1. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
2.
Египтяне жили в долине
реки Нил. Яркое солнце,
теплый влажный климат
создали прекрасные
условия для жизни
людей, повлияли и на их
одежду.
3.
Цель нашего урока:
Познакомиться с ролью декоративного
искусства в эпоху Древнего Египта, а
также узнать о символике украшений и
одежды этого периода.
4. План:
Одежда фараона
Женская одежда в Древнем Египте
Одежда жрецов, чиновников, воинов
Ремёсла Древнего Египта
Символика
Ювелирное искусство
5.
Фараон – правитель
Египта – почитался как
сын Бога на Земле.
6.
Клафт – полосатый платок
7.
Два скипетра –
изогнутый жезл и
трёххвостый бич,
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
а также
искусственная
борода были
знаками царского
достоинства,
могущества.
8.
Основной частью
мужского костюма
был набедренник,
или передник,
крепившийся на
поясе.
9.
Женщины высших сословий
носили
пышный
парик
с
бесчисленным
количеством
косичек, который украшали
нарядная
повязка
или
металлический обруч.
10.
11.
Одежда жрецов и чиновников
Шкура леопарда была верхней одеждой
жрецов.
12.
Одежда воинов
13.
Гончары, камнетёсы, резчики, литейщики,
ткачи, ювелиры – создавали произведения
декоративного искусства, поражающие
тонкостью работы, высоким
художественным мастерством.
Например, туалетная ложечка для косметики в форме
плывущей девушки.
14.
Лотос – один из самых значимых символов. Он
олицетворял собой красоту, бессмертие и
вечную жизнь.
15.
Ваза из алебастра.
16.
Древние египтяне строили пирамиды –
усыпальницы фараонов.
17.
Для царской мумии изготавливали из
камня, ценных пород деревьев с узорной
позолотой саркофаги.
18.
Например, саркофаг
фараона Тутанхамона.
С каким великолепием
и мастерством
украшена его
поверхность рядами
мельчайшего
орнамента, как
гармонично сочетание
цветов,
подчёркивающих
сияние золота.
19.
Маска фараона
Тутанхамона.
20.
Скарабей – был символом бога утреннего
солнца, катящего диск по небу так же,
как жук катит навозный шарик по песку.
21.
Часто на украшениях
встречаются
изображения:
священной змеи (урея)
22.
Ладьи вечности (этот символ связан с
ИЗО 5 класс (Урок№10 — Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.)
представлением о дневном и ночном
плавании солнца – Ра по небесному и
подземному Нилу)
23.
Глаза-уаджета, защищающего от любой
беды и символизирующего воскресение
после смерти (правый глаз означал
Солнце, а левый – Луну)
24.
Пектораль
фараона
Тутанхамона
25.
Цвет тоже имел
символическое значение:
•золотисто-желтый –
обозначал солнце
•белый – луну
•зеленый – воскрешение
природы и её плодородие
•синий – небо и воду.
26.
Практическая работа:
Выполните гуашью эскиз одного из
украшений в стиле древнеегипетского
искусства: ожерелья, подвески,
нагрудного украшения-пекторали,
браслета.
Используйте в декоративной композиции
знаки-символы, выстраивая их в
причудливый узор.
Источник: ppt-online.org
Презентация на тему по изобразительному искусству на тему Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (5 класс)
С давних времён человек украшал себя и предметы, которыми пользовался.
- Главная
- МХК
- Презентация по изобразительному искусству на тему Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (5 класс)
Слайды презентации
Слайд 1 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Слайд 2 С давних времён человек украшал себя и предметы,
которыми пользовался.
Слайд 3 Даже тогда украшение представлялось людям делом не менее
важным, чем самая полезная и необходимая работа
Слайд 4 Например, воины разрисовали своё тело устрашающими узорами перед
тем, как выступить против другого племени.
Они стремились защитить
себя, повергнуть в страх своих врагов
Слайд 5 Древний охотник украшал себя необычным ожерельем из клыков
хищных зверей.
Каждый клык в украшении означал убитого зверя.
Это
была демонстрация перед соплеменниками своей ловкости, силы.
Слайд 6 Вождь племени носил пышный головной убор из перьев,
яркие украшения, наносил на тело татуировки.
Так он мог выделить
себя среди окружающих, обозначить своё особое положение.
Слайд 7 Шотландский король в прошлые века носил семицветную одежду,
его придворные надевали костюмы только из пяти цветов, а
простолюдины – однотонные
Слайд 8 Короли, цари облачались не просто в роскошные и
декоративные, а как бы символические одежды
Слайд 9 Их костюм подчёркивал, что они – первые лица
в государстве
Слайд 10 Великий государь-самодержец всея Руси в торжественные моменты облачался
в драгоценные одежды, расшитые золотом и серебром, унизанные рубинами
и изумрудами.
Слайд 11 Государево облачение состояло из платна, украшенного круглым оплечьем
— бармой
Царское платье олицетворяло силу, достоинство и могущество
Русского
государства.
Слайд 12 Облачение царя дополняли скипетр и держава, которые символизировали
его власть над миром, а также царский венец
Слайд 13 Царский трон. Сама его форма является украшением, он богато
и изысканно отделан.
Во время торжественных церемоний на него восходит
царь или король, и тогда трон обретает высшее общественное звучание.
олицетворяет силу и могущество государства и того, кто им управляет.
Источник: findtheslide.com
«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет».. урок изо Древний Египет. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 67.5 Kb.
Предмет: Изобразительное искусство
Тема: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет».
Учебно-методическое обеспечение: учебник Н.А. Горяевой «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс», авторская презентация к уроку, наглядное пособие, таблица символов древнего Египта.
Время реализации занятия: 45 минут
Цель деятельности учителя: организовать работу поформированиюзнаний о роли искусства в древнем Египте.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные: умеет проводить самооценку при освоении художественной культуры древнего Египта. Воспринимает и оценивает роль декоративного искусства в жизни человека.
Предметные: имеет первоначальные представления о роли искусства в жизни людей древнего Египта.Определять роль декора костюма не только как украшения, но и как социального знака. Овладеть элементарными практическими умениями и навыками.
Метапредметные:
Познавательные: Анализирует объекты с целью выделения существенных признаков. Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Регулятивные : Планирует и выполняет практическую работу для достижения цели.
Коммуникативные: умеет работать в группе, умеет вести диалог, слушать собеседника, анализирует и обсуждает работу одноклассников с позиции творческой задачи.
Образовательные ресурсы. Учебник Н.А. Горяевой «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс», рабочая тетрадь, авторская презентация к уроку, наглядное пособие, таблица символов древнего Египта, акварель, гуашь, карандаши.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Организационный момент. (1 мин).
1 «Начало образовательного мероприятия» (2мин)
Приветствие:
Учитель: «Здравствуй, солнце, я твой лучик»
Учащиеся: «Здравствуй – я от солнца ключик (хором)»
Учитель: Рассмотрите слайды №2, №3.
— Попробуйте определить, о чем будем говорить на уроке?
Учащиеся: О Древнем Египте.
Учитель: Как вы узнали?
Учащиеся: по костюму, украшениям и пирамидам.
Учитель: На какие вопросы хотели бы получить ответ?
Учащиеся: (предположительно) Что я хочу узнать на этом уроке? Чему я могу научиться на этом уроке?
Учитель: Ответ запишите в тетради.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (3 мин)
Учитель: обращается к классу предлагая вспомнить, пройденный материал из раздела «Связь времен в народном искусстве».Выводит на экран проектора вопросы.
Какие игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, вы знаете?
Какие виды народных художественных росписей вы знаете?
О чем бы ты стал говорить, если бы речь зашла о народных промыслах?
Учащиеся: отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, корректируют друг друга…
Погружение в тему
Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока (5 мин)
Учитель: Слайд №4. Сегодня постараемся ответить на вопросы: Зачем людям украшения? Какую роль играет декор в положении человека в обществе?
Люди украшали себя с давних времен. Когда еще не было никакой другой одежды, кроме шкур животных, были украшения из ракушек и клыков животных.
– Представители древних африканских племен наносили на тело шрамы с целью обозначения своего социального статуса или в процессе ритуальных обрядов. Ритуал нанесения шрамов был у них развит для отличия принадлежности человека к какому- либо племени. У некоторых племён он был ритуалом принятия в мужчины и воины.
— Какие украшения сейчас используют люди?
Учащиеся: Перечисляют современные украшения.
Учитель: – В наше время, где можно встретить роспись по телу, лицу? С какой целью ее делают?
Учащиеся: В цирке, театре, на вечеринках, футбольных матчах, профессиональных конкурсах и фестивалях т.д. Роспись используется для эстетических целей.
Вывод: В древности росписью по телу и лицу люди пытались защитить себя и устрашить врагов. А в современном мире – для красоты, привлечения к себе внимания.
2 «Работа над темой» Передача информации (3мин)
Учитель: Прослушайте стихотворение и определите, о какой стране идет речь?
На плите, на саркофаге,
на папирусной бумаге
и на всем, что видит взгляд,
иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки,
загогулины, кружочки.
Всё знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!
Учащиеся: Слушают стихотворение, определяют название страны – Египет.
Учитель: — Эта страна – родина одной из самых древних культур, удивительная, полная загадок и чудес страна, одна из первых цивилизаций, отдаленная от нас несколькими тысячелетиями. Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.
Скажите, благодаря чему мы имеем информацию о жизни древних египтян, ведь они жили так давно?
Учащиеся: мы получаем информацию, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.
Учитель: Верно, благодаря им, мы очень многое сейчас знаем о том, как жили египтяне, в каких богов верили, какую одежду носили. Из всего вышесказанного вы можете сформулировать тему урока? Поставить перед собой задачу?
Учащиеся:(примерные ответы)Одежда и украшения древних египтян. Узнать какие символы, одежда и украшения были в древнем Египте.
Проработка учебного материала (3 мин)
Звучит народная египетская музыка «Египетская кобра». Слайд №5
Учитель: Что вы знаете о Древнем Египте? Где находится Египет? Кто такой фараон?
Учащиеся: На берегу реки Нил. Фараон — царь, правитель.
Учитель: Правильно. Фараон-сын Бога, нарядная одежда выделяла его среди других, клафт, священные символы – урея, грифон, корона –тиара, два скипетра- изогнутый жезл и треххвостый бич и искусственная борода.Что такое пирамида?
Учащиеся: Гробница фараона
Учитель: Каждый фараон старался поразить величиной своей пирамиды и роскошью. Как вы думаете, зачем? Почему в гробницах фараонов хранились вместе с мумией несметные сокровища: браслеты, подвески, кинжалы, мебель, посуда?
Учащиеся: египтяне думали, что после смерти человек просто отправляется в другой мир и поэтому клали в гробницу всё, что может пригодиться человеку в загробной жизни
Учитель: Какие украшения, одежду носили в Древнем Египте?
Решение учебной задачи. Первичная проверка понимания, выраженная в самостоятельной работе учащихся. (7 мин)
Учитель: Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти. Туловище было свободно от одежды. Почему, как вы думаете?
Учащиеся: в Египте очень жарко круглый год.
Учитель: Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового (хлопок в то время ещё называли «шерстью дерева»). Украшали схенти цветным поясом и геометрическим узором.
Бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета
Мужчины тщательно брили волосы и для защиты от жарких солнечных лучей носили парики из овечьей шерсти или растительных волокон.
Обувь имели право носить только фараоны – сандалии. Из пальмовых листьев, а затем и кожи.
Традиционным украшением и мужчин и женщин был ускх — воротник – ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.
— Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая длиной до лодыжек рубашка калазирис. На одной или двух бретелях. Иногда шили рубашку с глубоким вырезом на груди. Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным количеством косичек, который украшали нарядная повязка или металлический обруч.
Дома египтянки одежду не носили, но украшали себя ожерельями, браслетами и цепочками. Вот такие особенности древнеегипетского костюма.
— Особое место в костюме занимал головной убор. Двойная шапка египетского, фараона символизирует его власть над Верхним и Нижним Царствами.
Учитель: Атеперь вы разделитесь на 3 группы и ответите на вопросы.
Учитель раздает карточки с иллюстрацией и вопросом. (Приложение)
1 группа: Можем ли мы определить по мужскому костюму социальную принадлежность человека?
2 группа: Можем ли мы определить по женскому костюму социальную принадлежность человека?
3 группа: Можем ли мы определить по украшениям, головным уборам социальную принадлежность человека?
Учитель корректирует работу каждой группы наводящими вопросами, по ходу ответа демонстрируются слайды № 9, №10, №11,№12
Вывод: одежда имеет важное значение в жизни человека, определяет его статус и означает разницу между отдельными классами и род занятий; только украшения, головные уборы, отделка костюма и качество ткани.
«Завершение образовательного мероприятия»
Реализация построенного проекта (5 мин)
Учитель: Давайте познакомимся с искусством древних ювелиров, работавших при дворе фараона. Это нагрудные украшения, подвески, ожерелья, браслеты, серьги. Материалом для них служили золото, драгоценные камни, цветная смальта.
Рассмотрите их на слайдах №13, №14, №15, №16, №17.
— Гармонично ли сочетаются цвета изделий, подчеркивают ли они сияние золота?
— Какие символы они включают в себя? Что изображено на этих украшениях? Чтобы ответить на эти вопросы откройте учебник на с. 115-116. Рассмотрите древнеегипетские символы, прочитайте, что они обозначают. Цвет тоже имеет символическое значение.
Прочитайте в учебнике символическое значение цвета.
Учитель: Сегодня на уроке перед вами стоит задача выполнить эскиз украшения по представлению. Выполни эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства: ожерелья, подвески, нагрудного украшения – пекторали, браслета.Продумай форму и укрась предмет.Используй характерные знаки-символы и сочетание цветов. (Слайд 18, 19)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (11 мин)
- Замысел
- Расположение композиции на листе
- Выполнение рисунка в карандаше
- Выполнение рисунка в цвете.
Учитель: Проанализируйте работы в соответствии с поставленной задачей: выполнить эскиз украшения по представлению.
- Аккуратность
- Эстетичность
- Соответствие полученным знаниям
- Цветовая гамма
Во время самостоятельной работы звучит мелодия на египетский мотив «Фараон».
3 Включение в систему знаний и повторение (2 мин)
Выставка работ учащихся
Учитель организует повторение, раздает памятки учащимся с кратко изложенным материалом урока.
Египет – это страна, которая находится в Африке.
Правителей Древнего Египта называли фараонами. Они строили пирамиды – гигантские гробницы. Самая высокая пирамида — пирамида Хеопса. Её высота составляет 146.6 м.
Из-за жаркого климата одежда египтян была лёгкой. Мужчины носили схенти (набедренную повязку), ускх (ожерелье – воротник), сандалии (носили только фараоны), а так же парики из овечьей шерсти или растительных волокон.
Женщины носили калазирис (рубашка до лодыжек, повторяющая силуэт, поддерживаемая 1 или 2 бретелями – лямками), а дома они ходили обнажёнными.
Рефлексия учебной деятельности (2 мин) слайд №20
- Сегодня я узнал …
- Теперь я могу…
- Меня удивило…
- Через украшения древние египтяне выражали…
- Украшения в Древнем Египте выполняли роль… Слайд №21
Домашнее задание: (1 мин)
По выбору. Приготовить сообщение о древнеегипетских символах.
Предмет: изобразительное искусство 5 класс.
— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
— Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Метапредметные УУД:
— Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
— Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
— Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные УУД:
— характеризовать особенности декора костюма не только как украшения, но и как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
— воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
— выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
Источник: topuch.com