Ювелирные украшения как предмет искусства

изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина), а также некоторых других цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями (См. Драгоценные и поделочные камни), жемчугом, стеклом, янтарём, перламутром, костью и т. д. В Ю. и. применяются ковка, Литьё, художественная Чеканка и канфаренье (придание поверхности металла зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), Тиснение (Басма), резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), скань (Филигрань), Зернь, Чернь, эмали (См. Эмаль) (финифть), Инкрустация, травление, полировка и др.; механические приёмы обработки — штамповка, вальцовка и др.

Ю. и. — один из древнейших и широко распространённых видов декоративно-прикладного (в том числе народное) творчества. Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями исторического быта (например, со спецификой стилей одежды), изделия Ю. и. играли роль своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца, а также имели (в функции Амулетов) магический смысл.В процессе исторического развития социально-престижное значение изделий Ю. и. чаще всего вытесняло связанные с ними религиозно-магические представления. Вплоть до 20 в. Ю. и. остаётся одним из средств формирования целостной художественной среды, позволяющим одновременно подчеркнуть и красоту исходного материала, и изысканность его обработки.

Производство ювелирных украшений | Превращаем золото в произведение искусства

На высокой ступени развития находилось Ю. и. Древнего Египта, отличавшееся любовью к ярким полихромным эффектам. Материалами служили преимущественно золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды; применялись чеканка, гравировка и т. н. холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками).

Пристрастие к яркой полихромии, частое использование лазурита и техники холодной эмали характерно для ювелирных изделий Двуречья. Ю. и. стран Эгейской культуры (обнаруженные главным образом в Микенах и Трое изделия со сканью и зернью, золотые сосуды с изображениями быков, каракатиц, морских звёзд и пр.) и этрусков отмечены большей сдержанностью цветовых решений. Если в классическом древнегреческом Ю. и. (5—4 вв. до н. э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота, то в эллинистическом и древнеримском Ю. и. вновь появился вкус к звучной полихромии. Особую известность среди произведений эллинистического Ю. и. получили художественные изделия из серебра. В Ю. и. сасанидского Ирана (3—7 вв.) были распространены сосуды из золота и серебра с чеканными, литыми и гравирован, изображениями.

В раннемусульманской культуре сдержанное отношение к предметам роскоши первоначально препятствовало развитию Ю. н., но постепенно оно достигло высокого расцвета (впитав в себя традиции древнеиранского и эллинистического искусства); средневековый опыт обработки драгоценных металлов и камней (в технике филиграни, инкрустации, черни и т. д.) нашёл продолжение в народном художественном творчестве Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. Особая пышность ювелирных украшений характерна для декоративно-прикладного искусства средневековой Индии, где рано распространилось искусство огранки алмазов. Мастера средневекового Китая обрабатывали различные материалы (кроме драгоценных металлов — коралл, нефрит, янтарь и др.) более сдержанно, стремясь подчеркнуть в них не столько светоотражательные свойства, сколько окраску или даже природную фактуру, присущую тому или иному камню. Многочисленные первоклассные образцы Ю. и. были найдены при археологическом изучении культур древней Америки (литые и чеканные золотые украшения с мозаичными орнаментами из бирюзы, кварца, агата и др.).

Читайте также:
Ему ли карлику тягаться с исполином итак два почтенных мужа честь и украшение

Ювелирное искусство от древности до современности | лекция | Галина Кулинич

Типичные черты раннесредневекового европейского Ю. и.— применение холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неогранённых драгоценных камней), контрастно сопоставляемых с золотом, мотивы звериного стиля (См. Звериный стиль) в орнаментике. В византийском Ю. и. (распятия, чеканные литургические сосуды, оклады и другие предметы культа, часто украшенные тончайшей перегородчатой эмалью) преобладала тенденция к иллюзорной дематериализации форм. В произведениях романского и готического Ю. и. (где применялись также редкие породы дерева, горный хрусталь) величественная пышность цветовых созвучий неизменно сочеталась со строгой архитектоничностью композиций, в ряде случаев повторявших формы церковного зодчества.

Мастера Возрождения и маньеризма (итальянцы П. Леони, Б. Челлини и др.) создали изделия (серебряные сосуды с многофигурными рельефными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни и др.), в которых исходные свойства драгоценных материалов отступают на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки. В 17—18 вв. возрос интерес к живописным эффектам, к сложным колористическим созвучиям эмалей, золота и драгоценных камней, нередко покрывающих металлическую основу сплошным мерцающим слоем. Среди шедевров европейского Ю. и. 15—18 вв. — немецкое художественное серебро (мастера семейства Ямницер и др.) и эмали (И. М. Динглингер), английское художественное серебро. Изделия французского Ю. и. выдвинулись с конца 17 в. на первое место в Европе: в 18 в. господствовала прихотливая изысканность форм Рококо, в начале 19 в. — строгость стиля Ампир (чеканные изделия Ж. Б. Одио и М. Г. Бьенне, придворных мастеров Наполеона I).

В середине 19 в. производство массовых ювелирных изделий механизируется; в употребление широко входят менее ценные материалы, например накладное серебро, а вместо драгоценных камней — горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло, искусственные бриллианты (стразы). Стилистика большинства изделий Ю. и. 19 в. тяготеет к эклектизму, против которого выступают мастера Модерна (Р. Лалик во Франции и др.). Для Ю. и. 20 в., освоившего много новых материалов (платина, палладий, анодированный алюминий и др.), характерно необычайное разнообразие творческих направлений. Пуристическое стремление к «дизайнерским» формам, лишённым какого-либо орнамента (типичное для Ю. и. 1920-х гг.), сосуществует с тенденциями к созданию изделий, воскрешающих динамику и текучесть форм «модерна» или традиции народного и средневекового Ю. и. Наряду с орнаментами, имитирующими различные исторические стили, к середине 20 в. всё чаще появляются образные решения, более тесно соприкасающиеся с проблематикой современной культуры (например, ювелирные композиции на космическую тему).

Читайте также:
Как сделать украшение из носков

Ю. и. народов СССР известно с глубокой древности, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки (например, в Грузии, Армении, на территории среднеазиатских республик). К вершинам мирового Ю. н. принадлежат золотые украшения и художественные сосуды скифов и сарматов, обнаруженные в погребениях Причерноморья, Прикубанья, Нижнего Поволжья. Мастерством чеканки, скани, резьбы, черни, перегородчатой эмали славились ювелиры средневековой Грузии и Армении.

Для Киева 11—12 вв. особенно характерны золотые изделия с перегородчатой эмалью, для Новгорода 11—12 вв. — серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон, для искусства владимиро-суздальской школы 12—13 вв. — различные изделия (браслеты и т. д.) с чередованием золотых и серебряных частей, для Москвы и Суздаля 14—15 вв. — оклады икон и евангелий, складни и т. д. со сканью, чеканкой, басмой, эмалью и литыми изображениями. В 16 в. (когда общерусским центром Ю. и. стала Москва) особое развитие получили чернь и эмаль, в 17 в. — эмаль (И.

Попов), чеканка (Г. Овдокимов), резьба по металлу (В. Андреев, А. Трухменский), чернь (М. Агеев, П. Иванов); в 17 в. развиваются и многие местные школы древнерусского Ю. и. — сольвычегодская (мастерские Строгановых), ярославская и др.

Русское Ю. и. 18 в. (с центром в Петербурге) развивается в русле общеевропейских художественных стилей, но сохраняет национальные особенности и местные черты отдельных центров. С 18 в. развивается Великоустюжское чернение по серебру. В 19 в. в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела.

Среди них выделяются предприятия П. Ф. Сазикова (серебряная скульптура), П. А. Овчинникова (эмали в древнерусском стиле), И. И. Хлебникова (эмали, чеканные изделия), а в начале 20 в. — фирма Оловянишниковых (изделия для культа в различных техниках). Высококачественные ювелирные изделия (эмаль на золоте, фигурки из полудрагоценных камней и др.) производили фирма Фаберже и работавшие по её заказам мастерские (М. Перхина и др.).

Изделия советского Ю. и. производятся на ювелирных фабриках (в Ленинграде, Свердловске, Москве, Таллине, Риге, Ереване, Ташкенте и др.) и в производственных объединениях, на предприятиях художественных промыслов: Кубачинский художественный комбинат в Дагестанской АССР, фабрика «Ростовская финифть», Красносельская ювелирная фабрика в Костромской области и др. Творчески используются и развиваются старые художественные традиции и виды техники (скань, чернь, эмаль, резьба и др.); ведётся работа по созданию новых форм и рисунков ювелирных изделий. Среди мастеров советского Ю. и. 1960—70-х гг. — Ю. И. Паас-Александрова, И. Б. Бешенцева, М. А. Тоне, Р. Алиханов, Г. Магомедов в РСФСР, М. Магомедова, М. Цалкаламанидзе в Грузинской ССР, А. Атаев в Туркменской ССР, Ф. Даукантас, Р. Ринкевичене в Литовской ССР, Э. Куррель, Х. Пихельга-Рауд в Эстонской ССР.

Читайте также:
Где покупать хорошие украшения

Лит.: Рыбаков Б. А., Ремесло древней Руси, М., 1948; Государственная Оружейная палата Московского Кремля, М., 1954; Русский художественный металл, М., 1958; Русское декоративное искусство, т. 1—3, М., 1962—65; Уткин П. И., Русские ювелирные украшения, М., 1970; Мартынова М. В., Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII—XVIII вв., М., 1973; Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI—XIX вв., М., 1974; Ювелирное искусство народов России, [Л., 1974]; Флёров А. В., Художественная обработка металлов, [М., 1976]; Rosenberg М., Geschichte der Goldschmiedekunst auf technischer Grundlagen, Bd 1—5, Fr./M., 1908—1925; Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und Völker. Hrsg. von H. Bossert, Bd 1—6, В., 1928—35; Evans J., A history of jewellery, 1100—1870, L., 1953; Higgins R. A., Greek and Roman jewellery, L., [1961]; Hughes G., Modern jewelry, 2 ed., L., 1964; К ohihaussen H., Europaische Kunsthandwerk, Bd 1—2, Fr./M., 1969—70; Smith H. C., Jewellery, Wakefield, 1973; Schade G., Deutsche Goldschmiedekunst, Lpz., 1974.

Ювелирное искусство. Серебряная корзиночка для пирожных. Англия. 1771—72. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Ювелирное искусство. Сосуд для питья в форме лебедя. Раковина, серебро, позолота. Германия. 16 в. Музей «Зеленый свод», Дрезден.

Ювелирное искусство. Пектораль (нагрудное украшение). Золото, инкрустация. Древний Египет. 14 в. до н. э. Египетский музей.

Каир.

Ювелирное искусство.И. М. Динглингер (Германия). Прибор для кофе. Золото, серебро, позолота, эмаль, алмазы, драгоценные камни, жемчуг, лак, дерево, стекло, железо. Кон.

17 в. Музей «Зеленый свод», Дрезден.

Ювелирное искусство. Серебряный потир. Россия. 1686. Исторический музей, Москва.

Ювелирное искусство. Р. А. Алиханов (СССР). Поднос «Искусство принадлежит народу». Серебро, ковка, чернь, гравировка. 1969.

Музей изобразительных искусств Дагестанской АССР. Махачкала.

Ювелирное искусство. Ю. И. Паас-Александрова (СССР). Браслет и серьги. Серебро, бирюза. 1969.

Ювелирное искусство. Серьги. Народное татарское украшение. Серебро, бирюза, сердолик, позолота. Сер. 19 в. Музей этнографии народов СССР.

Ленинград.

Ювелирное искусство. Б. Челлини (Италия). Браслет. Золото, эмаль, жемчуг, бриллианты. 16 в. Частное собрание.

Нью-Йорк.

Ювелирное искусство. Колт. Серебро, чернь. Чернигов. 12—13 вв.

Исторический музей, Москва.

Ювелирное искусство. Филигранный серебряный поднос. Испания. 17 в. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Источник: slovaronline.com

Ювелирное мастерство

Изготовление ювелирных изделий — одно из древнейших ремесел в многовековой истории человечества.

Ювелирное искусство возникло в глубокой древности. До нас дошли тончайшие украшения, пышно декорированные разнообразные кубки и чаши, изготовленные из золота за несколько тысячелетий до нашей эры.

Вторая половина 19-го столетия, и особенно рубеж 19 и 20-х веков, была временем исключительного расцвета русского искусства, и в том числе периодом значительных успехов отечественного ювелирного дела, когда 4,5 тысячи фирм, фабрик и мастерских практически на 95% обеспечивали внутренний рынок ювелирных товаров. Работы мастеров лучших из них, трудившихся на ювелирные дома Сазикова, Оловянишникова, Феберже (рисунок 26), Болина, Овчинникова и других, бесспорно, стали одним из символов блестящей поры Серебряного века русской художественной школы.

Читайте также:
Украшение цифры из бумаги своими руками

Яйцо Фаберже

Рисунок 26. — Яйцо Фаберже

Ювелир начинает изготовление изделия с подготовки материала для работы, а заканчивает полной его обработкой. Ювелирная мастерская должна быть просторной и светлой и оборудована так, чтобы потеря драгоценного материала сводилась к минимуму.

Ювелирное искусство — один из древнейших и широко распространенных видов декоративно — прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные изделия — предметы украшения и быта из благородных металлов в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, а также художественных изделий из недрагоценных материалов, выполненных с большим мастерством и отвечающих высоким эстетическим требованиям.

Для ювелирного искусства характерно тонкое понимание особенностей материала, умелое выявление его декоративных свойств и высокое мастерство художественного исполнения. Мастера-ювелиры стремятся к тому, чтобы ожил камень, заиграл металл, засверкало стекло.

Ювелирное искусство

Рисунок 27. — Ювелирное искусство

Ювелирное искусство возникло еще в глубокой древности. В 7 веке до нашей эры в Древней Греции зародилось искусство глиптики — резьбы по камню (геммы). В Древнем Риме большой популярностью пользовались разнообразные изделия с драгоценными камнями.

Золото и серебро издавна использовали во всех видах древнерусского искусства. В России в 11-13 веках ювелиры Киева и Новгорода с большим мастерством обрабатывали созданные природой различные цветные камни.

К ювелирным товарам (от голл. Juweell — драгоценный камень) относят изделия, изготовляемые из драгоценных металлов и камней, а также из некоторых других материалов высокохудожественной обработки.

Материалы являются одним из факторов, влияющих на формирование потребительских свойств (функциональных, эргономических, гигиенических, а главное — эстетических) и качества ювелирных товаров.

Основными материалами для изготовления ювелирных товаров являются благородные и цветные металлы и их сплавы, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, янтарь, перламутр, синтетические камни, а также стекло, эмаль, кость, рог, папье-маше и пластические массы.

Благородные металлы отличаются особой химической стойкостью, тягучестью и красивым внешним видом. Они имеют плотную кристаллическую решетку, обладают хорошим блеском, высокой плотностью, устойчивостью к атмосферным влияниям, а также пластичностью и сплавляемостью с другими металлами. Все это значительно «усиливает» эстетические свойства ювелирных товаров.

Для изготовления изделий в чистом виде эти металлы не применяют, так как они сравнительно мягки и обладают малой механической прочностью. Поэтому используют сплавы благородных металлов с другими металлами. По сравнению с чистым металлом сплавы обладают лучшими механическими свойствами, более низкой температурой плавления и определенным оттенком. Металлы, входящие в состав таких сплавов, называют лигатурными. Состав сплавов строго регламентируется государственными стандартами и называется лигатурой.

Читайте также:
Можно ли обменять украшения в санлайте

К благородным металлам относят золото, серебро, платину, а также металлы платиновой группы (палладий, родий, рутений, иридий и осмий).

Ювелирные изделия декорируют различными способами — золочением и серебрением, оксидированием, анодированием, гравировкой, чернением нанесением художественной эмали, инкрустированием, чеканкой.

Источник: studwood.net

Ювелирное искусство

антикварные ювелирные украшения

Итак, ювелирное искусство — что же это и откуда взялся этот термин?
Ювелирное искусство — это один и самых древних и очень распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Его история начинается с первых камешков, костей и зубов убитых животных, использованных первобытными людьми для украшения себя и удовлетворения своей потребности отличаться от других людей своего племени. Следующим витком был бронзовый век, когда человек впервые научился обрабатывать металл, и возникли первые украшения из меди, бронзы и других металлов. И лишь в дальнейшем, с развитием умения обрабатывать золото и драгоценные камни (в том числе гранить их), ювелиры стали выделяться в отдельные касты.

Переход на новый уровень, в плане качества ювелирных изделий достигнут после освоения искусства огранки драгоценных и полудрагоценных камней. Ограненные камни стали по-другому закреплять и это значительно изменило внешний вид ювелирных изделий. Также улучшению внешнего вида способствовало развитие отдельных техник и умение ювелиров сочетать их в одном ювелирном изделии: литьё, инкрустация, чеканка, гравировка, позолота, ковка, литьё по восковым моделям и в каменных формах, зернь, эмаль, чеканка, чернь. Ювелирные изделия, которые сохранились до наших дней, дают нам представление о вкусах, традициях и мастерстве ювелиров прошлого. Уровня красоты и качества многих ювелирных изделий XVIII—XIX вв. в некоторых случаях невозможно достичь и по сегодняшний день.

Собственно выражение «ювелирный» употребляют не только в значении «драгоценный». Лишь благодаря нашим предкам, которые оставили после себя шедевры ювелирного искусства из очень разнообразных материалов, в народе сложилось впечатление, о ювелирной работе, как о пределах мастерства. Любую работу, которая выполнена на высшем уровне — мы называем «ювелирной».

Люди привыкли восхищаться удачными результатами ремёсел и награждать руки творцов чудесными эпитетами. Но ведь суть мастерства не только в таланте. Только людей зацикленных на любви к своему делу можно называть настоящими «ювелирами». Конечно, мастерство — это не только талант, а и аккуратность, опыт, трудолюбие.

Толчок к стремительному развитию выпуска ювелирной продукции, был вызван массовым спросом на ювелирные изделия в XX в. и развитием промышленного производства ювелирных изделий. Технологии развивались, и с каждым годом снижали долю человеческого труда к минимуму.

Ручная работа в сегодняшние дни является пределом совершенства, поражает богатством применяемого инструментария, качеством изготовления изделий, оригинальными штучными моделями, но многих может и удивить своими баснословными ценами.
Если вы из Санкт-Петербурга, то может заинтересовать другая страница сайта – ювелирные магазины.

Источник: www.companybest.ru

Рейтинг
Загрузка ...