Дизайн народных украшений транслировался из поколения в поколение и имел чётко обозначенную символику. Одни изображения имели защитные функции, другие способствовали плодородию, третьи служили связующим элементом с силами природы. Более поздние русские украшения были заимствованы у самых различных этносов и культур.
Украшения из Византии
Творения византийских мастеров были одними из самых выдающихся во всём мировом искусстве. Несмотря на то, что экспорт на Русь имел чисто религиозный характер, его значение для развития художественных ремёсел было огромным. Это эмали и финифть, которые именно из Византии проникли на Русь и в Европу; чернь, резьба «в оброн» с изъятием фона, тончайшая гравировка, чеканка, скань и зернь.
Личным женским украшением византийского происхождения были нательные крестики. Об их особенностях пишет исследователь Ю.А.Фёдоров в своём труде «Образ креста». Форма византийского креста была простая, их нередко делали из камня с тонкой золотой или серебряной отделкой.
Виды украшений. Серьги помогут соблазнить мужчину. Энергетическая сила украшений. Кундалини
На них помещалась надпись, состоящая из двух крестообразно записанных слов на греческом языке, означающих «свет и жизнь». Одним из видов креста был так называемый энколпион, который представлял собой миниатюрную коробочку с кусочком какой-нибудь святыни, например кусочком мощей. Такие кресты носили особо благочестивые верующие.
Первыми городами, ювелиры которых освоили новые приёмы, стали Владимир и Рязань. Их мастера широко славились вплоть до татаро-монгольского нашествия, когда лучшие мастера были угнаны в далёкие страны. После этого древние технологии были утрачены, а новые изделия делались просто по слепкам с уцелевших.
Иранские украшения
Народы иранской группы, с которыми соприкасались русские – скифы, сарматы и аланы. Отличительной чертой степных охотников скифов был «звериный стиль»: чрезвычайно живые и изящные изображения диких и домашних животных. Это охотничьи эпизоды, сцены терзания хищником жертвы, сакральные фигурки. Скифы обожествляли природу, олень был важным элементом мифологии: на своих рогах он нёс солнце. До нашего времени сохранились миниатюры, отлитые в металле, но можно с уверенностью предполагать использование тех же орнаментов и для украшения одежды.
На Руси полюбилось одно из самых странных изображений скифской символики – грифон, крылатый лев. Он использовался в вышивке и женских литых украшениях-оберегах, а ещё – в резьбе по деревянной посуде, украшении оружия и в храмовом строительстве.
Русский свадебный кокошник, популярный в ряде центральных областей вплоть до XIX века, имел ещё более интересное происхождение. Вся его передняя часть была покрыта рогами — недвусмысленной фаллической символикой. Подобные головные уборы были в обиходе иранского народа эфталитов, который обитал на юге Сибири. Этот этнос практиковал полиандрию: одна женщина выходила замуж за нескольких братьев, и количество рогов на её головном уборе символизировало количество мужей. В русском варианте рога призваны были увеличить желанность и привлекательность молодой в глазах супруга.
УКРАШЕНИЕ КАК ОРУЖИЕ. МАСТЕР КЛАСС И НЕМНОГО ИСТОРИИ.
На Русь эта традиция попала, вероятнее всего, ещё до XII века через союзников – аланов.
Украшения финского происхождения
Финны славились среди окрестных народов своими колдовскими способностями. Потому их украшения, как считалось, имеют мощный магический заряд. Финны и русские жили в одном биоценозе, только русские – в долинах рек, а финны – в лесах. Финны особенно любили бронзу: она считалась металлом с большой магической силой. Кроме того, использовали серебро, золото и речной жемчуг.
Одно из популярных изображений, позаимствованных русскими у финнов – лошадь, символ солнца. По финской легенде, именно лошадь в яблоках разносит по свету солнечные лучи. Одно из традиционных изображений, которое использовалось как в финском, так и в женском наряде – «многоногая» лошадка с массой висящих цепочек вместо ног. По низу цепочки украшались жемчугом или миниатюрными подвесками. Во время ходьбы цепочки приходили в движение и, как в эффекте мультипликации, создавали впечатление стремительно бегущего животного.
Украшения татаро-монголов в русской традиции
Начиная с того периода, когда русские были вассалами Золотой орды, на Русь попадало множество изделий ордынских мастеров. Монголы почитают девять драгоценностей: золото, серебро, сталь, медь, кораллы, жемчуг, перламутр, бирюзу, и лазурит. Считается, что они приносят человеку благо и удачу.
Монголы любят украшать ими кольца, серьги и браслеты, им вообще нравится украшать все предметы одежды, оружия и конской сбруи, стараясь применить как можно больше из перечисленных материалов, создавая искусные орнаменты. Русские женщины позаимствовали у монголов обычай носить нарядную, расшитую обувь. Но в степи климат отличался от среднерусского, поэтому этот обычай в первую очередь прижился в Великом Новгороде, где улицы намного раньше других городов были застланы деревом.
Изделия, заимствованные из Литвы
Украшения литовской женщины чаще всего изготавливались из серебра в сочетании с янтарём. Янтарь широко закупал Великий Новгород и экспортировал далее по Руси и на Восток. Кроме всевозможных украшений, из этого камня делали амулеты и приятные на ощупь чётки, а богатые женщины могли себе позволить лупы из янтаря, которые использовались для вышивания. Для изготовления лупы янтарь требовалось расплавить.
Однако самое необычное применение янтарю ещё в неолите придумали месопотамские жрицы богини Кибелы: они носили сверкающие янтарные накладки на ногти.
Источник: dzen.ru
Опасная красота: обзор самого женского оружия
Опасная красота: обзор самого женского оружия
Каждый по-разному воспринимает Международный женский день. Кто-то считает его праздником почитания всех женщин, кто-то – днём борьбы феминисток за свои права (спасибо Кларе Цеткин и Розе Люксембург), а для некоторых 8 марта – просто дополнительный выходной. Вторая версия снова набирает популярность, ведь жизнь современной женщины всё чаще напоминает поле боя. Поэтому у каждой femme всегда наготове оружие, будь-то красота, мудрость или необычные «воинственные» аксессуары, которые могут также защитить хозяйку в случае необходимости. Не так давно мы уже делали «убийственный» обзор предметов быта , а сегодня представляем вам десятку самого женского оружия для истинных femme fatale.
1. Кольцо – пистолет
Обзор самого женского оружия: антикварное кольцо-пистолет
Вещица, полная сюрпризов.«3-в-1»: украшение, антиквариат и необыкновенный револьвер 6-го калибра. Эта убийственная красота сделана в Англии в 1870 году. Поклонницам Шерлока Холмса посвящается.
2. Лифчик – огнемёт
Обзор самого женского оружия: лифчик-огнемёт
Грозное сценическое оружие эпатажной Леди Гага добавит огоньку любому образу. Возможно, такой лифчик и не станет верным «спутником» на каждый день, но зажечь на вечеринке точно поможет.
3. Кольцо – кастет для будущей невесты
Обзор самого женского оружия: кольцо-кастет для будущей невесты
За своё счастье нужно бороться. Особенно, когда дело касается любви. Правду говорят, что в ней – как на войне. И знаком блистательной победы может стать необычное кольцо для помолвки в виде кастета. Сразу четыре колечка с четырьмя бриллиантами недвусмысленно намекнут соперницам, с кем они имеют дело.
А название «Пока смерть не разлучит нас» будет напоминать вам и любимому «трофею» о святости уз брака.
4. «Бомбовый» клатч
Обзор самого женского оружия: «бомбовый» клатч
Сверкающий аксессуар не сможет не обратить внимания на себя и свою обладательницу. Ведь не каждый день увидишь в изящных ручках не то булаву, не то маленькую подводную мину. А если кто-то вздумает покуситься на вашу безопасность, миниатюрная сумочка может послужить неплохим шипованым оружием.
5. Убийственные каблуки
Обзор самого женского оружия: убийственные каблуки от Chanel
Туфельки на каблучках уже не один век считаются мощнейшим женским оружием. Креативный директор дома моды Chanel Карл Лагерфельд (кстати, командор ордена Почётного Легиона Франции) воспринял данный тезис буквально. В результате чего и появились скандальные туфли-пистолеты, вызвавшие массу протестов со стороны американской ассоциации «Матери против убийц и агрессии» (Mothers Against Murder And Aggression).
6. Помада против хулиганов
Обзор самого женского оружия: помада-шокер
Такой помадой не накрасишь губки, зато она может защитить свою хозяйку от злодеев, устроив им электрошоковою взбучку в 350 тысяч вольт . В стильный футляр также встроен фонарик. Истинный must-have для всех женщин.
7. Опасная сумочка
Обзор самого женского оружия: хулиганская сумочка-кастет
Сумочка-кастет идеально дополнит роково – хулиганский наряд. Хотя её классический дизайн и вместительность подойдут и под офисный костюм. А оригинальная ручка будет напоминать коллегам и начальству о вашей бунтарской натуре. Кто знает, может и зарплату повысят?
8. Стильный АК-47 от Diesel
Обзор самого женского оружия: стильные шарфы АК-47 от Diesel
Нет, знаменитая компания не занялась выпуском огнестрельного оружия. Зато пополнила свою творческую биографию ещё одной смелой выходкой — стильным хлопковым шарфом в виде легендарного автомата Калашникова.
9. Сумочка-кобура
Обзор самого женского оружия: сумочка-кобура
Сумочка для роковых женщин. Хотя она имеет слишком подозрительную форму, впечатление сглаживают безобидные цвета: сиреневый, оранжевый, зелёный. Но всё же, не удивляйтесь, если охрана заинтересуется её содержимым.
10. Гламурные автоматы
Обзор самого женского оружия: гламурные автоматы
И снова АК-47. Шею ими не украсишь, зато можно позировать для фото. Придумать другое назначение для автоматов Hello Kitty и Prada как-то не получается. Не идти же с ними в армию?
И всё же, пусть главным женским оружием остаётся красота, острый ум и заботливость.
Источник: novate.ru
Железные леди Дагестана
Возможно, где-то женщина-кузнец — это редкость, но не в горном дагестанском селении Харбук. Здесь женщины владеют всеми премудростями литья и ковки не хуже, чем мужчины. Ведь когда-то именно они не допустили, чтобы харбукцы забыли традиционное для села ремесло.
Рукият: коса и плуг
Тридцать пять лет почти каждый день жительницы Харбука Рукият Ильясовой начинается ранним утром со стука молота о наковальню. После нескольких часов орудования железом руки становятся ватными, пот льется ручьем. Но это еще полдела — в ковке важно правильно рассчитать направление и силу удара. Все это требует огромного опыта и концентрации внимания. Не меньше сил уходит на закалку готового изделия.
Рукият — потомственный кузнец. И нишу выбрала не из легких. Она делает косы, кувалды, топоры, подковы, предметы быта — в том числе инструменты для мастеров-кузнецов. Односельчане не удивляются: ее физическим данным позавидует любой мужчина.
С 10 лет Рукият вместе с девятью братьями и сестрами помогала родителям в кузнице. Мать и отец, потомственные мастера Зухра и Шапи, посвятили этому ремеслу всю жизнь. Сейчас в мастерскую Рукият и ее мужа Абдула за хозяйственными инструментами и клинками идут со всех окрестных сел и других районов: все знают, как успешно экспериментирует чета, изготавливая самую разную сталь от дамасска до булата.
— Для неопытного человека это нелегкий труд, но я настолько привыкла, что уже не вижу сложностей, — объясняет женщина. — Конечно, время возьмет свое, и скоро я и муж, наверное, не сможем работать в кузнице. Но у нас растут шестеро внуков. Они уже заглядывают постучать молотком. Кто знает, как жизнь сложится, а кузнечное дело хотя и тяжелое, но, если работаешь с душой, очень благодарное. Без куска хлеба точно не останешься.
Харбук — село железных людей
Путь от столицы Дагестана до Харбука — это почти четыре часа петляния по дорогам, чем выше в горы — тем более заснеженным. Село расположилось на высоте больше 1300 метров над уровнем моря, в 10 километрах по прямой от знаменитого аула златокузнецов — Кубачи. Харбукские мастера по металлообработке известны не так широко, как их соседи, но селянам есть чем похвастаться.
Фото: Магомед Гаджидадаев
Фото: Магомед Гаджидадаев
Харбук — один из крупнейших центров металлического производства на Кавказе.
— Предки харбукцев одними из первых в Дагестане освоили железоделательное производство. Об этом свидетельствуют многие археологические находки, в частности железные шлаки, которые относятся к I тысячелетию до н.э., найденные на месте бывшего поселения харбукцев в Акушинском районе (речь о месте Карбачи-дирка недалеко от села Муги, откуда предки харбукцев бежали в конце XIV века из-за нашествия войск Тамерлана. — Ред.), — рассказывает Хизри Юсупов, научный сотрудник института языка и литературы Дагестанского научного центра РАН, много лет занимающийся изучением истории ремесла родного аула.
В последующие века харбукцы совершенствовали навыки и способы обработки металла — и достигли уровня мастерства, прославившего их далеко за пределами Дагестана. Причем визитной карточкой мастеров стало огнестрельное оружие из металла. Все однозарядные пистолеты в горах Дагестана даже стали называть «харбукскими». В коллекциях музеев хранятся кремневые ружья и пистолеты, чей возраст определяют с XVIII века до начала XX века.
— В селе, как в огромной кузне под открытым небом, трудились сотни мастеров, у каждого из которых были свои направления кузнечного дела, уникальные способы ковки стали, изготовления различных видов холодного и огнестрельного оружия, — продолжает Юсупов.
Производство огнестрельного оружия пошло на спад в 1930-х. А потом началась война, и под угрозу исчезновения попало все металлическое производство.
— В это время очень много мужчин из Харбука ушли на фронт, откуда большинство и не вернулись. Тяжелое время диктует свои правила, и женщины села, в том числе моя бабушка, оставшись без кормильцев, начали осваивать непривычное для них ремесло, — рассказывает Юсупов. — Благодаря этому им удавалось выжить как в военное время, так и в период послевоенного голода. А еще многие семьи смогли сохранить преемственность традиций кузнечного дела.
Источник: etokavkaz.ru