Зачем украшения в иконах

Предлагаем вашему вниманию рассказ о двух самых почитаемых иконах в нашей обители, а также интервью с одним из церковников о том, что значит чудо, почему столько украшений находится около иконы «Всецарица», и о многом другом.

08.03.2023 Ксения Курдюкова 2 150

Одной из самых почитаемых икон обители является чудотворный список Валаамской иконы Божией Матери. Оказавшись в соборе, а точнее, в нижнем храме, освященном в честь преподобных Сергия и Германа, можно заметить, что паломники, приехавшие в монастырь, останавливаются и молятся чаще всего именно у этого образа. Многие из них надеются получить помощь, заступничество, а порой и исцеление после своих молитвенных обращений.

Валаамская икона Божией Матери является одной из главных святынь монастыря. Она знаменита тем, что её обретение состоялось благодаря указанию самой Царицы Небесной и совпало с исцелением от тяжкого недуга одной благочестивой женщины .

Для чего иконы украшают драгоценностями?

Еще одн ой из особо почитаемых икон, как на Валааме, так и во всем православном мире, является икона Божией Матери «Всецарица», также известная, как «Пантанасса».

Список с чудотворной иконы «Всецарица», который был специально написан для Валаамской обители, был привезен с Афона еще в далеком 2002 году. Тогда же был отслужен первый молебен. С тех пор он совершается на Валааме каждую среду. Летом, в паломнический сезон, на нём присутствует множество людей, среди которых есть паломники и туристы, волонтеры и трудники.

В монастырском архиве хранятся записи о том, как люди после молитвы ко Пресвятой Богородице, преподобным Сергию и Герману или другим валаамским святым, получали просимое. Например, исцелялись от тяжелых недугов или по их горячим мольбам рождались долгожданные дети.

Несколько историй, которые красноречиво говорят о том, что Заступница Небесная и святые слышат наши молитвы и ходатайствуют за нас пред Господом.

«Я, раб Божий Андрей из Нижнего Новгорода, сообщаю, что мой сосед Александр после тяжелейшей операции совершил вместе со мной поездку на о. Валаам с целью посетить Спасо-Преображенский собор. Операция проводилась по поводу рака кишечника. Он был почти полностью удалён. Вот уже более шести лет он пребывает в добром здравии, болей нет. Слава Богу, по молитвам пред валаамскими святынями выздоровел хороший человек», 2017 год.

«Я, раба Божия Ирина, была на Валааме, в храме и просила Пресвятую Богородицу о рождении ребенка. Это было в июне 2006 года. Случилось чудо, и в 37 лет у меня родился сын Алексей. Сегодня, в праздник преподобных Сергия и Германа, мы приехали поблагодарить Пресвятую Богородицу. Душа моя радуется, благодарность безграничная», 2018 год.

Прочитав большое количество записок, в которых описываются различные чудеса, мы загорелись идеей написать об этом книгу. Взяв благословение у Игумена монастыря епископа Панкратия, мы стали действовать в этом направлении.

Украшения на иконах. Зачем?

Для начала поговорили с одним из церковников, специализацией которого является общение с паломниками относительно чудес и все другие заботы, связанные с валаамскими святынями, и узнали у него, что значит чудо лично для него, откуда столько украшений, которые можно увидеть у иконы Божией Матери «Всецарица», и о том, какие чудеса лично он видел в своей жизни.

— Добрый день. Заходя в собор и оказываясь у иконы «Всецарица», люди замечают то, что около неё размещено множество украшений, с чем это связано?

— Связано с тем, что люди оставляют свои приношения в благодарность за исцеления, за чудесное дарование им детей или другую важную для них помощь от Господа, Пресвятой Богородицы или валаамских святых. Бывает иногда оставляют с просьбой о помощи, заранее.

Я церковник уже три с половиной года, и все это время, особенно летом, когда паломнический сезон, люди постоянно передают украшения. Но на самом деле все эти украшения не только «Всецарице». Еще и Валаамской иконе Божией Матери, а также преподобным Сергию и Герману чудотворцам. Просто других мест для этих украшений пока в нижнем храме не предусмотрено.

— Не могли бы Вы поподробнее рассказать о том, как получилось так, что украшения начали размещать именно около иконы «Всецарица»?

— Всё началось с того, когда ризничным был иеромонах Алипий (прим. ред. – сейчас ризничим является иеромонах Вениамин), он долгие годы собирал эти украшения и хотел их развесить, но на это всё не было времени. В какой-то момент его назначили начальником Всехсвятского скита и, перед этим он подошёл ко мне, и отдав два полных пакета приношений, благословил их повесить. Некоторые украшения тогда уже были размещены у иконы, но их было совсем немного.

Читайте также:
Как завязывать узел для украшений

И я начал их распределять, при этом понимая, что на это уйдёт много времени. Так много украшений и я еще медленно всё делаю. И времени свободного почти не было. Думаю, как всё это развесить? А мы тогда втроем жили в труднической гостинице.

Один брат заболел коронавирусом, и его перевели в лазарет, а нас двоих, как потенциально зараженных «закрыли» на неделю, чтобы мы других отцов и братьев, не дай Бог, не заразили. Мы не могли выходить никуда. Столяр сделал нам рамку, и мы с братом вдвоем с утра до ночи практически только этим и занимались. Всё свободное время вешали украшения и внимательно читали записки, относящиеся к ним. Там, в записках, удивительные вещи были, благодаря которым мы значительно укрепились в вере.

— Какие истории, чудеса, Вам больше всего запомнились?

— Да, помню были какие-то невероятные истории. Выписали человека домой умирать, с четвертой стадией рака, и он помолился перед иконой «Всецарица» и полностью исцелился. У кого-то не было детей, чуть ли не бесплодие. Молились преподобным Сергию и Герману и родилась сразу двойня.

— За трапезой вам ежедневно читают жития святых, в том числе древние патерики III-V веков, где достаточно необычные для нашего времени чудеса. Такие как, например, получасовое стояние аввы Коприя посреди костра. Верите ли Вы в них?

— Конечно верю. Это, несомненно. Я думаю в наше время мало таких чудес происходит только потому, что возросло какое-то всеобщее нерадение и ослабление веры. А у древних отцов она как раз была. Они всецело посвящали себя Господу.

Когда человек полностью посвящает себя Богу, Господь в его жизни всё управляет. В Евангелие Он заповедовал: «ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам».

А мы не на волю Божию, а все-таки на свои силы больше рассчитываем. Что-то копим, заготавливаем. Всё думаем, а вдруг тогда-то такое-то событие произойдёт. Надеемся больше не на Бога, а на свои земные упования, на людей, на свои силы. А если взять пример древних святых, в том числе из патериков, то они как раз всецело посвящали себя Богу, и Он им всё давал.

На эту тему как раз история была. Ученик со Старцем шли возле солёного моря. Ученик захотел пить. Старец набрал воды, помолился и вода стала пресной. Ученик напился и хотел еще набрать, про запас. Старец говорит: «Зачем ты набираешь?». Ученик ему отвечает: «Вдруг мы еще в дороге пить захотим».

На что Старец ему говорит: «И здесь Бог и там Бог». И мы как этот ученик. И я точно такой же, живу намного хуже того ученика. Но всё равно, иногда прижмёт и кроме Бога не на кого уповать. И тогда люди к Богу с горячей молитвой обращаются, и Он действительно им помогает.

— Как Вы думаете, почему не все получают просимое? Не все исцеляются?

— В первую очередь надо, чтобы воля Божия на это была. Иногда болезнь, она на пользу, чтобы вразумить, смирить человека. Он может по гордости, или в грехе живёт, в нераскаянном, и ему эта болезнь попускается как бы в наказание, чтобы он коренным образом исправил свою жизнь. Разные причины существуют. Бывает человек смиряется с этой болезнью.

Без этой болезни может быть нагрешил бы еще больше или что-то похуже сотворил. Если нет воли Божией, то не может быть и исцеления. Еще чудеса могут не совершаться из-за недостатка веры. Если человек обращается, не усердно, с сомнениями. У каждого просящего обязательно должна быть «горячая» молитва ко Господу.

— Бог ждёт пока мы обратимся к нему, искренне, с упованием.

— Ну конечно. Самое главное в молитве вера и сердечное прошение, горячность просьбы. Искренне, с верой. Если человек горячо попросит, то очень часто прошения его исполняются, а если сухо попросит, без веры, то сами понимаете.

— Были ли какие-то чудеса в соборе, которые Вы лично видели? Или возможно кто-то другой рассказывал Вам об этом.

— Летом приезжал один иеромонах. Рассказывал, что, когда привезли икону «Всецарица», он около неё служил самый первый молебен. И говорит, что на этом молебне три человека, сразу исцелились от рака. Они прямо там почувствовали, что полностью исцелены и потом это медицински подтвердилось.

— А что является чудом лично для Вас?

— Для меня явное чудо, что пришёл в монастырь, иначе мог погибнуть в миру. Как магнитом меня сюда потянуло. У меня бывали сложные ситуации в жизни, когда я мог и умереть или инвалидом остаться. И каким-то чудом я до сих пор жив и здоров.

Чудо — это когда что-то выходит за рамки обыденности. Но это мы относимся к этому как к чуду. А Господь весь мир создал, из ничего, и поэтому весь мир — сплошное чудо.

Читайте также:
Первооткрыватель урана предположил что планета имеет это украшение

Вселенная бесконечна, огромна. Миллионы галактик, триллионы звезд. И земной мир, который более чем премудро устроен и разнообразен. Всё это создано для человека. Чтобы человек этим разумно пользовался.

И за всё это благодарил своего Создателя. Жил в гармонии и разумно управлял всем этим миром.

— Оптинский святой преподобный Нектарий сказал такое наставление: «Не надо ждать или искать чудес. Есть только одно чудо, которое всегда с нами, это Божественная Литургия».

— Это правда,Божественная Литургия — это великое чудо.

Каждый день Господь дает Своё Тело и Кровь, и у нас есть возможность с Ним соединяться и физически и духовно в таинстве Евхаристии. Это конечно Великое чудо! Но не единственное.

Для меня вся жизнь — это чудо.

Каждый красивый цветок — тоже чудо Божие. Из ничего из земли вырастает великое разнообразие. А мы просто привыкли, для нас это обыденность и уже не относимся к этому как к чему-то необычному.

Из ничего Господь создал человека одной мыслью. Всё настолько премудро гармонично устроено, и я не понимаю, как люди не верят в Бога. Есть люди, которые верят в космологическую теорию большого взрыва и думают, что благодаря ей всё и произошло.

Как наш отец Е. говорил, это всё равно, что верить в то, что, если вывалить кучу мусора на площадь, то через тысячу лет она самостоятельно сложится в Боинг. С кнопками, с крыльями, заправленный керосином. А мир гораздо сложнее устроен, чем этот Боинг. Кто-то из святых говорил, в капле крови человека содержится информации, больше, чем в любом самом мощном компьютере.

С недавних пор Игумен обители епископ Панкратий, благословил монастырскому Архиву и Канцелярии сбор информации о чудесах, произошедших по молитвенным просьбам ко преподобным Сергию Герману, к Валаамской иконе Божией Матери, иконе «Всецарица» и другим валаамским святым для возможного будущего издания книги о чудесах.

Также в церковной лавке, которая находится в Спасо-Преображенском соборе, есть специальная тетрадь, куда каждый может записать свою историю чуда.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

  • Главная страница
  • О монастыре
  • Посетить
  • Публикации
  • Новости
  • Святейший Патриарх
  • Восстановление монастыря
  • Вести подворий обители
  • Духовные вопросы
  • История обители
  • Богом обретённые
  • Волонтёры, паломники, туристы
  • Интервью и беседы
  • Фестиваль «Просветитель»
  • Церковная лавка
  • Вероучение. Апологетика
  • Разное

Источник: valaam.ru

Зачем украшения в иконах

Меня всегда удивляет роскошь раззолоченных православных храмов. Для чего всё это? Это нужно самой церкви, или прихожанам?

Мои предки жили в Сибири много поколений ещё до русской экспансии, они коренные белые староверы-язычники (т.е. не христиане-старообрядцы, а именно язычники, очень немногочисленные кстати). В детстве я видел как наши бабушки/дедушки ходили на моленья. Всё предельно скромно, в лесу или в поле. Без каких-то идолов и прыжков через костёр. Это совсем не то, что ряженое неоязычество.

Нас всегда учили, что для единения с Богом не нужно ни золота, ни нарядов, ни впечатляющих обрядов. Мир сам по себе был создан как храм в котором всё изначально прекрасно устроено. Нет нужды в каких-то дополнительных культовых предметах. Наоборот, ничто не должно отвлекать.

А вот во многие православные храмы я заходил из любопытства несколько раз и там всё буквально режет глаз от пестроты и блеска. Как-то неуютно делается, не очень естественно. В мечетях тоже был, в разных странах, там этого гораздо меньше. И в католических костёлах тоже.

Для чего православным верующим все эти многочисленные, яркие и наверное не дешёвые церковные атрибуты?
( 10 голосов : 4.2 из 5 )

Андрей , возраст: 39 / 31.08.2011

Ответы:

Правильнее говорить не о роскоши, а о красоте. Нет стремления сделать как можно дороже, есть стремление сделать красивее и долговечнее.
Красота — это выражение любви и почтения человека к Богу. И это совершенно естественно вытекает из того духовного чувства, которое человек испытывает к Отцу и Творцу. Вот, допустим, если Вы будете одевать свою дочку, Вы постараесь одеть ее в дерюгу и деревянные башмаки или во что-то красивое? Наверно, в красивое. А почему — у Вас лишние деньги или Вы хотите перед кем-то похвастаться?

Да нет, просто потому, что Вы любите свою дочь.

И это (красота храмов) присутствует не только в православии, но и в католицизме, и в исламе, и в буддизме.Пожалуй, из базовых религий только у иудеев в синагогах все скупо и мрачно, потому что у них нет любви к Богу, есть только желание, чтобы тот, кому они молятся, обеспечил торжество их собственного богатства и власти.

Читайте также:
Это украшение в наши дни носят на голове только женщины

А пример разных новых сект показывает, что сведение обстановки богообщения на рядовой, обыденный, бытовой уровень способствует вырождению духовной жизни, да собственно из него и проистекает.

Степан , возраст: 38 / 04.09.2011

Есть такое понятие — благоукрашение храма. Это значит, что люди жертвуют свои заработанные деньги на приобретение икон, церковной утвари, облачений и т.д. И всё это посвящается Богу. Храмы ведь в основном и живут на пожертвования прихожан.

Правда, в наше время больше приходится говорить не о благоукрашении, а о восстановлении, когда пожертвования собираются буквально на возведение стен и крыши. Стоит отъехать на 20-30 км от Москвы, и вы увидите такое. И люди не просто жертвуют деньги, они своими руками воссоздают то, что было разрушено когда-то.
А ощущение роскоши у человека нового при входе в храм возникает от ярких красок настенных росписей и икон, от блеска подсвечников и огня множества свечей. На самом деле это никакая не роскошь, здесь нет ни золота, ни серебра, ни изумрудов, но есть любовь — к Богу и к своему храму. А вы хотели бы жить в безликой квартире с мрачными стенами и консервными банками вместо чашек? Или всё-таки постараетесь украсить своё жилище в соответствии со своими вкусами, чтобы утром радостно было просыпаться, а вечером после работы хотелось идти домой, а не куда-то на сторону?

Наталья , возраст: 63 / 24.09.2011

Ну к примеру, и в в мечетях, и в католических соборах, очень много (с точки зрения эстетической , конечно) и великолепного, и яркого, и разнообразного — можно вспомнить и мечеть в Стамбуле, и собор в Кельне)
Все в свое время пытались как-то отличиться, как-то в силу своего времени воссоздать свое отношение и свою лепту в мир, к которому всякий человек пригож)
Здесь, наверное, можно говорить не о пестроте и блеске, а о разных культурных традициях, о разных архитектурных решениях того или иного собора — а если режет глаз от пестроты) так, мне кажется, чуть-чуть задержитесь и отвлекитесь от внешнего, может быть, на ваш взгляд, яркого содержания, и через какое-то время привыкните, и не будет так резать взгляд.. Тут, как говорится, на взгляд и цвет товарищей нет)

Евгения , возраст: 38 / 30.09.2011

Это нужно прихожанам- нам. Церковь- это и есть мы, прихожане, в широком смысле слова.
Лично я хочу ходить в храм, где смогу думать о величии Божием, благодарить Его за красоту мира, о коем напоминает благолепие храма, молиться в приподнятом настроении, в интерьере Храма, который не спутать с интерьером магазина, квартиры, или музея.
Там- Жизнь, там величие, торжество, совершенная Радость, и интерьер должен соответствовать. Сама жертвовала в храм для благоукрашения его — текстиль украшенный золотой вышивкой.

Наталья , возраст: 32 / 05.10.2011

В Православии существует художественная символика.
Знающий человек может все эти символы «читать», и это даёт дополнительное переживание Вечного и Бога
Золото не потому, что «богато», а потому, что это символ не «тварного» (то есть не природного) вечного света.
Каждая вещь в храме, её местоположение что-нибудь означает. Даже одежда священников, каждая деталь её несёт определённый смысл и символ — в разные праздники — разный цвет.
То есть храм — это зримая философия. И не только зримая — пение в храме тоже наполнено смыслами и значениями.
И ещё — говорят, что в Православии храм Небу радуется!

Екатерина , возраст: 50 лет / 22.10.2011

Для нас, православных христиан, всё лучшее должно быть отдано Богу! и в этом заключалась сила воли и благородство наших предков — сами жили очень скромно, а Храмы строили великолепные и богатейшие! И не у кого подобного вопроса не возникало, потому что в идеале на земле мы должны от себя отделять, а в Храмы отдавать, ведь это остатки Рая на земле,наше Небесное Отечество ещё в этой жизни. Так как же нам Его не украшать и что же украшать кроме Него?! Но, конечно, от себя и своего я трудно отделяется и знаю это по себе.

Юлия , возраст: 27 / 30.10.2011

Хочу заметить, что золота в православных храмах в России практически нет. Вся утварь изготовлена из позолоченной латуни, стоимость которой довольно невелика.

Даниил , возраст: 18 / 16.08.2012

Источник: www.otsy.ru

Икона «Всевидящее Око Божие»: значение, в чем помогает символ

Если вы зайдете в православный храм и спросите батюшку об иконе «Всевидящее Око Божие», он, скорее всего, ответит, что подобного образа здесь нет. Не купите вы такую икону и в православной церковной лавке. Тем не менее, название этого образа у многих на слуху и всегда есть желающие приобрести его для домашнего иконостаса или личных молений.

Сегодня мы попытаемся рассказать всё об иконе «Всевидящее око»: почему ее нет в церквях, что на ней изображено и стоит ли православному человеку молиться этому символу. А выводы делайте сами!

Читайте также:
Где можно продать ненужные украшения

История возникновения символа

«Всевидящее Око Божие» можно назвать признанной православной иконой с огромной натяжкой. Служители РПЦ считают ее неканонической, поэтому в иконостасах официальных храмов вы ее не найдете. А вот в старообрядческих церквях подобные образа встречаются очень часто, так как не противоречат представлениям староверов о Боге.

РПСЦ (Русская Православная Старообрядческая Церковь) имеет ряд принципиальных разногласий с официальной РПЦ. Они касаются различных вопросов: трактовки Святого Писания, церковных обрядов, крестного знамения и так далее.

Но самое главное различие между РПСЦ и РПЦ лежит, пожалуй, в области иконографии. Старообрядческие иконы, как правило, куда более аллегоричны. А еще на них можно увидеть изображение Бога Отца в образе человека, что для канонической православной иконографии неприемлемо.

Старообрядчество – это религиозное течение, отделившееся от русла РПЦ после реформы патриарха Никона примерно в середине XVII столетия. Не все священнослужители приняли насильственно насаждавшиеся перемены, что привело к расколу в их рядах.

Вследствие раскола в среде старообрядцев появились весьма неоднозначные иконы. К ним можно отнести и «Всевидящее Око» – творческое и весьма символичное изображение догматов православия.

Первые иконы этого извода появились, скорее всего, во Владимирской области в XVIII, причем первоначально это были храмовые фрески, то есть, настенные росписи. Более того: на них присутствовал глаз (око), заключенный в треугольник, чего не увидишь на современных иконах.

«Всевидящее Око» – широко известный масонский символ, не имеющий отношения к православию. Можно считать его даже оккультным, что для официальной РПЦ и вовсе неприемлемо. Но это не помешало появлению «Всевидящего Ока» Великого Архитектора Вселенной в XVIII-XIX столетиях во многих православных храмах. Этот символ присутствует даже на фронтоне знаменитого Казанского Собора в Санкт-Петербурге!

Иконопись в то время проходила через тяжелый кризис и переосмысление привычных образов. Скорее всего, икона «Всевидящее Око Божие» стало плодом творческих изысканий неизвестного живописца, попытавшегося визуализировать собственные представления о религии в духе того времени. Не исключено, что он состоял в сообществе «вольных каменщиков», которые тогда были весьма популярны и влиятельны.

В общем, тенденция была одобрена (особенно в среде старообрядцев), что породило массу списков с первообраза, так и оставшегося анонимным. Но грянула революция, и большинству людей стало не до творческих и религиозных изысканий.

Несколько позднее, уже к середине прошлого века, появились интерпретации «Всевидящего Ока», приближенные к канонической иконописи РПЦ. На них исчез образ Саваофа (визуализированного Бога Отца), лик Богородицы сместился на верхнюю позицию, а евангелисты предстали не только в условных, но и человеческих ипостасях. Но даже подобные «компромиссные» образа не признаются большинством последователей реформы Никона.

Если вы хотите помолиться иконе «Всевидящее Око Божие» в храме, лучше поискать этот образ в старообрядческой церкви. Только в столице насчитывается более десятка храмов, принадлежащих РПСЦ.

Значение и описание иконы «Всевидящее Око Божие»

Как уже было сказано выше, икона «Всевидящее Око» глубоко аллегорична. Начнем с того, что значение символа ока в православии отсутствует, но на этом образе многочисленные глаза, окружающие центральный образ Иисуса – это первое, что замечает молящийся. Считается, что это визуализация постулата о всевидящем и всезнающем Господе, который постоянно наблюдает за каждым из нас.

В центре композиции располагается поясное изображение Христа в образе Спаса Эммануила (то есть, отрока). Его руки иногда раскинуты в благословляющем и принимающем жесте, однако чаще Господь изображается с жестом хризмы и книгой (Законом Божьим). От фигуры Христа исходит Божественный свет, отождествляемый с благодатью и защитой.

Образ Христа заключен в несколько кругов разных цветов с надписями по окружности – это символ бесконечности и устремленности в будущее. В первом круге присутствует собственно Иисус Христос, а второй круг занят изображением глаз (обычно два сверху и по одному по бокам). Внизу присутствует изображение носа и рта, что приближает образ к реальному лицу человеческого воплощения Бога – Иисуса Христа.

Множественное изображение глаз – символ того, что Господь, несмотря на нашу многочисленность и обилие забот, способен наблюдать за каждым из нас постоянно. Он видит не только то, что мы делаем, но и что думаем и чувствуем.

В третьем круге мы видим изображение Пресвятой Богородицы (на самом его верху). Ее руки раскинуты в жесте наибольшего молитвенного напряжения – и в то же время, она будто желает обнять и защитить нас. Она неустанно молит Господа о прощении каждого нашего греха, выступая хранительницей всего живого на земле.

Внешний круг образа посвящен собственно Богу, который визуализирован в образе Саваофа (убеленного сединами старца). Он доминирует над композицией, что символизирует его царствие во всей Вселенной. А по окружности разбросаны изображения Ангельского Воинства, охраняющего Небесный Престол и выполняющего волю Господа.

Читайте также:
Черный цветок ювелирное украшение

В лучах или окружностях, расположенных по углам композиции, предстают символические изображения евангелистов, то есть, создателей Нового Завета (разумеется, по воле Божьей). Каждый из них имеет нимб, пару крыльев (символ принадлежности к Царствию Небесному) и держит в руках книгу с Евангелием.

Это канонический тетраморф, который изображается следующим образом:

  • Матфей – Ангел, человек (непосредственный символ воплощения Господа в человеческом облике);
  • Иоанн – Орел (визуализация Святого Духа и Вознесения Господня);
  • Марк – Лев (действенное и царственное начало, господство и неограниченная власть);
  • Лука – Телец (великая жертвенность Христа, его подвиг для спасения человечества).

РПЦ официально запрещает изображение евангелистов в образах анималистического тетраморфа. На канонических иконах они могут присутствовать только в виде символов, сопровождающих изображения Матфея, Иоанна, Марка и Луки в человеческом обличье.

Икона «Всевидящее Око Божие» имеет массу смысловых слоев. Однако главным из них является постулат о том, что ни один человек на земле не является одиноким – с ним постоянно и неусыпно присутствует Бог. Поэтому Суд Божий будет непременно справедливым: Господу ведомы даже скрытые наши мысли и деяния, которые он положит на чаши весов.

В чем помогает образ

Считается, что икона «Всевидящее Око Божие» особенно помогает при утрате веры в справедливость и впадении в грех уныния. Она помогает человеку почувствовать, что Бог видит все и виновные в злодеяниях обязательно понесут наказание.

Существует мнение, что эта икона особенно хороша для служителей закона – молитва ей помогает вершить правосудие. Впрочем, это актуально для всех, от чьих решений зависит будущее многих людей: политиков, чиновников высокого ранга, руководителей крупного бизнеса и так далее. А еще эту икону любят многие родители: они считают, что присутствие ее в доме помогает уследить за шаловливой ребятней.

Господь не следит за нами намеренно: он просто знает все, что происходит в этом мире. Бог дарует нам свободу поступать, как нам захочется, но каждый поступок обязательно будет взвешен и оценен.

Куда вешать и как молиться святыне

Как уже было сказано выше, «Всевидящее Око Божие» – не каноническая православная икона, поэтому стоит подумать, насколько она уместна будет в вашем доме.

Если вы являетесь убежденным прихожанином РПЦ, прислушайтесь к своим ощущениям – тяготеет ли ваша душа к подобным противоречивым образам. Если ответ утвердительный, можно приобрести икону «Всевидящее Око» в интернет-магазине или у ремесленника. Однако размещать ее в домашнем алтаре не стоит – лучше повесить ее отдельно.

Все иконы желательно располагать:

  • подальше от бытовой техники (особенно телевизора), светских картин и предметов декора;
  • на свободной стене, желательно так, чтобы при молении обращаться лицом на восток;
  • в любой комнате квартиры, кроме санузла.

В помещении, где расположены иконы, необходимо соблюдать чистоту и порядок. Перед молитвой следует сосредоточиться и постараться минимизировать все отвлекающие факторы: отправить в другую комнату маленьких детей и домашних животных, выключить музыку и телевизор.

Специальной молитвы перед иконой «Всевидящее Око Божие» не существует. Поэтому можно читать «Отче наш» или любую молитву Иисусу Христу. Не стоит забывать о крестном знамении, зажженных свечах или лампаде – это создает особое молитвенное настроение.

Молитва иконе

Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки.

Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя.

Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Образ «Всевидящее Око Божие» еще раз доказывает: Богу можно молиться и своими словами. Произнесенные вслух фразы вторичны, ведь Господь видит все, что творится в душе каждого из нас, не нуждаясь в подсказках!

Источник: sunlight.net

Рейтинг
Загрузка ...