Цель: создание условий для формирования знаний о социальной функции украшений через творческую деятельность.
Задачи:
• формировать у обучающихся практические умения и навыки в восприятии, анализа и оценки произведений искусства, понятия социальной функции декоративно-прикладного искусства;
• способствовать развитию устойчивого интереса к искусству и художественным традициям своего народа, развитию художественного вкуса учащихся;
• формировать умение выполнять эскизы этнических украшений, древнеславянских узоров;
• воспитывать чувство красоты, эмоциональной отзывчивости к произведениям народного искусства.
Читайте онлайн или скачивайте бесплатно и делитесь ссылками на данный конспект для уроков в социальных сетях!
Источник: konspektum.ru
Конспект урока по ИЗО Зачем людям украшения
Выявить роль и особенности украшений и одежды людей Древнего Египта. Сформировать представление о символике костюма данного периода.
Урок ИЗО. Зачем людям украшения?
Образовательные: знакомство с основными частями одежды мужчин и женщин Древнего Египта, элементами украшений, символами власти.
Развивающие: создание условий для развития ассоциативно-образного мышления, творческой фантазии, межличностных отношений.
Воспитательные: воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры.
Для учащихся: краски, кисти, баночка для воды, фломастеры, карандаши.
Для учителя: компьютер, проектор, презентация, фонограмма, раздаточный материал.
Здравствуйте ребята. Прежде чем мы начнем наш урок, мы сначала
проведем тест «Настроение» (Приложение 1). У вас на столах лежат листочки с изображением шкалы до 10 баллов. На этих листочках вы должны отметить свое настроение, с которым вы пришли на урок.
(Дети выполняют задание.)
− Сегодня мы отправляемся в далекое прошлое на 5 тысячелетий назад.
Именно с тех пор берет свое начало одна из самых древних и загадочных цивилизаций. Посмотрите на экран, вы догадались, о какой стране пойдет речь? (Приложение 2; слайд 1).
− Ребята, скажите, благодаря чему мы имеем информацию о жизни древних
египтян, ведь они жили так давно?
− О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую одежду носили,
мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до наших дней рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов Древнего Египта (Приложение 2; слайд 2).
Вам хотелось бы поближе познакомиться с одеждой и украшениями египтян?
− Египетская одежда на протяжении многих веков остается неизменной. В
принципе, речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской.
Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую
набедренную повязку — схенти (Приложение 2; слайд 4), туловище было свободно от одежды.
− Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
− Конечно, ведь Египет очень близко расположен к экватору.
Урок изобразительного искусства 5 класс «Зачем людям украшения»
− Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна
— льняного или хлопкового; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.
− Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке»
прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или двух бретелях (Приложение 2; слайд 5).
Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных
лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти (Приложение 2; слайд 6).
Страной, вы знаете, правил фараон. Знаками царского достоинства фараона
были подвязная борода, корона, посох и полосатый платок — клафт (Приложение 2;слайд 7). Кстати, право носить обувь — простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи — принадлежало только фараону, реже его приближенным.
Египет считают родиной ювелирных изделий. Именно здесь возникли все
виды украшений из драгоценных камней — перстни, броши, серьги, браслеты. Символическими были элементы украшений в виде образов:
— лотос олицетворял собой красоту, бессмертие, вечную жизнь (Приложение 2; слайд 8);
— скарабей был богом утреннего солнца (Приложение 2; слайд 9);
— глаз — защищал от беды и символизировал жизнь после смерти (Приложение 2; слайд 10);
— шар — солнечный диск (Приложение 2; слайд 11);
— ладья — символ неба (Приложение 2; слайд 12).
Эти символы использовались в нагрудных украшениях, подвесках, серьгах и украшали не только женщин, но и мужчин. Самым распространенным украшением было солнечное ожерелье — ускх (Приложение 2;слайд 13). Оно состояло из нескольких рядов бус, символизирующих солнце, в форме разомкнутого круга, с завязками и застежками на спине. Это ожерелье служило своеобразным воротником.
− А теперь, для снятия физической и эмоциональной усталости, сделаем
несколько несложных физических упражнений, «оживляя» древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца (Приложение 2; слайд 14).
Когда ты встаешь и восходишь на востоке — гонишь мрак, то вся земля
торжествует. (Встали, руки вверх, потянулись.)
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. (Кистями рук делаем
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. (Руки в стороны, изображаем
Сияние твое проникает в глубину вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
(Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.)
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.
−Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Что больше всего вам
понравилось? (Ответы детей.)
— Теперь возьмите свои листочки с тестом и отметьте свое настроение, с
которым уходите с урока.
Источник: for-teacher.ru
Урок «Зачем людям украшения»
одежда открытая, легкая, светлая подчеркивает смуглость кожи.
Фараон — полновластный правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле.
Египетские пирамиды стр. 112-115.
Участвуют в беседе, определяют термины. Ставят перед собой цель учебной деятельности
- определяют цель, проблему учебной деятельности;
- осознают свои интересы
II Изучение нового материала
- Комментарии учителя по тексту ученика. Акцентирует на название элементов одежды.
- Фараон – головной убор, полосатый платок – клафт, священные символы – у e рея (кобра защитница), тиара – двойная корона, скипетры – стр. 109
- Одежда мужчин – набедренник из набедренник изысканной формы и дорогой ткани , пояс.
- Женская одежда — калазирис, знать носила дорогие ткани и украшения.
- Жрецы – шкура леопарда, верховный жрец – серебряные звезды.
- Одежда воинов – простой набедренник в форме цвета сердца с кожаной вставкой.
- Одежда простых людей — льняная, кожа грубой выделки, украшения из глины
- Ремесла Древнего Рима.
Вывод: костюм состоящий из костюма, прически, головного убора, обуви, (пояс, воротник, украшения) – определял его место и роль в данном общении
Ювелирные украшения египтян:
- нагрудные украшения;
- скарабей – символ бога утреннего солнца;
- изображения священной змеи – символ власти;
- глаз-уаджета – защита от беды;
- пектораль – крашение умершего фараона;
Символическое значение цвета
- золотисто-желтый – солнце, белый – луна, зеленый воскресение природы, плодородие;
- синий – вода, небо.
Вывод Декор – средство выполнения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представление о прошлой жизни
Читательская компетентность. Читают текст учебника (по цепочке) стр. 108-110
Источник: vsesdali.com