Что относится к украшениям христианского храма

Храм – это здание, где происходит богослужение. В христианском храме прославляется триединый Бог Иисус Христос, открывший и указавший путь верующим в Царство Небесное. Назначение храма – показывать истинное, праведное состояние мира и направлять христиан по пути Христа к достижению спасения каждого отдельно и всего мира в целом.

Внешний облик храма, согласно толкованию апостолов, должен выражать две идеи: храм знаменует собой дом Божий (мир как творение Бога) и одновременно храм символизирует корабль, спасающий человечество. «Дом Божий». По православному учению бог создал мир в гармонии и добре, лишь грехопадение человека нарушило гармонию, принесло в мир смерть, зло и хаос.

Подвиг Иисуса Христа уничтожил власть смерти над естеством, указал путь к спасению. Тем не менее мир пока неправеден. Церковь –это символ стремления к гармоничному, праведному миру. «Храм – икона преображенного космоса». «Храм понимается как начало, которое должно господствовать в мире. Храм выражает собой не действительность, а чаянье, неосуществленную надежду», «Корабль».

Устройство православного храма

В храме должен происходить процесс освобождения человека от греха и его духовное возрождение. Храм олицетворяет «Ноев ковчег, где верующие спасаются от волн житейского моря и стремятся в царствие небесное».

Православный храм – это «корабль с высокой мачтой-колокольней и наполненными ветром парусами-куполами, устремившейся закругленными алтарными апсидами на восток к восходу солнца». Внешний облик храма выражает стремление к гармонии мира; внутреннее пространство символизирует этот гармоничный Божий мир. «Через видимое снаружи горение небо сходит на землю внутрь храма и становится его завершением (свод и лик Пантократора), где все земное покрывается благословляющей рукой Всевышнего».

Свод – небо и пол – земля не противопоставляются, а неразрывно сливаются благодаря символике стен. Стены православного храма расписываются ярусами, с последовательным изображением иерархии всех святых и ангелов, связывающих небо и землю. До пола росписи не достигают, оставляя не расписанными панели высотой в рост человека.

Это делается так, как по богословскому учению «люди несут в себе образ божий, хотя и замутненный грехом» и являются как бы одушевленными иконами, подобными святым верхних ярусов. Таким образом, интерьер храма олицетворяет весь мир Божий, вселенскую Церковь. Храм объединил в себе тоску по вечности и стремление к утраченному раю.

Ритуал освящения церкви символизирует отделение ее от светского пространства и очищение одновременно. Церковный символ – это не «условный знак того, что он изображает, а он таинственно содержит в себе то, что он изображает». Как икона не есть только изображение святого, так и православный храм не есть только дом для молитвы.

Вера превращает материальный символ (крест, престол, храм) в реально существующую святыню. Архитекторам следует особо внимательно относиться к церковной символике, не пренебрегая ею, а ища в ней образное решение как всего объема, так и отдельных частей храма. В истории были и будут значительные отступления от устоявшихся традиций и церковных правил. Но решительное отвержение канонов русских православных храмов в конечном итоге оказывалось временным, и последующие поколения возвращались к традиционным схемам. Церковный канон в результате лишь оттачивался и совершенствовался, проводя основные свои идеи сквозь века. По православному канону храм по плану может быть:

Какие артефакты хранятся в первом в мире Христианском Храме | Армения, Эчмиадзин

• в форме «Корабля» (прямоугольник), символизирующего мысль, что мир есть «житейское море», полное бурь, а Церковь – корабль, на котором можно безопасно переплыть бурное море, достигнуть мирной пристани – царствия небесного; • крестообразной формы, символизирующей крест Христов, через который верующие получили спасение;

Читайте также:
Украшение из ваты на новый год своими руками

• в форме круга, символизируя вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца, есть символ вечности;

• в форме «звезды» (восьмиугольника), выражающей мысль, что Церковь подобно Вифлеемской звезде указывает путь верующим ко спасению;

Возможны комбинации вышеназванных форм.

Над храмом возвышаются кресты, венчающие главы в знак прославления подвига Иисуса Христа. Непреложным элементом православных церквей со времен Византии является купол. Он дает чувство безопасности, выражает заступничество, направляемое Божьей милостью, а сферичность его линий – единение всех христиан в Церкви. Форма купола бывает разной в зависимости от местных традиций и времени постройки, начиная от полусферы (характерной для византийских, греческих и сербских церквей), древнерусского шлема и луковичной главы. Последний тип купола, будучи принят в большинстве российских церквей, символизирует образ пламенной молитвы, горение свечи.

Глав может быть:

• одна – в честь одной главы Церкви – Господа Иисуса Христа;

• три (одинаковой высоты) – в честь Святой Троицы;

• пять (одна центральная – выше, а остальные четыре нижние равны между собой) – в честь Христа и четырех евангелистов;

• семь (равных) – в честь семи таинств и семи вселенских соборов;

• девять (три высокие, три средние и три низкие) – в честь ангелов, соответственно числу ангельских ступеней;

• тринадцать (одна высокая и двенадцать низких равных) – в честь Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Купола в традиционном храме опираются на столбы. При одноглавом завершении в центре храма четыре столба символизируют четырех евангелистов. В многокупольном храме может быть двенадцать и более столбов.

Церковь бывает одно- и многопридельная, соответственно количеству престолов и алтарей в храме. Приделы делаются потому, что существует запрет совершать на одном престоле более одной литургии в день (в память принесения Иисусом Христом единой на все времена жертвы на Голгофе). Наличие же нескольких престолов в храме позволяет совершать несколько литургий в день, другие службы и требы разной степени торжественности. Каждый престол освящался в честь какого-либо святого или христианского праздника. Если в церкви несколько престолов, то каждый посвящается своему святому, а церковь носит название главного престола.

Храм разделяется на три основные части: притвор, средняя часть храма и алтарь. Алтарь следует обращать на восток. Путь верующего с запада на восток, от притвора к алтарю символизирует движение от тьмы к свету, от зла к Христу.

Алтарь от средней части отделяет иконостас. В средней части стоят прихожане во время служб. На солее перед алтарем ведут службу церковно- и священнослужители. Притвор как бы предваряет вход в храм. Здесь покупают свечи, заказывают требы, готовятся ко входу в основную часть храма.

Во времена первых христиан в среднюю часть храма допускались только крещеные. Оглашенные (оглашенные проповедью христианской, изучающие Евангелие, желающие принять христианство) допускались лишь в притвор. Со временем этот обычай отмер, так как крестили на Руси во младенчестве, а иностранцев нехристиан, желающих принять крещение, было слишком мало. В алтарь допускаются лишь ведущие службу: церковно- и священнослужители. Для мирянина вход в алтарь закрыт, кроме исключительных случаев (например, ввода мальчиков в алтарь после крещения).

Схема православного храма

И теперь трехчастное деление храма (притвор, средняя часть, алтарь) соответствует трехчастному делению.

Деление людей по отношению к Церкви:

• начинающие входить в церковь;

2. Разные ступени духовного состояния человека на пути к спасению:

• начальная ступень: начало исправления;

Читайте также:
Какую насадку использовать для украшения капкейков

• средняя ступень: шествие по пути с церковью;

• высшая ступень: единение с богом, спасение.

Алтарь есть священное место, недоступное, но главное и центральное, на него обращены взоры верующих. Алтарь символизирует невидимый мир – мир духовный, тогда как передние части храма – видимый земной мир. Для верующего алтарь, в первую очередь, символизирует рай, царствие небесное.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Устройство Православного храма и что все-таки можно украшать цветами.

Под словом «храм» в Православной Церкви подразумевается особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему.

Православные храмы строились по-разному, но при этом символически всегда соответствовали церковному вероучению. Каждая деталь имела глубокий смысл и значение. Встречаются на Руси храмы в виде креста – символ спасения, круга – символ вечности.

Чаще всего встречается трехчастное строение, где храм разделяется на алтарь, собственно храм (или четверик) и притвор (или трапезная)

Трехчастное строение храма.

СОБСТВЕННО ХРАМ , т.е. средняя его часть, часть храма символизирует собой наш, человеческий, земной мир, но уже осиянный нетварным божественным светом. Здесь из-под купола ниспадает большой многоярусный светильник – паникадило (реже -одиночный обруч, увенчанный свечами или лампадами – хорос ).

В центре средней части храма размещается аналой – высокая тумба с покатым верхом. На нем находится икона с изображением Святого или какого-либо священного события, которое вспоминает Церковь в этот день.

В храме располагается канун – прямоугольный панихидный столик со свечами и Распятием, место поминовения усопших.

Ковчег с мощами и особо почитаемые иконы, как правило, находятся на видном месте – у иконостаса или у солеи. Часто они помещены в красивые киоты.

АЛТАРНАЯ ЧАСТЬ ХРАМА обязательно обращена на восток и всегда выше средней части храма на одну или несколько ступеней (рис. 2). Это важнейшая часть храма, святое место, поэтому в него разрешается входить только священникам и клирикам храма. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а сам храм – землю.

Алтарная часть

Святой Престол находится в середине алтаря, напротив Царских врат. В престол или под него вкладываются мощи святых или их частица в ковчежце в память об обычае причащения на гробах мучеников. Прикасаться к престолу может только священнослужитель.

Жертвенником называется второй стол в северной части алтаря, слева от Престола. На нем совершается первая часть Божественной литургии, называемая проскомидией (от греч. «приношение»). Жертвенник, так же, как и престол, является местом святым, и прикасаться к нему могут только служители церкви.

Горнее место – это пространство между престолом и восточной стеной алтаря. Здесь во время архиерейской службы ставиться кресло, на котором может восседать только архиепископ. Над горним местом находится запрестольная икона.

Перед алтарем вдоль иконостаса имеется возвышение – солея . Таким образом, алтарь не заканчивается иконостасом, а частично выходит из-под него в собственно храм.

Средина солеи — полукруглый выступ перед Царскими вратами — называется амвон . С амвона проповедует священник, на нем происходит Таинство Причащения.

ИКОНОСТАС – это стена с установленными на ней в особом порядке иконами (рис. 3). В высоту она обычно не доходит до потолка и, как правило, имеет ярусное строение. Нас, как церковных флористов, интересует, прежде всего, нижний ряд. Он носит название «местный» и содержит всегда самые большие иконы.

В центре каждого предела находятся Царские врата с иконами Благовещенья и четырех евангелистов.

Справа от Царских врат – икона Спасителя, слева – образ Пресвятой Богородицы. Правее иконы Спасителя находится храмовая икона святого или праздника, во имя которого освящена церковь. Северные и южные врата служат для входа в алтарь во внеслужебное время.

Читайте также:
Кандурин кондитерский как использовать в украшении пряников

В небольших храмах некоторые ряды на иконостасе могут отсутствовать

ЧТО МОЖНО УКРАШАТЬ В ХРАМЕ

Приходя на праздничное богослужение, мы часто видим букеты цветов и композиции, расставленные по всему храму.

Их количество, безусловно, это зависит и от иерархии праздника, и от финансовых возможностей прихода. Так что же все-таки принято украшать в храме?

В первую очередь цветы ставят к иконе праздника, которая располагается на аналое, находящимся в центре каждого храма. Посмотрев на эту икону, даже не воцерковленный человек сможет понять, память какого святого или какое важное событие празднует Церковь в настоящий день.

Несколько раз в году на центральном аналое возлагают выносной Крест или устанавливают вместо него Голгофу или гробницу для Плащаницы Спасителя или Пресвятой Богородицы. Крест и Плащаницы всегда украшаются с особым вниманием и усердием.

В алтаре чаще всего цветы устанавливают рядом со святым Престолом. Для этого используют аккуратные компактные букеты или композиции. Их не ставят на сам Престол, а располагают рядом с семисвечником на специальных устойчивых подставках. Так же можно оформить архиерейское кресло, запрестольную икону, орлец (специальный круглый коврик с изображением орла) – элемент православного богослужения епископским чином.

Если в храме есть рака или ковчег со святыми мощами, то они тоже убираются цветами на все значимые церковные праздники.

По возможности, оформляются особо чтимые храмовые иконы.

Очень красиво смотрится, когда цветочное украшение обрамляет Царские врата. Чаще всего это бывают гирлянды сверху или подвесные композиции по бокам от них. Если храм большой, и размеры солеи позволяют, то у Царских врат устанавливают высокие букеты на подставках или церковных подсвечниках.

Если солея отделена от собственно храма ограждением (балюстрадой), то перилла тоже можно оформить цветочными гирляндами.

В некоторых храмах к особо значимым праздникам украшают паникадило. Как правило, пышными гирляндами или подвесными композициями в форме яйца или шара (символа торжества Православия на земле).

Помимо вышеперечисленного, на Двунадесятые праздники принято украшать свечи – главную выносную и дьяконские, а также трисвечник на Пасху, дикирий и трикирий к архиерейской службе.

На такие праздники, как Троица и Вход Господень в Иерусалим традиционно делают небольшие букетики в руки священнослужителям. С этими цветами батюшки выходят из алтаря в некоторые ключевые моменты службы.

На Троицу украшают столик для коленопреклоненных молитв.

Все моменты украшения согласовываются с настоятелем храма. Для работы в Алтаре и на Солее берется отдельное благословение.

Источник: dzen.ru

masterok

Даже не имея никакого отношения к религии, мне все равно интересно знать, что обозначает тот или иной символ. Вот для вас интересные сведения о том, почему делают купола разных цветов на храмах и какой символ несет в себе число куполов православных храмов.

Цвет: от золотого до черного

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы — Успенский, Благовещенский, Архангельский.

Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле.

Читайте также:
Украшения к новому году из пластиковых бутылок своими руками

Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений — церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства — князю Александру Вяземскому.

По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом.

Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле — один из ключевых памятников местной школы XVII века.

Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, — например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородоми Софийский собор в Вологде. Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного. Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве — женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева. Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна — вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве. Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока. Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года — тогда храм восстановили и перестроили.

Форма: не только луковицы

Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор — место крещения Александра Пушкина.

Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие…и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске.

Купол-луковица в православной архитектуре — воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами — это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля.

Шатер вместо традиционного купола трактуется в христианстве как образ Богородицы или Свет небесный. Шатровые храмы были распространены в XVI веке, хотя подобные церкви строились и раньше. Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском. Ее построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.

Количество: от одного до тридцати трех

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них — церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Оба храма построены в XII веке — они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Читайте также:
Брендовые ювелирные украшения список

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря — старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего — Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них — Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые. К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске — главный собор Донского казачества — и Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы. Девять куполов венчают храм Спаса на Крови в Петербурге и Благовещенский соборМосковского Кремля.

Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках — двенадцати апостолах. Тринадцатиглавый храм Иверской иконы Божией Матери находится в московском Николо-Перервинском монастыре. Его построили в 1908 году по проекту Петра Виноградова. В советское время собор использовали в качестве склада и фабричного цеха, но в 1990-х годах его восстановили.

Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова. 25 куполов венчают Покровскую церковь в усадьбе Богословка под Петербургом — копию утраченного карельского Покровского храма.

Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Один из них находится в Волгоградской области — это Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Образцом для нее послужила деревянная Преображенская церковь в Кижах.

В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами, но это скорее исключение из правил.

Кабель КГВЭВнг и КГВЭВнг-LS – силовой гибкий кабель, с медными многопроволочными токопроводящими жилами, в оболочке и изоляции из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности, с низким дымо- и газовыделением. Кабель экранирован медной оплеткой, что защищает передаваемый сигнал от электромагнитных полей. Кабель не распространяет горение при прокладке в пучках. Предназначен для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках в электрических сетях на номинальное переменное напряжение 660 и 1000 В переменного тока частотой до 60 Гц и при напряжении 1000 и 1500 В постоянного тока.
Наша компания НК кабель реализует кабель более 30000 наименований и сечений, например в наличии есть кабель авббшв 4х240, с жилами из алюминия.

Источник: masterok.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...