к ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации, и памятных монет, прошедших эмиссию [3].

    Украшения выполняют множество функций. Древнейшим значением было их магическое предназначение (обереги), обеспечивающие тому, кто их носил, защиту от злых духов и других опасностей.

    Украшения удовлетворяют эстетические потребности, выражают радости жизни самоутверждение человека.

    Нет такой части тела, для которой не было бы придумано украшений: головные (для головных уборов, налобные, височные, накосные, ушные серьги), лицевые (носовые и губные серьги, подвески), нагрудные (ожерелья, цепи, броши, подвески и пр.), наплечные, наспинные, для рук (браслеты для запястий и выше локтя), пальцев, пояса, ног и т.д.

    Ранние украшения (найденные в погребениях 50 тыс. лет назад) делались из неорганических (камень, янтарь, охра) и органических веществ, кости, зубов животных, рогов, слоновой кости, моллюсков, ребер рыб и др., а также из дерева, коры, семян, волокон и стеблей растений, косточек фруктов, перьев, яичной скорлупы, кожи, меха, крылышек насекомых и пр.

    Научившись ковать металл, люди стали делать украшения из меди, золота, серебра, метеоритного железа ещё до того, как широко распространились орудия труда и предметы быта (т.е. до эпохи бронзы). Применяемые металлы, предпочитаемые изделия, их типы и формы зависят от природных условий, в которых живет тот или иной народ, от исторической эпохи, от экономических и культурных контактов жителей региона, от меняющихся направлений моды.

    Украшения различаются функционально, по форме, по исходным материалам, по технике изготовления, по орнаментике и т.д. [31; c. 198]

    Среди украшений выделяются драгоценности – дорогие ювелирные изделия из платины, золота и серебра, которые часто украшались драгоценными камнями, такими как бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, природный жемчуг. С драгоценными камнями связаны многие поверья, на Востоке астрологи соотносили их с определенными планетами и созвездьями, так что камни следовало носить в соответствии со знаком зодиака.

    Помимо драгоценных камней, используются поделочные камни (агат, горный хрусталь, халцедон, яшма, авантюрин, лазурит, оникс, хризопраз, бирюза, сердолик и пр.). Народные мастера нередко обращались и к стеклянным вставкам, которые имитировали драгоценные камни.

    Известно множество способов обработки исходного материала для изготовления украшений – резьба и гравировка на дереве, камне и металле, шлифование, полировка и огранка драгоценных камней, плавка, прокатка, опиливание, пайка, обработка металлов кислотами. К старейшим видам художественной обработки металлов относится ковка и литьё. Выкованные и отлитые заготовки подвергали дальнейшей декоративной отделке – в техниках чеканки, гравирования, насечки, золочения, серебрения, чернения, травления, инкрустирования, филиграни (скань), грануляция (зернь), эмалирования и т.д. [32; c. 157-161]

    Важную роль в выборе вещей играют религиозные и этнические особенности, классовые, социальные, семейные и др. традиции, территориальные различия, различия по полу и возрасту. Многие из них являются символом статуса, связанного с социальным рангом или классом.

    Развитие ювелирного искусства и отношение людей к украшениям во многом зависят от социальных условий. С появлением имущественного неравенства у зажиточной части населения украшения, которые соответствовали по типу украшениям беднейших слоев, делались более сложными и богатыми по орнаменту и изготовлялись из драгоценных камней и металлов. На первое место выходила не эстетическая, а материальная их ценность [31; с. 199].

    Читайте также:
    Коды в Симс 3 на украшения

    Полный комплекс украшений почти повсеместно представлен в праздничных и свадебных нарядах. Так, полный вес украшений в свадебном наряде туркменки достигал 20 кг; после рождения ребенка туркменке уже больше не полагалось носить многие виды украшений и они сохранялись до той поры, когда невестой становилась ее дочь [31; с. 198].

    Обработка металлов началась приблизительно за 6500 лет до н.э. Производство железа привело к дифференциации: цветные и драгоценные металлы служили материалом для изготовления украшений и декоративных сосудов, а железо – для производства орудий труда и оружия [31; с. 98-99].

    Художественная обработка металла для этнографического музееведения важна как раздел народного искусства, знания и навыки в этой области были мерилом зрелости народа и его богатства. Несмотря на качественное разнообразие, художественная обработка металла (ремесло, техника, творчество) имеет некоторые общие черты, особенности и закономерности развития.

    Достигнув довольно высокого уровня совершенства, оно как бы остановилось в своем развитии. Инструменты, приемы, эмпирически созданные в процессе практической работы, как бы застыли и в дальнейшем передавались из поколения в поколение почти в неизменном виде. Технические приемы, применяемые в разных странах в течение тысячелетий, в основных чертах оставались сходными. Только XIX век внес некоторый перелом, который привел к разгадке многих секретов художественного ремесла (мастера берегли свои знания и профессиональные тонкости в области). [32; с. 156].

    Источник: www.referat911.ru

    LiveInternetLiveInternet

    Черная строгая блуза от известного дизайнера Оскар де ла Рента 2013г.: .

    https://vk.com/vyazunchik_vk Модель связа.

    Сегодня хочу предложить вашему вниманию большую подборку красивых моделей. Это теплые узорчатые с.

    Раппорт узора 4 петли плюс 1 петля для симметрии. Для образца набираем 31 петлю и вяжем по схеме. .

    -Поиск по дневнику

    -Подписка по e-mail

    -Статистика

    Создан: 16.10.2010
    Записей: 18836
    Комментариев: 1983
    Написано: 22259

    Ювелирное искусство Центральной Азии и Ближнего Востока

    Цитата сообщения красавицаумница
    Емельянов А.Ю.

    В этой статье в доступной форме описывается история возникновения ювелирного дела на Ближнем востоке и в странах Азии, рассматриваются аспекты ювелирного искусства в контексте человеческой культуры, символика и образность восточных ювелирных украшений в культуре Афганистана, Индии, Непала, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана и других стран. Восточные украшения, сохранившие традиции древних мастеров обладают какой-то необъяснимой привлекательностью.

    Кажется, они дают один из ключей к разгадке исчезнувших цивилизаций. Ни их материальная ценность, ни их красота не объясняют до конца их необыкновенные свойства. Мастерство и кропотливый труд ювелиров придали этим украшениям формы, совершенство которых превосходит наше воображение. Но какой смысл таят в себе эти украшения?

    Что заставляет нас глядеть с замиранием на эти предметы, сделанные рукой человека? Такое ощущение, будто мы приближаемся к некой тайне, будто жестокость современного мира, побудила в нас потребность, осознанную или неосознанную, в каком-то охранительном амулете.

    У многих народов своеобразие ювелирного дела, как вида декоративно-прикладного искусства, заключается в многообразии возможностей и средств художественной выразительности, определяемой необычайным богатством материалов и технических приемов оформления. Прежде всего, ювелирам при создании украшений помогает материал предоставленный самой природой: сверкающее солнечным светом золото, лунный блеск серебра, искрящиеся и переливающиеся самоцветы, разных оттенков и узоров цветные камни, дары моря – жемчуг, коралл, перламутр.

    Используются разнообразные технические приемы обработки металла и камня: тиснение (басма), чеканка, гравировка, литье, ковка, филигрань, просечная резьба, зернь, чернение, золочение, тауширование, финифть (расписная, перегородчатая и выемчатая эмаль), инкрустация, резьба и огранка камня. Благодаря им создаются различные декоративные эффекты: пластическая рельефность, скульптурность, графичность, ажурность, живописность.

    Умелое сочетание этих приемов позволяет ювелирам создавать уникальные украшения в любую эпоху от первобытного строя до наших времен. Ювелирное искусство, как и все виды художественного творчества, обладает специфическими чертами. Главная из них в прошлом – многообразие общественных функций. Тысячелетиями значительную роль придавали ритуально-культурному смыслу украшений.

    Было в этом искусстве много таинственного, начиная с ремесла ювелира, его мастерской, инструментов, звона молотка и чекана, носивших сакральный характер, его работы, связанной со «священным» огнем, материалов – драгоценных металлов и камней, мотивами орнамента, формой и назначением изделий, — все по древним представлениям наделялось смысловым значением и сакральной силой, становилось символом различных доброжелательных существ, предметов, явлений и понятий. Украшения обязательно входят в сферу деятельности любого народа и тем самым характеризуют его наклонности, возможности, духовные горизонты и исторические стадии развития материальной культуры.

    Сквозь века и эпохи до нас дошли сюжеты, приемы обработки природных материалов, традиции и стили. Первые украшения были изготовлены из кости, ракушек, перьев и т.д. Затем – из глины, стекла, благородных металлов и драгоценных камней.

    Интенсивное культурное перемешивание привело к образованию новых стилей и технологий художественной обработки материалов, а также уникальных форм ювелирных украшений, многие из которых до сих пор используются в традициях ювелирного дела стран Средней Азии, Ближнего и Дальнего Востока. Ювелирные изделия несут в себе силу символических орнаментов, магическую тайну металлов и драгоценных камней, эстетическое наслаждение, сакральную информацию из древних времен.

    Первоначально украшение наделяли магическими свойствами, поэтому оно приобретало большое значение для того, кто его носил, — он обращался к нему в своей жизни постоянно. Украшение рассматривалось, как предмет, имевший охранительную силу. Считалось, что сама форма определяла магическую силу украшения.

    Читайте также:
    Как нарисовать древние украшения

    Предметы-символы, например, украшения в виде фруктов, обеспечивали их обладателю покровительство солнца как источника жизни или связь с силами плодородия. Это слияние посредством магии с силами вселенной должно было защищать человека от любых явлений или действий, представляющих угрозу его существованию.

    Круглые подвески напоминают о солнечном культе, перстни с печатями – об особом статусе их обладателей, изображения животных и растительных орнаментов связаны с плодородием, символами Рода, Верхнего и Нижнего миров. Раннеисламское ювелирное искусство не так быстро реагировавшее на новые веяния моды, еще долго сохраняло влияния сасанидских и византийских традиций – вплоть до IX-X вв.

    В период Средневековья выделяются два больших региона, с которыми связано изготовление ювелирных украшений: Египет и Сирия времен правления Фатимидов (X-XI века) – и Иран и Анатолия эпохи Великих Сельджуков (XI – начало XIVв.). Несмотря на удаленность этих регионов друг от друга, предметы ювелирного искусства, изготовленные там имеют много общего.

    Например, зернь или филигрань (иногда сквозная), наиболее распространенные в Египте и Сирии техники, широко применялись и в Иране, причем даже более длительное время. Анималистические мотивы, столь характерные для иранского ювелирного искусства, встречаются в ювелирных Сирии и Египта периода Фатимидов.

    Однако, работавшие в Египте и Сирии мастера, в отличии от персидских ремесленников, продолжали византийскую традицию использования цветной эмали или расплавленной стеклянной пасты для заполнения промежутков между перегородками филиграни. Какие украшения носили в реальной жизни женщины и мужчины?

    Наряду с такими классическими изделиями, как ожерелья, кольца, браслеты и серьги, нужно отметить диадемы, фибулы, гребни, браслеты для предплечий, застежки и накладки для поясов, ножные браслеты, а также еще более специфические и типичные именно для Востока вещи – кольца лучников, перстни-печати, кольца, которые носили в носу и на пальцах ног, длинные подвески, обрамлявшие лицо, украшения для чалмы, и, наконец, четки и знаменитые коробочки для талисманов. Перстни-печати и футляры для талисманов являются, пожалуй, самыми характерными исламскими украшениями из драгоценных металлов.

    Они, как правило были изготовлены из серебра или сплавов, богато отделаны чернью. Явное предпочтение серебра обусловлено тем, что, согласно Корану и хадисам, золото подобает носить лишь избранникам Рая; на серебро же запрет не распространяется. Запрет, касавшийся золотых украшений, недолго соблюдался со все строгостью.

    Но исключительным правом работать с этим металлом стали пользоваться ювелиры, принадлежащие к еврейским общинам. Традиции еврейского ювелирного искусства живы на ближнем востоке и поныне. Женщинам носить украшения из золота позволялось при условии, что никто кроме мужа этого не увидит. Это табу относилось к мальчикам и девочкам, еще не достигшим брачного возраста.

    Но золото настолько прочно ассоциировалось с властью, что халифы из династий Омейадов и Аббасидов без малейшего сомнения нарушали запрет. Их примеру следовали придворные и другие состоятельные люди.

    Наивысшего расцвета искусство обработки золота достигло в Индии в эпоху Великих Моголов, где еще в последние столетия до нашей эры была разработана уникальная технология закрепки камней – кундан . Кундан , или сверхочищенное золото, плющится в узкие полоски фольги и очищается до такой степени, что становится «липким» при комнатной температуре. При такой степени чистоты оно может фактически образовывать молекулярную связь под давлением специальных стальных инструментов, с помощью которых фольга сначала обжимается вокруг камней, затем обрезается, моделируется и полируется, принимая любую форму, какую пожелает мастер.

    Кундан может применяться на любой жесткой поверхности, и поскольку для прикрепления к металлу нет нет необходимости в пайке, эта техника дает почти полную свободу, идет ли речь о соединении металла с эмалью или ранее вставленными камнями или даже органическими материалами, такими как дерево и кость. Нет сведений о том, что эта техника применялась где-либо кроме Индии, несмотря на ее очевидные преимущества и на тот факт, что визуальные эффекты, которые она производила, часто имитировались ювелирами соседних регионов.

    Золото всегда было одним из самых ценных ювелирных материалов, с незапамятных времен этот металл символизировал могущество и власть. Золото – материал редкий, красивый и дорогой, оно легко поддается обработке и не подвержено влиянию времени.

    Тот, кто не имел права носить золотые вещи, часто обращался к обыкновенным металлам и отделывал их так, чтобы имитировать цвет золота и его блеск. Другие природные материалы, такие, как горный хрусталь или полудрагоценные камни (сердолик, халцедон, гранат, гагат) использовались либо отдельно, либо в сочетании с драгоценными камнями.

    Применялась и искусственные материалы: бусы из стекла тоже могли очаровывать по-настоящему. Шлифовщику удавалось обнаружить в стекле глубину и свет, подобные глубины и свету небес. Цвет стеклянных бус мог напоминать бледные краски рассвета или ярко-синий тон предзакатного неба. Некоторые племена Азии и сегодня продолжают приписывать украшениям сверхъестественные свойства, и, наверное именно вера в священную и магическую силу этих предметов обуславливает удивительное постоянство их форм.

    Тибетские украшения:
    http://www.ioffer.com/info/buyer_center

    Источник: www.liveinternet.ru

    Рейтинг
    Загрузка ...