Зачем в церквях на иконах украшения

Здравствуйте, о. Олег!
Часто беседую с неопротестантами и Слава Богу многие начинают задумываться и размышлять. Но иногда затрагивается тема почитания икон. Когда привожу им прямые библейские тексты о том, что и в Иерусалимском Храме были изображения херувимов да еще и кругом, они отвечают «это декорация, это украшение храма, никто не поклонялся им т.д.».

Подскажите, пожалуйста, как в данном случае нужно им отвечать, как контраргументировать, что эти изображения явно не украшения?

протоиерей Олег Стеняев

Moderator

Москва Православный христианин

Пример из проведенного мною диспута:

Сектант: Но этим изображениям никто не поклонялся и не поклоняется.

Православный: Беседуя об иконопочитании, необходимо этот вопрос разделить на две части:
1. Можно ли иметь изображения?
2. Можно ли почитать их?
По первому вопросу я спрашиваю вас: были ли изображения «того, что на небе вверху, и что на земле внизу», созданные по воле Бога?

Для чего в Церкви иконы?

Сектант: Да, были…

Православный: Имеются ли изображения в ваших изданиях?

Сектант: Да.

Православный: Хорошо. Теперь мы можем перейти ко второму вопросу: можно ли почитать изображения, созданные по воле Бога? Я зачитаю текст из книги Исход и задам вам один вопрос. «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:1-5). Ответьте на вопрос: почему земля стала святой, так что Моисею потребовалось снимать обувь с ног своих? Что, изменился ее химический состав?

Сектант: Земля стала святой, потому что там присутствовал Господь.

Православный: Разувайтесь, Бог Вездесущий! Сказано: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:7-10). Повторяю вопрос: почему земля стала святой?

Сектант: Да! Бог вездесущий, но не везде Он так явно проявлял Свое присутствие, как на том месте.

Православный: Правильно, та материя, чрез которую Господь проявляет свое присутствие, становится святой или освященной. По отношению к ней надо было проявлять почитание: «не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих», — причина (?): «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».

И здесь надо заметить, что в Библии не говорится ни об одном случае, когда бы Бог явился людям как абсолютно чистый дух. Господь являлся или в виде облака, или в виде огненного столба: «…И вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь» (Исх.14:20); где «веяние тихого ветра, [и там Господь]» (3 Цар.19:12); в виде «…голубя, сходящего на Него» (Мк.1:10) и т.д. и т.п.

Читайте также:
Планета уран имеет украшение

Для чего иконы украшают драгоценностями?

Благодать Божия многоразлично и многообразно проявляется чрез посредство тех или иных типов материи, и всякий раз отношение к ней должно быть соответствующее. Когда муж «…Оза простер руку свою к ковчегу Божию [чтобы придержать его] и взялся за него, ибо волы наклонили его… Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2 Цар.6:6-7).

Известно, что царь «…Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его… В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (Дан.5:2, 30). С точки зрения формальной иконоборческой логики, «чашка — она и есть чашка».

Но Библия учит, что эти сосуды — «священные сосуды Божии» (1 Пар.22:19). В ветхозаветные времена благодать Божия проявлялась и чрез мощи. Известно, «…что, когда погребали одного человека, то… погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар.13:21). Что воскресило человека: кости или Божия благодать?

Сектант: Конечно, Божия благодать!

Православный: Правильно. Благодать. Но чтобы мы увидели, что она может почивать на мощах святых, сказано: «…он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил». Новозаветные времена явили больший поток благодати, как сказано: «…ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17).

Известно о Христе, что «…просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись» (Мф.14:36). Также плат и пояс ап. Павла исцелял болезни и изгонял злых духов. Сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:11-12).

Даже тень проходящего ап. Петра источала благодать: «…так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян.5:15).

Сектант: Чудеса, которые творили апостолы, не повторяются в наши дни. Век апостолов прошел.

Православный: Единственная книга Нового Завета, в конце которой нет слова «аминь» — это книга «Деяния святых апостолов». История Церкви Божией не кончается на апостолах. Чудеса совершались до них и после них, и это очевидно.

Но вернемся к вопросу о иконопочитании. Как вам кажется, кто создал первую икону?

Сектант: Я думаю, что этот вопрос никакого отношения к Библии не имеет.

Православный: Вы серьезно ошибаетесь. Первой «иконой» был созданный Богом первый человек Адам. Адам есть икона (образ) Господа Бога. Ведь в Писании сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…» (Быт.1:26).

Слово «образ» по-гречески икона (икона) — означает образ, который указывает на первообраз (слово икона встречается в Септуагинте 24 раза). Этот принцип касается всех вопросов, связанных с проявлением Божественной Святости. Сам Христос являлся иконой (образом) Бога Отца. Он свидетельствовал о себе: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). Ап.

Павел говорит о Христе, что Он — есть «образ Бога невидимого» (2 Кор.4:4).

Читайте также:
Украшения из ткани своими руками мастер класс

Святилище, скиния, ковчег завета, сосуды, жертвенник и т.д. — все это Господь повелел сделать Моисею по образу небесному, который показал ему на Синае: «…Все [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии, и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх.25:9). Иными словами, каждая часть святилища была образом, который указывал на первообраз. О небесном жертвеннике, равно и об ангельском богослужении с участием молитв святых мучеников, мы можем прочитать в Новом Завете: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр.8:3-4).

Сектант: Но что же тогда идол в вашем понимании? И чем идол отличается от иконы?

Православный: Ап. Павел говорит, что «…идол в мире ничто» (1 Кор.8:4). Что это значит? Ответ прост. Есть, например, идол Зевса, но разве в природе существует такая духовная личность? Конечно, нет.

Идол ничто, потому что ни какая реальность не стоит за ним. А образ всегда предполагает первообраз.

Сектант: Но евреи не делали изображение Бога. Во Второзаконии сказано: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину» (Втор.4:15-16). Я не говорю об изображениях святых, Христа, о подобном даже не упоминается в Библии.

Православный: Вы правы. Изображений Бога не делали, потому что Господь не являлся в Ветхом Завете иначе, как только в виде Ангела. И иудеи, зная это, «…на всех стенах храма кругом сделали резные изображения херувимов» (3 Цар.6:29). То, что Христос есть «образ Бога невидимого» (2 Кор.4:4), об этом мы уже говорили. Вы говорите, что не было изображений святых.

Я с вами согласен. Их не было, потому что святым делает человека только Христос, и без Него и Его Церкви древние не имели надежды не только на святость, но и на спасение. Сказано о ветхозаветных праведниках: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр.11:39). Христос Сам сделал их святыми, искупив на Кресте и потом — выведя из ада, «…которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению» (1 Пет.3:19).

Сектант: Итак, вы поклоняетесь иконам?

Православный: Не совсем… Обратите внимание на Церковный Догмат 7 Вселенского Собора (Никейского). Здесь сказано, что мы «поклоняемся» иконам «почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает Единому Божескому Естеству, но почитанием по тому образу, яко же изображению» (Книга Правил.

ДОГМАТ трехсот шестидесяти седьми святых отец Седьмого Собора, никейского). Иными словами, мы не поклоняемся иконам, так же как и Богу, т.е. истинным поклонением, а только почитаем их. То же самое относится и к Пресвятой Деве Марии, Ангелам и святым. Это и значит — поклоняться «почитательным поклонением».

Источник: azbyka.ru

Всевидящее Око: почему этот символ изображен на православных иконах и в церквях

Многие знают о том, что в церквях можно встретить символы, заимствованные из язычества. Это объяснимо, ведь ни одна культура не появляется сама по себе. Но прихожан все равно смущают некоторые знаки, встречающиеся в храмах. Особенно тревожно воспринимается символ, связанный с таинственной, загадочной и даже мистической масонской ложей. Речь идет о знаке «Всевидящее око».

Читайте также:
Схемы украшения для волос крючком

Как возник этот знак? Что он означает? Как относятся к символу православные священники?

История появления знака

Символ с изображением глаза в треугольнике (пирамиде) возник в глубокой древности. Его использовали египтяне. Они применяли знак при изображении бога Гора. Подобные символы встречаются и в других религиях, к примеру, в индуизме.

Треугольник также является древним знаком. Этот символ использовали пифагорейцы. В период раннего христианства геометрическая фигура служила для обозначения Святой Троицы.

Принято считать, что треугольник использовали участники секты манихеев. С течением времени знак начали применять алхимики, а затем философы эпохи Ренессанса. Изображение представляет собой глаз, который нарисован внутри треугольника. Со временем знак стал символом ока Господа.

На западноевропейских иконах его применяли для изображения Бога-Отца. Затем этот символ начали использовать члены масонской ложи. В XVII столетии изображение проникло в православную иконографию. В период правления Александра Первого знак пользовался особой популярностью. Его применяли для росписи церквей.

Какой смысл несет в себе символ

Глаз, изображен в треугольнике, являющемся обозначением Святой Троицы. Господь, воплощенный в 3 лицах, способен видеть не только внешние проявления людей, но и глубину их душ, мысли, чувства и стремления.

Смысл, заключенный в этом символе, позволяет верующему удерживаться от греховных поступков и порочных желаний.

Где можно встретить изображение знака

Этот символ находится:

  1. В церквях, построенных раньше XIX века.
  2. Во Владимиро-Суздальском музее.
  3. На пьедестале Александровской колонны в Санкт-Петербурге, на памятной медали. Эти произведения искусства посвящены победе русских военных над Наполеоном.
  4. В Императорской академии художеств.
  5. В Казанском соборе в Санкт-Петербурге.

Многие верующие воспринимают знак «Всевидящее око» как защиту Бога. Иконы, на которых он встречается, можно приобрести в монастырях и специализированных магазинах.

Знак в масонстве и православии

Изображение нередко ассоциируют с таинственным сообществом масонов.

Представители масонской ложи называли его «Лучезарной дельтой». В этом обществе он символизирует Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за деяниями вольных каменщиков (т.е. масонов). Секретные собрания и ритуалы, проводимые масонами, а также сложившееся в обществе мнение о том, что они тайно управляют жизнью людей на нашей планете, подогревают к ним интерес. Разумеется, их символ также не остается без внимания.

Образ встречается на денежных купюрах, в архитектуре, различных произведениях искусства. Масоны воспринимали Господа весьма своеобразно. Представители сообщества называли Бога Великим Архитектором Вселенной, неопределенным, обезличенным Абсолютом. Такое восприятие не соответствует пониманию Творца в православии. Для приверженцев этой религии Он является Создателем мира, источником любви, Спасителем.

Представители Русской Православной Церкви не выражают определенного отношения к масонству.

Патриарх Кирилл утверждает, что верующим можно вступать в различные организации, но при условии, что сообщества не являются авторитарными и секретными, не склоняют участников к отступлению от православия.

Митрополит Илларион (Алфеев) говорит, что знак «Всевидящее око» — это всего лишь символ.

Многие священнослужители не одобряют использование такого знака в иконографии, потому что изображения Господа и святых должны быть выполнены с учетом определенных норм. Наличие знака не соответствует общепринятым православным канонам. Кроме того, символ не соотносится ни с одним религиозным текстом или праздником. По этим причинам митрополит Илларион рекомендует верующим выбирать для совершения молитвы другие изображения Бога и святых.

В Священном Писании есть слова:

Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.

Это говорит Бог Моисею. Однако человек должен верить в Его существование. Знак «Всевидящее око» напоминает о том, что Творец все видит и все знает.

Читайте также:
Почему из железа первоначально изготавливали только украшения 5 класс

Источник: fb.ru

Зачем нужны иконы?

зачем нужным иконы

Сегодня храм невозможно себе представить без икон. Они есть во многих домах. Они — неотъемлемая часть нашей духовной жизни. Когда появились иконы? И главное — зачем они нужны?

История иконы — когда иконы появились?

Исследователи уверены, что первые иконы появились еще в первом веке и, возможно, при жизни Христа.

Тогда не было такой профессии или ремесла — иконописец. Люди наносили на стенах христианских катакомб символичные изображения, которые помогали помнить (и были призваны напоминать другим) о самом сокровенном, что было в жизни: память о священных Евангельских событиях. Либо они рисовали символы, которые обозначали собой вечную жизнь и стремление к ней.

Возможно, люди тогда не называли эти изображения иконами, но именно тогда зародился их смысл и суть. А еще позже — в VIII веке на седьмом Вселенском соборе — Церковь окончательно утвердила иконы, как неотъемлемую часть духовной и Церковной жизни.

Иисус Христов и его ученики

Фреска на стене храма: Иисус Христос и его ученики.

Смысл икон

Описать в рамках интернет-статьи учение об иконах и раскрыть всю широту размышлений о них невозможно. Поэтому мы не будем даже и пытаться делать это, а приведем несколько тезисов — основную «выжимку» того, как на иконы смотрит Церковь:

  • Икона — это молитва.
  • Икона — это одна из форм проповеди.
  • Икона — это не картина, которая отображает внешнее, — а изображение, символизирующее невидимый мир — то есть, духовную суть события.
  • В равной степени икона святого — это не портрет человека, а символичное изображение его духовного облика.
  • Икона — это окно в вечность.
  • Поклоняясь иконе, мы поклоняемся не самому изображению — а тому событию, или святому, которое на иконе отображено.
  • Икона признана Церковью такой же святыней, как крест и Евангелие.
  • На иконе обязательно должна быть надпись, объясняющая, что на ней изображено. Без этого икона перестает быть иконой.
  • Икона — это одна из форм богопознания.

Это — основные тезисы, которые более или менее отражают основные смыслы икон. А такие сравнения, как молитва, окно в вечность и проповедь, возможно, лучше всего помогают эти смыслы почувствовать.

древняя икона Спас Вседержитель

Зачем нужны иконы?

Икона — неотъемлемая часть христианского (по крайней мере, православного или католического) храма. Представить собор без икон невозможно. Представить жизнь без них — можно. По сути говоря, вне дома и вне храма, их нигде нет. Вне храма и вне дома — светский мир.

Разделение на мир и Церковь в наше время особенно сильно. Уже давно утеряно раннехристианское восприятие жизни, когда храмом человек воспринимал всё вокруг и богослужением считал каждую минуту своей жизни. А храмы и непосредственные богослужения в них были лишь апогеем духовной жизни — в виде главного Таинства: причастия.

Но как сейчас замирает наше сердце, когда мы вдруг, посреди суеты, видим икону. Как «собирается» наше внимание, когда мы оказываемся перед изображением святого или Церковного праздника. Перед нами — окно в вечность. Живая, хотя и застывшая в рисунке, молитва.

икона преподобного Сергия Радонежского

Как трогают наше сердце кроткие лики святых и Спасителя. Как меняется наш внутренний взор, когда мы встаем перед иконой Богоматери.

Смотря на икону, мы, словно, отрываемся от суетливого бытия и на какое-то время переносимся в иное пространство — мир духовной жизни.

Даже просто проходя мимо иконы в квартире и случайно бросая на нее взор, наш дух на секунду оживает — безмолвно напоминая о главном, что есть в человеке: его душе и ее стремлении к Вечности.

Читайте также:
Матовый красный камень на украшениях название

Икона из монастыря Святой Екатерины

На сегодняшний день иконы нужны хотя бы поэтому. Они — помощник собраться с мыслями и с духом. Они — окна в иной мир: не абстрактные, не умозрительные, а вполне осязаемые — в виде изображения перед нами.

Икона — это радость. И первые христиане, и профессиональные иконописцы в первую очередь старались передать радость от пребывания в Духе Святом.

В каждом облике святого — надмирная радость от пребывания с Богом.

Святой Николай Угодник, икона

В каждом изображении праздника — радость от произошедшего, потому что любой Церковный праздник — это событие, которое некогда состоялось и еще больше приблизило человека к вечности.
Именно поэтому иконы не похожи на картины. Они — символичны.

И символизм их не только в плоских, нереалистичных фигурах, и не в ассиметричных книгах и зданиях, изображенных на них тоже, и не в обратной перспективе, которая отличает икону от картины, где перспектива пряма, — а в светлой христианской кротости, которая даруется человеку с обретением Благодати святого Духа.

Икона 15 века

Икона Торжества Православия, Константинополь, XV век

От того такая разница между иконами и художественными картинами. В музее мы смотрим на картину. В доме и храме — икона смотрит на нас.

Без икон — невозможно представить себе цельного духовного опыта, потому что без них человек окажется «слепым» и останется только наедине с собой. А остаться наедине с собой не пытались даже святые — поэтому в келии любого отшельника и любого святого всегда были иконы. Как зримое напоминание о другом, невидимом мире, где все происходит во славу Божию.

Афонский храм

Небольшой храм в одном из скитов на Святой горе Афон.

Древние русские иконы

В Церкви сложилось мнение, что древние иконы — особенные. Считается, что ранние византийские иконы и иконы России до XVI века включительно сохраняли в себе нетронутыми те основы, которые с самого начала закладывались традицией в иконопись. Их особенность в том, что они абсолютно соответствуют своему назначению — открывают невидимый мир и способствуют молитве. Смотря на них, ты понимаешь, что они — и есть молитва.

Древняя русская икона.

Богоматерь Одигитрия. Тверь. Первая четверть XV века.

Начиная с XVII века — по крайней мере в России — в иконопись начало проникать западное влияние. Человеческие фигуры стали более реалистичными. На их лицах все чаще можно было видеть человеческие эмоции. Считается, что это идет вразрез изначальному глубокому мистическому посылу, который закладывался в иконопись с первых веков.

Богоматерь Тихвинская. Урал. XIV век.

Богоматерь Тихвинская. Урал. XIХ век.

Это касается икон, написанных вплоть до XX века. Современные иконы пишутся большей частью с оглядкой на исконные русские и византийские традиции. Но, конечно, и они не могут сравниться с древними. Поэтому из современных икон особо ценятся списки с древних образов.

Православные иконы: фото

Древняя русская икона Богородицы — Умиление

Древняя русская икона Богородицы — Умиление

Богоматерь Владимирская. Андрей Рублев. Начало XV века.

Богоматерь Владимирская. Андрей Рублев. Начало XV века.

Икона жены-мироносицы у гроба Господня. XV век.

Икона жены-мироносицы у гроба Господня. XV век.

Влахернская икона Божией Матери

Влахернская икона Божией Матери. Образ, полностью вырезанный из дерева.

Грузинская икона

Икона Богоматери с младенцем с иконостаса в грузинском соборе в Мцхете

икона сошествие во ад Иисуса Христа

Икона сошествия во ад Иисуса Христа

икона написанная софронием сахаровым

Икона Спасителя, написанная Софронием (Сахаровым), XX век.

Икона всех святых и главных праздников

Икона всех святых и главных Праздников Церковных

икона святых отцов

Икона Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

Старинная икона Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

Старинная икона святителя Николая Чудотворца

Старинная икона святителя Николая Чудотворца.

Икона Достойно есть, Троицкое Подворье, фото

Привезенная с Афона икона Божией Матери «Достойно есть» на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Источник: uznavay.pro

Рейтинг
Загрузка ...