На основе изучения ювелирных изделий обнаруженных из средневековых городов Азербайджана выявлено, что при изготовлении этих образцов ремесла ремесленники тесно сотрудничали с другими отраслями ремесла. Прежде всего, заказывая для себя формы, ювелиры обращались к камнетёсам, кузнецам и гончарам. Примечательно, что ни кузнец, ни гончар не могли выполнить заказ ювелира без его участия. Видно после изготовления форм и формовок ювелиры рисовали эскизы необходимых себе вещей, а мастера лишь выполняли заказы ювелиров.
В некоторых отраслях ремесла тоже использовались методы, используемые в ювелирном деле. Среди них можно показать гончарное дело, стеклоделие, тесание камня, резьбу по кости, и другие отрасли ремесла. В изготовлении стеклянных браслетов широко использовались методы литья, закручивания и инкрустации. А в изготовлении костяных пуговиц, как и в ювелирных изделиях, рисовались различные узоры с использованием метода черчения.
Связь ювелирного ремесла с искусством ковроткачества, являющимся одним из отраслей декоративно-прикладного искусства Азербайджана можно обосновать на основе ряда фактов. Как известно в 636 г. арабские войска, разгромив иранские войско, разрушили столицу сасанидов. Арабский историк Абу Мухаммед Джафар Табари(839-923) так описывал это событие.
Стали известны заказчики убийства Прилепина
Арабские войска, вошли в дворец Сасанидов и разграбили и взяли много вещей, ценного кумача и драгоценных камней. Они взяли отсюда ковер под названием «земестани». На этом ковре в зимние месяцы сидел Анушираван. Края этого ковра были украшены зеленым изумрудом, а весь ковер был украшен драгоценными камнями(8, с.15).
В украшении этого ковра использовались драгоценные камни белого, красного, синего и желтого цвета и таким образом отражали в себе своего рода цветущие весной цветы. Одновременно, основываясь на ряд источников, искусствовед Л. Керимов называл ковры, сотканные из золотых и серебряных ниток(8, с.15).
Основу ковроткачества, как и ювелирного ремесла, составляли узоры различной формы и размера. Эти узоры использовались на основе того подходящего материала, который использовался во всех сферах декоративно-прикладного искусства. В видах декоративно-прикладного искусства Азербайджана использовались такие узоры как «ислими», «булуд», «бута», «китабе», «гол» большинство из которых можно увидеть и на ювелирных изделиях. Все эти узоры представляли луну, солнце, звезды, воду, огонь, землю, погоду и были тесно связаны с природными явлениями, с которыми люди повседневно встречались. Поэтому изображение этих узоров нашло своё отражение не в отдельно виде ремесла, а в целом во всех видах ремесла с которыми люди имели контакт.
Наряду с изготовлением ювелирных изделий ювелиры могли изготавливать золотые и серебряные нитки. Это было связано с усовершенствованием их творческих способностей.
В результате археологических раскопок проводимых в Азербайджане из надгробных памятников были обнаружены выделанные золотыми и серебряными нитками ткани и нитки. В Киш-ском храме в Шеки, наряду с образцами материальной культуры были найдены куски ниток изготовленных из золота(7, с.95). Был проведен химический анализ этой золотой нитки и выявлен её состав.
Мы вам покажем: Как создаются ювелирные украшения
Другие куски нитки обнаружены из мавзолея Хараба-Гилян(5, с.399). Наряду с золотыми нитками были найдены куски тканей вытканных золотыми и серебряными нитками. Среди них можно показать взятые из Хараба-Гиляна ткани, вытканные из серебряных ниток(5, с.100).
В XV — XVII вв. производство тканей вытканных из золотых и серебряных ниток было на высоком уровне. Это было связано с тем, что население наряду с деньгами платило налоги монголам различными ювелирными изделиями и дорогими тканями. Из-за этого высшее сословие уделяло внимание развитию этих сфер ремесла. В результате археологических раскопок из мавзолея дворца ширваншахов в Баку с поверхности покрывала, которым покрыли малолетнего ребенка, был обнаружен остаток ткани украшенной золотыми и серебряными нитками с надписями на арабском языке и узорами набати.
Для изготовления этих тканей называемых «зербаф» в нескольких местах, в том числе в Тебризе действовали мастерские. Даже мастеров «зербаф» везли в монгольский город Каракорун для того, чтобы они производили этот вид ткани.
Ещё в XII в. великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви в «Хамсе» отмечал вид ткани под названием «зербаф», который выделывали золотом и гюлабатином (4, с.318).
Закарийе Казвини называл другой вид ткани изготовляемой из золота. Он отмечал, что тафта под названием «Аттаби» вывозилась во все стороны мира(4, с.317).
Производство тканей из золотых и серебряных ниток в XV — XVI вв. было развито и в городе Шемахе. Здесь по заказу принадлежавших к высшему сословию феодалов ткались такие ткани высокого качества как дарайы, зер-хара, кемха. Золотые и серебряные нитки, изготавливаемые ювелирами, использовались только в ремесле вышивания и изготовления тканей.
Некоторые сферы ткацкого искусства Азербайджана были связаны с ювелирным ремеслом. Из них зарандуз (вколоченная пуговица) была частичным образом связана с ювелирным ремеслом (1, с.500). Зарандуз составляла изобразительные средства ткачества, различные формы выкованных узоров.
Поверхность металлических табличек была с грубыми узорами и по весу была тяжелой, поэтому в основном на таких тканей как бархат, тирма, хара. Вещи с такой вышивкой использовались в украшении повседневно используемой одежды, ниш, зеркал, каминов, покрывал, являющихся домашней утварью. Изготовленные ювелирами золотые плоские пуговицы украшали поверхность «те-сек-габагы» изготовляемого из ткани. Этот вид искусства продолжался до XIX в. и этим в основном, занимались шемахинские, шекинские и лагичские мастера. Металлические таблички зерендуз изготавливались в таких различных формах как бута, ромб, треугольник, четырехугольник, круг, птица, рыба и т. д.
На одежде некоторых людей изображенных в тебризской миниатюрной живописи Азербайджана в XIV — XVII вв. встречаются эти виды вышивания. В XIX в. способ зерендуз на подоле и воротнике верхней женской одежды использовалась вместе с шнуром. После украшения воротника одежды плоскими пуговицами в форме бута, гюлбута, гюлбенд и т.д. их называли «дуйма» «хавваф»(1, с.500).
В способе вышивания гюлабатин тоже имелся труд ювелиров. Золотые и серебряные нитки используемые в этом вышивании использовались или в чистом виде или же обворачивались шелковой или же бумажной ниткой. Для придания необходимой эластичности, нитки изготовлялись из серебра высшей пробы(1, с.498).
История изготовления ниток из золотых и серебряных листов в Азербайджане уходит в очень древние времена. В первую очередь мастера превращали металл в листы и для изготовляемого изделия вырезали полосы одного размера. Для получения проволок применялось волочение через специальную волочильную доску, представляющую железную плитку с отвер-стями различного диаметра.
Прокованные концы металлической заготовки пропускались через наиболее широкое отверстие и далее маленькие отверстие и таким образом приводили их в состояние тонкой. Эта операция в ювелирном ремесле назывался «вытягиванием струна». Часто мастера изготовляли нитки из серебра вместо золота и опускали их в позолоченную воду. Это способствовало обхождению сырья по низкой цене. Для подчеркивания яркости вышивания гюлабатин и узоров использовались ткани более темного цвета.
Способе вышивания плоских бляшек так же использовался труд ювелиров. Пуговицы изготавливались из золотых и серебряных табличек плоской формы способом ковки. Они так выстраивались на тканях, что образовывали такие различные геометрические формы как ромб, треугольник и круг.
Изделия плоских бляшек изготавливались обычно 2-х видов: или полностью наполнялись узорными стихиями или же только выстраивались на поверхности условных линий среды.
Вышивание плоских бляшек в основном практиковалось на поверхности тканей (шаль,махуд)(1, с.498).
В XIV — XVI вв. наряду с ковроткачеством, вышиванием, миниатюрной живописью, ювелирное ремесло использовалось в художественном украшении различных зданий. Среди них можно показать живописные работы во дворце Узун Гасана. В этом дворце были использованы орнаментные и сюжетные композиции. На потолке дворца Хашт бехишт в Тебризе нарисованы красивые изображения. На стенах находящегося внутри дворца салона золотом, серебром и лазуритом изображены войны, которые велись между Азербайджаном и зарубежными государствами.
Даже в изготовлении музыкальных инструментов имелся труд мастеров-ювелиров. На основе этнографических наблюдений можем сказать, что в таких древних музыкальных инструментах как уд, тар, каманча, гавал, как в узорном, так и в материальном отношении использовался ряд драгоценных камней, перламутр и золото. Эта традиция дошла до наших дней. И сейчас наши музыканты пользуются обделанными золотом и перламутром музыкальными инструментами.
В монетных дворах, функционировавших в Азербайджане, тоже работали способные мастера. Интересны мысли, основанные на фактах, написаны С.М. Онуллахи в его труде «История города Тебриза в XIII — XVIII вв.». Он пишет, что в монетных дворах Тебриза работали тебриз-ские ювелиры.
В некоторых случаях искусные мастера могли занять должность «муайирул-мамалик»- начальника монетных дворов страны. Мухаммед Саид ибн Гасан хан Табризи, в годы правления шаха Сефи, сначала работал зергер-баши в ювелирной хассейи шарифе затем стал начальником всех монетных дворов страны и наконец был назначен визирем биютата. А его брат Гусейн бек занял его место и стал начальником монетных дворов страны(6, с.126).
Способ вколачивания ювелирного ремесла использовался и в украшении оружий. С этой целью на поверхности этих изделий на основе трафарета делались отверстия и потом путем вколачивания наполнялись и украшались золотом и серебром, перламутром, драгоценными камнями и другими материалами. После завершения операции вколачивания поверхность вещи тесалась и выглаживалась(2, с.382).
Об умении азербайджанских ювелиров изготавливать военное оружие в XVII — XVIII вв. имеются некоторые сведения. П. Волынский отмечал, что оружие ширваншахов и их украшение было более ценным, чем у иранцев(3, с.19).
В XVI — XVII вв. оружие с художественной обработкой металла высоко ценилось и за пределами Азербайджана. Эти изделия, изготовляемые в Тебризе и Шемахе, являлись основными товарами, экспортируемыми за рубеж. На этих оружиях можно увидеть изображения из азербайджанской миниатюрной живописи XVI -XVII вв.
Ювелиры при изготовлении этих вещей наряду с такими методами, как ковка, резка, филигрань, умели работать и с драгоценными камнями.
Как видно ювелирное ремесло оставило свои следы во всех сферах жизни.
Литература
- Azerbaijan etnoghraphy, Vol: VI, Baku, press home «Sharg — Garb» (East-West), 2008, p.630
- Azerbaijan etnographi, Baku, «Elm» (Science), 1988, Vol: I, p.454
- Асадова С., Абдуллаева Н. Художественная обработка металла, Баку, «Язычы», 1998, c.50
- Bunyadova Sh.T. The agriculture and the material culture of Azerbaijan (XII-XVI cen.), Baku, 2007, p. 358
- Ibrahimli B.J. The towns of Middle Ages. The archaeological heritage, history and architecture of Shamkir — The articles of the First General Conferance of Republic. 28-29 November, Shamkir region, 2008, p. 392-400
- Nizami Ganjavi, Khosrov and Shirin, Baku, «Elm», 1981, p. 376
- Керимов В. Стурфиел В., Киш, Баку, Изд-во «Чашы-оглы», 2003, p. 183
- Керимов Л.Г. Азербайджанский ковер. Баку, Изд-во «Гянджлик», 1983, c. 242
Источник: articlekz.com
Искусство оружейника
В старину огнестрельное оружие было изделием штучным, уникальным, поскольку владельцами таких ценных вещей могли быть только богатые люди. Параллельно с мастерством, необходимым для изготовления оружия, развивалось искусство его украшения. Чем сложнее было устроено оружие, тем пышнее его украшали. Однако характер украшений зависел от страны: самое роскошное оружие делали во Франции, а самое скромное — в Англии. Центры оружейного искусства создавали свои собственные стили.
Раннее декоративное искусство
Даже на заре огнестрельного оружия его изредка декорировали. Ствол отлитого из бронзы пистолета из Морко конца XIV в. украшен грубо выгравированными надписями религиозного содержания, а рядом с затравочным отверстием помещен бюстик бородатого мужчины. Во времена позднего Средневековья изготовлением бронзовых стволов занимались те же мастера, которые делали и бронзовые украшения, так что неудивительно, что они стремились украсить и выходящие из их рук стволы.
Пара пистолетов, изготовленная оружейником Н. Буле для наполеоновского маршала Мюрата в 1805 г. Главным производителем художественного оружия была Франция, и именно французские оружейники определяли вкусы в XVII — начале XVIII в. В тонкой искусной работе равных им было немного
Самые старые экземпляры декорированного оружия относятся к 1530-м гг., и среди них — кремневый пистолет, изготовленный для императора Карла V (1519—1556). Число богато украшенных экземпляров с колесцовыми замками далеко превосходит число экземпляров с фитильными замками. Очевидно, считалось, что такой сложный и дорогостоящий механизм заслуживает соответствующей отделки. Принадлежавшие к различным школам ремесленники стали прилагать максимум умений для декорирования огнестрельного оружия. Стволы отделывали чеканкой и позолотой, а деревянные части инкрустировали гравированной костью.
Между мастерами, изготовлявшими деревянную оружейную фурнитуру, и краснодеревщиками, занимавшимися мебелью, всегда существовало тесное сотрудничество, поскольку и те и другие для инкрустации своих изделий широко использовали олений рог и слоновую кость — популярные в XVI—XVII вв. отделочные материалы. Мастера, работавшие над украшением дорогого огнестрельного оружия, никогда не применяли технологических приемов, способных снизить прочность ложа или ствола. Поэтому в XVI в. чеканке всегда предпочитали травление, а резьбе — инкрустацию.
Источники украшений
Судя по сохранившимся экземплярам, богато украшенное огнестрельное оружие в более или менее значительных количествах стали производить в первой четверти XVI в. Искусный декор основывался на образцах, представлявших собой отпечатанные на бумаге гравюры, которые были в каждой оружейной мастерской. Специализировавшиеся на украшении мастера с помощью гравировки творчески воспроизводили имевшиеся образцы в реальном материале, нанося декоративные элементы на ствол или ложе оружия. По этим причинам в декоративной отделке огнестрельного оружия прослеживается влияние таких мастеров, как немецкий художник Виргил Солис и французский ювелир Этьен Де Лон.
Богато украшенное оружие было делом рук нескольких мастеров. Один мастер изготовлял деревянные части, другой выковывал ствол, третий делал замок. Украшение оружия специально предназначенной для него гравировкой получило распространение только в последней четверти XVI в., после чего стало обычным.
Большинство дошедших до нас альбомов образцов датированы XVII и XVIII в., так что гравированные и вычеканенные украшения на оружии того времени можно соотнести с альбомами образцов, авторами которых были те или иные художники. Среди наиболее примечательных были альбомы гравюр Франсуа Марку (ок. 1657), Жана Берена (ок. 1650) и де Лаколломба (ок. 1730).
Все трое были французскими художниками, что неудивительно, поскольку в XVII — начале XVIII в. законодателями мод были именно французские оружейники.
Центры оружейного искусства
Разные центры оружейного искусства работали в разных декоративных стилях. В Северной Италии, особенно в Брешии, использовали сквозную резьбу и чеканку, французские оружейники использовали золотую насечку, русские оружейники в Туле применяли воронение и золотые накладки.
В отличие от них, лучшие английские оружейники декорировали свое оружие очень скупо — часто единственными украшениями были имя мастера и простой орнамент в форме завитков. На огнестрельном оружии зачастую встречаются серебряные накладки, которые обычно сначала отливали, а потом укрепляли на ложе. Для оружия высшего качества использовали литое золото.
Подарочные пистолеты в неоклассическом стиле, изготовленные французским оружейником Бутэ, часто украшены золотыми накладками. Пять пистолетов, изготовленных французскими мастерами для выставок 1851 и 1882 г., разукрашены настолько богато, что вряд ли они предназначались для использования по прямому назначению. Некоторые ранние револьверы «Кольт» украшены красивой, но несколько старомодной гравировкой.
Приемы художественного декора
На протяжении столетий для украшения огнестрельного оружия использовалось множество технологических приемов. Металлические части травили и золотили, инкрустировали золотом и серебром и украшали чеканкой. Одни из первых образцов чеканки принадлежат Даниэлю и Эммануэлю Саделерам, делавшим оружие для курфюрста Баварии в 1620-х годах.
В основе их чеканных работ обычно лежали гравюры Этьена Делора. Эти мастера использовали технику низкого рельефа на золотом фоне, причем рельефные изображения они окрашивали в темно-синий цвет, чтобы получить выгодный контрасте фоном. Рукоятки и ложа пистолетов украшали инкрустациями, для которых использовали разнообразные металлы, преимущественно бронзу и серебро. Темами изображений служили мифологические или охотничьи сцены. Огнестрельное оружие широко использовали на охоте, особенно в XVI—XVII веках.
Оружейники строго придерживались господствующего в то или иное время декоративного стиля. Оружие украшали и в стиле французского рококо, и в неоклассическом стиле, а в XIX в. делали подарочные пистолеты, декорированные в стиле готического возрождения; их ложа были украшены барельефами средневековых рыцарей, вырезанными из слоновой кости.
Источник: sitekid.ru
Кроссворд с ответами для 5 класса «Жизнь первобытных людей»
Кроссворд по истории «Жизнь первобытных людей»
Кроссворд призван в игровой форме осуществлять текущий контроль знаний после изучения темы «Древнейшее население Земли». Предназначен для учащихся 5 класса, занимающихся по учебнику «История Древнего мира» под редакцией Вигасина А. А. Учащиеся могут работать с кроссвордом как индивидуально, так и в парах или группах.
Задания по горизонтали:
3. Человек, занимавшийся изготовлением различных изделий
4. Название пещеры в Испании, в которой впервые были обнаружены наскальные рисунки
6. Континент, на котором обнаружены кости людей, живших более 2 миллионов лет назад
7. Одно из занятий древних людей
8. Приспособление для ловли крупной рыбы
11. Вырезанное из дерева или из камня изображение духа
13. Глава племени
15. Одно из основных занятий древнего человека
16. Главное охотничье орудие древнего человека
Задания по вертикали:
1. Самый старший, мудрый и опытный мужчина, управлявший родовой общиной
2. Первый металл, который люди научились обрабатывать
5. Одно из главных орудий охоты и обороны древнего человека
9. Самый крупный зверь, на которого охотились древние люди
10. Занятие древних людей, почти полностью заменившее охоту
12. Орудие труда древнего человека
14. Охотничье оружие, изобретение которого позволяло поражать цель на значительном расстоянии
17. Приспособление для рыхления твердой почвы
Ответы:
Источник: ped-kopilka.ru