В старину огнестрельное оружие было изделием штучным, уникальным, поскольку владельцами таких ценных вещей могли быть только богатые люди. Параллельно с мастерством, необходимым для изготовления оружия, развивалось искусство его украшения. Чем сложнее было устроено оружие, тем пышнее его украшали. Однако характер украшений зависел от страны: самое роскошное оружие делали во Франции, а самое скромное — в Англии. Центры оружейного искусства создавали свои собственные стили.
Раннее декоративное искусство
Даже на заре огнестрельного оружия его изредка декорировали. Ствол отлитого из бронзы пистолета из Морко конца XIV в. украшен грубо выгравированными надписями религиозного содержания, а рядом с затравочным отверстием помещен бюстик бородатого мужчины. Во времена позднего Средневековья изготовлением бронзовых стволов занимались те же мастера, которые делали и бронзовые украшения, так что неудивительно, что они стремились украсить и выходящие из их рук стволы.
Как делают золотые ювелирные изделия. DISCOVERY
Пара пистолетов, изготовленная оружейником Н. Буле для наполеоновского маршала Мюрата в 1805 г. Главным производителем художественного оружия была Франция, и именно французские оружейники определяли вкусы в XVII — начале XVIII в. В тонкой искусной работе равных им было немного
Самые старые экземпляры декорированного оружия относятся к 1530-м гг., и среди них — кремневый пистолет, изготовленный для императора Карла V (1519—1556). Число богато украшенных экземпляров с колесцовыми замками далеко превосходит число экземпляров с фитильными замками. Очевидно, считалось, что такой сложный и дорогостоящий механизм заслуживает соответствующей отделки. Принадлежавшие к различным школам ремесленники стали прилагать максимум умений для декорирования огнестрельного оружия. Стволы отделывали чеканкой и позолотой, а деревянные части инкрустировали гравированной костью.
Между мастерами, изготовлявшими деревянную оружейную фурнитуру, и краснодеревщиками, занимавшимися мебелью, всегда существовало тесное сотрудничество, поскольку и те и другие для инкрустации своих изделий широко использовали олений рог и слоновую кость — популярные в XVI—XVII вв. отделочные материалы. Мастера, работавшие над украшением дорогого огнестрельного оружия, никогда не применяли технологических приемов, способных снизить прочность ложа или ствола. Поэтому в XVI в. чеканке всегда предпочитали травление, а резьбе — инкрустацию.
Источники украшений
Судя по сохранившимся экземплярам, богато украшенное огнестрельное оружие в более или менее значительных количествах стали производить в первой четверти XVI в. Искусный декор основывался на образцах, представлявших собой отпечатанные на бумаге гравюры, которые были в каждой оружейной мастерской. Специализировавшиеся на украшении мастера с помощью гравировки творчески воспроизводили имевшиеся образцы в реальном материале, нанося декоративные элементы на ствол или ложе оружия. По этим причинам в декоративной отделке огнестрельного оружия прослеживается влияние таких мастеров, как немецкий художник Виргил Солис и французский ювелир Этьен Де Лон.
Богато украшенное оружие было делом рук нескольких мастеров. Один мастер изготовлял деревянные части, другой выковывал ствол, третий делал замок. Украшение оружия специально предназначенной для него гравировкой получило распространение только в последней четверти XVI в., после чего стало обычным.
Большинство дошедших до нас альбомов образцов датированы XVII и XVIII в., так что гравированные и вычеканенные украшения на оружии того времени можно соотнести с альбомами образцов, авторами которых были те или иные художники. Среди наиболее примечательных были альбомы гравюр Франсуа Марку (ок. 1657), Жана Берена (ок. 1650) и де Лаколломба (ок. 1730).
Все трое были французскими художниками, что неудивительно, поскольку в XVII — начале XVIII в. законодателями мод были именно французские оружейники.
Центры оружейного искусства
Разные центры оружейного искусства работали в разных декоративных стилях. В Северной Италии, особенно в Брешии, использовали сквозную резьбу и чеканку, французские оружейники использовали золотую насечку, русские оружейники в Туле применяли воронение и золотые накладки.
В отличие от них, лучшие английские оружейники декорировали свое оружие очень скупо — часто единственными украшениями были имя мастера и простой орнамент в форме завитков. На огнестрельном оружии зачастую встречаются серебряные накладки, которые обычно сначала отливали, а потом укрепляли на ложе. Для оружия высшего качества использовали литое золото.
Подарочные пистолеты в неоклассическом стиле, изготовленные французским оружейником Бутэ, часто украшены золотыми накладками. Пять пистолетов, изготовленных французскими мастерами для выставок 1851 и 1882 г., разукрашены настолько богато, что вряд ли они предназначались для использования по прямому назначению. Некоторые ранние револьверы «Кольт» украшены красивой, но несколько старомодной гравировкой.
Приемы художественного декора
На протяжении столетий для украшения огнестрельного оружия использовалось множество технологических приемов. Металлические части травили и золотили, инкрустировали золотом и серебром и украшали чеканкой. Одни из первых образцов чеканки принадлежат Даниэлю и Эммануэлю Саделерам, делавшим оружие для курфюрста Баварии в 1620-х годах.
В основе их чеканных работ обычно лежали гравюры Этьена Делора. Эти мастера использовали технику низкого рельефа на золотом фоне, причем рельефные изображения они окрашивали в темно-синий цвет, чтобы получить выгодный контрасте фоном. Рукоятки и ложа пистолетов украшали инкрустациями, для которых использовали разнообразные металлы, преимущественно бронзу и серебро. Темами изображений служили мифологические или охотничьи сцены. Огнестрельное оружие широко использовали на охоте, особенно в XVI—XVII веках.
Оружейники строго придерживались господствующего в то или иное время декоративного стиля. Оружие украшали и в стиле французского рококо, и в неоклассическом стиле, а в XIX в. делали подарочные пистолеты, декорированные в стиле готического возрождения; их ложа были украшены барельефами средневековых рыцарей, вырезанными из слоновой кости.
Источник: sitekid.ru
Методический материал на тему: «СТАЛЬ: ОТ ОРУЖИЯ ДО. ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ»
Предлагаемый методический материал предназначен для занятий обучающихся, избравших в условиях профильного обучения гуманитарное направление. Материал может служить основой для разработки занятий, самостоятельных работ интегративного характера, основанных на актуализации межпредметных и внутрипредметных связей. Также материал вполне может быть использован на уроках химии в базовых классах в соответствующих темах, а также для подготовки докладов, сообщений обучающихся.
Картинками
Методический материал на тему: «СТАЛЬ: ОТ ОРУЖИЯ ДО. ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ» Сталь – основа современной техники. Но и в искусстве этот замечательный материал занял весьма достойное место. В старину сталь считалась драгоценным металлом. Из нее в первую очередь делали оружие. Самым знаменитым был булат.
Его родина – Индия. Македонцы, вторгшиеся с эту страну в IV веке до н. э., были поражены исключительной твердостью мечей индийского войска. Именно из этой стали (пластины из нее назывались вутцами) оружейники Дамаска делали лучшие в мире клинки – «арабские», «турецкие». На территории нашей страны булатное оружие появилось в средние века. Тому есть немало подтверждений.
Например, на одном из лезвий, родиной которого, как до этого предполагали, были или Индия, или Дамаск, после специальной обработки реставраторы прочитали надпись «коваль Людоша», сделанную русскими прописными буквами, характерными для первой половины XI века. А теперь о продукции заводов уральского города Златоуста. «Про наших сдавна сплетка пущена, будто они мастерству у немцев учились.
Только и то надо сказать. демидовские мастера. известно, булат с давних годов варить умели. Про тоже забывать не след. Народ, конечно, не богатый, а конь да булат у них такие случались, что век не забудешь. Иной раз такой узор старинного мастерства на ноже либо сабле покажут, что по ночам тебе тот узор долго снится».
Так начинается сказ П. П. Бажова «Иванко Крылатко» о замечательном отделочнике мастере Иване Бушуеве, любившем украшать свои изделия крылатым Пегасом. С бушуевской шпаги, которая была выставлена в числе лучших экспонатов на Первой промышленной выставке в Петербурге (1829 г.), Пегас переместился на герб Златоуста.
Город вырос вокруг Златоустовского завода – одного из самых крупных на Южном Урале, основанного в 1751 году купцами Мосоловыми. Первая домна здесь была пущена в 1761 году, а в 1773 году завод уже давал до 140 тыс. пудов чугуна, 90 тыс. пудов железа, 89 тыс. пудов меди. Железо и сталь получали из чугуна методом пудлингования.
В техническом отношении уральские заводы того времени занимали первое место в мире. В 1816–1817 гг. при Златоустовском заводе была основана Оружейная фабрика, которая производила клинки, сабли, шпаги, палаши и т. п. Тогда же зародилась златоустовская гравюра на стали, впитавшая в себя богатые традиции русских и западноевропейских оружейников ХVII–ХVIII вв.
Для освоения приемов художественной отделки оружия из Германии пригласили знаменитых золингенских мастеров, среди которых были отец и сын Вильгельм и Людвиг Шафы, считавшиеся непревзойденными мастерами вытравки и позолоты. По контракту они не должны были раскрывать секретов приема золочения, но все же сделали подробное описание методики приготовления реагентов и их применения.
Этот документ был запечатан сургучом и сдан на хранение в контору фабрики. Случайно обнаруженный конверт вскрыли только через 60 лет – в 1877 году. К этому времени все описанные приемы были хорошо известны златоустовским мастерам.
Более того, уже в 1840 году, благодаря усилиям горного начальника заводов и директора Оружейной фабрики, выдающегося русского ученого и изобретателя Павла Петровича Аносова (1799–1850 гг.), было введено гальваническое золочение, что очень облегчило тяжелый и опасный труд мастеров. Постепенно Златоуст приобрел громкую славу одного из лучших поставщиков холодного оружия.
К числу особых достижений относили изготовление сабель типа дамасских: после многолетних опытов Аносову удалось изготовить булат (1833 г.). Полоска этого металла сгибалась без малейшего повреждения, издавала чистый и высокий звон. Отполированный конец крошил лучшие английские зубила.
Клинки из златоустовской высокоуглеродистой стали (1,3–1,5 % углерода) имели золотистый отлив и крупный коленчатый или сетчатый узор, легко разрубали гвозди и брошенный на лезвие платок из тончайшей ткани (этот тест в древности применялся для испытания индийского булата). Они ценились исключительно высоко.
Один из английских ученых, Р. Мурчинсон, посетивший златоустовские заводы, писал: «Довольно сомнительно, найдется хотя одна фабрика в целом мире, которая выдержала бы состязание со златоустовской в выделке оружия. Изящно отделанные из булатной стали вещи. возбудили в Англии всеобщее удивление».
В конце 1830х годов на фабрике начали украшать металлом бытовые предметы: шкатулки, подносы, портсигары. В современных златоустовских гравюрах сочетания золотистого орнамента и холодного вороненого фона, едва заметного рельефа и сверкающей полированной поверхности, золотой и серебряной насечки и цветовых пятен придают изделиям особую декоративность.
Еще более старинным и знаменитым оружейным центром России слыла Тула. Не случайно Н. Лесков в своем произведении «Левша» заставил генерала Платова прочесть на замечательной «пистоле», которой похвалялись англичане, русскую надпись: «Иван Москвин во граде Туле».
Во второй половине ХVII века, задолго до появления уральского булата, тульские чудоизобретатели украшали оружие (шпаги, например) кружевным набором из ограненных стальных шариков. Такие изделия назывались марказитовыми. Изготовление их было исключительно сложным и трудоемким, зато переливы граней стальных бусин создавали полное ощущение блеска бриллиантов.
В 1965 году из экспозиции одного из московских музеев была украдена марказитовая шпага. Убедившись, что «бриллианты» сделаны из стали, похитители варварски изломали эфес и закопали свою добычу в землю. Когда шпага была обнаружена, за ее восстановление взялся реставратор Игорь Васильевич Буторов.
Ему потребовалось около десяти лет на воссоздание этой замечательной вещи, ведь для украшения шпаги тульские оружейники изготовили и огранили 10 тыс. стальных шариков размером от 0,5 до 5 мм, каждый из которых имел от 16 до 84 граней. Огранка, разумеется, была выполнена ручным способом, под микроскопом.
Отполированные бусины нужно было нанизать на тонкие стальные нити, а из них уже складывался задуманный умельцем узор. Изысканные кружева плели тульские оружейники!
В первой половине XVIII века, когда выпуск стали значительно увеличился, так же как и в Златоусте, на тульских заводах начали выпускать художественные и бытовые, обычно затейливо украшенные вещи: мебель, зеркала, каминные экраны, самовары. В XX веке сталь начали использовать для украшения интерьеров.
Стальные барельефы, светильники использованы, например, для украшения станций метро в СанктПетербурге. С целью расширения возможностей применения стали в архитектуре и декоративноприкладном искусстве разработаны различные приемы ее декорирования, в частности окрашивание (колоризация). Для получения «нержавейки» золотого, красного, синего или зеленого цветов сталь «окрашивают» погружением в концентрированный раствор хромовой и серной кислот. Закрепление полученной цветной пленки осуществляется в ходе электролитического процесса в менее концентрированных растворах (результат окрашивания зависит от температуры, концентрации растворов и продолжительности контакта веществ). Синеватую или оранжевую окраску получают нагреванием полированной или шлифованной стали до 200–300 градусов Цельсия.
Методический материал на тему: «СТАЛЬ: ОТ ОРУЖИЯ ДО. ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ»
Методический материал на тему: «СТАЛЬ: ОТ ОРУЖИЯ ДО. ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ»
Методический материал на тему: «СТАЛЬ: ОТ ОРУЖИЯ ДО. ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru
Ремесла древней Руси
Жители Древней Руси занимались различными видами ремесел, и специализировались на изготовлении предметов одежды, посуды, инструментов для нужд населения. И к XII веку насчитывалось около 50 видов ремесел. Работа условно делились на женскую и мужскую. К женским занятиям относились легкие, творческие ремесла, приносящие красоту и уют в дом.
А к мужским ремеслам — относились боле грубые, тяжелые профессии, требующие большой силы. Но вот ювелирное дело было отдано в мужские руки.
Шитьем, вышивкой, прядением, ткачеством, плетением, художественной росписью занималась женская часть населения.
В то время появились первые прялки. Они были из дерева, и использовались для создания нитки из волокна растений и комка шерсти. Ткацкое дело являлось наиважнейшим ремеслом. Рост населения благоприятствовал распространению ткачества и прядения. Для производства ткани использовали деревянные ткацкие станки.
А ткань ткали из конопли, льна и шерсти. Из полученной ткани шили рубашки, сарафаны, штаны, полотенца, одеяла, верхнюю одежду.
С раннего возраста девочек начинали обучать женским ремеслам. Достигнув мастерства, девушки готовили себе приданое: шили салфетки, скатерти, коврики и другие необходимые текстильные вещи в быту. Но прежде всего шитье использовалось для починки одежды. Позже праздничную одежду стали украшать декоративными элементами: вышивкой, камнями, различными фигурами, знаками и символами.
Плетением также занимались женщины. Из древесного лыка они плели лапти, корзины, коврики-рогожки, веревки, мочалки, украшения, соломенные игрушки и защитные обереги.
Художественная роспись появилась позднее и представляла собой нанесение рисунка на различные предметы, в основном на посуду. Известно несколько видов росписи: гжель, хохлома и жостовская роспись. Гжель – роспись белой и голубой краской фарфоровых предметов. Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды.
Для этого вида росписи характерны красные, зеленые и черные цвета. Жостовская роспись – это художественная роспись металлических поддонов.
Кузнечными, гончарными и скорняжными ремеслами, деревообработкой, стеклоделием, обработкой кости – занимались только мужчины.
Кузнечное дело было одним из самых важных направлений деятельности во времена Древней Руси, так как кузнецы производили большое количество полезных предметов. Это и орудия труда для землепашцев, различное оружие и доспехи для воинов. Предметы быта, такие как иголки, ножи, замки, ключи, крючки. В те времена железо получали путем выплавки из болотной руды.
Добывали руду весной и осенью. Просушивали, доставляли в мастерские, где руду плавили в печах. Кузнецы обрабатывали металл 2 способами: ковка и литье. Ковка – этот способ состоит в том, чтобы нагреть металл до высокой температуры, потом на наковальне придать металлу необходимую форму. Для затвердевания металла его опускали в воду.
При литье металл плавился до жидкого состояния, а затем отливался в необходимые формы. Для упрощения работы кузнецы пользовались инструментами: молот, кувалда, зубила, клещи.
Ювелиры создавали амулеты, браслеты, подвески, пряжки, серьги, ожерелья. В работе использовали бронзу, золото и серебро. Для создания ювелирных изделий были определены следующие техники: зерни, скань и чернь. Зерни – на основу напаивали много металлических шариков. Скань – рисунок из проволоки напаивали на основу, а промежутки между проволокой заполняли цветной эмалью.
Чернь – рисунок из серебряных нитей или пластинок на черном фоне изделия. А золото и серебро использовали для чеканки монет, изготовления печатей, кубков, крестов, икон.
Изначально гончарное ремесло было похоже на лепку, и выполнялось исключительно руками. Для лепки использовали глину. Она была распространена повсеместно. Занимались лепкой женщины. Позже в глину решили добавлять песок, ракушки и кварц.
Но, в веке изобрели гончарный круг, и гончарами стали мужчины. Гончарный круг представлял собой деревянное полотно. Полотно вращалось с помощью ножного привода. Гончарам удавалось создать прекрасные изделия. Горшки всевозможных размеров для приготовления пищи в печи. Сосуды различных форм для хранения воды, продуктов, ягод и грибов.
Посуду для дома, кирпичи, облицовочные плитки, также свистульки, игрушки, колокольчики и предметы интерьера.
Скорняжное дело заключалось в выделке и обработки шкур животных. Пушнину и шкуры не только использовали для одежды, но и этот товар шел на продажу. Сырьем служили воловьи, козлиные и конские шкуры. Прежде чем изготавливать что-либо из шкуры, ее необходимо было размягчить, чтобы счистить с нее мясо, затем обсушить, выбить, и в конце растянуть.
Стеклоделие в Древней Руси появилось в XI веке. Изделия из стекла получили широкое распространение среди горожан. Среди изделий из стекла известны: стеклянные бусы, перстни, браслеты, бисер, стеклянная посуда, оконные стекла.
Для обработки кости использовали не только кости крупного домашнего скота, но и животных проживающих в лесах. С помощью этого ремесла косторезы производили гребни, пуговицы, рукоятки для инструментов и художественные поделки. В косторезном ремесле использовали следующие инструменты: резцы, ножи, сверла, пилы.
В настоящее время нередко проводятся раскопки, где археологи обнаруживают уникальные редкие предметы и бытовую утварь того времени.
Источник: www.istmira.com