Ювелирные украшения как произведение искусства

Содержание

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тимохина Анастасия Владиславовна

Ювелирное искусство является одним из самых традиционных видов искусств, однако не чуждо оно и инноваций. Совершенно очевидно, что современная методика воплощения художественного образа в юве- лирном украшении, как главной задачи современных мастеров-ювелиров, является результатом многовеко- вого пути развития и формирования лучших традиций в ювелирном искусстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Тимохина Анастасия Владиславовна

СКИФСКИЕ СЮЖЕТЫ И МОТИВЫ В ТРАДИЦИОННОМ И СОВРЕМЕННОМ ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ ТУВЫ
Своеобразие ювелирного искусство Узбекистана
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО В УЗБЕКИСТАНЕ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ЭСТЕТИКА МОДЕРНА В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ СТОЛИЦЫ И ПРОВИНЦИИ КОНЦА ХІХ — НАЧАЛА ХХІ В

Татарское ювелирное искусство: о проявлениях татаро-русской синкретичности в ремесленных традициях Казанского Поволжья

ЮВЕЛИРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА ПРЕМИУМ КЛАССА ПОД ЗАКАЗ! ИНВЕСТИЦИОННЫЕ УКРАШЕНИЯ!

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА»

ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА

Тимохина Анастасия Владиславовна

Московский Государственный Университет Дизайна и Технологии г. Москва

TRADITIONS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF JEWELRY ART Timokhina Anastasiya, P.G., Moscow State University of Design and Technology, Moscow АННОТАЦИЯ

Ювелирное искусство является одним из самых традиционных видов искусств, однако не чуждо оно и инноваций. Совершенно очевидно, что современная методика воплощения художественного образа в ювелирном украшении, как главной задачи современных мастеров-ювелиров, является результатом многовекового пути развития и формирования лучших традиций в ювелирном искусстве. ABSTRACT

Jewelry art is one of the most traditional kinds of art, but it’s not against of innovations. Easy to see, that contemporary methodology of art projection in the jewelry, as the general target of modern jewelers, is just a result of the centuries-old part of development and formation of the best traditions in the jewelry art.

Читайте также:
Как сделать украшения из бумаги балерину

Ключевые слова: ювелирное искусство, традиции, образ, канон, проектирование, дизайн, технологии. Key words: jewelry art, traditions, image, canon, projection, design, technology.

В глубокой древности человек научился ценить и любить прекрасное. Пленившись красотой драгоценных металлов и яркостью кристаллов драгоценных камней, человек научился их обрабатывать, украшать ими свой быт. Так родилось одно из древнейших искусств человечества — ювелирное искусство. Ювелирное искусство является одним из самых традиционных видов искусств, однако не чуждо оно и инноваций.

«Для ювелирного искусства немаловажно понимание образа» [1, с. 85]. Известно, что если наука оперирует понятиями, то искусство оперирует образами. Поэтому наличие у предмета образа — это то, что отличает объект искусства от объекта ремесла. Исходя из этого, можно полагать, что наличие художественного образа в украшениях — это то, на чем зиждется понятие ювелирного искусства в целом. Поэтому путь развития такого явления в ювелирном искусстве как художественное проектирование заключался в поиске методов воплощения различных образов в металле и камне.

Производство ювелирных украшений | Превращаем золото в произведение искусства

Совершенно очевидно, что сформировавшаяся в результате методика воплощения художественного образа в ювелирном украшении, как главная задача современных мастеров-ювелиров, является результатом многовекового пути развития и формирования лучших традиций в ювелирном искусстве. Традиции эти уходят корнями в глубокую древность. Об этих традициях и пойдет речь в данном докладе.

Путь становления и развития ювелирного искусства принято делить на три основных периода. Первый период — это период канонического ювелирного искусства. За ним следует период становления художественного творчества в ювелирном искусстве. Третий период — период развития в ювелирном искусстве дизайнерского начала и технологий массового производ-

Канонический период развития ювелирного искусства является самым начальным этапом становления ювелирного искусства в целом. Зарождение ювелирного искусства во многом связано с таким явлением в жизни человека, как религия. «Вероятнее всего, камни и металлы, названные позже драгоценными, выступали прежде в роли своего рода тотемов и фетишей» [2, с. 65]. Ювелирный материал, а в особенности камни, наделялись различными магическими свойствами, что породило их дальнейшее почитание, дошедшее до наших дней в виде гороскопа камней. Тогда же и сформировался перечень материалов, традиционных для ювелирного искусства. На первом месте в этом перечне стоит, конечно же, золото, этот умеющий не тускнеть и придающий праздничный блеск изделиям солнечный металл.

В древних украшениях канонического периода проектирование заключалось в определении уместной формы и орнамента. Обзор украшений различных областей Индо-Европейской Ойкумены показал большую долю сходства украшений по их форме (например, серьги в форме полумесяца встречаются как на греческом континенте, так и на севере Европы), и различий по их орнаментальной проработке (так, например, по орнаменту можно отличить височные кольца древних славян от височных колец народов Скандинавии). Таким образом, уже в канонических период закладываются основные методы проектирования и с тех пор по сей день остаются неизменными. Основным источником вдохновения для ювелиров древности являлся мир природы, ее формы и ее законы. Это можно увидеть в стремлении к симметрии, как в самих украшениях, так и в их расположении на человеческой фигуре. Также уже в этот период ювелирные украшения

Читайте также:
Влияние ювелирных украшений на человека

обретают свои формы (формы серег, колец, браслетов и ногах), в которых они и дойдут до наших дней. и.т.д.), свою локализацию (на голове, на шее, на руках

Рисунок 1. Височные кольца древних славян XN-XШвв.

Когда именно ювелирное искусство перешло от канона к художественному творчеству сегодня трудно сказать. Однако изучение материальных источников позволяет предполагать что этот переход относится к рубежу XVI-XVIIвв.

Образ на данном этапе развития уже начинает присутствовать в ювелирных украшениях. Однако, как правило, косвенно. Украшения того периода как правило дополняли образ, сообщаемый одеждой и непосредственно носителем, являясь частью системы костюма.

Очень много оставила последующим столетиям эпоха возрождения. Например, часы. Человечество научилось не только ценить и считать время, но и изготавливать маленькие механизмы и часовщикам, конечно, было не обойтись без ювелиров. Такие часы становились полноценным ювелирным украшением, обязательным атрибутом костюма и почти самостоятельным произведением искусства. В целом. Начиная с эпохи возрождения, в ювелирном искусстве начинается эпоха разработки его основных художественных приемов, которыми художники-ювелиры пользуются и

по сей день. Например, сочетая в украшениях драгоценные камни и цветные эмали, мастерам-ювелирам удается достичь поразительных живописных эффектов. В 16 веке украшения становятся неотъемлемой частью не только женского, но и мужского костюма, рассказывая не только о сословной принадлежности, но и о характере владельца.

Темы античности нередко встречаются в украшениях того времени. 17 век в ювелирном искусстве принято называть веком цветка и алмаза. «Украшений того времени дошло до наших дней очень мало, потому как менялись вкусы, менялась мода, и для того, чтобы изготовить новое украшение, ломались старые» [3, с. 18]. Например, извлекались камни из старого украшения в виде крупного цветка эпохи барокко, чтобы быть ограненными уже по новым правилам и вновь засверкать на какой-нибудь изящной цветущей веточке в стиле рококо. С тех пор, как отживал свое большой стиль, выходили из моды украшения, им на смену приходили другие. Менялись представления человечества о мире, другие задачи ставила жизнь и перед искусством ювелиров.

Рисунок 2. Украшение для корсажа. Италия XVIIв.

Начало третьего периода развития художественного проектирования относят ко второй половине XIX века, ознаменовавшимся ростом промышленного производства. На некоторых этапах производства ручной труд был заменен на работу всяческих машин. Не обошло стороной данное новшество и ювелирное дело. Технологии изготовления ювелирных украшений при помощи машин, и технологии массового производства украшений коснулось всего мирового ювелирно-

Читайте также:
Как сделать снежинки для украшения дома

го искусства. Внесли свою лепту и социалистические революции в Европе и России, уравнявшие в правах различные слои общества. Поэтому сегодня ювелирное украшение доступно практически любому человеку. Научно-технический прогресс и сегодня продолжает ускорять процесс производства ювелирных украшений. Компьютерные технологии позволяют быстро и точно повторить форму того или иного украшения или его детали бесчисленное множество раз.

Рисунок 3. Колье, МеНепо dits Ме11ег, 2013год.

Ювелирное искусство является одним из самых традиционных и консервативных видов декоративно-прикладного искусства. Факт того, что человечество по сей день надевает на себя ювелирные украшения, сам по себе является традицией, уходящей вглубь тысячелетий. Человечество носит перстни, серьги, браслеты и прочее, как носило их и сто и тысячи лет назад.

Этот ассортимент украшений был образован еще до нашей эры. Также традиционна передача при помощи ювелирного украшения настроения в обществе той или иной эпохи, того или иного государства. Кроме того, традиционно ювелирные материалы — золото и драгоценные камни — сегодня используются так же, как и тысячелетия назад и достались современному поколению мастеров ювелиров от самых древних верований человечества. Перспективу развития современного ювелирного искусства сегодня определяют технические новшества, поступающие на вооружение

современным мастерам-ювелирам из смежных или близких к ювелирному делу областей деятельности. Эти технические новшества позволяют сегодня современным мастерам-ювелирам воплощать в металле практически любые художественные образы и делать их гораздо более выразительными, чем в предыдущие исторические эпохи.

1. де Моран А. «История декоративно-прикладного искусства: от древнейших времен до наших дней». -Москва: Изд-во «Искусство», 1982.

2. Рыбаков Б.А. «Ремесло Древней Руси». — Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1948.

3. Крюк Г.М., Платонова Н.Г., Постникова-Лосева М.М., Смородинова Г.Г., Троепольская Н.Г. «Русские ювелирные украшения». — Санкт-Петербург: Изд-во «Галарт», компания АСТ-ПРЕСС, 2000.

Источник: cyberleninka.ru

Украшение как арт-объект: выбираем акцентные аксессуары

Серьги с портретами и скульптурные кольца – когда искусство встречается с ювелирной модой, получаются по-настоящему уникальные аксессуары.

украшения 585 золотой, арт-объект, искусство и мода, ювелирные тренды, statement

Когда мода, живопись и скульптура сплетаются воедино, рождаются настоящие шедевры. В новом сезоне в тренде именно такие украшения – необычные и заметные, как экспонаты музея современного искусства.

Поделиться:

Пластичные формы

Современные скульпторы уходят от реализма, отдавая предпочтение абстрактным и плавным линиям. Футуристичные фигуры из металла и стекла, фактурные материалы, неидеальные контуры — все это прекрасно уживается и в модных украшениях в стиле statement, которые помогают нам самовыражаться и делать необычными даже строгие минималистичные образы.

Если ты тоже любишь аксессуары-заявления, обрати внимание на крупные изделия с эффектом мятого металла и отсутствием идеальной симметрии. Такие «неправильные» серьги заметны даже без инкрустаций и гарантированно привлекают взгляды своими бликами.

Читайте также:
Что за украшение хакасы

Лица и портреты

Образ человека всегда был центральным в искусстве, ведь портрет передает целую палитру эмоций и смыслов – через глаза, жесты, мимику. А если вплести этот классический мотив в аксессуары, получаются украшения с неповторимым характером. Необязательно вдохновляться антиквариатом и надевать камею с портретом – более актуально смотрятся графичные силуэты в стиле работ Пикассо.

Женские профили и очертания лиц в драгоценном металле хочется рассмотреть поближе, как настоящую картину художника. Такие заметные аксессуары подойдут ярким и творческим натурам, которые не боятся смешивать разные стили в одежде и экспериментировать. Причем подобные украшения можно носить не только в паре, но и соло – в качестве акцентной моносерьги.

Яркие мазки

Сочные краски, щедро положенные на холст, вызывают не меньше эмоций, чем сюжет картины. Почему бы не позаимствовать этот прием у импрессионистов, чтобы добавить цвета в свои образы? Художественные краски в украшениях легко заменят крупные цветные камни, которые сейчас в тренде. Это могут быть не только драгоценные минералы, но и доступные ювелирные кристаллы и самоцветы.

Чем насыщеннее цвет и больше размер самих вставок, тем эффектнее смотрится аксессуар. Так, стильное кольцо с парой ультрамариновых кристаллов станет идеальным дополнением к повседневным, спортивным и даже деловым образам, если на работе нет строго дресс-кода. Носить такие цветные украшения можно с монохромным нарядом в тон или же играть на контрасте, используя комплементарные сочетания. К примеру, синий здорово ложится на противоположные ему желтые и оранжевые оттенки и фуксию.

Изысканная резьба

Заимствовать стили и техники для ювелирных украшений можно не только в живописи, но и в архитектуре. Замысловатые орнаменты и ажурные сетки, вырезанные на фасадах знаменитых зданий, не менее изящно смотрятся в конструкции украшений. Кружевная вязь и объемные полые формы делают украшения воздушными и нежными.

Серьги с тонким плетением из настоящего золота сами по себе достойны звания предмета искусства. Их стоит носить с вечерними платьями или дополнять ими романтичный наряд на важное свидание. А чтобы аксессуар был оценен по достоинству, собери волосы в пучок или французскую косу.

Работа по металлу

Новая школа художников ищет красоту в неидеальных предметах и формах. Природные дефекты, расслабленность, незавершенность, уникальность становятся «фишкой» и основной идеей современных работ и выставок. Этот подход работает и в случае, когда хочется чего-то нового и смелого в украшениях. Несовершенство форм – актуальный метод, чтобы выделиться.

Стоит вместо обычного золотого кольца выбрать разомкнутое и ассиметричное, как скромный аксессуар оказывается в центре внимания. А сочетание гладкого металла с объемными гранями только усиливает эффект. Такие украшения несут в себе эстетику урбанизма – их легко вписать в современные городские образы, где объединяются спортивный и деловой стили.

Читайте также:
Шелковый платок как украшение

Фото: 585*Золотой, Shutterstock.

Валерия Менская

11 января 2022

Поделиться:

Источник: zolotoy.ru

20 уникальных шедевров ювелирного искусства из коллекции Государственного Эрмитажа

Феникс - филигранное золотое украшение с рубином создано в Китае.

Феникс — филигранное золотое украшение с рубином создано в Китае.

Кто-то вычислил, что придётся потратить 8 лет, чтобы обойти весь Эрмитаж, уделяя на осмотр каждого экспоната хотя бы минуту. Но разве ограничишься одной минутой, когда перед тобой такие шедевры! Порой не верится, что эти шедевры ювелирного искусства сделаны руками человека.

1. Красота рукотворная

Ювелирные экспонаты Государственного Эрмитажа.

Ювелирные экспонаты Государственного Эрмитажа.

2. Табакерка со звездами, 1784 год

Золотая коробочка с крышкой для хранения табака создана французским мастером Жаном-Жозефом Баррьером.

Золотая коробочка с крышкой для хранения табака создана французским мастером Жаном-Жозефом Баррьером.

3. «Жук-олень», 1908-1917 года

Брошь производства мастерской Н. Ф. Кемпера, украшенная камнями – рубинами, бриллиантами и жемчугом.

Брошь производства мастерской Н. Ф. Кемпера, украшенная камнями – рубинами, бриллиантами и жемчугом.

4. «Мальчик на цилине», 17-18 век

Золотое филигранное украшение с мифологическим животным из Китая.

Золотое филигранное украшение с мифологическим животным из Китая.

5. Расписная табакерка, 1736-1737 года

Золотая табакерка неизвестного французского мастера расписана художником Пьером Хюо.

Золотая табакерка неизвестного французского мастера расписана художником Пьером Хюо.

6. Мушечница двумя крышками, 1740-1741 года

Миниатюрная золотая коробочка с зеркальцем для хранения запасных «мушек» работы французского мастера Пьера-Франсуа Делафона.

Миниатюрная золотая коробочка с зеркальцем для хранения запасных «мушек» работы французского мастера Пьера-Франсуа Делафона.

7. Брошь с топазом, 1899-1903 года

Украшение производства фирмы «К. - Э. Болин» изготовлено русским мастером Финиковым В. Я.

Украшение производства фирмы «К. — Э. Болин» изготовлено русским мастером Финиковым В. Я.

8. «Лебедь», около 1590 года

Подвеска из крупной жемчужины, созданная нидерландскими мастерами.

Подвеска из крупной жемчужины, созданная нидерландскими мастерами.

9. Табакерка с гравировкой, 1764-1765 года

Выполнена из золота и эмали французским мастером Жаном-Бернаром Соважем с использованием техники пунцирования.

Выполнена из золота и эмали французским мастером Жаном-Бернаром Соважем с использованием техники пунцирования.

10. Коробочка, середина 18 века

Предмет ювелирного искусства, созданный французским Мастером V из золота и яичной скорлупы.

Предмет ювелирного искусства, созданный французским Мастером V из золота и яичной скорлупы.

11. Перстень «Рукопожатие», 4 век

Массивный античный золотой перстень с гравировкой.

Массивный античный золотой перстень с гравировкой.

12. Украшение для волос, 2-я половина 19 века

Заколка из латуни и полудрагоценных камней выполнена китайскими мастерами.

Заколка из латуни и полудрагоценных камней выполнена китайскими мастерами.

13. Табакерка «Диана и Эндимион», 1781-1782 года

Расписная французская табакерка выполнена из золота и покрыта эмалью.

Расписная французская табакерка выполнена из золота и покрыта эмалью.

14. Серьги с кораллами и бирюзой, начало 20 века

Местом создания данного серебряного ювелирного украшения является Таджикистан.

Местом создания данного серебряного ювелирного украшения является Таджикистан.

15. Ножной браслет, 17 век

Индийское золотое украшение с рубинами, изумрудами и алмазами.

Индийское золотое украшение с рубинами, изумрудами и алмазами.

16. Бальная книжка, 1789-1792 года

Расписной дамский бальный аксессуар выполнен из золота, слоновой кости и дерева.

Расписной дамский бальный аксессуар выполнен из золота, слоновой кости и дерева.

17. Флакон с чеканкой, середина 18 века

Изящный французский стеклянный флакон, украшенный золотом.

Изящный французский стеклянный флакон, украшенный золотом.

18. Стенные часы с боем, 1780-е года

Английские бронзовые часы со стеклом изготовлены мастером П. Тореклером.

Английские бронзовые часы со стеклом изготовлены мастером П. Тореклером.

19. Туалетец, 1757-1758 года

Предмет ювелирного искусства выполнен из черепахового панциря и золота французским мастером.

Предмет ювелирного искусства выполнен из черепахового панциря и золота французским мастером.

20. Настольные часы, 1772 год

Изящные часы с несессером и музыкальным механизмом изготовлены в Лондоне часовщиком Джеймсом Коксом.

Изящные часы с несессером и музыкальным механизмом изготовлены в Лондоне часовщиком Джеймсом Коксом.

Оказавшись в Зимнем Дворце, обязательно стоит полюбопытствовать, как выглядели личные покои императрицы Марии Александровны . Такое увидишь не каждый день!

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Рейтинг
Загрузка ...