Ювелирные украшения камея это

9 лет назад

изумительные работы, меня всегда восхищали камеи тонкостью и изяществом, красотой изображений, дивный пост, благодарю, Маргарита, за содержательный рассказ и представленную божественную красоту, здоровья Вам и вдохновения на новые работы и экспозиции.

9 лет назад

Константин Сергеевич, да, всё это здорово и любопытно! и спасибо авторам-мило!но откроем учебники-и это надо знать любителям даже!основные знания-Александрия,как сказано тут 4 в. до н. э. -наследница потрясающей античной традиции- за плечами уже столетия первых шедевров европейского и мирового искусства Греции и скульптура и мелкая пластика в том числе. Греки знали создали и выработали все основные формы ювелирного искусства и камнерезного.

Весь двор Птолемеев и всей округи на материке и Рима вслед..все пользовались этим искусством. Сходите в Эрмитаж и почитайте этикетки под многими экспонатами в отделе Античного мира- и всё станет понятным.

И дальнейшая путаница также встанет на свои места- скифы всего лишь варварский народ,отсталый в культурном плане, развивавшийся на границе культурной центральной ойкумены тогдашнего мира и пользовавшийся услугами мастеров из Греции. Устройство мира было намного сложнее чем мы думаем-мастера из столиц и их продукция попадали на эти окраины совершенно различными путями.

Ювелирный салон «Камея»

Опять же Эрмитаж в этом смысле всё разьяснит. Тем более в этом лучшем и авторитетнейшем музее мира вы не найдёте произведений мастеров глиптики из Атлантиды, 10 -12 тысячилетней давности. это анекдот. Черепа это любопытно-вроде единичные вещи из этого спектра подлинные чудеса резчиков мастеров Мезоамерики. Они и впрямь были чудесными мастерами. Но это отдельная история традиция.

И много в ней привнесено скандальности и подделок кстати уфологами и сторонниками палеоконтактактов. Тут много домыслов. И кстати Сама Греция наследница Египта (Александрии нашей) её философии и искусства, и канонов в том числе. Даже в подобные красивые эссе следует вносить чуть логики и здравых знаний. Мы же дети третьего тысячелетия,наследники Греции.Давайте держать высокую планку знаний и вкуса в конце концов. Просто тема очень красивая и хорошая, вот и захотелось чуть высказаться..с уважением

9 лет назад

Такую красоту невозможно переоценить! Божественный талант в работах этих мастеров! Во все времена Камея была украшением самых достойных представительниц своего времени. Очень красивая коллекция! Спасибо большое за наслаждение полюбоваться !

9 лет назад

изумительные работы, меня всегда восхищали камеи тонкостью и изяществом, красотой изображений, дивный пост, благодарю, Маргарита, за содержательный рассказ и представленную божественную красоту, здоровья Вам и вдохновения на новые работы и экспозиции.

9 лет назад

Зоя, cпасибо Вам за оценку темы. Взаимно желаю Вам всех благ!

9 лет назад

Маргарита, у вас есть такие широкие вкусы и вы охватить так много тем! Stanley

9 лет назад

КАМЕЯ в СТИЛЕ старинных украшений. Серебряные Кольцо и Серьги . Цены под видео.

9 лет назад

9 лет назад

Такую красоту невозможно переоценить! Божественный талант в работах этих мастеров! Во все времена Камея была украшением самых достойных представительниц своего времени. Очень красивая коллекция! Спасибо большое за наслаждение полюбоваться !

9 лет назад

Любовь, спасибо Вам!

9 лет назад

Прекрасно. Ваш труд неоценим. Но, однако, хочу высказать одно маленькое замечание. Давайте вместе подумаем?? Откуда, в Александрии, за четыре века до Новой Эры, появилось это удивительное искусство, которое до настоящего времени способно удивлять современное поколение.

Это на севере Африки, в торговом центре, без наличия сырья, технологий и инструментов, отдельными, выдающимися греками. Думаю, что этому искусству несколько больше лет. Например, тысяч на 10 — 12. Вспомните хрустальные черепа, традиции уральских камнерезов, скифское золото и Атлантов, при которых Греция была отсталой страной.

9 лет назад

Константин Сергеевич, да, всё это здорово и любопытно! и спасибо авторам-мило!но откроем учебники-и это надо знать любителям даже!основные знания-Александрия,как сказано тут 4 в. до н. э. -наследница потрясающей античной традиции- за плечами уже столетия первых шедевров европейского и мирового искусства Греции и скульптура и мелкая пластика в том числе. Греки знали создали и выработали все основные формы ювелирного искусства и камнерезного.

Весь двор Птолемеев и всей округи на материке и Рима вслед..все пользовались этим искусством. Сходите в Эрмитаж и почитайте этикетки под многими экспонатами в отделе Античного мира- и всё станет понятным.

И дальнейшая путаница также встанет на свои места- скифы всего лишь варварский народ,отсталый в культурном плане, развивавшийся на границе культурной центральной ойкумены тогдашнего мира и пользовавшийся услугами мастеров из Греции. Устройство мира было намного сложнее чем мы думаем-мастера из столиц и их продукция попадали на эти окраины совершенно различными путями.

Опять же Эрмитаж в этом смысле всё разьяснит. Тем более в этом лучшем и авторитетнейшем музее мира вы не найдёте произведений мастеров глиптики из Атлантиды, 10 -12 тысячилетней давности. это анекдот. Черепа это любопытно-вроде единичные вещи из этого спектра подлинные чудеса резчиков мастеров Мезоамерики. Они и впрямь были чудесными мастерами. Но это отдельная история традиция.

Читайте также:
Уличные украшения из дерева своими руками

И много в ней привнесено скандальности и подделок кстати уфологами и сторонниками палеоконтактактов. Тут много домыслов. И кстати Сама Греция наследница Египта (Александрии нашей) её философии и искусства, и канонов в том числе. Даже в подобные красивые эссе следует вносить чуть логики и здравых знаний. Мы же дети третьего тысячелетия,наследники Греции.Давайте держать высокую планку знаний и вкуса в конце концов. Просто тема очень красивая и хорошая, вот и захотелось чуть высказаться..с уважением

9 лет назад

Алекс, спасибо за интересное дополнение.

9 лет назад

9 лет назад

Алекс, я думаю, вы ложно восторгаетесь. Эрмитаж — это прекрасно. Но не все объяснения и комментарии к артефактам соответствуют действительности. Греция — страна философов. Все прикладное, как и искусство, взято на стороне.

У более развитой цивилизации. Поэтому не могу с вами согласиться. А Атлантида — не анекдот, а такая же реальность, как наше настоящее, о котором вспомнят после очередной катастрофы, которая погубит человечество.

9 лет назад

Константин Сергеевич, конечно, не анекдот. И я никогда к мифу об Атлантиде так не относился. Как не относился к сочинениям Сен-Симона и Фурье. Труд Платона — такая же социальная утопия, описание некоего идеального государства. Но только с точки зрения учёного Древнего Мира.

И потому — такая же составляющая культурного наследия человечества, как труды выдающихся социалистов Нового времени.

Михаил, вы плохо думаете о Платоне. Тем более, он всего навсего «журналист», который взял интервью у Тимея и Крития. Смотрите шире на мир и его историю. Атлантида, не утопия, а реальная цивилизация, оставившая после себя множественные артефакты, включая камеи.

9 лет назад

Константин Сергеевич, » Камеи известны с 4 века до н. э., их родиной считается Александрия. О происхождении слова «Камея» имеются различные точки зрения. Считают, что слово происходит от персидского chumahäu, или от латинского camahatus или от итальянского chama (морская раковина).

Поначалу камеи резали только на многоцветных сардониксе и яшме, позднее стали использоваться аметисты, топазы, аквамарины и изумруды. Cреди аристократов древнего мира иметь собственную дактилиотеку — коллекцию резных камней, было вопросом престижа.

Резчики древнейших периодов развития глиптики знали приемы рельефной резьбы, но использовали её сравнительно редко, при скульптурном оформлении то ручки каменной печати, то оборотной стороны скарабея. Материал здесь, как правило, был одноцветным. Первые создатели камей из полихромного сардоникса — безымянные александрийские мастера. Уже самые ранние камеи были выполнены с виртуозным мастерством. Правители из династии Птолемеев, портретированные в этих царственно-роскошных геммах, божества египетского пантеона, орнаменты и система декора — все это не оставляет никакого сомнения в локализации первых мастерских именно в Александрии.
Во времена ренессанса, в XVII — XVIII веках, искусство камеи пережило свой наибольший расцвет. Но Античная камея по сей день сохраняет значение эталона классической красоты, чистого и строгого вкуса. Главным устремлением резчиков всех последующих эпох было как можно более соответствовать этому идеалу.

И хотя принято считать, что он навсегда останется недостижимым, приблизиться к нему раньше других удалось итальянским мастерам. Италия не только сама пережила в эпоху Возрождения бурный взлет камнерезного искусства, но и дала мощный импульс его развитию в других странах. Национальные школы глиптики во второй половине XVIII в. сформировались во Франции, Германии, Англии, Австрии.
При изготовлении камей используют различные материалы. Обычно для нижних слоев (фона) берётся более тёмный материал и на его фоне контрастно накладываются слои резного изображения из более светлого материала. Этим достигается контрастная рельефность, выделение изображения.
Эффект камеи используется при чеканке монет, когда изображения и надписи на монетах исполняются в виде выпуклого рельефа.
Идеальный материал для изготовления камей — разновидности агата, имеющие достаточно толстые и ровные слои различной расцветки (сардоникс). Но отнюдь не часто в природе встречаются крупные куски агата с правильным чередованием ровных светлых и тёмных слоёв.
Интересна история многих хранящихся в Российских музеях, гл. образом в Эрмитаже, камей. В богатейшей коллекции камей Эрмитажа самой знаменитой является «Камея Гонзага» (см. верхнее фото) из трёхслойного агата, с парным изображением египетского царя Птолемея II и его жены Арсинои II работы неизвестного мастера III века до н. э. Первое упоминание о ней встречается в 1542 году в инвентарном каталоге собрания Изабеллы д’Эсте — супруги Людовика Гонзага, правителя итальянского города Мантуи: «Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря и Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини».

Читайте также:
Какие украшения надеть к черному платью с пайетками

До 1630г. камея находилась в собрании герцогов Гонзага. Потом она не раз переходила из рук в руки. Некоторое время при папе Пие VI она находилась в сокровищнице Ватикана, а в 1814 г. бывшая жена Наполеона Жозефина Богарне подарила её русскому императору Александру I. А самая крупная античная камея находится в кабинете медалей в Париже и датируется I веком н, э.; на чёрно-белом агате размером 31×26 см. изображено более 20 персонажей. Как и знаменитая «Камея Гонзага», большая парижская камея много раз за свою 2000-летнюю историю переходила из рук в руки.
Коллекционирование античных камей являлось предметом особых забот императрицы Екатерины II. Свою страсть к их собиранию она шутливо называла «камейной болезнью». Самое значительное приобретение императрицы было сделано в 1787 г., — собрание герцога Орлеанского, одна из самых известных коллекций Европы. Именно из этого собрания происходят знаменитые поздне-эллинистические камеи «Жертва Приапу» и «Афродита с орлом». В 1814 г. бывшая императрица Франции Жозефина дарит Александру I «Камею Гонзага», а в 1850 г. Е. И. Голицына завещает Николаю I камею с головой Зевса. После 1917г. в Эрмитаж поступили национализированные собрания Шуваловых, Юсуповых, Строгановых, Нелидовых, Половцевых, а в 1964 году в коллекцию Эрмитажа добавилось свыше двухсот шестидесяти древних гемм из собрания известного минералога Г. Г. Леммлейна.»
СПАСИБО.
и статья Алексей Шлыков http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1003/

9 лет назад

Маргарита, вы человек настоящего, и вам трудно представить ту массу проблем, которая должна была быть решена греками, для спонтанного возникновения подобного изобразительного искусства. Как вы сами утверждаете, граничная черта появления камеи отмечено рубежом — 4 столетием до Н.Э. То, как к ним относились последующие поколения, и где они хранятся, не имеет большого значения.

Главное другое. За тысячелетия до указанного вами периода возникновения греческой камеи их можно было наблюдать как элемент изделий Скифского золота. И до сих пор никто из современных археологов и историков не дал внятного пояснения возникновению данного феномена, большая часть которого хранилась в крымском государстве Царских скифов, а потом было разворовано и уничтожено.

9 лет назад

Константин Сергеевич, cпасибо. Конечно, сложно представить. Многое мы не знаем и много остаётся неразгаданным.

Источник: obiskusstve.com

Камея — миниатюрное ювелирное украшение для роскошных дам

Камея (от итальянского chama — «морская раковина») — это разновидность ювелирных украшений (гемм) в виде вырезанного на драгоценном камне или раковине моллюска выпуклого барельефа. Камея чаще всего представляет собой миниатюрный портрет человека, который инкрустируют в брошь или вставляют в медальон. При изготовлении таких украшений художник обычно использует камни контрастных цветов.

Камея — это противоположность инталии, при создании которой ювелир вырезает углубленное изображение в камне. Технику инталии с древних времен мастера использовали для изготовления перстней-печатей представителей власти и служителей культа.

Особенности изготовления камей

Камеи в древности художники делали из мрамора, слоновой кости или полудрагоценных камней с многослойной структурой (оникса, агата, горного хрусталя или халцедона). Нижний темный слой служил фоном для светлого основного изображения. Гораздо позже мастера научились создавать более сложные ювелирные украшения из двух контрастных по цвету склеенных между собой минералов.

В современном декоративно-прикладном искусстве для изготовления камей ювелиры часто используют дешевое цветное стекло. Созданные с помощью специального ультразвукового оборудования изделия не имеют особой художественной ценности, в отличие от шедевров античной эпохи. А еще многие художники прибегают к нехитрой технической уловке — используют краски для усиления эффекта контрастности цветов.

Разновидности изделия

Многие привыкли, что камея – это, прежде всего, брошь или подвеска. Но мир не стоит на месте, поэтому сегодня можно встретить серьги, часы, обручи, шкатулки и многое другое с использованием камеи. Хочется отметить, что, несмотря на габариты, все эти украшения выглядят просто потрясающе. Сейчас эти изделия выполняют из таких камней, как яшма, агат, оникс, змеевик.

Все они имеют характерный рисунок, который никак нельзя подделать. На таких камнях всегда можно увидеть изумительные линии, которые сотворила сама природа. Согласитесь, в мире нет ничего прекраснее того, что сделано природой, а не человеком.

Камея ювелирные изделия

Говоря о том, что сегодня вырезают на основе камня, можно просто потеряться в разновидностях такого украшения, как камея. Ювелирные изделия поражают своей красотой и необычностью. Используются не только портреты, но и виды замков, парков, натюрморты, букеты, исторические моменты и многое другое. Каждый человек может выбрать себе то украшение, которое ему больше всего подходит по принципу и темпу жизни, а также по состоянию души.

История камеи

История камеи берет свое начало с античных времен. Уже в III веке до нашей эры в Древней Греции местные художники научились делать не только первоклассные ювелирные украшения, но и посуду с резными барельефными орнаментами.

Традиции греческих мастеров унаследовали ювелиры Древнего Рима. Особую популярность камеи приобрели во времена правления Августа и Клавдия. Но после краха Римской империи в конце V века старинное искусство обработки драгоценных камней пришло в упадок на многие столетия.

Читайте также:
Как подарить украшение прикольно

Только в эпоху Позднего Возрождения в начале XVIII века камея вновь стала востребованным ювелирным украшением среди знати. В Англии модная тенденция на ношение гемм установилась во времена правления Георга III в конце 1780-х. А в Викторианскую эпоху, вплоть до начала ХХ века, камеи находились на пике популярности на Британских островах. Помимо гемм из полудрагоценных камней, огромным спросом среди богаты англичан пользовались изделия, изготовленные из раковин экзотических морских моллюсков.

Ярым поклонником резных ювелирных украшений был Наполеон Бонапарт. Камея была важным элементом его торжественного одеяния на коронации в декабре 1804 года.

Привычный уклад жизни европейской элиты с роскошными балами и светскими приемами безвозвратно ушел в прошлое с окончанием Первой мировой войны. С этого времени камея перестала быть элитным ювелирным украшением знати и постепенно начала терять популярность среди модниц.

В наши дни искусные геммы нечасто можно встретить в убранстве роскошных женщин. Современные представительницы слабого пола, подбирая наряды на торжественные мероприятия, отдают предпочтение менее пафосным аксессуарам. Но великолепные камеи, созданные умелыми мастерами, до сих пор вызывают чувства искреннего восхищения у ценителей искусства.

Камея как аксессуар одежды

Говоря про польский текстиль, первое, что приходит на ум – это популярная фабрика «Камея», продукция которой известна по всему миру. Головные уборы, которые изготавливает фабрика, помимо тепла и комфорта, дарят женщине красоту и несут с собой уникальный стиль. Такие шапки продаются не только в Польше, но и за ее пределами, поскольку производство фабрики известно по всему миру. Девиз фабрики звучит очень просто: «»Камея» – шапки, которые будут модными всегда».

Шляпки упомянутой фабрики внешне напоминают данное ювелирное украшение, имеют овальную форму и очень часто дополняются брошью. Такие головные уборы сегодня можно встретить на многочисленных показах мод. Дизайнеры в своих зимних коллекциях используют продукцию именно фабрики «Камея», поскольку она всегда на пике моды и постоянно пополняет рынок новыми и эксклюзивными товарами. Приобрести такие головные уборы может абсолютно любой желающий благодаря Интернету. Поскольку фирма имеет свой официальный сайт и всегда доставляет клиентам выбранный ими товар.

Известные художники — мастера по изготовлению камей

Имена большинства старинных мастеров, которые создавали уникальные камеи, безвозвратно утеряны для потомков. К счастью, информация о малой части заслуживающих внимания художников остается доступной для широкого круга почитателей искусства. Среди них:

  • Томмазо Саулини (Tommaso Saulini) — самый знаменитый мастер камеи XIX века. Его заказчиками были даже королева Англии и члены российской царской семьи. Шедевры Саулини сегодня стоят огромных денег, а многочисленные подражатели безуспешно пытаются их подделать, чтобы заработать приличное состояние на имени мастера.
  • Луиджи Саулини (Luigi Saulini) — сын и продолжатель дела Томмазо. Вместе с отцом он был ярым популяризатором камеи и принимал участие в многочисленных Универсальных выставках. Луиджи долгие годы оттачивал свое мастерство, чтобы достичь уровня античных художников и ему это удалось.
  • Джованни Ното (Giovanni Noto) — самый известный художник-камеист ХХ века, получивший прозвище «Микеланджело резца». Ното долгие годы создавал уникальные шедевры по заказу правительства Италии, которые становились официальными подарками важным иностранным персонам. Великий мастер основал собственную школу при ювелирной в Торре-дель-Греко и щедро делился своими знаниями с учениками.

На портале Very Important Lot уникальные шедевры антиквариата любой желающий может приобрести на аукционах искусства в режиме онлайн. Наш сайт также предоставляет всем желающим уникальную возможность купить картины, графику, старинные и современные камеи ручной работы напрямую у современных живописцев.

Коллекция винтажных камей от Soroka Store

Мы предлагаем своим клиентам большую коллекцию винтажных камей. Тут можно найти камеи из драгоценного камня, камеи из ракушки и камеи из пластика.

Источник: 1400.xn--p1ai

Ювелирные украшения камея это

Брошь, XVIII-XIX век. Агат, бриллианты, золото.

Первые упоминания о камеях относятся к древней Греции: третий век до нашей эры. Несколько столетий камеи были популярны среди греков и римлян. Материалом чаще служили оникс и агат — слои разных цветов изображали героев, правителей, мифические сцены.

Камея сама по себе является ювелирным изделием, чаще всего выполненное на морской раковине. Однако в ход идут не только морские раковины, но и драгоценные камни, такие как аметисты и изумруды. В период с 1800-х по 1860-е были популярны украшения, полностью сделанные из кораллов. То же касалось и камей.
Наполеон испытывал страсть к камеям, со времен итальянской кампании 1796 года. Интерес подогрели раскопки Геркуланума и Помпей. Французские ювелиры, узнав об этом, одну из тиар для коронации украсили камеями — так началось повальное увлечение ими в Европе. На вершину моды взобрался неоклассицизм. Камеями украшали колье, гребни, кольца, браслеты, тиары.

Особенно ценились древние камеи и инталии с классическими сюжетами. В Париже Наполеон покровительствовал школе глиптики. Интересно, что этому стилю пытались подражать современные ювелиры (с лазерными резцами), но оказалось, сделанное вручную, имеет свою неуловимую прелесть.
В 1802 году писком французской моды стали римские ожерелья — агатовые или сердоликовые камеи, соединенные между собой неширокими цепочками.

Читайте также:
Украшения на новый год своими руками самое интересное в домашних условиях

Тиара периода с 1800-х по 1820-е. Материал — коралл.

О происхождении слова «камея» имеются различные теории. Считают, что слово происходит от персидского chumahäu, или от латинского camahatus, или от итальянского chama (морская раковина), для камей на морских раковинах, но есть и другая теория. Некоторые полагают, что название «камея» появилось в XIII веке во французском языке как camaheu, camaieul, соответствующее греческому κειμήλιον — драгоценность, и было принесено с византийского Востока крестоносцами.

В любом случае — суть от этого не меняется.

Малахитовая парюра королевы Дезире.

Она создана в 1820-е года в парижской ювелирной мастерской Simon Petiteau. Первая ее хозяйка — Дезире Клари, супруга первого короля Швеции и Норвегии из рода Бернадоттов.

Затейливый орнамент из разноцветного золота окружает резные камеи из малахита на классические сюжеты, сделанные великим датским скульптором Бертелем Торвальдсеном. Набор состоит из из диадемы, ожерелья, большой брошки, пары сережек (одна из которых повреждена, утеряна большая подвеска) и двух браслетов.

Камеи довольно быстро завоевали себе место в светской культуре России: одновременно с первыми приобретениями древнегреческих и древнеримских статуй еще в петровское время началось коллекционирование резных камней. Особенно больших масштабов достигло увлечение глиптикой в царствование Екатерины II, которая даже называла свою страсть «камейной болезнью». Специальные агенты скупали для нее буквально все, что появлялось на художественном рынке, а знаменитые европейские резчики выполняли заказы российской императрицы.

Кроме приобретений античных камей и заказов западноевропейским мастерам Петр I и его преемники были озабочены созданием камейного производства непосредственно в России. Еще при Петре I в Академии наук, а потом – в Академии художеств воспитывались отечественные кадры резчиков по твердому камню.

В изготовление камей были вовлечены мастера всех трех камнерезных фабрик, основанных в XVIII веке в России, но как самостоятельная отрасль производства искусство резьбы камей культивировалось только на Екатеринбургской гранильной фабрике.

В 1781 году уральской Экспедиции мраморной ломки и прииска цветных камней Высочайшим повелением Екатерины II было предписано «достать таких слоистых агатов и других каменьев. коих бы слои состояли из разных цветов параллельных и могли б служить для вырезывания изображений наподобие оставшихся нам от древних, которые обыкновенно камеями называют». В начале 1890-х гг. требовались двух- и трехслойные камни с указанием, «чтоб каждой слой был особого цвету, и ежели можно, то один из оных прозрачной» или «чтоб слои состояли из белого молочного и из другого какого-либо, отличающегося от первого цвета, но только чтоб белый был непрозрачен, без трещин и не грязен. но ежели таковых камней отыскать будет не можно, то к сему годиться могут яшмы полосатые, состоящие из тельных и кофейных полос, но чтоб тельная полоса была. без примеси пятен». Камни, отвечающие условиям, надлежало «обточив в эллипс, фигурно ошлифовав и выполировав» по присланным рисункам и бумажным шаблонам доставить в Петербург, «уведомив о цене за них и за провоз». Каждый кусок подходящего для камей камня был на учете.

К 1780-м годам на Екатеринбургской гранильной фабрике было полностью освоено изготовление изделий из местных твердых пород камня; мастера имели необходимый опыт и соответствующее техническое оборудование. Природные ресурсы Урала предоставляли широкий выбор камней для резьбы камей: в первую очередь это были яшмы, слоистая структура которых позволяла оперировать несколькими, часто контрастными цветами, в пределах одного куска камня, что и требовалось для изготовления камеи. Кроме того, на фабрику специально привозили ониксы и агаты.

В 1787 году Ивану Патрушеву, после изготовления под его руководством первых ваз из твердого камня было «препоручено делание разных редких вещей для Высочайшего двора». Будучи старшим мастером фабрики Патрушев начал готовить «по камню резного дела учеников». В 1790-х гг. при фабрике возник «класс резного художества» в котором «резные печатки и антики по рисункам и образцам делали».

Части парюры великой княжны Александры Павловны. Россия, 1795 г. Золото, серебро, бриллианты, папье-маше,
стекло. Собрание Эрмитажа.

В документах Екатеринбургской гранильной фабрики первое упоминание о камеях относится к 1797 году: там говорится о трех антиках белого мрамора, наклеенных на шиферные пластинки, и двух, вырезанных из орской яшмы.

17 мая 1802 года А.С. Строганов, президент Академии художеств, в ведении которого были и камнерезные заводы, обратился к Экспедиции с предложением: «На Петергофской Гранильной фабрике настоит надобность в людях, имеющих познание резать с антиков, а как при Екатеринбургской Гранильной фабрике таковые имеющие хорошее начало числятся, предлагаю. отобрать желание не хотят ли служить по сему художеству в Петергофе».

Читайте также:
Что такое воблер украшение

Строганов просил «отобрать двоих из тех, кои в Петергоф желание свое объявят», троих же оставить, и не только «к художеству сему назначить, но и обучать далее». Кроме того, «чтоб искусство сие продолжалось большим успехом» Строганов велел направить в Екатеринбург для руководства классом резного художества И.А. Штейнфельда, который занимался вырезанием из камня печатей. Уже в августе Строганову были отправлены две большие партии «печаток с отпечатанными на сургуче слепками».

В первые годы XIX века из Академии художеств на Екатеринбургский завод было прислано большое количество рисунков и гипсовых отливок с античных и западноевропейских камей, чтобы мастера по этим образцам изготовляли свои произведения. Образцы происходили из имевшейся в Академии, составленной, описанной и тиражированной в Дрездене Ф.Д. Липпертом коллекции слепков античных гемм. Уже весной 1803 года в рапорте Штейнфельда фигурируют «пять камей, вырезанных пятью учениками». Убедившись в положительных результатах Строганов распорядился «учеников, которые по классу резного художества упражняются, впредь освободить от грубых работ», но разрешил задействовать их для изготовления ваз.

После смерти Строганова в 1811 году Екатеринбургская гранильная фабрика переходит из ведения Академии художеств под начало Кабинета Е.И.В. Оживление камейного производства началось в середине 1810-х гг., что было вызвано вновь вспыхнувшей модой на камеи. (Осенью 1814 года Жозефина Богарне подарила Александру I знаменитую камею Гонзага, в благодарность за проявленное к ней великодушие).

Начиная с 1816 года отсылки камей из Екатеринбурга в столицу приобретают регулярный характер, готовые изделия отправлялись в Петербург по счету, без названий и сопроводительных списков. Почти все слепки, присланные Академией художеств еще при Строганове были использованы, причем – не единожды, поэтому в 1818 году на фабрику были присланы новые образцы вместе с сопроводительным каталогом. Новые образцы происходили из рукописного пятичастного Описания хранящейся в Эрмитаже Всеевропейской коллекции слепков с резных камней, созданной в конце XVIII века по заказу Екатерины II в Лондоне Джеймсом Тасси. По сравнению с коллекцией Липперта, коллекция Тасси включала гораздо больше слепков с соверменных ему западноевропейских камей.

Камеи, присланные с Екатеринбургского завода в Петербург в 1820 году были сделаны уже по новым образцам, на задней стороне они помечались черной краской номерками, соответствующими нумерации каталога коллекции Тасси. В Росписи антиков, отправленных в Петербург в 1826 году Штейнфельд впервые указал имена создателей камей: А. Панов, А.Пивоваров, С. Одинцов, И. Гагарин, вырезавший на яшмах «Клеопатру» и «Венеру», А. Уваров, Д.Петровский, использовавший в качестве абразива привозной алмазный порошок, а потому выполнявший камеи, отличавшиеся чистотой отделки.

После смерти И.А. Штейнфельда в 1828 году руководство «камейным делом» на Екатеринбургской фабрике перешло к исполняющему обязанности главного мастера и командира фабрики Я.В. Коковину. Несмотря на разноплановую деятельность Коковина по переустройству фабрики, открытию новых месторождений и проч., камеи продолжали производиться в больших количествах.

В 1833-34 гг. из-за вызванного засухой обмеления фабричного пруда были остановлены машины, а мастеров пришлось приставить на изготовление ваз в технике «русской мозаики» и на резьбу камей. Поставки камей в Петербург в эти годы достигли невиданных размеров – до 30-40 штук в год.

Следствием бурного камейного производства стало вновь участившееся повторение одних и тех же образцов, что приводило к некоторому однообразию.

Чтобы этого избежать в 1835 году на фабрику из Эрмитажа была прислана «книга с 48 антическими слепками». Слепки с резных камней выпускались тогда несколькими римскими ателье в расчете на туристский спрос – это были, главным образом, воспроизведения гемм, в которых крупные мастера глиптики XIX века изображали прославленные памятники античной скульптуры (Лаокоон, Дискобол, Аполлон Бельведерский и проч.) Если в обучении уральских мастеров при Штейнфельде преобладал рисунок и камеи их были несколько суховаты, то при Коковине, который больший акцент в обучении делал на лепке, в изделиях появляется большая пластическая свобода.

В 1835 году за подозрения в злоупотреблении служебным положением Коковин был отстранен от должности. В 1839 году должность помощника командира фабрики «по искусственной части» занял А.И. Лютин. Имея право создавать собственные рисунки для камейных изделий на «свободную продажу», он делал их в большом количестве и разнообразном репертуаре.

Однако – это были рисунки не для камей, а для других видов «малой» камнерезной продукции. Это были пасхальные яйца, чашечки, чернильницы, пресс-папье и проч. Подобные вещи, в отличие от камей, пользовались широким спросом. Камейное дело существовало как бы по инерции, новых сюжетов из Петербурга не присылали, партии изготовленных камей становились все малочисленнее.

С 1840-года в камейном производстве углубилось разделение труда: процесс создания камеи распадается теперь не только на главные и вспомогательные работы, но и на отдельные операции. Число авторов одной камеи доходит до четырех. Камеи продолжали резать в Екатеринбурге еще некоторое время, но потом, ввиду отсутствия спроса, производство их совсем прекратилось.

  • Current Mood: peaceful

Источник: elyse-lisette.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...