Дорогие друзья! Ваше вниманию – продолжение викторины о символах и старинных традициях Рождества и Нового года:
1. В русских сказках существуют Мороз Синий Нос и Мороз Красный Нос.
А кем они приходятся друг другу?
- братьями
- дедом и внуком
- отцом и сыном
- товарищами
2. Понятны нам многие символы-пожелания старых новогодних открыток, но есть среди них и неожиданные. Какой из символов олицетворяет защиту:
3. Самые красивые цветы традиционно находили место на рождественских и новогодних открытках. А самым распространенным из них, талисманом счастья, являлся:
- цветок розы
- цветок незабудки
- душистый горошек
- лист клевера
4. Среди животного царства добрым рождественским символом является:
- оленёнок
- зайчонок
- бельчонок
- поросёнок
5. А что же с праздничным столом? Традиционные российские рождественские угощения — это:
Украшение для новогодней ёлки — свеча связанная крючком — #2
- поросенок и каша
- холодец и оливье
- сочиво и козули
- мандарины и конфеты
6. Ну и какое застолье без достойных напитков? А первый тост после рождественских поздравлений традиционно поднимался:
- за здоровье
- за хозяйку дома
- за гостей
- за счастье в новом году
7. Кроме праздничного застолья в почете были маскарады, народные гуляния и другие развлечения на свежем воздухе. Например, создание снеговиков и игра в снежки. Но это снова не только для забавы. Ведь снеговик — это:
- посланник Деда Мороза
- друг Снегурочки
- приятель-игрушка
- помощник на следующий год
8. Коньки и санки – также распространенные зимние забавы. А вот лыжи — редкие гости на рождественско-новогодних открытках, потому что они символизируют:
- долгий путь
- преодоление трудностей
- расставание
- ожидание
Ответы на вопросы предыдущей викторины:
1. Согласно обычаям на Рождество дом украшали омелой – вечнозеленым растением с плодами в виде белых шариков. По традиции, столкнувшиеся в дверях под веточкой омелы, должны были:
- попросить друг у друга прощения
- обменяться приветствиями
- поцеловаться
- обняться
- Правильный ответ:поцеловаться
2. Ещё одно растение, также по древней традиции, украшающее рождественское жилище, но олицетворяющее мужское начало, это:
Правильный ответ: остролист
3. Главная героиня сегодняшних праздников – ярко наряженная ёлка является символом:
- чистоты и красоты
- возрождения и бессмертия
- достатка и благополучия
- любви и заботы
Правильный ответ : возрождения и бессмертия
4. Украшать ёлку к празднику звездой и свечами придумал Мартин Лютер — глава немецкой протестантской церкви в начале 16 века. Рождественская звезда на вершине ели символизирует:
- освещение жизненного пути человека
- поклонение Иисусу
- возрождение
- радость и праздничность жизни
Правильный ответ: освещение жизненного пути человека
5. Звезда и свечи были первым украшением рождественской ели. Вслед за свечами ёлки стали украшать также:
- ангелочками
- яблоками
- гирляндами
- игрушками
Правильный ответ: яблоками
6. Вслед за яблоками на ёлку стали вешать и другие съедобные украшения – пряники, конфеты, орехи. Все они олицетворяли Манну Небесную, данную богом. Несъедобные украшения появились на ёлках только:
- в 17 веке
- в 18 веке
- в 19 веке
- в 20 веке
Правильный ответ: в 18 веке
7. Стеклянные игрушки впервые появились в середине 19 века, и были обязаны своим рождением:
- неурожаю яблок
- недолговечности горящих свечей
- началу стеклодувного производства в России
- фантазии народных умельцев
Правильный ответ: неурожаю яблок
8. Стеклянные бусы впервые повесили на ёлку:
- во Франции
- в Англии
- в Германии
- в России
Правильный ответ: в России
9. Нынче совершенно забыто, как в стародавние времена наши предки встречали Деда Мороза. Они верили, что Дед Мороз живет в лесу в ледяной избушке, а во время коловрата, т.е. в дни зимнего солнцестояния, Дед Мороз приходил к людям. Его пытались умилостивить, приготовив:
- жирного гуся
- сдобный пирог
- сочную кашу
- сладкий кисель
Правильный ответ: сладкий кисель
Источник: xn—-gtbemhdbtb3cv7k.xn--p1ai
Почему ёлка?
Гималайский кедр в снегу
Обычай наряжать и устанавливать в доме новогоднюю ель берёт начало в мифологических представлениях о мировом дереве, считавшемся основой мироздания. Мировое дерево связывает все миры, человека и космос, прошлое и будущее.
Вариантами мирового дерева являются, например, древо жизни и древо познания добра и зла, о которых можно узнать из сказок, мифов и библейских текстов.
У разных народов объектами поклонения и участниками главных праздничных событий были дуб, берёза, яблоня, сосна, кипарис, пальма и др. Выбор дерева зависел, конечно же, от климатической зоны и времени года.
В дни зимнего солнцестояния люди поклонялись священным растениям, украшали их ветвями свои дома. В нашем климате к этому времени лиственные деревья уже сбрасывали свой наряд, поэтому предпочтение отдавалось хвойным: считалось, что они обладали особой силой, символизировали неувядающую природу. И самым популярным деревом среди них — от современной Великобритании до Западной Сибири — стала ель. Причём, она была как символом жизни, так и символом смерти, указывая тем самым на непрерывность природного жизненного цикла.
В эти дни некоторые народы, населявшие современную Западную Европу, выбирали в лесу самую красивую ёлку, украшали её разноцветными лоскутами, раскладывали под ней жертвенную еду, предназначенную для духов природы. Затем стали забирать дерево из леса домой: развешивали на нём свечи, яблоки, выпечку. Изначально такое деревце было маленьким и устанавливалось на столе. Так ель стала сначала новогодним символом, а затем с распространением христианства её стали устанавливать в домах в Сочельник.
Постепенно это дерево стали больше связывать с Рождеством, чем с Новым годом, а христианская церковь с IV в. установила празднование Рождества именно 25 декабря, в дни зимнего солнцестояния, чтобы язычники не вспоминали о старых праздниках.
Современное празднование Рождества в Страсбурге.
В 1521 году ель как официальное рождественское дерево была установлена во французской провинции Эльзас, в городе Селеста (главным городом Эльзаса является Страсбург).
Я не участвую в спорах на тему, где появился первый марципан впервые установили рождественское дерево, в Риге, Таллинне, Страсбурге или где-то ещё. По некоторым данным в Риге его установили на 11 лет раньше, в 1510 году, но я пока не могу найти точные данные: сведения на русском языке противоречивы, а на других языках ничего толкового тоже не попадается. Есть отсылки к какому-то Международному архиву Рождества, но найти его мне тоже пока не удалось. Об установлении ёлки в Эльзасе повествуют старинные источники, а история рижской ёлки покрыта тайной. Никто не говорит, откуда именно о ней стало известно: якобы её наряжали мужчины в чёрных шапках, а после праздника дерево было сожжено (?)
Ель, украшенную звёздами и свечами, связывают с немецким реформатором Мартином Лютером (годы жизни 1459—1530), хотя обычай зажигать свечи на деревьях существовал и ранее. Ему же приписывают установление её в доме именно как рождественского дерева. С этих же пор украшения на ёлке стали толковаться с позиции христианства: свечи и звёзды — это духовный свет, который пролился в ночь рождения Христа; верхушку украшал ангел или Вифлеемская звезда, которая привела волхвов к месту рождения Христа; яблоки — плоды райского дерева; вафли и другая выпечка символизировали хлебцы для обряда причастия. Ель же могла символизировать как самого Христа, так и Святую Троицу (потому что дерево имеет форму треугольника).
Даже в самой Германии обычай устанавливать и украшать рождественскую ёлку прижился не сразу, а в некоторых землях до сих пор обходятся без неё, устанавливая вертепы и принося в дом, к примеру, ветку плодового дерева.
Kis Szent Teréz Bazilika. Кестхей, Венгрия.
Празднично украшенная ель далеко не везде считается сейчас церковным символом. Она может устанавливаться внутри храмов, но не украшается. Более того, кое-где раньше существовали запреты по внесению ели в храм: ни дерево, ни ветви нельзя было располагать даже рядом с ним.
Якобы красивое сверкающее дерево отвлекает людей от мысли о Христе, который должен быть единственным центром этого праздника. Поэтому своеобразной заменой рождественскому дереву стали другие растения (в основном, опять же вечнозелёные): падуб остролистный (остролист), плющ, самшит. Это всё, кстати, ядовитые растения, поэтому с ними нужно обращаться аккуратно!
Остролист, к тому же, безумно колючий! Когда я вижу на картинках праздничную еду, украшенную листьями и ягодами этого растения, мысленно содрогаюсь, хотя самой очень нравится использовать этот мотив в рукоделии 🙂 Просто так оторвать веточку остролиста невозможно, но он красив, конечно. Причём, в любое время года. Он очень мило цветёт весной, он прекрасен с красными ягодами зимой, он просто красив даже без ничего, когда резные острые листья блестят на солнце. но раны от его колючек болят и долго не заживают.
Остролист
В Европе с днём зимнего солнцестояния издавна была связана омела, но она тоже по-своему вредная 🙂 Это многолетнее растение-паразит, которое мешает, к примеру, плодовым, если заведётся в саду. Оно тоже интересно цветёт, а как раз в декабре у него появляются плоды — белые шарики, похожие не крупные бусины. Причём, листья остаются такими же зелёными.
Омела растёт на ветвях других деревьев и представляет собой зелёный шар — то цветущий, то дающий плоды. Возможно поэтому она всегда связывалась с идеей вечной жизни и была настолько популярным языческим символом, что священники тоже не разрешали вносить её в церковь (единственное исключение — Англия).
Все перечисленные выше растения использовались также в лекарственно-косметических целях, а омела ещё считалась оберегом от злых духов. Существовали поверья, что в новогоднюю ночь на земле пытается обосноваться всякая нечисть, именно её прогоняли ветками омелы, криками, шумом, свистом. Эта традиция сохранилась и поныне: в ночь на Сильвестра (с 31 декабря на 1 января) вся Европа гудит в дудки и запускает фейерверки:) Правда, недолго, всего лишь минут 30-60: здесь блюдут законы даже в праздники.
Омела намертво впивается в другие деревья, её саму изгнать не так просто. Семена из ягод переносятся с дерева на дерево с помощью птиц, поэтому ещё одно известное название этого растения «птичий клей».
Ещё одна интересная традиция: рождественский поцелуй под омелой. Если два человека, даже незнакомых, встречаются под висящей над ними омелой, они могут поцеловаться. Одни историки говорят, что обычай этот идёт от римских сатурналий (праздник в честь бога Сатурна, который продолжался с 17 по 23 декабря): в дни празднеств разрешалось целовать даже незнакомых людей.
Через кельтских друидов он распространился в Англии, оттуда — в Америке. Однако, его истоки можно разглядеть и в скандинавских мифах: однажды бог мира Бальдур был ранен стрелой из омелы (как мы помним, это ядовитое растение). Он был исцелён, но после этого случая богиня любви сделала это растение своей эмблемой и установила, что каждый, кто под ним проходит, должен получить поцелуй любви в доказательство того, что омела не является символом ненависти.
Позже все мифы и мотивы, как всегда, переплелись, и языческая новогодняя (декабрьская) символика омелы перешла и на празднование Рождества. Это растение по-прежнему популярно, и на многих европейских рождественских рынках и в цветочных магазинах букеты омелы как символ вечной любви до сих пор востребованы в праздничные дни 🙂
Плющ, самшит, падуб и омела в России никогда не являлись особыми символами. К тому же, эти растения живут в своих климатических условиях. Для нас первым и важным новогодним символом является ель.
Стеклянное ёлочное украшение. Германия, 1920-е гг. Фото с интернет-аукциона.
В конце 1699 года Пётр I, вернувшись из-за границы, издал указ о переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Предписывалось к этому празднику украшать хвоей улицы, дороги и дома (как за границей). Это не связывалось с установлением новогоднего, а тем более рождественского дерева, а просто было элементом праздника, декором. Однако, после ухода Петра I, эта традиция забылась и впоследствии её поддерживали лишь питейные заведения, украшая свои строения ёлочками, чтобы их было видно издалека.
Гораздо позже возник обычай обмениваться подарками в новогодние и рождественские праздники. В Россию он пришёл из Германии лишь к середине 19 в. Вместе с ним наконец-то пришла и традиция устанавливать ёлку в дни зимних праздников. Считается, что первое рождественское дерево было установлено в императорской семье — в Москве, 24 декабря 1817 года, по инициативе императрицы Александры Фёдоровны, которая была дочерью прусского короля.
Сначала в России рождественская ёлка устанавливалась в немецких семьях, затем стала популярна среди российских аристократов и постепенно пришла в семьи творческой интеллигенции. Украшения были обычные: свечи, сладости, выпечка, орехи, позже — рукодельные игрушки.
Во второй половине XIX в. ёлочные игрушки уже можно было купить в различных магазинах, большинство которых принадлежало немцам. Игрушки тоже импортировались из Германии. Кстати, в это же время (с середины XIX в.) в России существовали рождественские распродажи, которые нередко начинались с середины ноября! В канун Рождества можно было посетить и базары, которые специализировались на продаже только ёлочных игрушек и рождественских украшений.
К концу XIX в. ёлки устанавливались в общественных местах практически повсеместно, проводились балы и маскарады, но яркие праздники по-прежнему были доступны лишь зажиточным людям. Правда, кое-где проводились благотворительные ёлки для бедных. Даже в 1920-30-хх ёлка в «пролетарских семьях» была редкостью.
Советское стеклянное ёлочное украшение.
После Октябрьской революции 1917 года в результате календарной реформы русское Рождество сместилось на 7 января, а Новый год на 14-е. Рождественская ёлка, которую фактически никто не запрещал, продолжала существовать до 1929 года, пока окончательно не попала под запрет на всей территории СССР. На несколько следующих лет она в прямом смысле слов ушла в подполье, но 28 декабря 1935 года неожиданно была реабилитирована в новом качестве. В этот день в газете «Правда» было опубликовано письмо за подписью Первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева. Письмо заканчивалось словами: «Давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»
До сих пор не известно, чья же это была инициатива на самом деле, но в спешном порядке, как бы выполняя указания сверху, за 3 дня до наступления нового года в городах и сёлах организовывались новогодние утренники, из подручных материалов готовились ёлочные украшения и карнавальные костюмы. Так ёлка снова вошла в нашу жизнь, чтобы никуда больше не уйти. И прямо сегодня мы отмечаем 80-летие обновлённой новогодней ёлки.
С Наступающим Новым годом! Ура, товарищи! 🙂
Песня из мультфильма «Новогодняя сказка».
Слова И.Шаферана, музыка О.Фельцмана.
Источник: polonsil.ru
Ёлка, звезда и другие традиции Нового года
Все традиции Нового года, за исключением «Голубого огонька», «Иронии судьбы» и обращения президента, имеют историю как минимум длиной в несколько сотен лет. Вот, например, ёлка. Дерево стараются нарядить ещё до начала католического Рождества и выбросить не раньше, чем в феврале, а то и в марте. Ведь впереди ещё наше Рождество, Старый Новый год и он же, но только по китайскому календарю. Как-никак, с пятой частью человечества всё же приходится считаться.
Мало кто помнит уже, что обычай наряжать ель пришёл к нам в XIX веке (и это логично, ведь из тех, кто родился в XIX веке, до XXI почти никто не дожил). До этого ёлку наряжали в Европе. Робкие попытки привить нам эту традицию предпринял Пётр Первый, который в остальном не отличался робостью. Это он ввёл празднование Нового года 1 января (до этого его у нас отмечали 1 сентября) и в 1699 году привёз из заграничного путешествия наряженную ель. Но обычай этот прижился у нас только спустя двести лет.
Поначалу славяне несли домой небольшие веточки зелёного дерева, но потом — гулять так гулять — уже к концу XIX века устраиваются грандиозные новогодние балы с гигантским, до потолка, украшенным деревом, которые так и называются — ёлки. Только Новый год не был основным поводом для наряжания ели.
Зеленеющий символ жизни посреди зимней стужи должен был напомнить о Рождестве и воскрешении человеческой природы во Христе. Ёлку христиане Европы устанавливали возле своих домов и украшали её свечами — символ света Христова, — фруктами, сладостями и игрушками для бедных детей: они могли снять с дерева любую. Наши новогодние игрушки, гирлянды, конфетти, бенгальские огни и салюты — отголосок этой традиции. Ну, а если копнуть глубже, то рождественская ель — адаптированный европейскими христианами языческий обычай, которым в древности «задабривали» богов. Как бы там ни было, по сей день ёлка не мыслится европейцами в отрыве от Рождества.
Традиция № 2. Звезда.
Главное украшение ёлки — звезда. Некоторые заменяют её на «верхушку», но всё же звезда с подсветкой смотрится гораздо красивее. До революции звёзды на ёлках были серебристые, белые, золотые. Настоящие звёзды, в общем. И имели они не пять, а восемь концов. Восьмиконечная звезда — символ Рождества.
Восемь концов-лучей должны были быть символом восьмого дня творения, приход которого связывается с Пришествием в мир Христа. Кстати, украшались дореволюционные ёлки фигурками ангелов, пастушков, овечек и поклоняющихся волхвов.
Неудивительно, что после прихода к власти большевики запретили Новый год. Это тоже уже мало кто помнит, но с 1929 по 1935 наша страна оставалась без самого главного праздника, а дети без подарков. В рамках борьбы с Церковью. В 1935, после «помилования» Нового года, ёлочная звезда окрасилась в «правильный» красный цвет и приобрела «политически грамотную» пятиконечную форму.
Среди других изобретений бурной эпохи — красные флажки на ёлке и снежинки с серпом и молотом. Сегодня многие, кстати, стараются вернуться к исконной христианской традиции и приобрести для своей ели светлую восьмиконечную звезду.
Традиция № 3. Дед Мороз.
Старенький дедушка с седой бородой, посохом, в красном длинном облачении с окантовкой — так изображали на старинных иконах святителя Николая Чудотворца. Это он, согласно многочисленным сказаниям, приносил бедным детям подарки и творил другие добрые дела. День памяти святого приходится как раз на 19 декабря, перед самым Новым годом. Вот чем объясняется детская вера в то, что доброму новогоднему старцу можно загадать любое желание, и он обязательно услышит и исполнит.
В Европе святой Николай (по-английски Santa Claus) так и остался светлым символом наступающего года, а у нас в 1929 году упоминание о нём было запрещено, и после возвращения стране Нового года он был заменён образом сказочного Деда Мороза. Его спутницей стала также сказочная Снегурочка. Интересно, что в Греции подарки детям раздаёт святой Василий — день памяти святителя Василия Великого в этой православной стране приходится в аккурат на 1 января.
Традиция № 4. Новогодний стол и подарки.
В первый день Нового года богатые люди спешили раздать милостыню и устроить благотворительные обеды для бедных. Было всё так, как в первый день Рождества. Кстати, до смены календарей (всё той же советской властью) именно Рождество было первым зимним праздником, и отмечалось оно 25 декабря. Новый год шёл за ним и всегда приходился на святки.
А раз 1 января было святым днём, и тем более началом нового года, в него положено было совершать добрые дела. Также перед Новым годом старались попросить друг у друга прощения, отдать долги и примириться с теми, с кем поссорились.
Новогодний стол на РусиНовогодний ужин в точности копировал двенадцать блюд рождественского сочельника. Стол посыпали семенами ржи, пшеницы, овса, а сверху накрывали чистой скатертью. Главным блюдом, как и в сочельник, была кутья. Выставлялись также традиционные для рождественского ужина пирог, блины и особое печенье «козюли» в виде домашних животных — коз, овечек, лошадок и других, встретивших Рождённого в Вифлееме Младенца и согревших Его своим дыханием. Так как Новый год приходился уже на время после рождественского поста, на стол ставили и не постные праздничные блюда, главным из которых был запечённый гусь или поросёнок.
В наши дни подарки дарят только детям, близким и друзьям. За праздничный стол тоже не пытаются звать всех, кого встретят. Не только в Новый год, но и в Рождество. А ведь ещё совсем недавно всё было по-другому. Светлый праздник был поводом согреть своим теплом нуждающихся.
Сегодня православные приходы стараются возродить эту почти ушедшую в прошлое традицию. Верующие посещают детские дома, больницы и дома престарелых. Они не просто дарят подарки, но и готовят для тех, кого посетило горе, настоящий праздник, наполненный теплом и любовью.
Мария Цырлина
Источник: pravlife.org