Ювелирные украшения средняя азии

В статье рассматриваются украшения Средней Азии из серебра изготовленные с древних времен до позднего средневековья. Чаще всего из серебра изготавливали, так называемые туморы применяемые от сглаза женские и детские. Особое место уделяется в статье серебряным бусам и нагрудным изделиям с серебряными монетами .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лунева В.В.

Волжская Болгария / Восток; древняя Русь / Византия. Сравнительная характеристика убора из украшений: шейно-нагрудный ярус, украшения рук

Джурджулештская находка в зеркале ювелирной моды Х-XI вв.
Сравнительный анализ хазарского и славяно-русского убора из украшений к костюму
Плетеные гривны с подвесками-лунницами из Волжской Булгарии: дизайн, атрибуция
Алчедарский клад и центры ювелирного производства Восточной Европы конца ix – начала xi вв.
i Не можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ювелирные украшения Средней Азии из серебра»

ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ ИЗ СЕРЕБРА

Антикварные ювелирные украшения Средней Азии из частной коллекции. Выставка.

Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, г. Ташкент

В статье рассматриваются украшения Средней Азии из серебра изготовленные с древних времен до позднего средневековья. Чаще всего из серебра изготавливали, так называемые туморы применяемые от сглаза женские и детские. Особое место уделяется в статье серебряным бусам и нагрудным изделиям с серебряными монетами.

Ключевые слова серебро, украшение, ковка, зернь, бусы, тумор, монета, оберег, божество, магия.

Серебро — благородный металл. Он легко поддается ковке и литью. Вытягивание из него тончайших нитей, способствует изготовлению определенных предметов ремесла, прежде всего ювелирных украшений. Наиболее распространенное название серебра — фидда. Изделия из серебра упоминаются в Коране, конкретно в таких словах Всевышнего как «Ожерельями из серебра». Бируни написал о серебре: «Сказал Абу-л-Фадл, ал-Аруди ас-Саффар:

«Из-за ценности серебра благодетельного

Поместил его Аллах в сердце скал. » [1, с. 228].

Серебро означает знак Луны, его также относят к богине Иштар, символизирующей плодородие и являющейся покровительницей любви. «Как Солнце овеществлялось в Египте в золоте, так в Ассирии и Вавилоне Луну и богиню Иштар символизировало серебро» [2, с. 49].

Читайте также:
Кто занимается украшением елок

Украшения из серебра эпохи бронзы бусы цилиндрической формы (рис. 1) найдены в Средней Азии найдены в верховьях Зеравшана (Саразм. Таджикистан. III тыс. до н.э.) [3, рис. 77]. Известны и украшения для рук.

К ним, в частности относится серебряный перстень с ромбовидным щитком, на котором изображены знаки, похожие на змей (Согд. Лявандак, II в. до н.э.) (рис. 2) [4, с. 29].

Серебряные бляшки в раннем средневековье изготавливали для нашивки на одежду. Это например, серебряная бляшка «заяц», выполненная в технике басма (Чач. Сайрам-су. IX в.) (рис. 3) [4, с. 46]. Изображение зайца на украшениях редко встречалось в среднеазиатском регионе, по сравнению с другими регионами.

У народов у которых заяц считался символом плодовитости, он чаще был украшением в женских ювелирных изделиях. Он счи-

1 Главный научный сотрудник, доктор искусствоведения.

тался лунным животным и атрибутом лунных божеств. Белый заяц — это божество. Его образ являлся эмблемой долголетия [5].

I — бусы. Саразм. III тыс. до н.э.; 2 — перстень. Согд. Лявандак.

II в. до н.э.; 3 — бляшка «заяц». Чач. Сайрам-су. IX в.; 4 — тумор. Чач. Сайрам-су. Х-ХП вв.; 5 — бусина.

Чач. Сайрам-су. Х-ХП вв. 6 — браслет. Чач. 1Х-Х вв.; 7 — фрагмент браслета

с бубенчиками. Туркмения. XX в.; 8 — нагрудное украшение. Самарканд. Вторая половина XIX в

Особо следует остановиться на серебряных амулетах, так называемых туморах, множество которых найдено в раннесредневековых кладах Чача (Сайрам-су. Х-ХП вв. Ковка, чернь, зернь) (рис. 4) [4, 52-53]. Форма туморов была самой разнообразной — цилиндрической, треугольной, прямоугольной. Такие изделия считались сильнейшей защитой от всяких «нечистых» сил.

Узоры, надписи с изречениями из Корана несли благоденствие и отгоняли негатив. В амулеты помимо благопожелательных надписей закладывали «волшебные травы», соль, уголь усиливающие оберегательную силу. Треугольные амулетики из серебра с подвесками в виде звенящих бубенчиков пришивали на верхнюю детскую одежду. Браслеты с серебряными бубенчиками надевали детям на щиколотки ног (рис. 7).

Большой фантазией отличались мастера, изготовливающие бусы из тонкого листового серебра: округлые, овальные, граненые, украшенные полусферами с зернью по периметру, геометрическими орнаментами и витыми проволочными элементами (рис. 5) (Чач. Сайрам-су. Х-ХП вв. Серебро, басма, чернь, филигрань, витье) [4, с. 54].

Самая распространенная техника при изготовлении ювелирных изделий из серебра — басма с чернением. Басма — это тиснение тончайшего листа серебра в специальной форме с тем или иным сюжетом. Для чернения углубленный орнамент заполняют сернистым серебром. Изделие разогревается для сплавления серебра с этим наполнителем.

Читайте также:
Мелодичное украшение из одного или несколько звуков

Филигрань, зернь также часто применяли при изготовлении украшений из серебра. Филигрань относится к более сложной технике. В данном случае на гладкую и ровную плоскость серебра напаивали орнамент из тонких проволочек в виде ячеек, как говорят, они напоминают соты меда или рыбью чешую. Зернь — это мелкие металлические шарики, из которых составляли геометрический орнамент (треугольники, квадраты, пирамидки), иногда зернью обрамляли детали украшений по периметру.

Серебряные браслеты изготовленные в технике витья также играли магическую роль (Чач. К-Х вв. Серебро. Филигрань, витье) (рис. 6). Как отмечает Д.. А. Фахретдинова: «Витые браслеты Х-ХП вв. представляли собой сложившийся, завершенный тип. Мастера, используя очень простые элементы, разработали различные варианты витья.

Меняя сочетания и чередования дротов, филиграни и проволоки, делая крутые или более плавные витки, они находили новые ритмические решения, меняли игру объемов и бликов» [4, с. 60]. Витые браслеты напоминали свернувшуюся змею, образ которой известен с более древних времен, упомянутый выше, и, очевидно, являлись культовыми, охранными. Ее соотносили с бессмертием. Змея ассоциировалась с культом богини Матери, ее соотносили с плодородием. «И как писал Махмуд Кашгари, в Х! в. существовал и день змеи, и год змеи» [4, с. 60].

К особой категории украшений из серебра можно отнести ожерелья из серебряных монет, поскольку покровительствующие боги, животные (конь,

орел, верблюд, бык), изображенные на таких изделиях, охраняли их владельца [6, с. 103-106; 7, с. 71-77]. Яркий пример такого украшения — самаркандское нагрудное изделие «Тавк» с серебряными русскими монетами с двуглавым орлом (Самарканд. Вторая половина XIX в. Литье) (рис. 8).

На античных монетах из серебра изображались также птицы. Так, на монете из Хорезма изображен правитель Вазамир в короне в виде орла (вторая половина III — начало IV вв. Чекан на монете. В разных традициях его рассматривали как священную эмблему Верховного божества — Одина, Зевса, Юпитера, Митры.

Его жизнь освящена солнцем, считалось, что орел способен долететь до солнца, смотреть на него, не мигая, и соединиться с ним [8]. Орел «олицетворяет царственное могущество правителя, равного по значению солнцу и царю птиц». Двуглавый орел означает возможность усиления власти [9, с. 32].

На одной из серебряных греко-бактрийских монет изображен царь Бак-трии и Индии Деметрий в короне с изображением слона (Ок. 200-185 гг. до н.э.) [10, илл. 25]. В Древней Индии слон — символ священной мудрости, царского достоинства, непобедимой мощи и благоразумия [11].

Читайте также:
Как нарисовать украшения для стола

Монеты применяли в качестве сильных оберегов в детской одежде на местах тела, которые считались наиболее уязвимыми. Об этом пишет исследователь Г.П. Васильева: «Монетами, продолговатыми и круглыми серебряными бляшками и т.п. украшали полы, разрезы и рукава халатов, а главное — спинки халатов или безрукавок» [12, с. 186].

Ювелирные изделия из серебра представители среднеазиатского населения так же, как и многие другие народы, носят и сейчас, веря, что они так же как и раньше охраняют от враждебных сил, способствуют долголетию, плодовитости поддерживают здоровье сердца, легких. Серебряные украшения передают по наследству из поколения в поколение, считая, что их «мало не бывает», как говорится в народной пословице — «кто любит серебро, тот не насытится серебром» [13].

В настоящее время современные ювелиры также изготавливают в технике филиграни с зернью изделия, роскошно украшенные драгоценными камнями, — лазуритом, кораллом, бирюзой, сердоликом. К примеру, серебро с кораллами украшает ожерелья и серьги жителей юга Узбекистана Сурхан-дарьи, а туркменские браслеты и ожерелья в основном инкрустированы сердоликом и т.д. И даже сейчас, много веков спустя, эти ювелирные изделия свидетельствуют «о мастерстве ювелиров прошлого, о корнях, о связи времен» [4, с. 184].

1. Абу Райхан Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей. — Л., 1963.

2. Здорик Т.Б. Камень, рождающий металл. — М., 1984.

3. Саразм. — Душанбе, 2006.

4. Фахретдинова Д.А. Ювелирное искусство Узбекистана. — Ташкент, 1988.

5. Заяц — Энциклопедия символики и геральдики [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://www.symboiarium.ru/index.php/Заяц (дата обращения: 14.08.2016).

6. Лунева В.В. Магическое значение украшений из монет // Нумизматика Центральной Азии VI. Сборник статей. — Ташкент, 2002.

7. Шевяков А.И. Монета в некоторых верованиях и обычаях народов Средней Азии // Нумизматика Центральной Азии IV Сборник статей. -Ташкент.

8. Орел. Символизм — символы. Значение символа Орел [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.newacropol.ru/alexanria/symbols/eagle (дата обращения: 13.08.2016).

9. Ремпель Л.И. Цепь времен: Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. — Ташкент, 1987.

10. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. История искусств Узбекистана. -М., 1965.

11. Слон / Символизм — символы — Значение символа Слон [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.newacropol.ru/Alexandria/sym-bols/elephant (дата обращения: 13.08.2016).

Читайте также:
Что нужно чтобы делать украшения из стекла

12. Васильева Г.П. Магические функции детских украшений у туркмен //Древние обряды верования и культы народов Средней Азии. — М., 1986.

Источник: cyberleninka.ru

Ювелирное искусство Средней Азии

Восточные украшения издавна славились своей необычайной красотой. Ещё много веков назад их привозили в Европу по Великому шёлковому пути. Ювелирное искусство разных регионов Азии отличается используемыми материалами, драгоценными и полудрагоценными камнями, техниками. Мы рассмотрим основные особенности стилистки ювелирных украшений Средней Азии – территории современного Туркмении, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана.

Традиции и техники ювелирного искусства этого большого региона складывались веками, испытывая влияние различных культурных контактов. Наибольшим разнообразием пользовались женские украшения, которые изготавливали из золота, серебра, а реже – из латуни, меди, бронзы и олова, а также полудрагоценных камней и цветного стекла.

Женщины в странах Средней Азии с раннего детства и на протяжении всей жизни носили много украшений. Существует традиция, согласно которой на рождение девочки бабушка обязательно дарила ей первые серьги. Детскую и женскую одежду и головные уборы было принято украшать серебряными подвесками, монетками и бусинами из цветных камней.

Женщины ежедневно носили большое количество украшений – серьги, перстни, ожерелья, медальоны и ожерелья. Однако самое большое количество ювелирных украшений можно было увидеть на девушке в день её свадьбы. Голова, шея и грудь покрывались разнообразными драгоценностями, всего свадебный костюм с украшениями весили до 16 килограмм.

Излюбленным металлом у народов Средней Азии было серебро. Для обработки металла использовались разнообразные техники: гравировка и чеканка, литье, резьба, чернение, филигрань и зернь. Для отделки и украшения чаще всего использовались бирюза, сердолик, коралл и жемчуг.

Вдохновение для создания украшений подсказывала сама природа: рассматривая различные украшения, можно встретить богатые растительные побеги, листья, плоды и зернышки. Кроме того, достаточно часто встречались орнаменты с животными, имевшими символический смысл : птицами, рыбами, змеями и баранами.

Источник: www.gemtech.ru

Ювелирные изделия Средней Азии

Рассказать ВКонтакте Поделиться Facebook Поделиться Google + Отправить WhatsApp

Ювелирные изделия Средней Азии очень разнообразны. Украшения женщин Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств, а также Самарканда отличались особой пышностью, красочностью, часто имели вставки бирюзы и многочисленные подвески из кораллов. Для них характерна многоярусиость отдельных элементов (ценен, подвесок), фирма, восходящая к растительным прототипам (трилистники, бутоны, листочки). Это налобные украшения «тилля-кош» золотые брови, височные подвески, амулеты, серьги и ожерелья.

Kyrgyzstan Ethnic

Бухарскими мастерами делались серьги со светлыми изумрудами, альмандинами и жемчугом. Для всех этих украшений характерен ансамбль и в форме, и в сочетании цвета драгоценных и полудрагоценных камней.

Читайте также:
Как пользоваться рисовой бумагой для украшения торта

туркменские украшения

К камням на Востоке особое отношение, каждый из них имеет свою силу по народным представлениям. Так, бирюза устраняет страх, дает победу над врагом; жемчуг предохраняет от дурного расположения духа, меланхолии и тоски; изумруд укрепляет сердце, устраняет горести и дурные сны, придает человеку очарование; коралл оберегает от дурного глаза; сердолик — камень здоровья, любви, на нем вырезают изречения талисманы. Серебро, из которого сделано большинство украшений, также считается на Востоке оберегом.

Нагрудные украшения для женского костюма туркменские

Очень эффектна инкрустация камнями, особенно бирюзой, на оружии, выполненном мастерами Хивы и Бухары. Иногда ножны украшались цветными эмалями, алмазами, на клинках делалась насечка золотом.

Заметно отличаются от узбекских и таджикских изделий ювелирные украшения Туркмении, Казахстана и Киргизии, в них нет такого многоцветия, они более строги в своем убранстве, монументальны по форме и декору.

Видео: Национальные ювелирные украшения Узбекистана

Туркменские украшения массивны, делались из позолоченного серебра со вставками крупных овальных сердоликов. Строгий гравированный узор «ислими» четко выделяется на поверхности позолоты.

Видео: Традиционные ювелирные украшения Туркмении.

Изделия разнообразны по форме, это нагрудные украшения «букоу», накосники «асыки», наголовные пластины, браслеты «белизики», нашивки на платье. Носили их обычно в большом количестве, поэтому в старинной народной песне поется:

Когда гуси и лебеди поднимаются в небо,
То весь воздух наполнен их голосами.
Когда девушки идут за водой,
То весь воздух звенит от их украшений.

Интересно, что накосники делались в форме сердца, чтобы привлечь, по поверью, избранника.

Казахские ювелирные изделия обычно серебряные, с немногочисленной вставкой цветных камней, часто они украшены накладными треугольничками из мелкой зерни, выполненными штампом. Монументальные и простые по декору браслеты, серьги, кольца выглядят торжественно и благородно. Особенно интересны большие кольца на два пальца для подарка свахе за удачное сватовство, вручаемые ей через год после свадьбы.

Видео: Казахские национальные украшения

Кыргызские украшения имели многочисленные подвески из мелких цепей, завершенных бусинами кораллов, кисти из черного шелка, вставки бирюзы и сердоликов. Ювелирно отделывались туалетные наборы, являющиеся составной частью нагрудных украшений — они были постоянно при себе у кыргызской женщины. Серебряными бляхами покрывались мужские пояса; серебром украшались седла и сбруи коня — гордость каждого кыргыза. У кыргызов был обычай украшать серебром деревянную утварь и детали юрты (например двери), которые красиво выделялись при вечернем тусклом освещении.

Видео: Украшения кыргызского дизайнера на одном из британских сайтов

Источник: www.maxanto.ru

Рейтинг
Загрузка ...