Батик (рисование по ткани) — увлекательное занятие, результат которого поможет вам внести изюминку в индивидуальный стиль и продемонстрировать собственные таланты. В росписи по ткани нет ничего сверхсложного, главное — аккуратность, качественные материалы и соблюдение некоторых правил.
Вам понадобится рабочее место, ткань, краски, кисточки, емкость с водой и небольшие х/б тряпочки.
Какие ткани подойдут для батика
Разрисовывать можно как готовую вещь, так и отрез ткани. Подыскивая материал для батика, нужно обращать внимание на его внешний вид и на физические свойства — плотность, гладкость и переплетение нитей. От этого будет зависеть как растекается и впитывается краска. Оптимальный выбор — однотонная струящаяся ткань с гладкой поверхностью и полотняным переплетением нитей.
Люксовый метод обработки изделий
Существуют два основных направления классического батика — холодный и горячий. Поскольку одним из этапов горячего батика является кипячение, для него подходят только те материалы, которые не деформируются при термообработке — хлопчатобумажные ткани, вискоза или лен. Техника холодного батика помимо перечисленного допускает работу с шерстью и натуральным шелком. Встречаются также рисунки на синтетике, например, полиэстере, но это крайне непредсказуемый материал, и начинающим лучше не рисковать.
Какие краски используются в батике
Для рисунка на ткани нужны специальные краски, они бывают двух видов: на основе акрила и анилина. Акриловые рисунки в завершающей стадии закрепляют с помощью горячего утюга, а анилиновые для фиксации обрабатывают паром в специальном автоклаве. Впрочем, экономные мастера уже приспособились пропаривать изделия в ведрах и пароварках.
При обработке паром краска глубоко проникает в волокна, давая равномерную окраску и полностью сохраняя структуру ткани. Работа с анилиновыми красками занимает больше времени, требует подготовки и определенной сноровки. Это уровень профи.
У акриловых красок доступная цена, они водорастворимы, при этом устойчивы к стирке и быстро сохнут — они прекрасно подходят для начинающих художников. Такие материалы относят к классу «хобби». Они бывают матовые и глянцевые, с повышенной текучестью для росписи на шелке, для работы на плотных тканях и коже — с пометкой «Textile”. Они могут быть с различными эффектами — бархатистой поверхности, флуоресцентные, металлики, перламутровые. На некоторых красках стоят отметки «для темных тканей» или «для светлых тканей» — к подобным рекомендациям производителя тоже лучше прислушаться.
Чем я рисую Тоторо на тарелке? Все секреты росписи ангобами)
Чтобы краски не растекались по ткани бесконтрольно, вам нужно ее «запереть» в замкнутых линиях. Для этого используют контур (резервирующий состав) — специальная густая краска в тюбике с тонким носиком. При нанесении она пропитывает волокна ткани и препятствует растеканию краски за пределы линии. Контуры бывают обычными, с 3D эффектом, перламутровыми, блестящие глиттеры и другие. Для шелка используется отдельный вид контуров.
Мастера советуют не смешивать в одной работе краски разных производителей и разных серий — химические составы красителей могут конфликтовать друг с другом. Чтобы не заблудиться в лабиринтах баночек, обращайте внимание на несколько моментов:
- вид ткани;
- насыщенность цвета;
- разнообразие цветовой палитры красок и контуров;
- необходимость в спецэффектах;
- дополнительные составы — например, французская фирма Pebeo предлагает растворы для приглушения яркости, для сгущения красок и специальный резерв для защиты большого участка поверхности от краски.
Техники рисования по ткани
Мы уже упоминали об основных направлениях — горячем и холодном батике. Кроме них есть еще три интересные техники для создания узоров на тканях.
Аэрография. Нанесение краски на материал происходит с помощью аэрографа. Интенсивность цвета определяется расстоянием от сопла до ткани и продолжительностью воздействия. Для работы не нужны контуры, зато для создания четких границ часто используются трафареты.
Узелковая роспись (сибори, тай-дай, планги). Основной принцип — ткань окрашивается полностью, кроме тех мест, которые вы предварительно защитите. Препятствуют краске множество завязанных узелков, прищепки, перетяжки нитями, в которые для создания оригинального узора можно добавлять пуговицы, веточки или другие элементы. Иногда процесс повторяют — после окрашивания и последующего распускания узелков, завязывают новые на других местах и красят в очередной цвет.
Свободная роспись. Ткань смачивается водой и на нее с помощью кисти наносится рисунок. Контуров нет, поэтому краски при этом могут свободно смешиваться друг с другом. Степень влажности ткани определяет «акварельность» рисунка.
Как переносить рисунок
Есть много способов по переносу изображения с бумаги на ткань. Самый удобный вариант — если ткань тонкая, а контур рисунка на бумаге выполнен жирными линиями насыщенного цвета, то можно просто подложить рисунок под ткань и обвести. Но если вы рисуете на плотной ткани или не уверены в твердости своей руки, попробуйте следующие способы.
Способ 1
Натяните ткань, положите на нее копировальную бумагу, а сверху — рисунок. аккуратно обведите контуры рисунка — отпечаток останется на ткани. Используется для светлых и темных тканей — выбирайте копирку того цвета, который сильнее будет выделяться на вашем материале.
Способ 2
Сделайте по контуру рисунка прорези канцелярским ножом, оставляя небольшие перемычки, чтобы рисунок не рассыпался на части. Положите получившийся трафарет на ткань и проводите по прорезям мягким карандашом или мелком контрастного с материалом цвета. Аккуратно уберите рисунок и достройте контур, зарисовав промежутки.
Если рисунок простой и однотонный, и вы уверены в своей аккуратности, можете вместо мела сразу воспользоваться кисточкой с краской.
Способ 3
Возьмите толстую иглу, положите рисунок на мягкую поверхность и сделайте много точечных проколов по контуру. Затем переложите бумагу на закрепленную ткань и посыпьте ее толченым мелом или грифелем карандаша. Распределите порошок по поверхности с помощью ватного диска, немного придавливая его. Уберите бумагу — на ткани появится точечный контур рисунка.
Способ 4
Исходный рисунок должен быть на кальке. Обведите его с обратной стороны мокрым карандашом или мелом, затем аккуратно приложите к ткани и прогладьте несколько раз рукой.
Способ 5
С помощью света. Закрепите ткань на твердом листе стекла, оргстекла, пластика или другого материала, пропускающего свет. Расположите лист на двух подставках (например, две табуретки), между которыми на полу установлена лампа, направленная вверх. Включите свет и обведите рисунок карандашом или сразу контуром.
При наличии небольшого опыта и простых рисунках перенос изображения может не потребоваться — многие рисуют сразу по ткани.
Практические советы
Предварительная стирка. Заводская пропитка новой ткани препятствует впитыванию красок и рисунок может быть испорчен. Обязательно перед началом работ постирайте материал, высушите, прогладьте и только потом приступайте к рисованию.
Натяжение ткани. Перед началом работы убедитесь в том, что ткань надежно закреплена на жесткой поверхности — лучше всего взять лист пластика, фанеру или доску. Для фиксации можно использовать канцелярские кнопки, скрепки, зажимы для бумаги и даже обычные бельевые прищепки. Главное, чтобы ваше рабочее место не сдвигалось при переносе изображения с бумаги и в процессе нанесения контура и красок.
Подложка. Если вы наносите рисунок сразу на готовое изделие, например, футболку, важно, чтобы между слоями закрепленного изделия была подложка — это позволит избежать попадания краски на заднюю сторону изделия, где рисунок не предусмотрен. В качестве подложки может выступать весь лист пластика или фанеры, на котором вы крепите изделие, если позволяет размер, либо дополнительная вкладка из аналогичного материала или просто полиэтиленовая пленка.
Вода. Воду для разведения краски наливайте в устойчивый тяжелый стакан или банку и ставьте ее чуть в стороне, не под рукой. Не стоит пользоваться пластиковыми стаканчиками, они неустойчивые, их легко перевернуть и испортить работу.
Тряпочки. Под рукой хорошо иметь гигроскопичную ветошь — влажную и сухую для промакивания кисточек, вытирания рук и стола в процессе работы. Внимательно следите, чтобы на кисточке не висела капля — одна-единственная клякса способна безвозвратно испортить изделие. Не меньшее внимание уделяйте чистоте рук — иногда кажется, что краска на них попадает просто по волшебству.
Кисти. Выбор кисти обусловлен видом рисунка, качеством ткани и вашими личными вкусами. В батике можно использовать очень большой ассортимент кисточек, а также поролоновые и ватные тампоны. Желательно выбирать кисточки с длинной ручкой и ровной, аккуратно уложенной щетиной. Для прорисовки мелких деталей и работ вблизи контура вам понадобятся тонкие кисточки, для закрашивания больших поверхностей можно брать круглые и плоские кисти.
Обратите внимание, кисть не стоит надолго оставлять в воде кончиком вниз — она может деформироваться. По окончании работы вымойте кисточку с каплей посудомоечного средства и просушите кончиком вверх.
Контур. При нанесении контура держите тюбик под острым углом к ткани и не меняйте скорость движения руки — тогда линия получится ровной по толщине.
Закрепление. Внимательно читайте инструкции на баночках с красками и контурами — у каждого производителя может быть свой срок высыхания и способ закрепления. Соблюдение правил поможет вам не испортить работу.
Идеи: какие вещи можно разрисовать
Традиционно в технике батика украшали шелковые шарфы, палантины, платки и платья. Поскольку искусство зародилось в Индонезии, его родные мотивы — цветы, растения, птицы и пейзажи.
Для «пробы пера» можно взять однотонную хлопчатобумажную футболку и оформить ее в технике шибори — получится летний яркий рисунок в виде спирали с расходящимися лучами. На детской толстовке хорошо будет смотреться кадр из любимого мультфильма — в таких рисунках есть четкий контур и крупные формы, они будут просты в работе.
Потренировавшись на небольших изделиях, вы можете расписать декоративную наволочку или покрывало в спальню, настенную панель, скатерть или штору. Цвет и мотивы работы будут зависеть от стиля вашего интерьера.
Если вы будете искать контурные рисунки для батика в интернете, можете смело добавить к ним шаблоны для витражной росписи по стеклу — в этих техниках схожий принцип.
Желаем вам удачных экспериментов!
Источник: zvetnoe.ru
Искусство росписи по ткани. Обзор техник. Полезные советы. Описание материалов.
Источник. Далее текст автора. Искусство краcить ткань известно человечеству с древнейших времен. Само слово «батик» (batik) пришло к нам из Индонезии. Словом «ba» индонезийцы называли хлопчатобумажную ткань. Слово «tik» переводится как «капля» или «точка».Батик не имеет каких-либо жёстких рамок или традиций.
Каждый мастер может применять различные варианты росписи, внося что-то новое, постоянно совершенствуя свою методику.
Украшать художественной росписью можно любую одежду и аксесуары (платья, платки, шарфы, рубашки, сумочки и т.д.) а также предметы интерьера (шторы, подушки, покрывала, скатерти) или создавать отдельные панно.
Вы вдохновились идеей росписи по ткани?! Не упустите важные моменты: Ваше рабочее место
Идеально Ваше рабочее место должно быть хорошо освещено и обеспечено водой, иметь достаточное пространство, чтобы Вы могли передвигаться вокруг подрамника и рисовать с любой стороны. Важно, чтобы перед глазами была вся палитра имеющихся в распоряжении красок. Так Вы сможете подбирать нужные Вам цвета.
Подготовка ткани
Предварительно ткань постирайте, чтобы удалить крахмал. При необходимости прогладьте утюгом. Сначала закрепите ткань на двух углах. Затем, с помощью кнопок или натяжных крючков, расположенных на расстоянии от 5 до 8 см друг от друга, закрепите одну сторону, затем- остальные. При этом следите, чтобы кнопки не располагались друг напротив друга.
Таким образом можно избежать образования ложбинок. В конце растяжки ткань должна быть натянута как кожа барабана.
Нанесение резервного контура на ткань
Мягким карандашом наносится на ткани контур рисунка с заранее приготовленного шаблона. Резервирующий состав необходим для того, чтобы не допустить затекания и смешения красок. Касаясь концом насадки, нанесите резерв по карандашному следу. Обязательным условием является замкнутость контура. Линия должна вестись плавно, без остановок, чтобы состав мог пройти сквозь ткань.
Если Вы работаете на плотных тканях (бязь, лен), нанесите резерв с двух сторон. После нанесения резерва следует просушить ткань на воздухе до полного высыхания, а затем проверить целостность и надежность контура. При необходимости контур можно поправить, зафиксировав места пропуска. После работы насадку промойте водой. Храните резерв в плотно закрытой тубе.
Роспись методом резервирования («Холодный батик»)
Натяните ткань на раму, переведите рисунок и нанесите резерв. Следите, чтобы линия контура была замкнута. Сушите резервирующую линию не менее 3 часов. Смочите ткань внутри контура водой. Краски перед употреблением хорошо перемешайте.
При помощи мягкой кисти сначала закрашивайте светлые элементы рисунка, а затем более темные его части.Краску наносите на ткань, не доводя до края резервирующего контура. При окрашивании больших поверхностей ткань смачивайте водой, тогда краска будет ложиться ровно, не оставляя сильно заметной разницы. Завершив работу, необходимо выждать 24 часа, после чего прогладить роспись горячим утюгом без пара 5 минут через х/б ткань при температуре, соответсвующей х/б ткани.
Свободная роспись
Роспись ткани кистью напоминает удивительный эффект гобелена. Начинайте с выбора красок. Для начала отберите краски четырех или пяти цветов, которые легко комбинируются друг с другом. Наносите краски большими и маленькими мазками, расположенными радом друг с другом. Обратите внимание на эффекты, возникающие при растекании красок.
Старайтесь работать как можно быстрее, чтобы еще не проникшая вглубь ткани краска перемешалась, не оставляя сильно заметной границы. Если Вы ищете эффект прозрачности, то в краски можно добавить разбавитель, таким образом Вы получите нежные тона, похожие на акварельные. Завершив работу, необходимо выждать 24 часа, после чего прогладить роспись горячим утюгом без пара 5 минут через х/б ткань при температуре, соответствующей х/б ткани.
Набор для росписи по ткани Decola (5 цветов+2 контура+разбавитель для красок) идеально подходит для начинающих и не только!
Трафаретная техника
Трафарет- декоративный мотив, вырезанный на бумаге. Трафареты, выполненные из промасленного картона, являются водостойкими и хорошо выдерживают растворители, их можно использовать несколько раз. Преимущество работы с картонными трафаретами заключается в снижении до минимума возможности смазывания краски, так как картон впитывает краску по краям прорезей.
Эта техника очень проста. Плотно закрепите трафарет на рабочей поверхности. Подготовьте на палитре понравившиеся Вам краски. Возьмите поролоновый спонжик, аккуратно обмакните его в краску, нанесите на трафарет. Завершив работу, необходимо выждать 24 часа, после чего прогладить роспись горячим утюгом без пара 5 минут через х/б ткань при температуре, соответствующей х/б ткани.
Фиксация красок утюгом
Готовое изделие проглаживают утюгом с терморегулятором через х/б ткань при температуре, соответствующей х/б ткани.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КРАСОК ДЛЯ РОСПИСИ ПО ТКАНИDeco Textil(краска по ткани)И РОСПИСИ ПО ШЕЛКУDeco Silk
Стандартная техника росписи по тканивключает 4 простых действия: Действие 1 — Подготовка тканиПостирайте ткань в теплой мыльной воде. Высушите и прогладьте, если необходимо. 2. При необходимости растяните на деревянной раме и аккуратно закрепите. 3. Слегка наметьте на ткани рисунок карандашом. Действие 2 – Нанесениеконтура Deco Fabric Guta
Нанесение красок и контуров
можно осуществлять различными техниками, в том числе через трафарет или с помощью соли. Контур Deco Fabric Guta используется для наведения контура, чтобы предотвратить растекание краски на другие части рисунка.Ведите тонкую сплошную линиюконтуром Deco Fabric Guta против направления волокон по контуру рисунка, легко выжимая пропитку из аппликатора. Линия должна быть постоянной или равномерной толщины и без разрывов.Сушить не менее 1 часа. Для закрепления контура Deco Fabric Guta прогладьте ткань утюгом (Указатель температуры выставьте в зависимости от типа ткани. Поверхность утюга не должна непосредственно касаться нанесенногоконтура Deco Fabric Guta, поэтому между утюгом и окрашенной поверхностью необходимо проложить ткань или белую бумагу). Действие 3 – Роспись красками:Кистью наберите краску из флакона и нанесите на ткань. Старайтесь наносить краску тонким и равномерным слоем. Чтобы добиться глубины цвета, накладывайте краску несколько раз. Сполосните и отожмите кисть перед сменой цвета. Если Вы хотите смешать несколько цветов, краски можно сначала смешать на палитре и затем наносить на ткань или смешивать их прямо на ткани. Особенности нанесения красокDeco Textil: До начала основной работы проверьте Deco Textil на тестовом кусочке ткани для того, чтобы ощутить свойства краски и научиться ими пользоваться. Дать краскам высохнуть (1 — 2 часа в зависимости от толщины нанесенного слоя краски). Действие 4 – Фиксирование путем нагрева (утюгом): 1. Чтобы закрепить краски на ткани путем нагрева, необходимо прогладить работу утюгом. Поверхность утюга не должна непосредственно касаться краски, поэтому между утюгом и окрашенной поверхностью необходимо проложить ткань или белую бумагу. Указатель температуры выставить в зависимости от типа ткани и утюжить каждую сторону от 3 до 7 минут. Особенности фиксации красокDeco Textil : Для тканей, которые можно стирать: Зафиксируйте краску, прогладив ткань утюгом (указатель температуры «хлопок», без пара) С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ НАНЕСЕННОГО РИСУНКА в течении 5 минут. Под воздействием температуры краска закрепляется на ткани и приобретает объемную текстуру. Для тканей, которые нельзя стирать: Зафиксируйте краску феном, сушите в течении 5 минут до проявления объемной текстуры на ткани. Уход: Первая стирка возможна через 48 часов после фиксирования краски на ткани. Для лучшего сохранения яркости цветов рекомендуется стирать в стиральной машине в режиме «для деликатных тканей» при температуре 30 С°. Хлопковые ткани можно стирать в машине при температуре 60 С°. Для тканей с красками Deco Textil необходим режим «для деликатных тканей», температура — 30 С°. Холодная техникаDeco Silk Использование «холодных» технологий построено на том, чтобы уменьшить или почти исключить растекание красок в случаях, когда нежелательно применение пропитки контуром Deco Fabric Guta и/или необходимо акцентировать проработку деталей кистью. С этой целью применяют медиум Anti-fusing
, который делает краски более густыми: Способ 1: Нанесите на место рисунка медиум Anti- fusing. После его полного высыхания, поверх Anti- fusing нанесите рисунок неразбавленными красками Deco Silk Способ 2: Смешайте 1 часть медиума Anti-fusing с 1 частью неразбавленной краски Deco Silk и нанесите на ткань кистью. Примечание: применение медиума Anti-fusing уменьшает растекание красок, но не устраняет его полностью. Медиум Anti-fusing может использоваться в качестве основы для светлых тонов краски, которые необходимо наложить на темную ткань или краску. Солевая техникаDeco SilkТекстурный фон создаётся с помощью соли, впитывающей краски, пока они не просохли.
- Выполните Действие 3, пункт 1 стандартной техники нанесения Deco Silk
- Рассыпьте по ткани соль, пока краски не высохли.
- Дайте работе просохнуть, затем удалите соль. Примечание: можно поэкспериментировать с солью крупного и мелкого помола в поисках нужного эффекта. Для лучшего результата ограничьте количество соли, оставляя некоторые куски ткани открытыми.
Выполните Действие 3 стандартной техники нанесения Deco Silk .
- После того, как фон рисунка просушен, распылите краску через трафарет.
- Оставьте просохнуть, затем повторите, если необходимо. При использовании нескольких цветов, сначала наносите светлые тона.
- Выполните Действие 1.
- Слегка увлажните шелк водой.
- Сделайте подготовку светлыми тонами фона с помощью небольшого количества краски. Если цвета верхних слоев должны быть менее текучими, следуйте способу 2 по использованию медиума Anti-fusing, затем дайте просохнуть.
- После сушки проработайте детали кистью и небольшим количеством любой темной неразбавленной краски для шелка.
Источник: www.liveinternet.ru
Основные виды русской росписи
С давних времен человек привык украшать свой дом, предметы быта и для каждой страны характерно уникальное направление. Россия узнаваема во всем мире, благодаря матрешкам, самоварам, расписным подносам и прочему. Но много ли мы знаем о том, как формировались виды росписи? Какие техники использовались умельцами? Предлагаем окунуться в мир прекрасного и узнать, как русская народная роспись формировалась веками.
Основные виды промысла
Художественной росписью принято называть узоры, нанесенные краской с целью декорирования. И это можно назвать одним из самых старинных видов народного творчества. Первые найденные предметы с элементами росписи относятся к XVIII веку. Доподлинно известно, что расписывать узорами люди умели намного раньше, так как об этом упоминается в старинных летописях.
Игрушки, кухонная утварь, сундуки, сани, да и сама изба – все это лишь малая часть тех предметов, которые украшали народные умельцы. В старину люди были ограничены в путешествиях на дальние расстояния, техника нанесения узоров, состав красок и прочие секреты, которые мастер передавал своим ученикам, оставалась в одном отдельном регионе.
И узнавалась русская старинная роспись, характерная для этой местности, по уникальной манере рисования. Именно такая особенность дала имена всем известным на сегодня направлениям в русском народном творчестве.
В течение долгого времени у человека не было под рукой другого материала кроме дерева, поэтому роспись по дереву стало одним из самых обширных на Руси. Сегодня искусствоведы выделяют следующие школы старинной росписи:
- мезенская;
- хохлома ;
- гжельская;
- жостовская ;
- федоскинская ;
- городецкая;
- палех ;
- северодвинская;
- прикамская.
Сегодня все эти виды и школы русской народной росписи существуют, так как есть мастера, которые сумели сохранить старинную манеру и технику. Их товар популярен, часто покупается в качестве подарка или как сувенир на память. А много ли мы знаем об истории, просто покупая красивую вещь?
Городецкая роспись по дереву
В деревнях, расположенных поблизости уездного города Городец Нижегородской губернии, мастерили прялочные донца – один из элементов ручной прялки. На нем сидели во время работы, а по ненадобности донце вешали на стену, поэтому мастера старались его всячески украсить. Знаете ли вы, что по старинному обычаю, сватаясь, жених должен был сломать донце своей невесты, чтобы потом смастерить ей новое.
Для городецкой росписи характерна трехярусная художественная композиция, где первый и нижний ярус занимают сюжетные мотивы, а середина разделена полосой в виде повторяющегося цветочного орнамента. Кони, всадники, барышни, собачки, птицы, деревья, охотники – это главные герои городецкой росписи. Кроме прялочных донец мастера расписывали детские стульчики и каталки.
Первая Мировая едва не поставила под угрозу городецкую роспись по дереву, как и другие виды, так как в живых практически не оставалось мастеров.
В городецкой росписи красным и желтым расписывается основной фон, а уже потом дорисовывают другими цветами узоры. Черным и белым прорабатывают мелкие детали, как бы «оживляя» картину. Для приготовления красок в старину использовали природные минералы, растираемые в порошок. В конце изделие покрывается лаком.
Палехская роспись на шкатулках
Палехская школа возникла в одноименном поселке Ивановской области. Еще до революции это место настолько славилось своими иконописцами, что их приглашали работать художниками в Новодевичий монастырь, Троице- Сергиеву Лавру. С приходом советской власти религия и иконопись оказались под запретом, поэтому промысел стал угасать.
В начале XIX в. в России появилась мода на изделия из папье-маше. Палехские мастера основали ремесленную артель, которая занималась производством лаковой живописи на формах из папье-маше. Традиционными мотивами были узнаваемые сюжеты из народных сказок, творчества А.С. Пушкина, красивые пейзажи, цветочные мотивы. Это отличает палехскую школу от остальных.
Броши, серьги, коробочки, шкатулки, портсигары и прочие безделушки, выполненные в этой манере, были популярны тогда, но именно палехская шкатулка стала почти синонимом этого вида живописи. Заготовка вначале покрывается фоном – красным или черным лаком.
Кстати, известно ли вам, что по этой детали можно отличить оригинальное изделие от поддельного? У настоящих шкатулок слой лака настолько тонкий, что его практически не видно. |
Благодаря особой манере письма создается эффект трехмерного изображения. Основные характеристики палехской живописи – тщательно прорисованные образы, сочность и насыщенность, отделка сусальным золотом.
Жостовская роспись на подносах
Не все виды росписи на Руси дошли до наших времен. Например, традиция расписывать подносы появилась на Урале, на заводах Демидовых , еще в XVIII в., но сама жостовская роспись возникла лишь спустя сто лет. Основоположниками этого вида принято считать бывших крепостных, братьев Вишняковых , которые открыли художественную мастерскую в деревне Жостово .
Свой товар они продавали в Москве. Братья занимались росписью шкатулок, портсигаров, альбомов, чайников, но именно расписные подносы стали визитной карточкой Жостова . Изготавливаются они следующим образом:
- Из стали делается заготовка.
- Все неровности шлифуются и поверхность грунтуется.
- Далее ее покрывают масляным лаком. Кстати, оригинальный рецепт всегда хранился в секрете, сегодня известно только, что делали его на основе африканской пальмовой смолы.
- Следующий этап – создание широкой кистью замалевка , общего фона будущей картины. Его наносят краской, разбавленной льняным маслом.
- В течение нескольких часов изделие обжигают в печи.
- Далее следует нанесение первичного объема. На профессиональном жаргоне – тенежка .
- На этапе прокладки орнаменту придают объем, прорисовываются детали.
- Следующий шаг называется бликовка , при помощи которого создается иллюзия освещенности.
- На этапе чертежки и привязки художник добавляет мелочи, чтобы объединить отдельные детали рисунка в одно целое.
- В самом конце художник оформляет бортики подноса и покрывает изделие бесцветным лаком.
Вятская роспись по дереву
Возникший в Вятской губернии народный промысел, роспись по дереву сундуков, внес очередной вклад в развитие прикладного творчества. Простая и незамысловатая, как будто нарисованная детской рукой, однако за этим скрыт глубокий смысл.
Большинство узоров традиционной вятской росписи имеет символическое для славян значение. Так, круг — знак солнца и жизни, лев – храбрость, птицы – хорошие вести, а изображение Уткоконя (конь главного древнеславянского бога Солнца) наносилось в качестве талисмана.
В процессе росписи мастера использовали заячьи лапки и чеканы (деревянные палочки, на торцах которых были вырезаны разные узоры). Вначале сундук покрывали специальным клеем, который варили из овечьей кожи. Сразу наносили рисунок, а поверх него еще один слой клея.
Вятская роспись наносилась на двери, столбики, перегородки из дерева. Бывало, мастера расписывали сразу несколько сундуков, повторяя каждый раз узор. Они складывались один в один, по принципу русской матрешки.
Хохломская роспись
Самые известные виды росписи по дереву в России существуют многие столетия, причем за все это время техника рисования остается неизменной. Таковой является хохломская роспись на посуде из дерева, появившаяся в Нижегородской губернии.
Для русской хохломы характерна уникальная техника, благодаря которой посуда приобретает золотистый цвет. Изначально поверхность грунтуется и покрывается маслом. Далее втирается алюминиевый порошок, а после росписи красками на изделие наносят лак в несколько слоев, периодически закаливая посуду в печи.
Кстати, благодаря этому закаливанию как раз получается всем известная золоченая поверхность. |
Для хохломской росписи более характерны цветы, ягоды рябины или земляники, но нередко можно встретить изображения птиц, животных и рыб. Основные цвета – красный, черный, золотой и изредка белый, зеленый. Существует два способа нанесения узоров: верховая и под фон.
В первом случае рисунок наносится красками, поверху обработанной порошком болванки. Роспись под фон означает нанесение контуров узора, после чего основной фон окрашивается черным.
Гжельская роспись
Свое имя этот вид росписи получил благодаря селу Гжель, на окраинах которого находились залежи гончарной глины. В этих краях почти все крестьяне были потомственными гончарами, большими знатоками своего ремесла. Изготавливали посуду, глиняные игрушки и статуэтки, изразцы для облицовки печей. В середине XVIII века удалось разработать формулу русского фарфора, основой которого стала гжельская гончарная глина.
Фарфоровые сервизы стали признаком статуса владельца, именно в это время начала формироваться школа гжельской росписи. В основном наносились цветочные сложные орнаменты, использовалась синяя, черная, золотая краски. Изделие покрывали эмалью, разрисовывали и закаливали в печи. В современной Росси удалось сохранить технологию изготовления гжельской росписи.
Федоскинская лаковая миниатюра
В селе Федоскино и сегодня проживают народные мастера, работающие в этой технике. Начиналось все 200 лет назад, после того как там организовал производство лаковых табакерок из папье-маше купец Коробов. Вначале на крышки клеили гравюры, но после того как предприимчивый делец выписал из-за границы художников- минитюаристов , все изменилось.
Традиционными рисунками для федоскинской миниатюры считаются сюжеты из крестьянской жизни, чаепития и русская тройка лошадей. На лакированную поверхность, перед расписыванием, наносится светоотражающий материал. Это называется «письмо по сквозному». В конце изделие покрывается бесцветным лаком.
Мезенская роспись
Хохлома , гжель и другие известные росписи появились позже мезенской, именно ее искусствоведы считают самым первым известным видом народного прикладного творчества. Иногда называется палащельской . Родиной этой школы принято считать деревню Палащелье , рядом с рекой Мезень. Росписью в этом регионе занимались мужчины и передавали свои секреты от отца к сыну.
Основой росписи являются два цвета – кирпично-красный и черный. Из черточек, линий, ромбиков и других простых фигур складывали удивительной красоты орнаменты, но в старину все они имели тайный смысл. Раньше люди верили в магическую силу этих узоров.
Теперь вы знаете, какие были виды народного творчества на Руси и всегда сможете отличить хохломскую от жостовской росписи!
Источник: 7kul.ru