Познакомить учащихся с понятием украсить , значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль хозяина. Воспитывать любовь к истории, к народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (краски «аквагрим», кисти).
Урок изучения новых знаний.
Планируемые результаты (предметные ПР)
Понимать какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям.Уметь характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
— Уважительно относиться к культуре народного искусства;
Урок ИЗО в школе. 5 класс. Урок № 20. «Костюм Древнего Китая».
— понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
— уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
УУД Метапредметные (МПР)
— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
— овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
— использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.
— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;
— уметь организовать место занятий.
Предметы ДИ несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит… Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени и т.д.
Учебник. Презентация «Зачем людям украшения». Иллюстрации с изображениями украшений и росписей тела. Краски по телу «Аквагрим», кисти
-проверка готовности к уроку;
— мотивация к учебной деятельности.
1СЛслайд1 Звучит музыка (песня
— Добрый день, ребята. Надеюсь, что сегодняшний урок поможет каждому из вас раскрыть внутри себя художника.
Ребята, а вы любите рисовать?
А с каким настроением вы рисуете?
Урок ИЗО 5 класс «Одежда Западной Европы»
Давайте, с вами определим наше настроение. Предлагаю небольшое творческое задание. У вас на столах лежат листы. Пока они совершенно чистые. Наполните этот лист своим настроением, с которым вы пришли на урок. Для этого наберите на кисть краску, цвет которой вам нравиться.
Капните краску на лист, с помощью трубочки раздуйте получившуюся кляксу. У меня вот такое замечательное, радужное настроение. Покажите всем какое у вас настроение.
Положите рисунки на край стола.
Психологический настрой к уроку.
Выполняют вместе с учителем
П — Развитие мыслительной активности
К — Создание ситуации успеха
К — Умения слушать и слышать.
Р — Волевая саморегуляция
СЛАЙД . К нам пришел необычный гость, отгадайте загадку.
М ы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Сегодня мы работаем в группах.
Снеговик прислал вам зашифрованное задание. Откройте конвертики и выполните задание.
-Что у вас получилось?
3 СЛАЙД . (По щелчку — колье, серьги, колье)
— Каким одним словом можно назвать эти предметы? (украшения)
Объясните значение слова украшение? — если мы обратимся к толковому словарю русского языка Сергею Ивановича Ожегова найдем такое определение:
4 СЛАЙД . Украшение – это предмет, украшающий собой кого-то или что-то. (словарь Ожегова)
3.Постановка учебной задачи.3 мин.
— А вы можете назвать тему урока?
5 СЛАЙД . Верно тема нашего урока «Зачем людям украшения»
6 СЛАЙД . Продолжите…
1. Я хочу узнать… что такое украшение и зачем они людям
2. Я хочу научиться… красиво и творчески украсить что-либо. )
3. Работать командой: дружно, активно.
Фронтальная работа с учителем. Диалог.
.( спрашиваю у 1й группы)
П – Выявление логических связей
Классификация объектов, анализ.
П — Постановка цели, учебной задачи
К — Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Решение учебной задачи
Предлагаю вам побыть искусствоведами и ответить на вопрос «Зачем людям украшения»
— Откройте сто шестую страницу и найдите ответ.
НА ДОСКЕ. «Зачем людям украшения?»
( Украшения – это работа
Это социальный статус, это особое положение
Это сила, достоинство и могущество
-А теперь ребята вы должны выяснить ЧТО И КАК УКРАШАЛИ ЛЮДИ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ. У каждой группы задания в конвертиках №2
1 группа: Как и для чего украшал свою одежду? Какую ошибку допустил Снеговик в этих рисунках?
2 группа: Как и для чего украшал предметы? Чтобы ответить на вопрос сравните игрушки.
МАТРЕШКА ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
3 группа: Как и для чего человек украшал свое тело? Сравните
РОСПИСИВ ДРЕВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Знакомство с новой терминологией. Формирование первичных знаний для работы на уроке.
Первичная проверка знаний
1 группа исследователей, вы готовы? ( по одежде определяют статус, положение в обществе) СЛАЙД .( вождь и царь)
2 группа ваш ответ. СЛАЙД (матрешка и дымковская игрушка)
3 группа СЛАЙД (АБОРИГЕН И ДЕВОЧКА). Слушаем вас
ЭТО ИНТЕРЕСНО. А знаете ли вы, что на всемирной выставке в Брюселе, нашей матрешке присуждена золотая медаль как самой красивой игрушке. Ребята, существуют музеи игрушек, например, в Новосибирске, Санкт-Петербурге.
— А какие игрушки из Республики Алтай мы отправим, в Музей игрушек? (ответы детей)
А я хотела отправить игрушки наших мастеров, которые сделаны из кости. Посмотрите, какие они красивые.
( Разумеется, в цивилизованном мире, роспись по телу утратила свои первоначальные функции. Теперь, нанося на тело рисунки, люди не стремятся напугать кого-либо или похвастаться своим положением. А в современном мире – для красоты, привлечения к себе внимания. )
— Ребята, знакомы ли вы с таким искусством как «Боди-арт»?
13 СЛАЙД. Боди — арт (англ. body art — «искусство тела») — одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека
Фейс арт – это одна из подгрупп боди — арта. В отличие от остальных, он работает исключительно с лицом, не касаясь остальных частей тела.
14 СЛАЙД. Физминутка: А сейчас давайте отдохнем. Повторяем движения за Снеговиком. (1 мин ) .
Диалог с учителем. Вопрос-ответ.
П — Поиск и выделение необходимой информации.
П — Повышения мотивации учебной деятельности.
Р — Структурирование знаний
Практическая работа. Постановка художественной задачи.
— методические указания к работе.
(Стук в дверь). Посылка от Снеговика.
— Что за краски прислал нам Снеговик! Посмотрите! РАЗДАЮ ГРУППАМ
-Так это не просто краски, а еще и приглашения! (К краскам аквагрим с обратной стороны прикреплены приглашения)
Кто желает прочитать? Прочитайте: «Доброго времени суток, дорогие Друзья! Я несказанно рад сообщить вам, что вы приглашены в Новогодний бал-маскарад. Чтобы попасть на маскарад, вам достаточно прийти в образе сказочных зверей»
-2-я группа, а вы в каком образе? (супер герои, )
3-я группа? (феи и эльфы)
Ребята, значит Снеговик прислал эти краски не просто так, а мы чтобы попасть на карнавал, создаем какой-то образ. Правильно?
В начале урока мы с вами провели тест на аллергию. Посмотрите есть ли у вас покраснение.
Кто-то из вас будет мастером по гриму, а кто-то моделью, т.е. работа в паре.
Этапы работы, а также все необходимое: кисточки и эскизы у вас на столах.
15 СЛАЙД . Работа над имитацией боди – арта на лице (руках).
16 СЛАЙД . Аквагрим для начинающих. Этапы работы:
Убрать волосы с лица
Проверка на аллергию: нанести краску на небольшую область кожи и подождать пару минут. Если нет реакции, то продолжайте.
1.Выбрать эскиз и тоненькой кисточкой наметить границы.
2.Нанесение тона. Можно губкой. Смочите и отожмите губку; потрите ее о краску. Равномерно распределите тон по лицу, если вам он необходим.
3.Для прорисовки контуров возьмите тонкие и толстые кисти.
Желаем вам фантазии и творческого вдохновения.
ЗАКРЫТЬ СЛАЙД. ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ. УБРАТЬ ЛИШНЕЕ НА ПАРТАХ.
Составление этапов работы.
Источник: nsportal.ru
Зачем людям украшения
Когда человек начал украшать себя?
В древности татуировки, ожерелья,
браслеты имели магическое
значение, ими люди не столько
украшали, сколько пытались
защитить себя от злых сил и
привлечь добрые. И лишь позднее
украшения приобрели декоративное
значение. Но, как и любая личная
вещь, они могут много рассказать о
своем владельце.
5.
Сначала люди украшали себя рисунками и
татуировками на теле.
Позднее, с развитием техник обработки
различных материалов, появились браслеты,
кольца, подвески из дерева, металла, стекла.
Самым древним и распространенным
украшением было ожерелье, браслеты носили
на руках, ногах, на пальцах ног, повязки — на
поясе и на лбу.
Племя Мурси Эфиопия
6.
Скифское ожерелье
Скифский гребень
7.
Красота в украшениях,
прическах, одежде у
разных народов разная.
8.
1. Красный цвет приносит счастье, 2. Индейцы зуни приобрели славу
поэтому кораллов и сердолика на
искусных ювелиров благодаря
буддистке из Тибета должно быть технике инкрустирования бирюзой.
много. В молельных коробочках
Ожерелья из этого камня
гау на голове спрятаны амулеты.
символизируют молодость
женщины.
9.
Наличие , количество и сложность украшений говорит о
статусе владельца.
на острове Новая Гвинея головной убор из
перьев попугая имел право носить только
вождь.
Древний Египет. Клеопатра
10.
Украшения в средние века вплоть до
девятнадцатого века были сильным средством
социальной дифференциации.
В Европе было запрещено носить определенные
фасоны платьев и дорогие украшения
Источник: ppt-online.org
Презентация к уроку ИЗО-5 класс «Зачем людям украшения»
В древности татуировки, ожерелье, браслеты имели магическое значение, ими люди не столько украшали, сколько пытались защитить себя от злых сил и привлечь добрые. Это позднее украшения приобрели декоративное значение.
Красота в украшениях разных народов разная.
бижутерией, но и
Роль декоративного искусства в жизни Древнего Египта
Самые распространенные украшения были ожерелья, браслеты, серьги.
Глаза — уаджета
Защищает от любой
беды и символизирует
смерти ( правый глаз
обозначал Солнце, а
Подвеска со скарабеем
Скарабей — символ бога
утреннего солнца, катающего
диск по небу так же, как жук катит
навозный шарик по песку
Золотая серьга с соколом
Символическое значение цвета:
Золотисто – желтый – солнце,
Зеленый — воскресение природы,
Синий – небо и вода
Древнеегипетская символика
- Лотос;
- Глаз — уаджет;
- Скарабей;
- Священная змея;
- Знак жизни;
- Ладья вечности (путь Солнца по небу);
- Знак силы.
Для чего нужны людям украшения?
Выполни эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства
Источник: kopilkaurokov.ru