Все мы знаем, что шопоголиками называют любителей совершать множество покупок, бродить по магазинам в поисках «ещё чего-нибудь интересного». При этом чаще всего подразумевают страсть женщин к приобретению одежды и обуви, что является предметом многочисленных шуток. Наверное, мало кто задумывается о природе шопоголизма, не воспринимая всерьез невинное желание покупать ради самого процесса покупки. А зря!
- Как думаете, где находится грань между желанием купить «что-нибудь новенькое» и серьезным психологическим расстройством, последствия которого не так безобидны, как может показаться на первый взгляд?
- Неужели страсть к покупкам – прерогатива только женского пола?
- К чему может привести безудержная жажда приобретений?
- Отчего возникает зависимость и как от нее избавиться?
Попробуем разобраться с этими вопросами, ведь на фоне развития промышленности потребительский культ растет, а значит – риск стать шопоголиком есть у каждого!
Шопоголизм с точки зрения науки
Непреодолимое желание совершать покупки без необходимости в психологии называется ониомания. Термин этот появился относительно недавно, но диагностируется шопоголизм у значительной части населения. Суть в том, что желание покупать ради развлечения, отвлечения от каких-либо проблем или удовлетворения безосновательных материальных запросов – это зависимость! И эта психологическая зависимость очень схожа с алкоголизмом, наркоманией и игроманией, хотя совершенно не влияет непосредственно на здоровье. Человек получает удовольствие от процесса покупок, не задумываясь о последствиях для своего кошелька.
Как правильно носить украшения и аксессуары? | Часть 1 #одетьнадежду #shorts
Страдают манией покупок не только женщины, но и мужчины, у которых также часто отсутствует рациональное объяснение многих приобретений. Согласно мнению экспертов, представители мужского пола больше склонны к шопоголизму в отношении продуктов питания, а женщины тяготеют к косметике и нарядам. В результате бездумных покупок страдает финансовое положение человека, и чем запущенней заболевание, тем больше брешь в бюджете. Появление долгов, конфликты в семье, депрессия при нехватке денег на покупки – вот чем грозит шопомания.
Как определить наличие зависимости?
Диагностировать ониоманию можно по одному или нескольким проявлениям, которые относятся к симптомам заболевания:
- прогулки по магазинам без необходимости в покупках;
- разглядывание витрин и товаров ради развлечения;
- непреодолимое желание что-либо купить без объективных причин;
- повышенный уровень адреналина во время шоппинга;
- плохое настроение и апатия, когда нет возможности ходить по магазинам;
- внушительные денежные траты на «ненужные» товары.
Причины зависимости от шоппинга
Итак, шопоголики находят в процессе покупок определенный смысл. Это может быть развлечение, отдых от повседневных забот, переключение внимания с неурядиц на работе или в личной жизни. Психологи утверждают, что шопоголизм может сформироваться из-за низкой самооценки, сложностей в коммуникативном взаимодействии с людьми, дефицита внимания, чувства одиночества, депрессии после расставания с партнером. Так или иначе, но в большинстве случаев причинами ониомании являются проблемы психологического характера, спровоцированные рядом факторов. Вот лишь некоторые из них:
Современные ТРЕНДОВЫЕ ювелирные украшения 2023 года. Каталог украшений в описании
- Детские травмы. Малыши, которые недополучили в детстве внимание родителей, компенсирующих дефицит любви материальными подарками, во взрослой жизни чаще всего страдают шопоголизмом;
- Жажда контроля. Занимаясь шопингом, человек может купить то, что хочет в данный момент, и такое приобретение дает чувство некой свободы. Одновременно поднимается настроение, отступают депрессивные мысли и появляется уверенность в себе (по типу «я захотел – я купил»);
- Иллюзия власти. Многим приносят удовольствие не сами покупки, а услужливое отношение менеджеров и продавцов, которое расценивается как уважение и признак власти;
- Зависимость от адреналина. Люди, попадающие в зависимость от адреналина, получают его не только от занятий экстремальными видами спорта, но и от походов по магазинам. Новые товары ассоциируются с новыми впечатлениями, поэтому страсть к покупкам овладевает все сильнее;
- Необходимость признания или утешения – психологический фактор, который часто становится причиной ониомании. Человек осознано или на подсознательном уровне с помощью покупок пытается себя наградить за что-то или утешить.
Среди причин возникновения зависимости от бесполезных покупок бывают и внешние проявления: программы лояльности, привлекательные скидки, акции и прочие маркетинговые приемы заманивают клиентов, подталкивая к покупке товара. Не последнюю роль играет и реклама во всех ее проявлениях, в которой используются «цепляющие» слоганы, завораживающие видео и мотивационные приемы.
Лечение ониомании
Избавиться от навязчивого желания покупать ненужные товары нелегко, но вполне возможно. Идеальный вариант – обратиться к специалисту в области психологии, который поможет определить причины шопоголизма в каждом индивидуальном случае и даст конкретные рекомендации. Также можно попробовать самостоятельно избавиться от зависимости, следуя советам экспертов:
- Осознайте наличие зависимости – это первый шаг на пути к выздоровлению.
- Планируйте покупки заранее, составляя список необходимых вещей перед походом в магазин. Постарайтесь не покупать то, что не вошло в перечень.
- Берите с собой в магазин только строго определенную сумму, которую планируете потратить на необходимые товары.
- Записывайте свои ежедневные траты и подводите итоги в конце месяца.
- При возникновении желания купить что-то незапланированное, перенесите покупку на следующий день, тщательно обдумайте ее необходимость.
- Попробуйте заменить незапланированный поход в магазин посещением кино, театра или прогулкой в парке. Подыщите новое хобби, которое отвлечет от покупок.
Если самостоятельно не получается справиться с шопоголизмом, всегда есть возможность обратиться за помощью к онлайн-психологам – это удобный, практичный и достаточно действенный вариант лечения.
Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы замечаете у себя или своего близкого признаки зависимости, проконсультируйтесь со специалистом!
Начните работу с психологом прямо сейчас
Источник: help-point.net
Ониомания – вредная привычка или серьезное психическое расстройство?
Мания или зависимость – непреодолимая тяга к совершению определенного рода деятельности. Самые распространенные виды зависимостей – алкогольная и наркотическая. В последние годы список пополнился не менее значимой манией – ониоманией.
Что это такое
Ониомания – это широко распространенная форма аддиктивного, то есть зависимого, поведения. С греческого термин дословно переводится как onios – «для продажи» и mania – «безумие». В народе же понятие известно почти каждому человеку под названием «шопоголизм».
В настоящее время среди специалистов ведутся споры на тему: «Является ли шопоголизм болезнью». По факту, официально такой болезни не существует. Она не занесена в Международную классификацию болезней. Это дает основание некоторым ученым относить шопингоманию к модным тенденциям или считать ее признаком слабохарактерности, таким же, как, например, когда человек не может преодолеть тягу к сладкому.
Но исследования подтвердили, что на биохимическом уровне в организме при ониомании происходят такие же изменения, как и при любой зависимости: наркотической, алкогольной, игорной. Следовательно, такая вредная привычка как шопоголизм по праву считается одной из форм аддиктивного поведения. Это реально существующее психическое расстройство со всеми вытекающими негативными последствиями, вылечить которое под силу только профессионалу.
История возникновения шопоголизма как отдельного заболевания началась в 19 веке. Тогда первые симптомы расстройства описал известный немецкий психиатр Эмиль Крепелин на пару со своим швейцарским коллегой Эйгеном Блейлером.
Одной из известных шопоголиков признана Барбара Зелински, которая в 1956 году огласила главные постулаты истинного шоппера:
- кто рано встает, тот больше магазинов обойдет;
- нужную вещь не купить – здоровью вредить;
- за ценой не постоим.
Барбару называют основательницей шоппинга. Она установила мировой рекорд: зарплату мужа женщина успевала потратить за 1 минуту 55 секунд. Супруг, не выдержав «увлечения» своей возлюбленной, в итоге развелся с ней.
За гранью допустимого
Шопингомания – довольно распространенное расстройство. Наибольшее число шопоголиков проживает в Америке. Здесь их насчитывается примерно 15 миллионов. Другие 55 миллионов вот-вот переступят черту и окажутся по эту же сторону.
В Англии количество шопоголиков составляет 700 тыс. человек. Более 50% английских женщин признались, что поход за покупками доставляет им больше удовольствия, чем секс.
За последние 10 лет в России число ониоманов увеличилось на 30%. В настоящее время расстройством страдает до 7% россиян.
Ученые установили, что такое времяпрепровождение как шоппинг вызывает ряд процессов. Именно благодаря им поход по магазинам так увлекает зависимых людей:
- сама трата денег и приобретения нового товара вызывает всплеск медиатора серотонина. Последний прозвали гормоном счастья, поскольку он рождает чувство удовольствия, помогает купировать отрицательные эмоции;
- шоппинг является мощнейшим средством отвлечения внимания. То есть, витрины с многочисленными товарами позволяют забыть на некоторое время о проблемах, трудностях, существующих в жизни.
Исходя из перечисленных свойств шоппинга, можно обозначить первую причину ониомании. Это перенесенный стресс, неважно по какой причине, а также тревожное, депрессивное состояние.
К другим причинам относят:
- чувство одиночества, неудовлетворенности;
- недостаток внимания;
- среди женщин главной причиной расстройства признан разрыв отношений с партнером. В данном случае шопингомания заменяет потребность в любви благодаря всё тому же серотонину;
- жажда признания. Некоторые шопоголики отправляются в магазины отнюдь не ради приобретения той или иной вещи. Они преследуют другую цель: прочувствовать услужливость и заискивание от продавцов. Услышать похвалу, комплименты;
- ярко выраженные шопоголики добиваются всплеска адреналина, чтобы пережить ощущение эйфории. Такие люди посещают особо «опасные» места. Обычно это дни скидок, когда толпа вливается в магазин, и маниакалы устраивают настоящие бойни за товары.
Особая роль в формировании расстройства принадлежит рекламе. Она является одним из способов манипуляции человеческим сознанием. В рекламной сфере работают лучшие стратеги, имиджмейкеры, дизайнеры, психологи. Их задачи – преподнести товар таким образом, чтобы человек загорелся желанием его приобрести. Поэтому рекламу по праву можно считать одной из причин ониомании.
Следует научиться воспринимать рекламный ролик только лишь как источник информации, но не как указание к действию.
Неправильная модель воспитания
Характер шопоголика переполнен нежелательными чертами. Среди них –
- слабая стрессоустойчивость;
- неадекватная самооценка;
- повышенная внушаемость;
- эгоцентризм;
- гипертрофированная тревожность;
- сверхчувствительность;
- сниженная адаптивная способность;
- эмоциональная неуравновешенность.
Данные личностные черты формируются под действием неправильного воспитания. Фатальными являются две его модели.
Первая предполагает воспитание ребенка по типу кумира семьи. Его балуют, покупают все, что он пожелает. Обычно такие дети, а затем и взрослые, капризны, эгоистичны, эмоционально нестабильны. Шопоголики подобного рода с детства разбалованы вниманием. Не обладая особыми способностями, привлекают к себе внимание путем демонстративной траты денег.
Скупают дорогостоящие, но бесполезные товары. Расходы их бездумны, они легко тратят все деньги.
Вторая модель воспитания – по типу Золушки. Это дети авторитарных родителей, с детства привыкшие к жесткому, строгому отношению. Им не хватает любви, внимания, ласки, заботы, признания. «Золушки» ощущают себя брошенными, никому не нужными. К таким людям в детстве предъявлялись завышенные требования. Их приучали к строгому соблюдению правил без возможности отхождения, применяли спартанское воспитание.
Путем множественных покупок ониоманы-золушки пытаются компенсировать недостаток родительской любви и, возможно, материальных благ. Если их никто не любит, то сами они себя любят наверняка и для себя, любимых, купят все что угодно. Если «золушки» пытаются восполнить то, чего лишены были в детстве, то такие индивиды не выбирают ерунду, а приобретают более практичные вещи.
Звездными шопоголиками являются Виктория Бекхэм, Сара Джессика Паркер. Виктория может потратить за 1 день до 150 тыс. долларов. Как-то звезда приобрела очки на сумму 25 тыс. долларов, а после сокрушалась, что совершила абсолютно бесполезную покупку. Но главная ее страсть – сумки от Hermes. Их у нее около ста.
Сара Джессика Паркер, как и ее героиня в сериале «Секс в большом городе», обожает обувь. В ее арсенале находятся как очень дорогие модели, так и дешевые, стоимостью в 100 долларов. Всего у звезды около ста пар всевозможных туфель, ботинок. Сара признается, что не может пройти мимо понравившейся обувной пары.
Когда бить тревогу
Существуют ярко выраженные признаки шопоголизма, пропустить которые невозможно. Шопоголик интересуется модными трендами. Следит за тенденциями в моде, скупает соответствующие журналы. У него часто возникает желание что-то приобрести, особенно в стрессовых ситуациях. Эта навязчивая мысль не отпускает, пока больной не отправится на шоппинг.
Желание совершить покупку с прогрессированием процесса становится настолько сильным, что практически постоянно сопровождает ониомана. При этом человек четко не знает, что хочет купить. Если по какой-то причине больной лишен возможности отправиться за покупками, у него резко снижается настроение, нарушается сон. Он впадает в депрессивное состояние, становится агрессивным или апатичным.
Непосредственно во время шоппинга обращают на себя внимание следующие признаки:
- осмотр всех товаров, без отдельных предпочтений;
- непосредственно перед походом в магазины и во время него шопоголика посещает ощущение эйфории. Больной думает только о том, чтобы купить всего и побольше. Он всецело поглощен процессом. Отвлечь ониомана от шоппинга очень сложно. Ученые провели исследование, в ходе которого изучали мозг больного в процессе шоппинга. Оказалось, что та часть мозга, которая отвечает за логическое мышление, у ониоманов в период похода по магазинам отключается напрочь, а область, отвечающая за эмоции, напротив, активизируется;
- больной теряет ощущение времени. В магазинах может проводить десятки часов;
- приобретенные товары обычно бесполезны. Не имеют стратегического значения;
- во время шоппинга ониоман находится в приподнятом настроении;
- теряется контроль над финансами. Больной способен за один день «промотать» довольно большие суммы;
- после совершения покупок с энтузиазмом обсуждает приобретенные товары. Злится, когда получает от близких укоры за бестолковые приобретения и чрезмерные траты.
После приступа шопоголизма человека могут терзать угрызения совести за то, что он растратил, например, весь семейный бюджет. Он ругает себя за то, что в очередной раз поддался своей блажи. На этом фоне формируется подавленное настроение. Возможно появление вегетативных симптомов в виде гипертензии, сердечных болей. Но подобные угрызения совести нестойки.
Вскоре шопингоман снова отправляется на очередной промысел.
Мужчины и женщины-ониоманы имеют определенные отличия. Дамы в большинстве случаев бесконтрольно тратят деньги на предметы гардероба, косметику, украшения. Представители сильной половины человечества покупают товары, символизирующие власть, престиж: автомобили, яхты, часы, мобильные телефоны. Их покупки более осознанные. Часто приобретенный товар выражает те качества, которых недостает мужчине-шопингоману: уверенность, надежность, благородство.
На ранней стадии расстройства больной способен тщательно скрывать свои наклонности. Поэтому родные не всегда вовремя распознают проблему. Затрудняется диагностика шопингомании также у состоятельных людей. Такой человек может позволить себе достаточно много. Поэтому, когда он ударяется в бесконечные траты, это воспринимается как в порядке вещей.
Ониомания – расстройство, которое, на первый взгляд, кажется безобидным. На самом деле приводит к плачевным последствиям. Часто шопингоманы накапливают долги в крупных размерах, поскольку вынуждены одалживать деньги на свой променад после того, как бездумно растратят свои сбережения.
Финансовые трудности приводят к конфликтам с близкими. Нередко семьи шопоголиков распадаются на почве одержимости и постоянных трат.
Болезнь имеет особо тяжелые последствия. Так, девушка, 27 лет, покончила жизнь суицидом. Причиной послужили долги, накопленные в результате шопоголизма. Об этом самоубийца сообщила в предсмертной записке.
Как справиться с ониоманией
На ранних стадиях расстройства от шопингомании можно избавиться самостоятельно. Важно осознать, что проблема действительно существует, поверить в ее присутствие, тогда побороть ее намного легче.
Рекомендуется заполнять свое свободное время делами, далекими от магазинов. Отправиться в парк, на природу, больше времени проводить с близкими и друзьями, не брать с собой крупные денежные суммы и кредитные карты.
Полностью избежать посещения магазинов не получится, но лучше делать это в компании с близкими людьми.
В тяжелых случаях доверьте терапию шопингомании специалистам. О том, как лечить шопоголизм именно в вашем случае, психотерапевт решит после тщательного обследования и выявления причины расстройства.
Для избавления от расстройства применяют индивидуальную и групповую терапию. Среди методов индивидуальной терапии – психоанализ, он поможет раскрыть истинные, глубинные причины болезни. Обращаются также к рациональной и когнитивно-поведенческой терапии.
Групповая психотерапия – распространенный способ лечения шопоголизма. Во многих странах формируют группы поддержки подобным субъектам. На манер группы анонимных алкоголиков.
Еще один метод обязательно должен применяться в случае ониомании – семейная терапия. Члены семьи обязаны проявить поддержку шопоголику вместо обвинений и порицаний. Психотерапевт обучит родственников пациента, как сделать это правильно и ненавязчиво.
Очень важно не игнорировать болезнь и вовремя начать терапию, но еще важнее предотвратить ее появление. Профилактика шопоголизма сводится к соблюдению некоторых правил:
- старайтесь расплачиваться за покупки наличными, а не картой;
- в магазин ходите с конкретным списком товаров;
- старайтесь ежедневно не ходить за покупками. В один поход приобретайте товары на несколько дней;
- избегайте просмотра рекламы. Даже в случае острой необходимости смотреть телевизора на время рекламы выходите из комнаты.
Подобные нехитрые правила в особенности рекомендуют соблюдать людям, склонным к формированию зависимостей.
Источник: arbat25.ru
Зависимость от покупок
Шопоголизм кажется со стороны довольно безобидным явлением. Что может быть плохого в покупках? Даже если человек и покупает непомерное количество вещей, это ведь никак не вредит ему. На самом деле всё не совсем так просто.
Психиатры по всему миру уже давно считают зависимость от покупок или, по-научному, ониоманию, серьёзным психическим расстройством, которое не является прихотью или секундным порывом. И оно имеет катастрофические масштабы. Не зря в XXI веке это явление, ещё не до конца изученное, назвали «новой чумой столетия».
Чаще всего заядлыми шопоголиками являются именно представительницы прекрасного пола, но постепенно заболевание распространяется и среди мужчин. И если человек не хочет однажды очнуться и осознать, что на нём висит десяток кредитов, а вся квартира завалена ненужным хламом, то, как и с любой зависимость, с ониоманией важно и нужно бороться. Не стоит наивно думать, что её можно с лёгкостью контролировать.
В чём суть заболевания?
Шопоголизм – это состояние маниакальной психологической зависимости, когда человек получает наслаждение от самого процесса совершаемых покупок. Ему не важно, что именно он покупает. Не важна цена или то, зачем ему вообще нужна та или иная вещь. Повторение стереотипных действий помогает шопоголику почувствовать себя лучше, как будто покупки – неотъемлемая часть его жизни. И постепенно регулярные покупки становятся настолько необходимы, что могут превратиться в больную одержимость.
Ониомания может быть как осознанной, так и не осознанной. Первый вариант ещё хуже, так как, когда человек понимает свою зависимость от покупок, то наслаждение резко сменяется самобичеванием за то, что в очередной раз сорвался. Однако именно неосознанный шопоголизм чаще всего приводит к долговым задолженностям и неподъёмным кредитам.
Расстройство обычно сопровождается не только ощущением эйфории после очередной покупки, но и повышенной тревожностью, а также затяжными депрессиями. Шопоголизм также имеет общую с синдромом Плюшкина (или по другому – синдромом Диогена) черту – паталогическое накопление, но куда в меньшей масштабности. И тем не менее оба этих заболевания относят к одной группе расстройств импульсного контроля.
Симптомы зависимости от покупок
Как и у любого расстройства, у шопоголиков выделяют несколько особенностей, ориентируясь на которые можно выявить ониоманию. Риску развития этого заболевания в разной степени подвержены многие. Особенно в условиях постоянного рекламного потока, качественного маркетинга и изобилия товаров на рынке.
От шопоголизма почти наверняка страдают те, кто:
- с появлением свободного времени сразу же отправляются по магазинам без цели найти какую-то конкретную вещь;
- желание совершить покупку пересиливает желание заняться повседневными делами;
- тратят много времени на просмотр каталогов, изучение товаров и витрин;
- регулярно делают заказы в интернете по 2-3 раза в неделю или ещё чаще (заказы, не связанные с пищей или товарами первой необходимости);
- трепетно планируют ближайший шоппинг и ждут его словно настоящий праздник, испытывая при этом необыкновенное удовольствие;
- без постоянного посещения торговых центров или покупок онлайн впадают в состояние тревожности и апатичности к реальной жизни;
- испытывают чувство стыда после шоппинга.
Разумеется, удовольствие от покупок испытывают многие, если не все, и этот пункт не обязательно делает человека заядлым шопоголиком. Но стоит понимать, что радость от приобретения вещи, которую ты долго хотел, и радость от самого факта появления у тебя чего-либо – сильно отличающиеся друг от друга вещи.
Причины зависимости от покупок
Одним и самых распространённых мнений является то, что бедное детство, наполненное лишениями и мечтаниями о той или иной вещи, в сочетании с появившимися с возрастом деньгами, становится самой частой причиной развития шопоголизма. Это, несомненно, так, но учёные и психологи сходятся в том, что всё может быть куда глубже и сложнее. Особенно в современных условиях нехватки живого общения и контакта с внешним миром.
Так, к примеру, специалисты называют зависимость от покупок очередным способом сбежать от реальности или попыткой изменить свою жизнь, наполнив её впечатлениями, которые на самом деле являются абсолютной пустышкой.
Также импульсивные покупки могут стать личным способом борьбы человека с окружающими его негативными эмоциями и переживаниями. Таким образом, многие заполняют душевную пустоту и пытаются обрести смысл существовать дальше ради новых приобретений.
В противовес бедному детству некоторые шопоголики страдают от противоположной проблемы. Дети, не знавшие отказов от родителей, превращаясь во взрослых, по-прежнему не в состоянии контролировать свои желания и разумно подходить к вопросу выбора.
Прогрессирование шопоголизма в XXI веке
«Новая чума столетия» набирает обороты с пугающей скоростью. Сфера потребления растёт и ширится, а покупатели лишь кидаются из стороны в сторону, завлекаемые со всех сторон рекламой. Маркетинг работает без устали, только подстёгивая шопоголиков к новым и новым приобретениям. Кажется, что люди постоянно вынуждены покупать что-то новое, ведь оно лучше, современнее, моднее.
На фоне этого не стоит забывать о растущем влиянии онлайн-шоппинга, который уже довольно сильно потеснил собой походы в магазины и торговые центры. Это удобнее, быстрее, а сайты пестрят объявлениями о скидках, распродажах и акциях. Здесь сложно устоять и обычному человеку, а для шопоголиков подобное становится настоящим спусковым крючком. Они и сами не осознают, что тратят по несколько в день на просмотр каталогов и добавление товаров в корзину.
Об этом знают и многие продавцы, безжалостно пользуясь чужими расстройствами. Для них это всего лишь выгода и увеличение продаж. Стимулирование людей на новые приобретения происходит в сети постоянно – таргетированная реклама, кричащие заголовки и появляющиеся ежедневно новинки. Это болото затягивает многих без шанса выбраться обратно на поверхность и ясным взглядом посмотреть на свои расходы и потребности.
Как лечить зависимость от покупок?
Осознание собственного шопоголизма – первый шаг на пути лечения, которое точно будет не из лёгких. Но преодолеть это испытание крайне важно, ведь прогрессирующая ониомания негативно сказывается не только на вашей кредитной истории, но и, как следствие, на ваших отношениях с семьей, близкими и родными людьми. Начиная работать над собой, шопоголик сможет сохранить этот важный аспект.
Углублённое изучение явления позволило специалистам ответить на самый главный вопрос, касающийся любых заболеваний – как же его лечить.
Психологи выделяют целый список правил и рекомендаций, которые помогут избавится от неконтролируемого расстройства:
- Старайтесь избегать слова «хочу», предпочитая ему – «необходимо».Для этого придётся очень тщательно и взвешенно подходить к каждой вещи, которая бросится вам в глаза на полке магазина. При появлении в голове того самого «хочу», задавайтесь вопросом «зачем». Нужна ли эта вещь вам прямо сейчас? Если нужна, то зачем? Действительно ли её приобретение так срочно? Скорее всего, подобная трезвая логика приведёт вас в чувство и убережёт от срыва.
- Проработайте момент, который подталкивает вас на покупки.Попробуйте понять, что именно является «катализатором». Злость? Усталость? Тоска и грусть?
- Звучит банально, но найдите себе хобби. Это, пожалуй, самый действенный и неоднократно проверенный способ перенаправления зависимостей с подменой их на какое-то стороннее увлечение.
- Поставьте для себя масштабную цель. К примеру, неплохо подойдёт покупка жилья, машины или дорогой техники. Это обязательно должно быть что-то такое, что невозможно купить просто сорвавшись. Имея подобную цель, вы точно будете внимательнее подходить к вопросу своих финансов и, о чудо, экономить, отказываясь от приобретения всякого бесполезного хлама.
- Ограничьте свой бюджет.Выделите на месяц конкретную сумму, которую можете потратить и старайтесь не выходить за её пределы.
- Не бойтесь просить помощи у близких! Если первое время у вас будет возникать сомнение в собственной силе воли, просите, чтобы вас контролировали. Это пойдёт только на пользу и поможет вам укрепить отношения с дорогими людьми.
Помните, что всё хорошо в меру! Вам не обязательно категорично отказываться от шоппинга, просто нужно в первую очередь мыслить здраво и трезво, избегая при этом маркетинговой удочки. Если же эти рекомендации не помогли, обратитесь к наркологу или психиатру – эти специалисты знают все тонкости лечения зависимостей и помогут вам избавиться от неё в максимально быстрый срок.
Литература:
- Зависимая личность и национальная безопасность : монография / И. Б. Олехнович, Б. Е. Олехнович, С. И. Самыгин, Б. Б. Олехнович; под ред. П. С. Самыгина. — Москва : Русайнс, 2016. — 205 с.
- Аддиктология (ФГОС ВПО): иллюстрированное учебное пособие для студентов высших учебных заведений гуманитарного направления (все уровни подготовки) / Б. Р. Мандель. — Москва : DirectMEDIA, 2014. — 535 c.
- Общая психология: учебное пособие / А. И. Кравченко. — Москва : Проспект, 2011. — 430 с.
Источник: ugodie.ru