О культуре и традициях вятичей писали различные древние авторы. Наибольшее число упоминаний об этом древнеславянском народе содержится в «Повести временных лет», хотя сам летописец Нестор относится к вятичам весьма предвзято. Кроме того, о вятичах писал знаменитый Гомер. Благодаря сохранившимся сведениям, ценным историческим источникам можно представить, как жили эти люди.
Что интересно, одни современники называли вятичей диким племенем, а другие отмечали, что их культура достигла значительного уровня развития. Какими же на самом деле были эти славяне? Что можно узнать о них в древних текстах и имеющихся сведениях? Что представляли собой их нравы и традиции?
Быт и нравы вятичей
В «Повести временных лет» отмечается, что вятичи получили своё именование от имени Вятко, что был их предводителем, когда племена пришли на русские земли. Наиболее распространённой теорией является версия о западном происхождении вятичей, их связи с чехами и поляками. Такое родство нельзя исключать, тем более, что традиции вятичей во многом сходны с культурой племён, проживавших на территории современных Чехии и Польши.
Кого и зачем древние Славяне хоронили лицом вниз?
Вятичи обосновались в благодатных краях, среди лесов, полных зверем и птицей, на которых можно было охотиться. Достаточно быстро вятичи развили сельское хозяйство, научились обрабатывать землю и разводить скот. Как понимаете, в сравнительно небольшие сроки этот народ сумел развить свою культуру.
Однако в «Повести временных лет» можно узнать, что вятичи “жили в лесах, как звери, срамословье было у них”, “ели не все чистое”, “жен умыкали”. И здесь складывается образ неких дикарей, варваров, что противопоставляются цивилизованным народностям. Но так ли это?
Религиозные традиции вятичей
Чтобы понять, почему летописец Нестор даёт столь нелестную характеристику вятичам, стоит познакомиться с их религиозными обычаями. Очень долгое время представители племён вятичей оставались язычниками (даже тогда, когда большая часть Руси приняла христианство).
Главным божеством у них выступал Стрибог (его порой называли Старый Бог). Согласно преданиям, именно он ознакомил людей с кузнечным делом и научил создавать из металла ценные предметы и орудия труда.
Не менее почитаемым был и Ярило – бог весеннего солнца. Конечно, с его праздником связывали начало полевых работ, время оживления земли. Среди молодёжи главным покровителем считался Лель – воплощение юности, красоты и весны. Кроме того, этот бог помогал обрести счастье в любви.
Помимо богов, в мире вятичей существовали самые разные духи. Это – привычные для нас образы славянской мифологии. К примеру, в лесах, как верил народ, проживал седой косматый старик, который следил за порядком под сенью деревьев. Звали его Лешим. А вот водоёмы контролировал Водяной.
Ювелирные изделия древних славян! Как делали свои украшения вятичи?
Он же считался царём подводного мира, “отцом” русалок и прочей водной нечистой силы.
Даже во времена распространения христианства вятичи не спешили отказываться от веры предков. Летописец Нестор, считавший язычников дикими племенами, причислял к ним и вятичей. Он как христианин не мог смириться с верой вятичей в древних богов, совершением ими старинных обрядов поклонения своим небесным покровителям.
Тайны курганов
О культуре древних народов проще всего судить по археологическим находкам, а именно – погребениям, что были найдены учёными. Это относится и к вятичам. Если объективно взглянуть на различные курганы, принадлежащие представителям разных славянских племён, то можно сделать вывод о том, что культура вятичей находилась на высоком уровне развития. Почему?
Об этом свидетельствуют предметы, найденные в захоронениях. По ним можно сказать, что вятичи с особым почтением относились к умершим. Кроме того, поражает обилие предметов, оставленных в курганах.
Вероятно, народ этот представлял, что в загробном мире умершему пригодятся самые разные вещи, которыми он пользовался при жизни. Особенно богаты (как в материальном, так и в художественном плане) захоронения женщин. И, кстати, это указывает на почитание женщин (быть может, даже некие матриархальные аспекты).
Некоторые усыпальницы вятичей представляют собой одиночные захоронения, однако встречаются и образцы коллективных могил. На мой взгляд, необходимость в последних возникала во время войн с другими племенами. Стоит отметить, что вятичи были весьма искусны в военном деле, благодаря чему долгое время властвовали на своих землях.
Особое украшение
У женщин вятичей было распространено ношение определённого украшения, что являлось своего рода отличительной чертой представительниц этого народа. Это – височные кольца. Их продевали через кожаную или тканевую ленту, которую повязывали вокруг головы.
В некотором роде такое украшение напоминало серьги, однако отличалось особым способом крепления. У многих женщин вятичей в курганах найдены височные кольца со специфическими узорами и рисунками, что позволяют идентифицировать принадлежность к племени.
Конечно, сегодня мы не можем утверждать, что знаем все традиции вятичей. Более того, нам известна лишь незначительная часть сведений о культуре этого народа. О землях, населённых вятичами, упоминал древнегреческий поэт Гомер, что указывает на значительный уровень развития племён. Нестор-летописец описывал их как диких и беспощадных язычников. Где же правда?
Несомненно, она находится посередине, вятичи были одним из типичных восточнославянских племён, имевших собственную культуру и обычаи и хранивших старинные традиции своего народа.
На обложке: Фрагмент картины Щрилёва Михаила Николаевича «Семья»
Источник: musaget.ru
Височные кольца и бусы из погребения вятичей, Московская обл.
Слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла». Археологи часто так и пишут в своих работах: «. найдено ожерелье из бус».
В самом деле, нитка зачастую очень крупных (около 1,5 см в диаметре) бус, однотипных или разных, современному человеку напомнит скорее именно ожерелье, а не те бусы, что носят теперь. Бусы должны были отгонять силы зла, а душу наоборот удерживать в теле.
В древности бусы являлись любимым украшением женщин из северных славянских племён, у южных они были не так распространены. Были они в основном стеклянными и до IX—X веков большей частью привозными, так как собственное стеклоделие у славян только налаживалось и не могло удовлетворить массовый спрос. В древнем торговом городе Ладоге в слое VIII века найдены кусочки шлака, что образуется при варке стекла, а также недоделанные, бракованные бусины. Это обнадёжило исследователей, они начали искать остатки мастерской местного стеклодела — «стеклу кузнеца».
Вскоре им попались маленькие огнеупорные тигли, но на проверку они оказались предназначены для литья бронзовых украшений. Позже, однако, в том же слое были обнаружены «залежи» кварцевого песка, причём в таком месте, куда этот песок мог быть перенесён только руками человека: спрашивается, зачем, если не для варки стекла?.
Учёные спорят: одни требуют неопровержимых доказательств, другие говорят, что все необходимые доказательства уже найдены. Время появления собственного стеклоделия в Ладоге, таким образом, предстоит уточнить. Но вот то, что именно через эти места везли из-за Балтийского моря в Северную Русь импортные стеклянные бусы и продавали, быть может, даже на вес, — это факт установленный.
Известно также, что ещё в пору написания первых летописей в Ладоге делались «археологические находки»: река, подмывая берег, во множестве выносила на свет «стеклянные глазки» неведомого происхождения. Одни бусины попали на волховские берега из Средней Азии, другие с Северного Кавказа, третьи — из Сирии, четвёртые — вовсе с Африканского континента, из египетских мастерских. Самое интересное, что везли их сюда не восточным путём, через Русь, а, наоборот, по водным магистралям Западной Европы — через земли западных (Словакия, Моравия, Чехия) и балтийских славян, владевших выходами в море.
Образцы таких бус найдены и в Скандинавских странах, в торговых центрах, известных в те времена по всему балтийскому «Средиземноморью»: в городах Хедебю и Бирке, на острове Готланд, Сюда везли бусы, продавали их друг другу и местному населению купцы — славянские, скандинавские и прочие. А, начиная с IX века в этих городах кроме привозных бус находят и явно сделанные на месте.
В глубокую старину на территории нынешней России, как и во всем мире, для изготовления бусин использовали камень, металл и т.д. Стеклянные бусины появились на Руси уже в домонгольский период. Славяне в I тыс.н.э. вообще были знакомы со стеклом только по украшениям: бусам и подвескам.
Бусинки древнерусского производства отличались от привозных цветовой гаммой. Они были коричневые, фиолетовые, синие, бирюзовые, желтые. Как правило, это бусы среднего размера, из прозрачного стекла, без декора. Исключение составляют золоченые бусы.
Первые на территории Руси стекольные мастерские появились в ХI веке в Киеве. В них производили сосуды, смальту для мозаик, бусы. Образцы изделий были иноземными, да и обучали русских людей ремеслу заморские мастера. В то время сильно сказывалось влияние Ближнего Востока, Византии. Но скоро произведения русских мастеров приобрели особые, самобытные черты.
По некоторым свидетельствам, их работы не уступали по качеству венецианскому стеклу. Позднее бусы стали делать в Новгороде, Полоцке, Рязани и других городах.
Древняя Русь – царство стеклянных бус: доля их среди найденных в раскопках превышает 2/3. Оставшуюся треть составляют все остальные виды бус: янтарные, из сердолика, хрусталя, аметиста. Кроме того, встречаются бусы из кости, глины, бронзы, серебра, золота. Совсем редко в раскопках того периода находят жемчуг, хотя из документов известно, что уже в ХI веке одежду украшали жемчужной вышивкой.
Учёные делят древние бусы на огромное количество видов, групп и подгрупп. Некоторые бусы мастера делали из отрезков стеклянных палочек, имевших несколько слоев — всего чаще жёлтый, белый, красный. «Стеклу кузнец» раскалял палочку до мягкого состояния, отделял щипцами кусочек и прокалывал его острой иглой по слоям или поперёк. В других случаях основу крупной бусины приготавливали из стекла всевозможных смешанных оттенков (иногда таким образом в дело шли переплавленные остатки бракованных бус).
Затем, если требовалось, на основу «наматывали» тонкий слой стекла чистого, красивого цвета: жёлтого, синего, красного, зелёного, фиолетового, белого, какого угодно (освоив приготовление стекла, славяне очень скоро выучились окрашивать его, используя минералы, залежи которых находились на их территории). А дальше в бока пышащей жаром бусины вплавляли всё новые кусочки многослойных прутков, но на сей раз таких, у которых цветные слои чередовались концентрическими кругами, наподобие древесных колец.
Получавшиеся узоры археологи называют «глазками»: действительно, к примеру, красное пятнышко, окружённое белым, зелёным и жёлтым ободками, напоминает глазок.
Есть предположение, что «глазки» отвечали не только эстетическим целям. Некоторые исследователи полагают, что подобные бусины (а они довольно строго одинаковы по массе) могли служить разновесами: часть их проколота не до конца, у некоторых отверстия вообще залиты свинцом. Такие бусины были найдены среди наборов гирек, рядом со складными весами.
Выдвинута даже гипотеза: а не являлось ли количество «глазков» обозначением достоинства бусины-гирьки? А может быть, до распространения монет местной чеканки, их иногда использовали как деньги?.
Существовали также позолоченные и посеребрённые бусы. Техника серебрения и золочения стеклянных изделий, в том числе бус, была освоена мастерами египетского города Александрии ещё до нашей эры. Спустя века ниточка традиции дотянулась и до Северной Европы.
Славянские «стеклу кузнецы» специальными приёмами на стеклянную основу бусины наносили тончайшие лепестки серебряной или золотой фольги, а чтобы покрытие не стиралось, сверху его защищали новым слоем стекла.
После VI века нашей эры, когда производство бус стало массовым и носить их начала вся Европа, ремесленники стали экономить драгоценное золото и покрывали все подряд бусины более дешёвым серебром, а чтобы придать им вид «золотых» — обливали сверху прозрачным светло-коричневым стеклом.
До конца IX века среди ладожских находок встречаются настоящие позолоченные бусины, но очень скоро начинают в огромном количестве попадаться откровенные подделки: вместо фольги стали употреблять стекло, окрашенное в «золотой» цвет солями серебра.
А ещё славяне очень любили бисер. Изготавливали его самых разных цветов: жёлтый (ярко-жёлтый и лимонный), зелёный, бирюзовый, васильковый, сероголубой, молочно-белый, розовый, красный. Арабские путешественники упоминают, что зелёные бусы (бисер) считались у славян весьма престижными и были признаком богатства.
Попадается археологам и «позолоченный» бисер (в Рязано-Окском районе с начала нашей эры и по VIII век он был вообще основным видом бус). Учёные пишут, что делали бисер из стеклянных трубочек диаметром 5—7 мм: сперва намечали бисерины щипцами, потом отделяли острым лезвием. Затем помещали в горшок, перемешивали с золой или мелким песком и вновь нагревали. У части бисерин (у трёх-четырёх на каждую сотню) при этом заплывали отверстия, предназначенные для нити, но зато остальные делались гладкими и блестящими.
По материалам IX века выявлены устойчивые комплексы украшений различных племенных групп. Славянки кривичи носили ожерелья из золочёных и посеребрённых стеклянных бус, новгородские славяне — многогранные хрустальные и стеклянные, а также серебряные. Вятичи носили бусы из розоватых бипирамидальных и белых шарообразных хрустальных или стеклянных бусин, их диаметр составлял 10-15 мм. Самые большие были до 2 см. В Прибалтике носили бусы из янтаря и из ракушек каури.
Характернейшим дреговичским украшением можно считать ажурные цилиндрические бусы, украшенные крупной зернью (так называемые бусы минского типа).
После монголо-татарского нашествия, прервавшего развитие ремесла на Руси, стеклоделие возрождается сначала на территории современной Украины, а затем и России. Петр 1, в стремлении сблизить Россию с Европой не только внедрял европейские порядки одежду еду и прочее но и поставил под наблюдение иностранцев русских мастеров художественных промыслов
Ввоз бисера в Россию постоянно увеличивался, больше становилось и привозных образцов. Изделия из бисера того периода составляют гордость русского прикладного искусства, несмотря на то, что и материал, и образцы были иностранными.
Даже в 1753-1768 годах, в период работы Ломоносовской фабрики в Усть-Рудице, производимые на ней бисер и стеклярус составляли лишь небольшую часть используемого в России. В отличии от других европейских стран, в России изделия из бисера почти не предназначались для торговли. Рукоделие было домашним занятием. На продажу изделия производили в монастырях да изредка крепостные в небольших мастерских.
Археологические раскопки дают на сегодняшний день довольно много материала для исследований культуры и быта Древней Руси, но тем не менее для создания полной картины этого материала далеко недостаточно.
Языческие культы и верования славян изучены слабо по причине массового уничтожения языческого наследия в эпоху расцвета русского православия. По этой причине утрачены объяснения многих явлений и особенностей культурной жизни русского народа.
Сегодня никто с абсолютной уверенностью не может сказать, что означали те или иные различия в одежде и украшениях различных племенных групп славян, откуда проистекают традиции народного костюма жителей той или иной территории Древней Руси. Ясно только то, что такое объяснение несомненно есть.
Поскольку корни происхождения украшений кроются в их магическом предназначении, то для расшифровки смысла их формы, цвета, орнамента требуется более полно представлять культурный и религиозный мир славянского племени. Однако на сегодняшний день таких знаний мало для выдвижения и подтверждения научных гипотез. Поэтому точного и общепринятого объяснения этноопределяющих различий славянских украшений в современной науке пока нет.
Список литературы
1. Голик Ю.В. История славянской культуры. М., 2005.
2. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
3. Юн В.Г. Древняя Русь. М.,1988.
Височные кольца
(с указанием места раскопок)
Места раскопок:
1 — курган у д. Засторонье;
3 — курган у д. Волгово;
4 — курган у д. Смедово;
5 — курган у д. Павлов Погост;
6 — курган у д. Арефино Смоленской обл.;
7 — курган у д. Малая Каменка;
8 — 12 — Новгород;
13 — Владимирские курганы;
15 — 16 — Зарайский клад;
19 — курган у д. Волхово;
20 — Княжая Гора;
21 — курган у д. Гнездово;
22 — Белевский у.;
23 — курган у д. Глубочек;
25 — Владимирские курганы ;
26 — фунтовый могильник у д. Малая Калинка;
27 — курган у д. Гочево;
28 — 29 — Новгород.
Височные кольца и бусы из погребения вятичей, Московская обл.
Источник: megalektsii.ru
Зачем вятичи хоронили своих женщин с украшениями?
Вятичи — славянское племя, в котором господствовал матриархат,по-крайней мере можно сказать, что вятичи очень почитали женщин. Как и все язычники они считали, что всё что человека окружает в этом мире, должно окружать и в мире предков. А так как они почитали женщин, то и хоронили их с украшениями, пытаясь показать их положение в племени.
Женщины вятичей носили около ушные кольца, наверное затем на Руси стали носить колты. Они предназначались для того, чтобы класть туда пахучие травы- это были первые попытки применить ароматические вещества для женщин. Кроме того эти травы обладали и целебной силой, ни защищали от различных эпидемий.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Источник: www.bolshoyvopros.ru