Живописное графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположен¬ных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец.

Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецая. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово «донце» означает «дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень». Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу.

Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.

ТЕМА 9. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ.

Для украшения досок мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией, очень редко встречающейся в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца.

Располагая древесиной двух оттенков и пользуясь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства. В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец. Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нарядным и красочным.

Со второй половины XIX в. сложная и трудоемкая техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения. Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий «Городецкая роспись» в г. Городце. Среди них есть лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф.

Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов, Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В.

Соколова.

Техника городецких мастеров

Инструменты и материалы. Для росписи желательно иметь три кисти: беличью художественную (№ 2 или № 3), колонковую художественную (№ 1 или № 2) и флейц (№ 2 или № 3). Флейц — это плоская кисточка из мягкого волоса, которая используется для подмалевок и наведения рамок. В наше время городецкие художники расписывают изделия масляными и темперными красками.

Требуется восемь: черная, белая, алая, краплак красный (вишневая), кобальт синий светлый (ярко-голубая), желтая, окись хрома и красная железоокисная. Необходима также еще одна краска — киноварь (ярко-красная). Чтобы получить цветовую гамму Городецкой росписи, необходимо смешать краски.

Читайте также:
Как называются маленькие украшения

Объединение «Палитра» | «Зендудлинг».

Кроме тех, которые есть в наборе гуаши, нужно получить четыре новых краски: светло-голубую, светло-розовую, охру светлую и городецкую зеленую (рис. 1). Чтобы получить светло-голубую, в белую краску (белила цинковые) добавляют немного кобаль¬та синего светлого (ярко-голубая краска). Светло-розовую получают, смешивая белую краску с киноварью или белую — с алой.

Для светлой охры берут желтую светлую и немного красной железоокисной. Элементы, сюжеты и приемы городецкой росписи В начале обучения очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы (рис. 2).

Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия. В росписи по дереву значительное место занимает орнамент.

Орнамент — это живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи — это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали (рис. 3). Важно понять разницу между понятиями «узор» и «орнамент». Узор — это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней.

Они же, приведенные в определенную систему, ритмически упорядоченные, будут составлять орнамент .Осваивая роспись живописного типа, к которой относится и Городецкая, выполняют без предварительного нанесения контура рисунка. Городецкая роспись выполняется в три этапа. Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна.

Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться. Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки.

Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна. Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами.

Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность. Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге. Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания. Бутоны (рис. 7) — разновидность городецких цветов.

Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента (теневке). Выполняют ее черным цветом, бордовым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна.

От того, как расположены скобки, зависит форма бутона. У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие.

Читайте также:
Как сделать украшение на бутылку шампанского новый год

В конце белилами наносят оживки. Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера.

Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью. Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр.

Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали. Ромашка цветок не сложный по технике исполнения. Кончиком кисти слегка прикоснуться к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от поверхности, кисть быстро приложить и поднять.

В результате получится мазок-капля — тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли. Роза самый сложный цветок.

Роспись начинают с подмалевки — основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка. После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине.

Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину. Самое трудное в розе, это оживка. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги.

За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки. Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка.

Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены. Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой.

Если подмалевка выполнена городецкой зеленой краской, то оживку выполняют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской, то к оживкам черного цвета добавляют белила. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица.

Читайте также:
Почему ломаются ювелирные украшения

Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают.

Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки. Городецкий конь— символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой.

Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента — груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища.

Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста — белилами. Городецкая птица

Источник: studfile.net

Значение слова ОРНАМЕНТ в Толковом словаре русского языка Ушакова

(орнамент устар.), орнамента, м. (латин. ornamentum).

1. Живописное, графическое или скульптурное Украшение, состоящее из стилизованного сочетания геометрических, растительных или животных мотивов. животный орнамент (см. животный). растительный орнамент (см. растительный). Серебром отливают колонны, орнаменты ворот и мостов. Некрасов. – Украшение подобного рода на предметах обихода.

2. Украшение мелодии, напр. трель, фиоритура (муз.).

Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОРНАМЕНТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОРНАМЕНТ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    ХИВИНСКИЙ — чеканный орнамент, изображающий стилизованные симм етричные яблоневые …
  • ОРНАМЕНТ в Словаре строительных терминов:
    декоративный элемент в строительном, изобразительном и прикладном искусстве, состоящий из повторяющихся стилизованных природных или архитектурных форм. Основное предназначение орнамента: заполнение …
  • ОРНАМЕНТ в Толковом строительно-архитектуром словаре:
    — декоративный элемент в строительном, изобразительном и прикладном искусстве, состоящий из повторяющихся стилизованных природных или архитектурных форм. Основное предназначение орнамента: …
  • ОРНАМЕНТ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    — (от латинского ornamentum — украшение) узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения предметов (утварь, орудия и оружие, …
  • ОРНАМЕНТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. ornamentum — украшение) узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных …
  • ОРНАМЕНТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, …
  • ОРНАМЕНТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Орнамент — исполненное в одной плоскости, выделенное рельефно илирезанное вглубь, одноцветное или иллюминованное красками изображение,служащее в архитектуре украшением различных частей …
  • ОРНАМЕНТ в Современном энциклопедическом словаре:
    (от латинского ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов и архитектурных сооружений. Зачатки орнамента …
  • ОРНАМЕНТ в Энциклопедическом словарике:
    [от латинского ornamentum украшение] 1) живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее вещь; по своему стилю орнамент является той или …
  • ОРНАМЕНТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. Узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения различ-ных предметов, архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства. Орнаментный — …
  • ОРНАМЕНТ в Энциклопедическом словаре:
    OPHAMEHT, -а, м. 1. Живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. 2. В музыке: …
  • ОРНАМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОРН́АМЕНТ (от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения к.-л. предметов или архит. …
  • ОРНАМЕНТ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? исполненное в одной плоскости, вылепленное рельефно или резанное вглубь, одноцветное или иллюминованное красками изображение, служащее в архитектуре украшением различных …
  • ОРНАМЕНТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    орна’мент, орна’менты, орна’мента, орна’ментов, орна’менту, орна’ментам, орна’мент, орна’менты, орна’ментом, орна’ментами, орна’менте, …
  • ОРНАМЕНТ в Новом словаре иностранных слов:
    ( лат. ornamentum украшение) узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия, оружие, одежда и …
  • ОРНАМЕНТ в Словаре иностранных выражений:
    [ узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия, оружие, одежда и т. д.), архитектурных …
  • ОРНАМЕНТ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ОРНАМЕНТ в словаре Синонимов русского языка:
    акант, аканф, акротерий, антемий, арабеска, арабист, бурет, виньетка, волюта, гирих, горельеф, меандр, морески, пальметта, патера, розетка, рокайль, трель, узор, …
  • ОРНАМЕНТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) а) Художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка. б) …
  • ОРНАМЕНТ в Словаре русского языка Лопатина:
    орн`амент, …
  • ОРНАМЕНТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    орнамент, …
  • ОРНАМЕНТ в Орфографическом словаре:
    орн`амент, …
  • ОРНАМЕНТ в Словаре русского языка Ожегова:
    живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов орнамент В музыке: украшение вокальных и инструментальных …
  • ОРНАМЕНТ в Словаре Даля:
    муж. , франц. украшенье, прикраса, особенно в зодчестве. Орнаментальные …
  • ОРНАМЕНТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных …
  • ОРНАМЕНТ в Толковом словаре Ефремовой:
    орнамент м. 1) а) Художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка. …
  • ОРНАМЕНТ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка. отт. Украшающие …
  • ОРНАМЕНТ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Узор из ритмически упорядоченных геометрических или стилизованных растительных и животных элементов, предназначенный для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, …
  • ТКАНИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    художественные , ткацкие изделия (ручные или машинные), отличающиеся художественностью орнаментации, красотой расцветки, высоким искусством выработки, являющиеся произведениями декоративно-прикладного искусства . …
  • АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего …
  • ОРНАМЕНТНЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. 1. соотн. с сущ. орнамент 1., связанный с ним 2. Свойственный орнаменту [ орнамент 1.], характерный для него. 3. …
Читайте также:
Какое украшение носят на правой руке

Источник: slovar.cc

Толковый словарь С.И.Ожегова — орнамент

1. Живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.

2. В музыке: украшение вокальных и инструментальных мелодий, напр. трель. II прил. орна-ментный, -ая, -ое и орнаментальный, -ая, -ое.

Толковый словарь С.И.Ожегова
Рейтинг статьи:

Комментарии:

Добавить комментарий
Код с картинки:

Изменить код на картинке

См. в других словарях

м. франц. украшенье, прикраса, особенно в зодчестве. Орнаментальные работы. .
Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля
-а, м Художественное украшение, узор из повторяющихся элементов Ковер с восточным орнаментом .
Русский толковый словарь В.В.Лопатина

м. 1) а) Художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка. б) Украшающие элементы в речи, в музыкальном произведении. 2) Украшение мелодии (о трелях, фиоритурах и т.п.). .

Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

(орнамент устар.), орнамента, м. (латин. ornamentum). 1. Живописное, графическое или скульптурное Украшение, состоящее из стилизованного сочетания геометрических, растительных или животных мотивов. животный орнамент (см. животный). растительный орнамент (см. растительный). Серебром отливают колонны, орнаменты ворот и мостов. Некрасов. ? Украшение подобного рода на предметах обихода. 2. Украшение мелодии, напр. трель, фиоритура (муз.). .

Толковый словарь Д.Н.Ушакова

-а, м 1. Художественное украшение, узор, построенные на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы Старинный русский opitaAteum Растительный орнамент ? Весь костюм [удзхейцев] — обильно украшен красными орнаментами, изображающими спиральные круги, стилизованных рыб, птиц и животных Арсеньев, Дерсу Узала Церковь — характерный образец грузинской архитектуры с очень красивым орнаментом, высеченным из камн Осгроумова-Лебедева, Автобиографические записки 2. Муз То же, что орнаментика (во 2 знач ) [От лат ornamenlum — украшение] .

Толковый словарь А.П.Евгеньевой

Читайте также:
Как сделать своими руками новогоднее украшение на дверь

ft; м. [о* л»Т. Ornamentum — украшение]. 1. Узор в Инде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы. Украсить орнаментом. Вышить, выложитьо. Архитектурный о. Старинный русский о. Растительный о. Геометрический о. Зооморфный о.Чаша с орнаментом.

Пустить резной о. по потолку. 2. Муз. ^Орнаментика (2 эй.).

Источник: www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Рейтинг
Загрузка ...